kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение активных методов обучения на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС (мастер-класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Альманах активных методов обучения на уроках истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение активных методов обучения на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС (мастер-класс)»

Тема: Применение активных методов обучения на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС

Занятие – не форма, а поиск истины.

Г.Альтшуллер

В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Задача современного учителя - создание методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:

  • Дискуссии

  • Дебаты

  • Ролевые игры

  • Различные виды групповых работ

  • Деловые игры

  • Турниры знатоков и т.д.

Современного учителя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников.

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса — использование активных методов.

Использование активных методов способствует повышению качества знаний учащихся, позволят сформировать коммуникативные компетенции у обучающихся, формирует интерес к предмету; использование активных методов в процессе обучения позволяет обеспечить повышение мотивации у учащихся, повысить их самооценку.

В мастер-классе предпринята попытка отразить пример разработки элементов креативного урока истории и обществознания. Каждый блок не случаен и несет определенную нагрузку.

Первый блок. Мотивация.

Часто на уроках обществознания в начале (для мотивации) использую притчу. Использование притч в учебно-воспитательном процессе позволяет «погрузить» учащихся в проблему, заинтересовать их нестандартностью ее подачи, включить в разговор всех ребят.


Возможные Приемы –В чем смысл притчи? (привычное задание) Закончить притчу.

Выстроить логику.

Ведро с яблоками. 
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. 
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: 
— Кто чем богат, тот тем и делится!


Придумать название.

Притча великого русского педагога В.А. Сухомлинского "Обыкновенный человек"

В жаркий, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди—заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соловой у него ведро.
Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил деда внук.
- И это еще не человек, -ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? – спросил внук.
- Обыкновенный, - ответил дед.



Второй блок. Проверка домашнего задания.

Прием - Найди ошибку в тексте.

Эффект приема «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу, а задача учеников – найти контраргументы. На Истории Можно допускать ошибки в датах («Великая Отечественная война закончилась в 1946-м году»), в хронологии и фактах, смешивая события и персонажей из разных эпох, чтобы у учеников после исправления сформировалось четкое представление о последовательности исторических лиц и событий. Например: «После победы в Северной войне Петр I отправился за границу изучать корабельное мастерство». Или: «Екатерина I пыталась подавить Пугачевское восстание» (Пугачевское восстание пришлось на правления Екатерины II).

Попробуйте использовать этот прием в начале урока в качестве разминки, чтобы активировать внимание учеников и повторить пройденное, в середине, чтобы дети «не теряли бдительность» и не отвлекались, или в конце занятия, чтобы подытожить пройденный материал и разложить знания «по полочкам».

Прием - Игры в случайность.

«Рыбалка» для повторения понятий («Золотая рыбка» - пустая),

«Букет» (даты, имена),

«Хронолёты»

  • Делаются бумажные самолетики для “полетов во времени”.

  • Учитель на самолетиках пишет даты, места событий, которые изучили ранее

  • Запускаются “хронолеты” учителем, а отвечать должны те, к кому самолет “сядет” на парту.

  • Причем, главные условия ответа: “Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг”.

Прием - Светофор.

Кто знает - поднимите ваши светофоры зеленой стороной, кто не знает - красной.
Это один из приемов устного опроса. “Светофор” - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

При использовании “светофора” ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна. Сигналя “Светофором”, ученик вынужден каждый раз явно – для себя и для учителя – зафиксировать готовность, т.е. оценить свои знания. 

Третий блок. Объяснение нового материала:

Приемы:

  • привлекательная цель

  • удивляй

  • практичность теории

  • театрализация

  • деловая игра «Точка зрения»

  • доклад, сообщение

  • презентация

  • своя опора

Например:

Прием - Удивляй!

Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной.
Например, для того, чтобы привлечь внимание ученика к учебному материалу на уроках истории используются интересные факты биографии отдельной личности, объекта, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.
Учитель не просто читает (рассказывает) удивительные истории, его цель – через анализ этих материалов добиться более глубокого понимания особенности той эпохи, личности человека.

Как известно, Петр отрицательно относился к загульному пьянству. Поэтому в 1714 году придумал, как бороться с ним. Он просто выдавал заядлым алкоголикам медали за пьянство. Награда эта, сделанная из чугуна, весила порядка семи килограммов и это без цепей. По некоторым данным, эта медаль считается самой тяжелой в истории. На шею пьянице эту медаль вешали в полицейском участке. А самостоятельно «награжденный» снять ее был не в состоянии. Носить на себе знак отличия нужно было неделю.

Красивый молдаванин»

В Москве на XIX съезде партии Сталин обратил внимание на рослого и пышущего здоровьем Брежнева. В то время он занимал пост руководителя ЦК КП(б) Молдавии. По свидетельствам современников вождь сказал о Брежневе: «Какой красивый молдаванин!»

Брежнев положил начало традиции поздравлять народ с Новым годом. Первое телевизионное поздравление он сделал 31 декабря 1970 года. Данная традиция существует до сих пор, и каждый год руководители государства выступают с обращением к народу в Новогоднюю ночь.

Минутка отдыха. В течение урока необходимо проводить психологическую разгрузку.

В структуре урока важное место занимает отдых. Общеизвестно, что систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания работоспособности и здоровья.

Перед работой с картой использую «Север-юг, запад-восток»

 Прием «Да-нет-ка».

Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. Важно, что она ставит учащихся в активную познавательную позицию. Способствует развитию внимания, логического мышления, скорости реакции.

Четвертый блок. Актуализация знаний.

Прием «Крестики - нолики».

Простая и понятная. А если использовать принципы и условия данной игры на уроке? Можно использовать игру «Крестики-нолики» для актуализации и проверки знаний по теме. Ученики с удовольствием выходят к доске «поиграть».  Иногда им кажется, что все это легко, но на самом деле не так - то просто получить отличную оценку. 

9 утверждений.

  1. Подростковый возраст - это период обучения в начальной школе.

  2. Подростковый возраст – это период между детством и юностью.

  3. Развитая мускулатура – это одно из качеств личности.

  4. Конституция – это сборник всех законов страны.

  5. Конституция – это основной закон государства.

  6. Кодекс – это сборник законов, которые регулируют сходные между собой общественные отношения.

  7. Потребность в пище относится к духовным потребностям.

  8. Заработная плата – это пример моральной оценки труда.

  9. Севастополь – это город-субъект Российской Федерации.

Прием «Черный ящик».

Окружающий нас мир полон тайн и загадок. Что может быть интереснее постиженье этих тайн. И что может быть прекраснее человеческого стремления к вершине познания окружающего мира.

Но дорога к вершине не легкая, вам предстоит угадать, что в Черном ящике.

В ящике обычно предметы, которые обучающиеся могут увидеть у себя дома, они привыкли к ним.

Пятый блок. Рефлексия.

В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватило его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличен к происходящему. Учащиеся учатся объективно оценивать свои знания.

  1. На уроке я работал…

  2. Своей работой на уроке я…

  3. Урок для меня показался…

  4. За урок я…

  5. Мое настроение…

Переделать на М-К!!!

  1. На мастер-классе я работал…

  2. Своей работой на мастер-классе я…

  3. Мастер-класс для меня показался…

  4. За мастер-класс я…

  5. Мое настроение…



В заключении хочется отметить, что применение в практике преподавания активных методов способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Главное, использование этих методов и приемов помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Седлова Елена Викторовна

Дата: 28.03.2024

Номер свидетельства: 648158


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства