В прошлом году мы были с 10 классом на настоящей автобусной экскурсии по городу Кимры. С 9 классом заочно путешествовали по старинным улочкам и улицам, названным в честь знаменитых кимряков, по достопримечательностям и предприятиям.
Итогом этой работы стало написание учащимся 9 класса Бравовым Михаилом реферата, представленного на городской ученической конференции "Шаг в будущее", "Город Кимры в годы Великой отечественной войны".
Сегодня мы будем восхищаться архитектурой нашего города.
Где-то среди лесов, на берегу великой русской реки Волга затерялся небольшой, но очень самобытный, с богатой историей городок.
Облик Кимр необычен и неповторим. Именитые богатые владельцы села привносили новые европейские веяния в архитектуру сапожной столицы.
В середине XVIIIв. графом Воронцовым, одним из владельцев села был выстроен Гостиный двор с 30-ю каменными лавками.
XIXв. определил новую городскую планировку торгового села с ровными улицами, разбивающими город на кварталы с каменными 2-х и 3-х этажными особняками в центре.
Когда доходы от ремесла позволили кимрякам выступать заказчиками, обнаружился их вкус, главное в котором - поразить. И было чем. Большие заказы обуви для армии, особенно в связи с войнами Крымской (1853-1856гг.), русско-турецкой (1877-1878гг.), Первой мировой войной, способствовали быстрому развитию Кимр. Последняя волна архитектурного прилива оставила в Кимрах россыпь особнячков, общее у которых, пожалуй, только определение архитектурного стиля - деревянный модерн.
Причудливые башенки, большие полукруглые окна, фантазия в декоре - все эти элементы выявили индивидуальность владельцев и придали столице сапожного царства сказочный вид.
Такое количество построек в стиле "Модерн" вряд ли где еще встретишь в глубинке.
Кимры, наверно, единственный город провинциального русского "модерна", одновременно яркий, неповторимый, тихий и уютный.
А что это за стиль и откуда узнали о нем кимряки?
Прежде чем любоваться бесспорными шедеврами этого стиля в нашем городе, давайте узнаем сначала о самом стиле, изящном и вычурном стиле серебряного века.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Кимрский модерн" »
Проект (7 класс) на тему: "Кимрский модерн"
В прошлом году мы были с 10 классом на настоящей автобусной экскурсии по городу Кимры. С 9 классом заочно путешествовали по старинным улочкам и улицам, названным в честь знаменитых кимряков, по достопримечательностям и предприятиям.
Итогом этой работы стало написание учащимся 9 класса Бравовым Михаилом реферата, представленного на городской ученической конференции "Шаг в будущее", "Город Кимры в годы Великой отечественной войны".
Сегодня мы будем восхищаться архитектурой нашего города.
Где-то среди лесов, на берегу великой русской реки Волга затерялся небольшой, но очень самобытный, с богатой историей городок.
Облик Кимр необычен и неповторим. Именитые богатые владельцы села привносили новые европейские веяния в архитектуру сапожной столицы.
В середине XVIIIв. графом Воронцовым, одним из владельцев села был выстроен Гостиный двор с 30-ю каменными лавками.
XIXв. определил новую городскую планировку торгового села с ровными улицами, разбивающими город на кварталы с каменными 2-х и 3-х этажными особняками в центре.
Когда доходы от ремесла позволили кимрякам выступать заказчиками, обнаружился их вкус, главное в котором - поразить. И было чем. Большие заказы обуви для армии, особенно в связи с войнами Крымской (1853-1856гг.), русско-турецкой (1877-1878гг.), Первой мировой войной, способствовали быстрому развитию Кимр. Последняя волна архитектурного прилива оставила в Кимрах россыпь особнячков, общее у которых, пожалуй, только определение архитектурного стиля - деревянный модерн.
Причудливые башенки, большие полукруглые окна, фантазия в декоре - все эти элементы выявили индивидуальность владельцев и придали столице сапожного царства сказочный вид.
Такое количество построек в стиле "Модерн" вряд ли где еще встретишь в глубинке.
Кимры, наверно, единственный город провинциального русского "модерна", одновременно яркий, неповторимый, тихий и уютный.
А что это за стиль и откуда узнали о нем кимряки?
Прежде чем любоваться бесспорными шедеврами этого стиля в нашем городе, давайте узнаем сначала о самом стиле, изящном и вычурном стиле серебряного века.
Модерн - направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв.
"Модерн" - в переводе на русский язык значит "современный"; его часто называли также "новым стилем".
Русская архитектура начала XX в. переживает последний короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля "модерн". Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы, и в то же время эстетически осмыслить их.
Характерный черты модерна:
1. Использование новых технико-конструктивных средств.
Железо (его свойства: ковкость, твердость, извилистость и способность полироваться) - материал для украшения зданий. Решетки, балконы, козырьки над входами в здания.
4. Гибкие, извивающиеся, текучие линии, асимметрия, искривленность привычных очертаний.
5. Стилизованный растительный узор.
6. Различные рисунки оконных проемов.
Самый массовый тип сооружений - доходный дом. Фасады словно очищаются от украшений (колон, пилястр, наличников).
На первый план выступают функциональные элементы: окна, подъезды, балконы, карнизы, козырьки над подъездами - они становятся декоративными элементами.
Крупнейшим представителем модерна в Москве был Ф.О.Шехтель, во многом определивший характер архитектуры Москвы конца XIX - начала XX вв. Он пректировал самые разные сооружения - особняки (Дом Дом Рябушинского, дом Дерожинской),
вокзалы (Ярославский вокзал), типографии (типография П. П. Рябушинского «Утро России» в Большом Путинковском переулке), здания банков (банк «Товарищества мануфактур» П. М. Рябушинского на Биржевой площади) - все то, что составляло Москву, развивававшуюся в те годы невиданно быстрыми темпами.
Выдающимся мастером модерна в Петербурге был Ф.И.Лидваль. Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы (Азовско-Донской Банк, Гостиница "Астория" на Исаакиевской площади).
В городе Кимры Тверской области модерн, как архитектурный стиль утвердился в 1913-1916 гг. в связи с общим экономическим ростом промышленности в 1913 г., и поставками обуви в армию в 1914г. начинается бурное развитие застройки. В облике мелких лавок и крупных магазинов, жилых особняков господствуют новые формы модерна с его причудливыми текучими линиями. С этого времени модерн становится на многие годы стилем определяющим лицо Кимр.
Здания в стиле модерн в Кимрах:
1. Дом №40 по ул.Урицкого. Построен в 1915-1916 гг. Владелец дома - торговец обувью Тихомиров - разбогател на поставках солдатских сапог в Первую мировую войну. Двухэтажное здание имеет облик торгово-жилого дома в формах рационалистического модерна.
В нем сохраняется характерная для лавок композиция: вход по главной оси с двумя окнами-витринами по сторонам. Репрезентативность фасаду, облицованному глазурованной плиткой, придает эркер второго этажа и пирамидальная кровля в шашку, напоминающая по силуэту завершение гостиного двора Торговой площади.
2. Но особенно любопытны в Кимрском модерне небольшие домики и дома-лавки. Именно они создают тот неповторимый колорит, который определяют облик города до настоящего времени. Среди них особенно запоминается деревянный домик-теремок в стиле модерн на ул.Кирова, принадлежавший основателю фабрики "Якорь" Н.А. Столярову.
3. Сдержанно-величественный жилой дом в стиле переходном от модерна к неоклассике, стоит и на главной площади города (ул.Урицкого, 4-6)
4. Вот дом на углу улицы Володарского (бывшей Большой) и Октябрьской (бывшей Соборной) площади, построенный в начале ХХ века. Здание принадлежало двум владельцам. Половиной владел купец С.И.Горбылев, который сдавал помещения в аренду отделению Азовско-Донского коммерческого банка и нескольким магазинам. Другую половину владелец Д.Н.Зайцев отдавал в аренду под гостиницу.
Заключение
Узнав историю архитектуры города Кимры, мы поняли, почему наш небольшой городок каждый побывавший здесь зовёт музеем под открытым небом. Изящность и сказочность модерновой архитектуры Серебряного века и монументальность классицистических зданий века 19 делают облик города неповторимым и запоминающимся.
Именно благодаря своей самобытности, улочки и дома города не раз становились съемочными площадками для кинофильмов и в советское время, и сегодня.
Используемые источники
«Город Кимры в художественной литературе и публицистике». Антология Составители Л. Н. Скаковская, А. М. Бойников Тверь: ЭЛИТОН, 2012