Просмотр содержимого документа
«Путешествие в мир древних цивилицазий»
Богданова Татьяна Васильевна, учитель истории ГБОУ 138 города Донецка Путешествие в математический мир древних цивилизаций (Внеклассное мероприятие) I. Представления команд
1. Приветствие.
2. Девиз команды.
3. Эмблема команды.
4. Газета.
II. Разминка
Математический блиц-турнир
Сколько сторон у самой первой пирамиды в Египте, у пирамиды Джосера? (Четыре)
Сколько лет продолжалась Третья Пуническая война, если известно, что это число является корнем из частицы суммы чисел 27 и 36 и разницы чисел 31 и 42?
Источники свидетельствуют о том, что после доказательства своей знаменитой теоремы Пифагор принёс в жертву быков. Сколько быков было принесено в жертву, если известно, что он купил у одного пастуха 36 коров, у другого – вдвое больше, у третьего – четверть того, что купил у первого, у четвёртого – столько же, что и у первого, а одна корова у него была своя? (Учёный принёс в жертву 100 быков)
Для философских взглядов Пифагора были характерными понятия количество от вещей, абсолютизация и обожествление этого понятия. Рассматривая Вселенную, как гармоничную систему чисел и их отношений, Пифагор сводил познание мира к познанию чисел, яки будто управляют им. Все числа пифагорийцы подействовали на две категории – парные и непарные. Парные числа считали женскими, а непарные – мужскими. Символ брака слаживался из суммы мужского (непарного) и женского (парного). Какой цифрой выражался брак, если все три числа являются простыми, по наименьшей возможной разницей? (Символ брака складывался из суммы мужского (непарного) числа 3 и женского (парного) 2. Брак выражался пятёркой – «3 + 2»)
Какая фигура и чему одержала в связи с этим название «фигура невесты», если эта фигура была также использована для строительства прямого угла в Древнем Египте? («Фигурой невесты» было названо прямоугольный треугольник со сторонами 4, 4, 5)
Какое число и почему, по мнению Пифагора, является идеальным, если оно отвечает количеству планет Солнечной системы, известных на сегодня? (Число 10 являлось идеальным, поскольку сумма чисел, которые входят в тетрадь равняется 10.А поскольку число 10 идеально, то и на небе должно быть 10 планет (но на то время было известно Солнце, Земля и пять планет))
III. Решение задач
Задача 1
Всем известно, что территория Древнего Египта была разделена на номы. Сначала существовало лишь два нома. В каждом номе, во главе которого стоял правитель – номарх, было несколько десятков поселений. Две трети одного поселения были заняты на строительстве оросительного канала, что составляло 1/15 всех взрослых жителей нома. Остальные 30 человек были отправлены на строительство пирамиды в Гизе. Сколько всего жителей было в Древнем Египте, если на каждого взрослого человека приходилось по два ребёнка, на каждые 10 человек – один жрец и на каждые 20 человек – один смотритель?
Задача 2
Когда Рим стал империей, основой его внешней политики был положен принцип захвата новых земель и переделывания их под колонии.
В общем, Риму в период расцвета принадлежало 40 (38) колоний. В каждой колонии находились римские легионеры, которые по окончанию службы получали вечное пользование участок земли. Каждый легионер имел право на 2 акра земли, плюс 1 акр на каждого взрослого человека и 0,5 акра на ребенка. Сколько семей ветеранов получили земельные наделы, если 2/3 семей составляли взрослые, а всего на эти потребности в Риме было выделено 120 акров земли?
Задача 3
В кругу этой пирамиды расставьте числа от 1 до 9 таким образом, что бы сумма чисел в каждом ряду равнялись 20.
IV.Конкурс для болельщиков
Болельщики каждой команды должны сложить примеры с использованием цифр 2 и. Победит именно так команда, которая сложит наибольшее количество примеров, использовав не больше четырех цифр.
V.Конкурс на знание римских цифр
Каждая команда должна изобразить римские цифры 40,41,39,52,110,1663(MDCLXIII)
I-1,V-5,X-10,L-50,C-100,D-500,M-1000.
VI.Исторический аукцион
Все предметы, приведенные в каталоге, прямо или непосредственно относятся темы «Египет» и выставляются на аукцион для «продажи». Порядок «продажи» предметов определяют ведущие с помощью юлы, которая после остановки указывает на номер предмета, который «продается». Ведущие оглашают номер лота и демонстрируют предмет «продажи».
Ученик, который желает «приобрести» определенный предмет (то есть, рассказать, какое отношение имеет этот предмет к теме «Египет), поднимает свой номер участника аукциона. Учитель дает слово ученикам в порядке поднятых номеров. Каждый следующий ответ считается ценным перед предыдущим. Ученик, который отвечает последним, становится счастливым владельцем предмета. Если связь предмета с темой не будет найдена, предмет считается не проданным.
Каждый ответ оценивается таким образом: по полной характеристике предмета ученик получает красный жетон; за правильный, но не полный ответ или существенное дополнение – зеленый жетон. Количество и цвет жетонов считают при оценивании работы каждого ученика.
Смысл игры заключается в том, что игрок должен без слов изобразить какое то слово, а другие участники- отгадать это слово с помощью наводящих вопросов. Формы игры бывают разными:
Когда дети делятся на две команды;
Когда каждый играет сам за себя.
Слова могут быть написаны , нарисованными на картах или загадываются устно.
Преимуществами этой игры являются:
Возможность массового участия;
Развитие творческого начала у каждого участника игры;
Развития артистизма;
Возможность использования терминов и понятий, которые учатся в разных предметах школьной программы.
Такая игра позволяет каждому не только проявить свои позитивные качества, но и принуждает знать, помнить и понимать смысл загаданных слов.
Изобразите решение примера и ответьте с помощью цифр, прикрепленных на одежду участников команд. Победит та команда, которая быстрее изобразить решение и правильный ответ.
1.От произведения чисел 25 и 4 отнять долю 6 и 2. (97)
2.Корню с долей 36 и 4 прибавить sin 0.(3)
3.С tg п/4 отнять куб суммы cos 1 и 125. (-4)
4.Найти долю от суммы 22 и 17 к разнице 21 и 16. (74/5)
5.Найти уменьшаемое, если разница – 84, а вычислитель -96. (120)
6.Радиусный угол п/3 представьте в градусах. (60.)
IX.Конкурс пищевых геометрических фигур.
Каждая команда должна представить пищевые изготовления, продукты геометрической формы: бутерброды, печение, и др.
Выигрывает та команда, которая представит большее количество изготовлений.
Засчитывается качество, необычной формы, нестандартный подход к решению задачи.