kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по патриотическому вопитанию «гордимся, помним!», посвященный 75-летию снятия блокады ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе кратко изложены результаты обучающихся при разработке проекта, посвященному 75-летию снятия блокады Ленинграда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по патриотическому вопитанию «гордимся, помним!», посвященный 75-летию снятия блокады ленинграда»









ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОПИТАНИЮ «ГОРДИМСЯ, ПОМНИМ!», ПОСВЯЩЕННЫЙ 75-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА




























СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………..………………………………….......................3

ГЛАВА I. ПОДГОТОВКА В ШКОЛЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 75-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА……………………………………………………..7

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКОВ «НА ВОЙНЕ НЕ МЕСТО ИГРУШКАМ»…9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….…..............................................13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……........................................................................14

























ВВЕДЕНИЕ



Прошло почти 80 лет с того времени, как началась самая страшная и жестокая для всего мира война. Сегодня мы отмечаем грандиозный праздник «День Победы» как самый главный в истории России. Никогда не будут забыты подвиги тех людей, кто защищал нашу страну от нацистской Германии. Этот праздник объединяет всех жителей нашей страны, поскольку почти в каждой семье есть те, кто воевал в Великую Отечественную войну, отдавая все силы и свою жизнь. Непозволительно забывать о возвратившихся домой с войны и миллионах погибших ради победы. В связи с современными событиями нам следует напомнить миру об итогах и роли победы советских людей для всего человечества. Восстановлены города и села, зарыты окопы, выросли новые поколения, но в памяти остается утро 22 июня 1941 года. Война не пощадила даже детей. На их хрупкие плечи легли тяжести испытаний и бедствий.

Актуальность данной работы связана с тем, что современному поколению мало знакома судьба детей во время войны, их деятельность на благо армии и тыла. Наши родители стремились походить на юных героев войны. Их имена они знали наизусть и могли сразу назвать героев войны, своих ровесников, в честь которых получали имена пионерские лагеря, школы и улицы. К сожалению, сейчас в учебных произведениях практически не осталось работ о детях войны, а по телевизору не показываются фильмы о юных героях. Поэтому мало кто сейчас ответит кто такая Зина Портнова и Зоя Космодемьянская. Тогда как для предыдущего поколения эти девочки были примером для подражания.

Проблема заключается в том, чтобы определить деятельность детей войны, как они смогли пережить страшные годы, какова была их роль в приближении Дня Победы.

Объектом исследования является образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: роль детей и их вклад в победу советского народа.

Цель работы состоит в формировании у обучающихся гордости за победу в Великой Отечественной войне.

Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

  1. воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма и ответственности;

  2. развивать чувство гордости у обучающихся за Родину;

  3. расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне как важном историческом событии в жизни страны;

  4. показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;

  5. понимать себя гражданином российского общества, который с уважением относится к истории своей страны.

Степень изученности проблемы. Историография о Великой Отечественной войне включает в себя большое количество материалов. Самые первые исследования появились уже в годы Великой Отечественной войны. Особо нужно остановиться на научных работах. Довольно полное описание исторической литературы по данной теме содержится в диссертации Т. И. Дунбинской. Так она отмечает, что в 1942 году публикуется статья о проблемах детской беспризорности и путях выхода из создавшейся ситуации. Эти первые работы представляли собой попытки обозначить проблему, связанную с положением детей в годы войны. На том этапе это были статьи публицистического характера. С появлением в 1950-60-е годы диссертации о роли женщин в годы войны, исследователи обращают внимание на детскую проблему. А. M. Синицин обозначил проблему безнадзорных детей в годы Великой Отечественной войны. Он включил в свою работу богатый статистический материал по стране. В 1980-е годы используя архивные источники авторы Г. И. Александрова, Е. И. Данилишина, Ю. А. Перчиков, М. С. Зинич поставили задачу определить значение различных слоев населения в решении детской проблемы. Однако, как справедливо отмечает Т. И. Дунбинская, детское здравоохранение, размещение эвакуированных учреждений и их функционирование оставалось за пределами научного интереса ученых. Необходимо обратить внимание, что требует дополнительного исследования малоизученная проблема и беспризорных детей, их устройство жизни в военные годы1.

Следует отметить, что комплексных работ по проблеме детей войны практически нет. Отдельные сюжеты носят разрозненный характер.
Поэтому исторической науке на данный момент не хватает такого рода исследования, которое могло бы комплексно отразить проблемы образа жизни детей войны. В этом может заключаться научная новизна такой работы.

Методологическая основа состоит в многофакторном подходе понимания историографии. В исследовании можно применить метод системно-структурного анализа для выявления проблемы по данной теме и пути решения. Нельзя обойтись в работе без проблемно-хронологического метода, который позволяет осмыслить вопросы по периодам. Принцип историзма, метод теоретического анализа научной литературы, объективность и комплексность подходов призваны ответить на поставленные задачи.

Планируемые результаты проектной деятельности.

Личностные: формирование толерантности, осознание своей идентичности как гражданина России, установление у обучающихся ярких эмоциональных образов, посвященным детям войны.

Предметные: самостоятельно решать проблему, получать информацию из разнообразных источников, работать с документами и классифицировать их, определять взаимосвязь прошлых и современных событий.

Метапредметные: анализировать и обобщать факты, составлять план совей работы, представлять результаты деятельности в форме проекта, овладеть ранее полученными сведениями по истории войны, выявлять причинно-следственные связи, уметь давать оценку событиям, высказывая собственное мнение.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.




















ГЛАВА I. ПОДГОТОВКА В ШКОЛЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 75-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ

Мы с интересом читаем и знаем про главные сражения, про героев войны, но практически ничего не сказано про детей войны2. Но на долю их судеб пришли страдания. Они не получали за это награды. Они просто выжили, и потом восстанавливали разрушенную страну. Во многом благодаря их самопожертвованию, трудолюбию, отзывчивости удалось победить в той страшной войне. Но, к сожалению, современное общество пытается переписать историю Великой Отечественной войны, ее цену победы.

Одни сражались за свободу своей Родины в армии и партизанских отрядах, вместе с взрослыми добывали важные сведения о силе противника, шли в разведку, другие взрывали поезда, устраивали засады, рисковали своей жизнью, ни в чем, не уступая взрослым. В тылу работали в госпиталях, на заводах, полях. Подростки старались заменить младшим братьям и сестрам своих родителей. Дети приготавливали посылки для отправки на фронт: рукавицы, носки, кисеты, платки и т. д. Подростки горели желанием помочь тем, кто сражался и защищал Родину. В каких только работах не принимали участие школьники: создавали места по охране хлеба, проверяли готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья3.

Все исполняли главный лозунг тыла: «Все для фронта, все для победы!».

Много детей погибло во время войны за мир и свободу. Четверо получили звание «Героя Советского союза»: Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, и Марат Казей. Они отдали свои жизни ради жизней последующих поколений, за мир и наше счастливое будущее.

Написаны литературные произведения, в которых представлены яркие образы юных героев, переживших войну. Остановимся на детях Ленинграда. Следует отметить, что существуют различные материалы о детях блокады: историческая литература для школьников4, воспоминания участников событий5, дневники очевидцев6, научные работы7. Особый интерес для школьников представляют, конечно же, дневниковые записи. Безусловно, что воспоминания и письма – ценный источник для освещения истории блокады, но еще недавно его использовали с осторожностью, из-за идеологического контроля практически не печатали дневники, повествующие о правде военного времени. Так школьники выбрали в качестве источников документы по блокаде Ленинграда.

Нужно определить в данной главе этапы работы над проектом:

  1. подготовительный, характеризующийся выбором темы, целей, и задач;

  2. поисково-исследовательский, основанный на сборе и анализе литературы по данной теме;

  3. принятие решений проблемы как уточнение планов деятельности;

  4. оформительский, связанный с подготовкой публичной защиты проекта;

  5. заключительный в виде подведения итогов, анализ достижений поставленной цели.

Непосредственно сама проектная работа представлена в следующей главе.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКОВ «НА ВОЙНЕ НЕ МЕСТО ИГРУШКАМ»

Актуальность: скоро 27 января 2019 года исполнится 75 лет со дня снятия страшной блокады, поэтому желанием школьников стало участие в конференции по военной теме.

Целью их было показать роль детей Ленинграда в период Великой Отечественной войны.

Задачи: овладеть навыками исследовательской работы, принять участие в конференции проектов «Шаг в науку».

Обучающиеся работали с периодическими изданиями «Ленинградская Правда», «Смена» и «Известия», выходивших с 1941-1943 гг., использовали дневник Веры Инбер, когда характеризовали детей Ленинграда 1943 года.

…Война вломилась в детский мирок глыбами разъяренного металла. «Золотое детство» столкнулось со скрежещущей сталью. Как тщательно оберегали мы сон наших детей! А теперь… «от зениток я уже, знаете, совершенно не просыпаюсь, - сказал мне один мальчик. – Я просыпаюсь, только когда бомба». …В грозном грохоте боев подрастают сейчас в Ленинграде дети. В одной семье мне показали годовалого младенца: «чудесное сочетание розовых ямочек, голубых глаз и лимонно-золотых волосиков». Трудно было поверить, что это дитя родилось в осажденном городе. И все же было нечто, отличающее его от других, не ленинградских детей: первое слово, произнесенное им было «ба-бах», а потом уже «мама»8… В документах приводятся следующие цифры: за 1942 год родилось 4154, а умерло 1015839. Еще один эпизод: в военные годы резко сократилось производство игрушек для детей, поэтому в магазинах были большие очереди за ними. Их недоставало в детских домах и садах. Необходимо было увеличить ассортимент игрушек10.

…Зинаида Ворожейкина (10-ый класс 33 школы) пишет хорошее стихотворение «друзьям», обращенное к тем школьникам, которые были эвакуированы из родного города.

Письмо пойдет, пути пересекая,

Найдет их в самых дальних уголках.

Друзья, мои, где б ни были, - я знаю,

Душой вы здесь, на невских берегах.

Зина описывает здание школы:

Стена изранена, доскою дверь закрыта,

Фанерой – окна, пусты и слепы.

Но мы пойдем к тебе, непозабытой,

Приветствую тебя от всей толпы.

И как нам будет радостно смеяться,

Сплотившись всем в единый дружный ряд.

Что все мы вновь как были – ленинградцы.

А Ленинград – навеки Ленинград11

В статье описывает успехи ребят на уроках Дима Захаров с 4-й школы октябрьской железной дороги. В нашем классе не все ребята учатся хорошо. Александров и Миронов отстают. Но мы проверяем, как они готовят уроки, потому что не хотим, чтобы у нас в классе были отстающие. Наш класс пока старший в школе и мы следим, как ведут себя на переменах младшие ученики. Мой товарищ Вова Ханин взял шефство над вторым классом. Он помогает ребятам в учебе, играет с ними. Второклассники любят Вову, а учительница ему благодарна12.

Другая статья тоже связана школьной тематикой. Рассказ ученика 1-го класса 821 школы Вити Караськова. Я лег спать поздно. Укладывал в портфель книги, тетради, карандаши, чтобы все было на месте. А когда лег – вдруг испугался, что просплю. Но мама сказала, что разбудит. В школу я пришел одним из первых. Нас всех выстроили, рассказывали, как нужно вести себя, что значит быть аккуратным. А потом сказали, что мы с утра должны чистить зубы. Но я и раньше делал это каждый день. Первым уроком было рисование. Каждый рисовал, что захочет. Я нарисовал дом, а сверху советский самолет для охраны дома от фашистов. Очень интересно было, когда мы решали задачу. Я сразу нашел ответ и мне захотелось сказать об это вслух. Но я удерживался, потому что учительница сделала за это другим замечание. Я только руку поднял, как нас учили. Мне очень понравился первый день в школе. Я начал учиться и буду учиться отлично13.

С трагической судьбой связан автор дневника, описывающего события с 23 июня 1941 года – 13 января 1942 года, Владимир Григорьевич Мантула. В 17-летнем возрасте, когда началась война, его не взял в армию, поэтому он пошел на работу шлифовальщиком на завод. До последних дней жизни юноша мужественно переносил блокаду, но умер от голода 24 января 1942 года. В своем дневнике он рассказывает о 18-часовой смене, артиллерийских обстрелах города, отсутствии продуктов питания (круп, жиров), проблемах с обувью. Он обращает внимание на высокую смертность в Ленинграде из-за голода и морозов14.

Можно сделать вывод, о том, что, несмотря на пока еще прорыв блокады, артиллерийские обстрелы Ленинграда, уже происходили попытки восстановления разрушенных объектов, налаживания снабжения города продовольствием, рост числа учащихся, посещающих школы и использование школьно-канцелярских принадлежностей в 1943 году. Но самое основное, что в те ужасные годы дети войны быстро повзрослели. У них не было детства. Его украла война. Однако дети войны никогда не чувствовали себя бедными, поскольку понимали, что их детство нужно для победы над фашизмом, чтобы последующее поколение могло спокойно и счастливо жить. Мы должны гордиться и помнить о тех, кто приближал Великую Победу.

Если подводить итог по реализации проекта школьников, то он был представлен на конференции, где получил номинацию как самый патриотический. Это еще раз доказывает, что цель по формированию у обучающихся патриотизма достигнута.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная идея, что трагедия Великой Отечественной войны не должна быть забыта. С каждым годом уходит поколение ветеранов, которые были свидетелями самой кровопролитной войны, поэтому важнейшими являются, правда и знаниями, которые они передают своим потомкам. Они пережили все ужасы войны, оставшись истинными патриотами своей страны. Их мужество не может подлежать забвению. Память об участниках войны должна быть бессмертна. Мы должны помнить о тех, кто приближал победу над врагом. Только таким образом, возможно, не допустить проявления фашизма.

Например, на сегодняшний день существует общественная организация дети войны15. Ее цель – это обеспечить заслуженную жизнь поколению военных лет. Современное поколение также может сделать их жизнь лучше, если никогда не забудет о Великой Отечественной войне, будет интересоваться ею. Так возможно сформировать чувство патриотизма через любовь к истории.

Праздник «День Победы» еще одна возможность поздравить наших дорогих и любимых ветеранов, пожелать им самое главное здоровья и долголетия и отдать дань уважения им.








СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Опубликованные документы:
  1. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М.-СПб., 2005.

  2. Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.) / Сост. В. А. Кондратьев, З. Н. Политов. 6-е, испр. и доп. изд. М., 1979.

Научная литература:

Монографическая литература:

3. Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985.

Диссертации:

4. Дунбинская Т. И. Социальная адаптация детей на территории Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны: Анализ исторического опыта. Дис. … канд. ист. наук. Томск. 2004.

Периодическая печать:

5. Ленинградские дети // Ленинградская Правда. 1943. №139. 31 мая.

6. Помогаем младшим // Смена. 1943. 25 сентября.

7. Цветков С. Н. Дети и война // Проблемы развития территории. Вологда. 2010. №3.

8. Я стал школьником // Cмена. 1943. 3 сентября.







1 Дунбинская Т. И. Социальная адаптация детей на территории Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны: Анализ исторического опыта. Дис. … канд. ист. наук. Томск. 2004. С. 7-30.

2 Кто родился в период с 1928 – 1945 гг., те, кому не исполнилось 18 лет и кто родился до окончания войны.

3 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985. С. 54.

4 Ползикова-Рубец К. Они учились в Ленинграде. М., 1954.

5 Бардин С. И штатские надели шинели. М., 1978.

6 Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. М., 1984.

7 Яров С. В. Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 гг. СПб., 2011.


8 Ленинградские дети // Ленинградская Правда. 1943. №139. 31 мая. С. 2.

9 Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М.-СПб., 2005. С. 707.

10 Цветков С. Н. Дети и война // Проблемы развития территории. Вологда. 2010. №3. С. 62-70.

11 Ленинградские дети // Ленинградская Правда. 1943. С. 2-4.

12 Помогаем младшим // Смена. 1943. 25 сентября.

13 Я стал школьником. Там же. 3 сентября.

14 Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.) / Сост. В. А. Кондратьев, З. Н. Политов. 6-е, испр. и доп. изд. М., 1979. С. 49-51.

15 Цветков С. Н. Дети и война // Проблемы развития территории. Вологда. 2010. №3. С. 62-70.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ПАНКРАТОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 10.04.2020

Номер свидетельства: 545990


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства