Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Письма, опаленные войной!"»
Организационный момент (1 минута)
Актуализация знаний (5 минут)
«Выступление Ю.Левитана»
- Учитель: Ребята, какие у вас ассоциации возникают со словом «война»? (потери, кровь, страх, смерть, память…)
- Создание «Кластер»
III. Постановка учебной задачи. 4-5 минуты.
22 июня 1941 года жизнь нашей страны нарушила нападением фашистская Германия. Цель нашей страны была одна освободить нашу великую Родину от врага. Эта война длилась 4 долгих года, 1418 дней и ночей. Около 27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой страшной войне. За 1941-1945 годы из 21 тысячи жителей района на войну ушло 8439 человек. Каждая семья хранит память о тех днях.
- Ребята, а каким образом может храниться память? Что осталось после тех, кто вернулся с войны или тех, кто вернулся вовсе? (ордена и медали, удостоверения к ним, фотографии, военная форма, другие предметы и конечно фронтовые письма.)
Все эти вещи называются РЕЛИКВИЯ
Реликвия-это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
- Ребята, сейчас мы просмотрим видео-ролик, и вы узнаете, о какой реликвии мы сегодня поговорим подробнее. (Слайд 2)
Тема нашего классного часа: Письма, опаленные войной (Слайд 3)
Цель нашего классного часа: Узнать, какую роль играли фронтовые письма? В жизни солдата, семьи и нашего поколения. (Слайд 4)
Взглянув на письмо, рассматривая внимательно почерк и материал, на котором оно написано, мы можем сделать некоторые выводы. А помогает нам в этом специальная наука- палеография. (Слайд 5)
Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки (приметы) рукописных источников в их историческом развитии.
Ребята внимательно посмотрите на военный конверт и современный конверт (раздаются копий фронтовых писем).
Какие особенности вы видите у фронтового письма? ( Учащиеся рассматривают фронтовые письма и современное письмо)
Письма с фронта, как исторические документы письменные источники, имеют ряд особенностей.
1.Большинство писем с фронта в форме треугольников. Они сворачивались определенным образом и не требовали специального конверта для отправки. Готовое к отправке письмо-треугольник не заклеивалось, т.к. фронтовик знал, что письмо подвергнется цензуре. (СЛАЙД 6)
2.Помимо писем-треугольников, во время войны также выпускались секретки, конверты и открытки. Большинство из них имели текст «Смерть немецким оккупантам», гриф «Воинское», иногда «Письмо с фронта». Рисунки на них обычно были на темы боевых действий и героического труда в тылу. (СЛАЙД 7)
- Солдатские треугольники ждали в каждом доме. И даже через десятилетия невозможно читать их без волнения.
-Я предлагаю Вам прочитать письма военных лет СОЛДАТ своим родным.
- Какие чувства, вы испытывали, когда читаете фронтовые треугольники? (Выделяют особенности фронтовых писем: Солдат тосковал по дому. Письма короткие. Письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу. О своих подвигах писали скромно. Во фронтовых письмах видна любовь к своим родным, близким людям, к родной деревне, городу, в котором вырос, к Родине.
- Это письма немногословны, в них - любовь защитника Отечества к своим близким, тоска по родным местам, ненависть к немецко-фашистскимзахватчикам, твердая вера в силу Красной Армии.
- Ребята, как вы думаете, о чем могли писать солдату из дома?
«Сынок, будь осторожнее!..»,
«Береги себя, любимый!..»,
«Дорогой папа! Я очень по тебе скучаю. Когда ты вернешься домой?», «Любимый, жду!..»,
«Сынок, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись...».
(Просматривают письмо на фронт) Слайл
Наверное, каждый фронтовик получал письма с подобными словами. Он знал, что дома его ждут и любят. В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких, писал о вере в победу, писал о любви. Вероятно, именно эти письма помогли выстоять, выдержать все испытания выпавшие на долю тем людям.
- 9 мая мы традиционно празднуем день победы, а в этом году Великой победе исполняется 75 лет!!
- Ребята с чем у Вас ассоциируется слово МИР?
- Я вам предлагаю написать письма благодарности участникам Вов и на Параде в День Победы вы их можете вручить ветеранам.
- Рефлексия деятельности.
Учитель задает вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?
• Какие получили результаты? (Примерные ответы детей: информация, связь с близкими людьми, поддержка, вера в ПОБЕДУ и т.д.)
- Ребята, я надеюсь, что этот классный час не пройдет бесследно, и дома Вы узнаете у бабушек, мам, пап. А может, Ваша семья тоже хранит реликвии Вов.