Мастер - класс. Реализация Национальных, региональных и этнических особенностей позволяет в полном объеме реализовать компоненту ФГОС ОО. Раскрыть значимость историю Южного Урала. Глубже узнать и изучить личность, прославявшую Малую Родину. Разdивает чувства патриотизма. Виды деятельности: классная и внеурочная. В конце года наблюдается заинтерисованность в изучении.
Изучение направленнои на подготовку обучающегося для участия в краеведческих конкурсах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация НРЭО в образовательном процессе »
Непрерывное образование педагога
в контексте государственной политики в сфере образования.
Е.В. Булатова
Учитель истории и обществознания,
высшей категории
На современном этапе модернизации российского образования приоритетной задачей государства является формирование развития системы непрерывного образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Участвуя в этой системе мы не должны исключать и изучение национально – региональные этнические особенности.
НРЭО — компонент Федерального государственного стандарта и ФГОС ОО, который обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает ту часть содержания, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона.
На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свою малую родину, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.
Использование на уроках НРЭО призваны как раз решать эту нелёгкую задачу. Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствуют пробуждению интереса к истории земли, области, региона.
Богатая история Урала — уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни великих людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше — вот главная задача и использование на уроках НРЭО помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.
Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.
Для реализации НРЭО необходимо четко формулировать цели урочной деятельности:
Формирование представления о традициях, обычаях, культуре, его экономическом развитии и т.п. Южного Урала.
Пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства кровного родства с ее прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край.
Воспитание художественного вкуса.
Виды деятельности учащихся для реализации НРЭО:
Классная. Уроки разных типов, в том числе краеведческие викторины, олимпиады, элементы фольклора. Заочные путешествия по уральской земле с использованием карты + произведения и другие источники.
Внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказов, отыскивание справок в словарях и энциклопедиях, подбор материалов из периодических изданий.)
Эвристическая деятельность Участие в краеведческих конференциях, экскурсии в музеи школ, города, области.
Творческая. Выпуск газет, альманаха, заметок. Проекты.
В конце года отмечается:
заинтересованность учащихся в изучении регионального материала,
развитие творческих способностей,
участие их в различных конкурсах.
Ход:
№ п/п
Деятельность
Деятельность
Примечание
1.
Приветствие.
Теория (текст).
2.
Вступительное слово. Значение НРЭО.
Практика.
3.
Разделить участников на 2 команды.
Определены места.
4.
Разминка. Ведение в тему занятия.
Раздать загадку.
Буквы делали зарядку,
А потом – не по порядку, Ну совсем не по порядку
В новый выстроились ряд.
И теперь нам эти буквы,
Посмотри, какие буквы:
Б Е Л Я Н Ч И К С –
Никому такие буквы
Ни о чем не говорят!
Поломали буквы слово,
Потеряли буквы слово.
Умирает, может, слово?
Надо слово выручать!
Очень просим: помогите,
Имя городу верните.
5.
Разминка. Слова - ассоциации.
Портрет известных людей города Челябинска, Челябинской области. Например, спортсмен.
6.
У каждого города есть свой отличительный знак.
Это герб.
Раздать заготовку.
Оформить герб своей команды.
Время ограничено.
Оценить.
Использовать герб старый и новый города Челябинска.
7.
Вопросы по истории города Челябинска:
- что изображено на современном гербе города Челябинска?
- назовите дату рождения нашего города?
- назовите самое высокое сооружение в нашем городе?
- в честь какого писателя назван парк , находящийся в центре Челябинска?
- как называют Шершневское водохранилище жители нашего города?
За каждый правильный ответ отличительный знак.
8.
Творческое задание. Оформить коллаж тематический.
Раздать заготовки.
Время ограничено.
Критерии объявить.
Отличительный знак.
Требования:
Аккуратность
Оригинальность
Определить тематику
Дизайн
9.
Вывод. Мой город – Челябинск. Моя малая Родина.
10.
Рефлексия.
Вопросы.
1. Над чем мы работали? (Вопрос помогает вспомнить весь ход проекта).
2. Как мы работали? (Вопрос способствует анализу задач и методов их решения, оценить интересные находки и спонтанные решения, трудности и неудачи).
3. Для чего мы это делали? (Вопрос побуждает оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом).
4. Какие знания и умения нам пригодились? (Вопрос помогает оценить не только языковые знания, но и организаторские умения, умение работать в команде).
5. Какой опыт мы приобрели? ( Вопрос помогает оценить выполнение ролей, взаимопомощь и поддержку).
6. Что можно было бы сделать иначе? (Вопрос побуждает к критической оценке процесса проекта и к конструктивным выводам)
11.
Поблагодарить за работу.
До свидания!
«Сладкая» оценка.
Список литературы:
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект / под ред. A.М. Кондакова, A.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. — 36 с.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/.
Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн.
Пособие для учителя – М.: «Торгово – издательский дом «Русское слово – РС», 2002.
Челябинск. История моего города: Учеб. для учащихся общеобразоват.шк., гимназий, лицеев. - Челябинск: Из-во ЧГПУД , 1990.
М.А.Андреев, А.С.Марков. География Челябинской области: Учеб. пособие для учащихся основной школы.- Челябинск: Юж.- Урал.кн. изд-во, 1998.
Челябинская область в фотографиях, 1900-1920. Авт. проекта Богдановский В.И., автор очерков Шишов К.А.,Лушникова А.А.- Челябинск:ТО»Каменный пояс»,2000.
Коротовских Л.Н., Месеренко Л.К., Москвина Л.А. Уральские промыслы: Нагляно – дидактическое пособие по изобразительной деятельности для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Челябинск: Взгляд, 2003.
Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца 18 века: Учебное пособие для учащихся 6 – 7 классов. – Екатерибург: Изд – во «Сократ», 2006.