kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль личности в истории. Наполеон Бонапарт: герой или тиран?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль личности в истории. Наполеон Бонапарт: герой или тиран? Урок – суд

Цель: оценить деятельность полководца, императора Франции конца 18-начала 19 века для судеб Европы и мира. Научить учащихся умению характеризовать исторического деятеля, умению вести дискуссию. Воспитывать стремление делать людям добро и противостоять несправедливости.   

Вступительное слово учителя.

Незаметно течет время. Минуты, часы, сутки, столетия - изменяется история человечества. В этой истории важное место занимают выдающиеся личности, которые влияют на её развитие, воздействуют на неё, изменяют её  направления. Сегодня мы будем говорить о Наполеоне Бонапарте. Попробуем оценить его деятельность через судебное разбирательство, постараемся понять, что двигало им в достижении стремлений, выборе средств решения политических и военных целей. Определим вначале, кем он был для народа Франции, случайно ли он оказался политическим и военным вождём Франции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль личности в истории. Наполеон Бонапарт: герой или тиран? »

Виктор Евгеньевич Сенчук,

учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Березовская общеобразовательная средняя школа»

Раздольненский район, Республика Крым, Российская Федерация


Роль личности в истории. Наполеон Бонапарт: герой или тиран?

Урок – суд

Цель: оценить деятельность полководца, императора Франции конца 18-начала 19 века для судеб Европы и мира. Научить учащихся умению характеризовать исторического деятеля, умению вести дискуссию. Воспитывать стремление делать людям добро и противостоять несправедливости.

Оборудование: карты «Европа в 1799-1815 гг., «Отечественная война 1812года», портреты Наполеона, Мюрата, Нея, Даву.

Выставка литературы: Манфред «Наполеон», Е.В. Тарле «Наполеон»,

М. В.Нечкина «Отечественная война 1812 года», аудиозапись «Исповедь Наполеона»

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Незаметно течет время. Минуты, часы, сутки, столетия - изменяется история человечества. В этой истории важное место занимают выдающиеся личности, которые влияют на её развитие, воздействуют на неё, изменяют её направления. Сегодня мы будем говорить о Наполеоне Бонапарте. Попробуем оценить его деятельность через судебное разбирательство, постараемся понять, что двигало им в достижении стремлений, выборе средств решения политических и военных целей. Определим вначале, кем он был для народа Франции, случайно ли он оказался политическим и военным вождём Франции.

Вопросы для беседы:

1.Когда произошла Великая французская революция?

2.Что изменила революция в стране?

3.Как отнеслись монархи Европы к революции во Франции?

4. В связи с какими событиями возникла фигура Наполеона?

Дальнейшие события, связанные с судьбой Наполеона, рассмотрим в виде суда.

Задания учащимся:

  1. Какую цель преследовал Наполеон?

  2. Что он хотел изменить в европейской истории?

  3. Что он собирался сделать для народа Франции?

  4. Какими методами он действовал7

  5. Что изменилось на карте Европы в результате наполеоновских войн?

Учитель представляет участников судебного заседания: судья - …; секретарь суда - …; государственный обвинитель - …; защитник - …; обвиняемый Наполеон - …

Остальные учащиеся могут с разрешения суда выступать на стороне обвинителя или защитника как эксперты.

Участники занимают свои места, судебное заседание начинается.


Секретарь суда

« Встать! Суд идёт. Прошу садиться».

Судья информирует об обвинении Наполеона Бонапарта.

Судья.

«Сегодня слушается дело об одном из наиболее выдающихся деятелей Франции конца 18 - начала 19 века Наполеона Бонапарта. Наполеон Бонапарт родился в 1769 году на острове Корсика. Закончил Бриенскую, а затем Парижскую военную школу.

Наполеон Бонапарт обвиняется в том, что в 1799 году совершил государственный переворот, устранил от власти Директорию, установил консульство. Став Первым консулом, звание которого плебесцитом было установлено пожизненно, он сосредоточил в своих руках неограниченную власть. В 1804 году он отменил республику и провозгласил себя императором французов. Но самое большое зло народам Европы принесли его войны, которые он вёл с 1796 по 1815 годы. Войны, которые из справедливых превратились в захватнические, принесли много горя и человеческих жертв. Суду известно, что всё началось с итальянских походов в 1796-1797 годов. Прошу экспертов уведомить о ходе и результатах этого похода».

Эксперт.

«Наполеон Бонапарт совершил военный поход в Италию в 1796-1797г.г. Стремясь привлечь на свою сторону буржуазию, он не скупился на громкие фразы о свободе и заявлял о том, что он идёт освобождать Италию от австрийского гнёта. В действительности его целью было ограбить Италию и доставить её богатства в Париж. Возглавив французскую армию, которая имела плачевный вид, он пообещал её солдатам победу и обеспеченное содержание. Но, освобождая Италию от австрийцев, Наполеон нёс итальянскому народу новый гнёт - французский. Действуя как завоеватель, Наполеон нещадно грабил Италию, облагая её жителей денежными контрибуциями. Содержание своей армии он переложил на плечи итальянского народа. Произведения итальянского искусства Наполеон отправлял во Францию. Сами итальянские земли были преобразованы в республики- марионетки».

Слово просит защитник.

Защитник.

«Наполеон Бонапарт, ведя французскую армию в Италию, преследовал благородную цель - освободить страну от австрийского гнёта, уничтожить старые феодальные порядки дать свободу предпринимательству. Он пользовался любовью и уважением солдат своей армии. Благодаря военному искусству своего командующего солдаты научились форсировать реки, побеждать малыми силами, совершать тяжёлые походы.

Потом Наполеон решил совершить поход в Египет. Ведь эта страна представляла собой важный объект с точки зрения военной и экономической. Но этой страной хотела владеть главный соперник Франции - Англия. Успеху этой военной кампании помешала победа английского флота под командованием выдающегося английского адмирала Нельсона над французским в битве у Абукира 2 сентября 1799г. Французская армия оказалась отрезанной от Франции. Наполеон бросает армию и отправляется во Францию».

Прокурор ( Наполеону).

«18 марта 1799 года Вы совершили государственный переворот, устранили Директорию. Эти действия противозаконные. Чем Вы можете их объяснить?»

Наполеон.

«Устраняя от власти Директорию, я действовал в интересах французского народа. Власть Директории в этот момент стала настолько слабой, что страна стояла перед угрозой возврата к власти роялистов, которые неизменно вернули бы во Франции старые феодальные порядки. Как патриот Франции я не мог допустить этого, тем более, что меня поддержала армия».

Судья.

«В течение 1800-1812г.г. Наполеон Бонапарт воевал почти со всей Европой, страны которой объединялись в 5 коалиций».

Эксперт.

«Своими главными врагами Наполеон считал Англию и Австрию. Поэтому главный удар он направил против них. Однако в морском сражении у мыса Трафальгар в октябре 1805 года английский флот под командованием адмирала Нельсона вновь разгромил французский флот. Победить на море Англию оказалось невозможным. Наполеон избирает иной путь к победе над Англией - экономически блокировать Англию, запретив зависимым от Франции странам торговать с нею. Так в 1806 году была образована континентальная блокада Англии. На суше сражения с противниками Франции складывались удачно. В декабре 1805 г. Наполеон разгромил русско-австрийскую армию в битве «императоров» под Аустерлице. В результате Австрия была захвачена Наполеоном. Священная Римская Империя с 1806г. прекратила своё существование. Германские земли подчинились Франции. С Россией в 1807 году был заключён Тильзитский мир, Россия присоединялась к континентальной блокаде».

Эксперт.

«В 1808 г. Наполеон захватил Испанию. Королём её был поставлен брат Наполеона – Жозеф. Но попытки Наполеона изменить порядки в стране, грабежи и бесчинства французских солдат подняли народ Испании на борьбу с оккупантами, которую Наполеон не сумел подавить.

В созданном Наполеоном из австрийской части польских земель герцогства Варшавского император провёл социально- экономические преобразования: было отменено крепостное право, Введён Гражданский кодекс.»

Прокурор ( Наполеону).

«Почему Вы нарушили договор, подписанный в Тильзите с Россией, напав на неё в 1812 году?»

Наполеон.

«Это не я первый нарушил этот договор, а Россия, которая перестала соблюдать условия континентальной блокады против Англии».

Судья.

«Чтобы наказать Россию, Вы вторглись в неё с 600- тысячной армией, не сумели разбить русскую армию у Бородино, заключили мир с русским императором и по разорённой Вашими войсками Старой Смоленской дороге, неся огромные потери, возвратились назад к границе. «Великая армия» перестала существовать. Бросив её останки, Вы поспешили в Париж. Чем Вы можете объяснить Ваше поражение в России?»

Наполеон.

«Основными и непредвиденными противниками для нас оказалась не русская армия, а непривычно холодная для нас зима и стойкое сопротивление населения».

Эксперт.

«Вернувшись во Францию, Наполеон набрал новую армию и попытался взять реванш в битве под Лейпцигом в1813 году. Битва, начавшаяся 16 октября, вошла в историю, как «битва народов». Армию союзников очередной коалиции составляли русские, австрийцы, пруссаки, шведы. В наполеоновской армии были французы, поляки, саксонцы, итальянцы, бельгийцы. Первый день битвы победителя не выявил. Французы потеряли 30 тысяч человек, союзники - 40 тысяч.

На следующий день противники получили подкрепление: французы- 15 тысяч человек, союзники- 110 тысяч. Отчаянно сражались французы. Но в решающий момент саксонская армия, входившая в состав наполеоновской армии, внезапно перешла на сторону противника. Перевес союзников стал подавляющим, Наполеон, видя бесперспективность сопротивления, приказал отступать. При переправе через реку по вине французских сапёров, которые подорвали мосты раньше времени, была отрезана часть армии в 28 тысяч человек. Общие потери составили – французов- 65 тысяч человек, союзников -80 тысяч».

Судья.

«Решением победителей император Наполеон был отправлен на остров в Средиземном море – Эльбу, с которого он бежал во Францию и вернул себе власть на 100 дней. Последнее своё сражение Наполеон дал при Ватерлоо в Бельгии и снова – поражение. Кто желает высказаться о Наполеоне?»

Учащийся.

Я считаю, что судьба Наполеона была трагической. Своей самой большой неудачей он считал вторжение в Россию. Наполеон был выдающимся полководцем. Его любили и уважали солдаты. Перед отъездом на Эльбу он тепло попрощался с солдатами, стал на колено, поцеловал знамя. Высадившись во Франции после побега с острова Эльба, он встретился с войсками, направленными королём Франции Людовиком 18 Бурбоном, чтобы арестовать его. Увидев солдат, Наполеон бесстрашно приблизился к ним и сказал: «Солдаты! Вы что, не узнаёте меня? Я ваш император. Вам приказали стрелять в меня. Тогда стреляйте!». Солдаты с радостными криками примкнули к Наполеону и вместе с ним с триумфом вступили в Париж. Эти факты я считаю важными для судебного решения.

Адвокат.

«Я считаю, что Наполеон Бонапарт сыграл положительную роль не только в судьбе Франции, но и в истории всей Европы. Он нанёс такой удар феодализму и абсолютизму Европы, после которого она уже не могла оправиться. Конечно, война приносит большие жертвы. Но Наполеон вёл её с благородной целью - изменить мир в лучшую сторону Даже великий русский поэт А.С. Пушкин писал о том, что

«… он русскому народу

Высокий жребий указал

И миру вечную свободу

Из мрака ссылки завещал».

Потом, после войны, вернувшись в Россию, русские офицеры на Сенатской площади Петербурга сделают попытку совершить то, что сделал в своё время во Франции Наполеон. Восстание декабристов в 1825г. потерпело поражение. Я прошу высокий суд учесть эти благородные цели моего подзащитного при вынесении приговора».

Наполеон.

«Я считаю, что прожил свою жизнь не зря. Не все мои мечты сбылись. Но я стремился улучшить жизнь людей, освободить их от феодализма.

Сначала я хотел дать свободу народу Корсики. Но был вынужден вместе с семьёй покинуть остров и выехать во Францию.

Кое-кто считает меня жестоким. Возможно, но меня сделала таким жизнь. Без копейки денег в кармане и моральной поддержки я учился в военной школе. Мои однокурсники дразнили меня за мой малый рост и корсиканское произношение. Я вынужден был за себя постоять.

Да, я всю жизнь воевал. Но я ведь воин по профессии. Я совершил военный переворот, но вынужден был это сделать, чтобы предотвратить возврат к власти роялистов. Я верил своим солдатам и офицерам, и они меня поддерживали. Моя настоящая слава не в 40 битвах, которые я выиграл. Ватерлоо всё перечеркнуло. Но не может быть забыт Гражданский кодекс».

Прокурор.

«В ходе следствия и на сегодняшнем судебном заседании мы вскрыли много фактов, которые раскрывают преступную деятельность Наполеона Бонапарта, а именно:

1.Уже в итальянском походе он вместе с французской армией вёл себя как завоеватель, требовал золота, наложил контрибуцию, вывез из Италии 300 уникальных картин.

2.Наполеон - диктатор. Он осуществил государственный переворот, захватил власть, установив пожизненное консульство, а затем империю.

3. Наполеоновская армия жестоко вело себя с гражданским населением, примером может служить город Сарагоса Испании, сожжение Москвы.

4. Наполеон силой заставил присоединиться к континентальной блокаде все европейские страны.

5. Наполеон свергнул в ряде стран законных правителей и поставил на их престол своих братьев: Жозефа – королём Испании, Жерома – королём Вестфалии, Людовика – королём Голландии, королевой Неаполя - сестру Каролину.

6. Наполеон был непорядочным в отношениях со своими близкими: он не признал внебрачного сына от польской графини Марии Валевской, вопреки устоям католической веры развёлся с Жозефиной, по расчёту женился на дочери австрийского императора Марии-Терезе, племяннице казнённой французской королевы, в прошлом австрийской принцессы, что вызвало недовольство французского народа.

7.Кто-то здесь рассказывал о любви Наполеона к собственным солдатам, но почему же он их бросал в трудное время в Египте, России.

8. Он, даже будучи под стражей на острове Эльба, вновь нарушил закон – совершает побег во Францию и захватывает власть.

Учитывая все злодеяния обвиняемого, я требую, чтобы высокий суд применил высшую меру наказания».

Судья.

«Учитывая приведённые на судебном разбирательстве факты обвинения и защиты, самого Наполеона, высокий суд вынес следующее решение: Наполеон Бонапарт не имеет ни юридического, ни морального права управлять Францией, поскольку отсутствует гарантия, что он вновь не нарушит мир и начнёт воевать. Ибо он сам заявлял, что «война – это моё ремесло». За тысячи погибших людей. За покалеченные судьбы, за разрушенные города и сёла Наполеон Бонапарт заслуживает высшей меры наказания - смертной казни. Однако суду были предъявлены факты, свидетельствующие о его положительной деятельности. Учитывая это, Высокий суд вынес окончательное решение – Наполеона Бонапарта отправить на пожизненное поселение на остров Святой Елены в Атлантическом океане».


Учитель проводит беседу с детьми по озвученным в начале урока проблемным вопросам.

Заключительное слово учителя.

Необычная судьба этого человека. Что заставило его бороться со всей Европой? Жажда власти? Он сам признавался в этом. Да, Наполеон проявил себя неординарной личностью. Во Франции его воспринимали по-разному. Одни его боготворили, как те солдаты, которые были посланы Людовиком 18 арестовать беглого императора, увидев его, целовали ему руки, падали на колени и вместе с ним пошли на Париж. Другие люто ненавидели его, называя « корсиканским чудовищем», «людоедом», «узурпатором». Сам же Наполеон, будучи во второй раз в изгнании на острове Святой Елены, грезил Францией и в завещании своему сыну писал о том, что всё, что он хотел

сделать в своей жизни – « всё для французского народа». Его последними предсмертными словами были «Франция. Армия. Авангард».

Через 18 лет после смерти Наполеона в 1840 году его прах был перевезён в Париж. Французский народ с одобрением встретил это событие.

Известный французский писатель и политик Шатобриан в своих мемуарах в 40-годы 19 века писал: «Сегодня стало модным возвеличивать победы Наполеона. Да, те, кто пострадал через них, ушли из жизни. Нам больше не услышать из уст жертв криков боли и горя. Нам больше не увидеть измождённую Францию, когда за плугом шли женщины, тем более не увидеть отцов, взятых в заложники за сыновей, или целые сёла, которые подверглись наказанию в связи с единичным случаем дезертирства, нам больше не увидеть списки осуждённых к смертной казни, когда люди со страхом в сердце боялись найти в них имена детей, братьев или соседей».

Таким образом, одни хвалят Наполеона, другие проклинают, третьи хотят разобраться в перепетиях его жизненного пути, понять причины его противоречивости. Он действительно был неповторим, с удивительной судьбой, которая осталась в памяти потомков.

Выставляются оценки за участие в судебном заседании, за ответы на вопросы.

Осмотр выставки литературы и портретов, которые использовались при подготовке к уроку.

Домашнее задание.

Завершить таблицу «Деятельность Наполеона Бонапарта».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль личности в истории. Наполеон Бонапарт: герой или тиран?

Автор: Сенчук Виктор Евгеньевич

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235833


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства