Просмотр содержимого документа
«Применение активных методов обучения на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС (мастер-класс)»
Тема: Применение активных методов обучения на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС
Занятие – не форма, а поиск истины.
Г.Альтшуллер
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Задача современного учителя - создание методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:
Дискуссии
Дебаты
Ролевые игры
Различные виды групповых работ
Деловые игры
Турниры знатоков и т.д.
Современного учителя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников.
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса — использование активных методов.
Использование активных методов способствует повышению качества знаний учащихся, позволят сформировать коммуникативные компетенции у обучающихся, формирует интерес к предмету; использование активных методов в процессе обучения позволяет обеспечить повышение мотивации у учащихся, повысить их самооценку.
В мастер-классе предпринята попытка отразить пример разработки элементов креативного урока истории и обществознания. Каждый блок не случаен и несет определенную нагрузку.
Первый блок. Мотивация.
Часто на уроках обществознания в начале (для мотивации) использую притчу. Использование притч в учебно-воспитательном процессе позволяет «погрузить» учащихся в проблему, заинтересовать их нестандартностью ее подачи, включить в разговор всех ребят.
Возможные Приемы –В чем смысл притчи? (привычное задание) Закончить притчу.
Выстроить логику.
Ведро с яблоками. Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: — Кто чем богат, тот тем и делится!
Придумать название.
Притча великого русского педагога В.А. Сухомлинского "Обыкновенный человек"
В жаркий, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди—заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соловой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. -Что это за человек? – спросил внук деда. - Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. -Что это за человек? – спросил деда внук. - И это еще не человек, -ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. -А это что за человек? – спросил внук. - Обыкновенный, - ответил дед.
Второй блок. Проверка домашнего задания.
Прием - Найди ошибку в тексте.
Эффект приема «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу, а задача учеников – найти контраргументы. На Истории Можно допускать ошибки в датах («Великая Отечественная война закончилась в 1946-м году»), в хронологии и фактах, смешивая события и персонажей из разных эпох, чтобы у учеников после исправления сформировалось четкое представление о последовательности исторических лиц и событий. Например: «После победы в Северной войне Петр I отправился за границу изучать корабельное мастерство». Или: «Екатерина I пыталась подавить Пугачевское восстание» (Пугачевское восстание пришлось на правления Екатерины II).
Попробуйте использовать этот прием в начале урока в качестве разминки, чтобы активировать внимание учеников и повторить пройденное, в середине, чтобы дети «не теряли бдительность» и не отвлекались, или в конце занятия, чтобы подытожить пройденный материал и разложить знания «по полочкам».
Прием - Игры в случайность.
«Рыбалка» для повторения понятий («Золотая рыбка» - пустая),
«Букет» (даты, имена),
«Хронолёты»
Делаются бумажные самолетики для “полетов во времени”.
Учитель на самолетиках пишет даты, места событий, которые изучили ранее
Запускаются “хронолеты” учителем, а отвечать должны те, к кому самолет “сядет” на парту.
Причем, главные условия ответа: “Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг”.
Прием - Светофор.
Кто знает - поднимите ваши светофоры зеленой стороной, кто не знает - красной. Это один из приемов устного опроса. “Светофор” - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
При использовании “светофора” ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна. Сигналя “Светофором”, ученик вынужден каждый раз явно – для себя и для учителя – зафиксировать готовность, т.е. оценить свои знания.
Третий блок. Объяснение нового материала:
Приемы:
привлекательная цель
удивляй
практичность теории
театрализация
деловая игра «Точка зрения»
доклад, сообщение
презентация
своя опора
Например:
Прием - Удивляй!
Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной. Например, для того, чтобы привлечь внимание ученика к учебному материалу на уроках истории используются интересные факты биографии отдельной личности, объекта, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах. Учитель не просто читает (рассказывает) удивительные истории, его цель – через анализ этих материалов добиться более глубокого понимания особенности той эпохи, личности человека.
Как известно, Петр отрицательно относился к загульному пьянству. Поэтому в 1714 году придумал, как бороться с ним. Он просто выдавал заядлым алкоголикам медали за пьянство. Награда эта, сделанная из чугуна, весила порядка семи килограммов и это без цепей. По некоторым данным, эта медаль считается самой тяжелой в истории. На шею пьянице эту медаль вешали в полицейском участке. А самостоятельно «награжденный» снять ее был не в состоянии. Носить на себе знак отличия нужно было неделю.
Красивый молдаванин»
В Москве на XIX съезде партии Сталин обратил внимание на рослого и пышущего здоровьем Брежнева. В то время он занимал пост руководителя ЦК КП(б) Молдавии. По свидетельствам современников вождь сказал о Брежневе: «Какой красивый молдаванин!»
Брежнев положил начало традиции поздравлять народ с Новым годом. Первое телевизионное поздравление он сделал 31 декабря 1970 года. Данная традиция существует до сих пор, и каждый год руководители государства выступают с обращением к народу в Новогоднюю ночь.
Минутка отдыха. В течение урока необходимо проводить психологическую разгрузку.
В структуре урока важное место занимает отдых. Общеизвестно, что систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания работоспособности и здоровья.
Перед работой с картой использую «Север-юг, запад-восток»
Прием «Да-нет-ка».
Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. Важно, что она ставит учащихся в активную познавательную позицию. Способствует развитию внимания, логического мышления, скорости реакции.
Четвертый блок. Актуализация знаний.
Прием «Крестики - нолики».
Простая и понятная. А если использовать принципы и условия данной игры на уроке? Можно использовать игру «Крестики-нолики» для актуализации и проверки знаний по теме. Ученики с удовольствием выходят к доске «поиграть». Иногда им кажется, что все это легко, но на самом деле не так - то просто получить отличную оценку.
9 утверждений.
Подростковый возраст - это период обучения в начальной школе.
Подростковый возраст – это период между детством и юностью.
Развитая мускулатура – это одно из качеств личности.
Конституция – это сборник всех законов страны.
Конституция – это основной закон государства.
Кодекс – это сборник законов, которые регулируют сходные между собой общественные отношения.
Потребность в пище относится к духовным потребностям.
Заработная плата – это пример моральной оценки труда.
Севастополь – это город-субъект Российской Федерации.
Прием «Черный ящик».
Окружающий нас мир полон тайн и загадок. Что может быть интереснее постиженье этих тайн. И что может быть прекраснее человеческого стремления к вершине познания окружающего мира.
Но дорога к вершине не легкая, вам предстоит угадать, что в Черном ящике.
В ящике обычно предметы, которые обучающиеся могут увидеть у себя дома, они привыкли к ним.
Пятый блок. Рефлексия.
В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватило его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличен к происходящему. Учащиеся учатся объективно оценивать свои знания.
На уроке я работал…
Своей работой на уроке я…
Урок для меня показался…
За урок я…
Мое настроение…
Переделать на М-К!!!
На мастер-классе я работал…
Своей работой на мастер-классе я…
Мастер-класс для меня показался…
За мастер-класс я…
Мое настроение…
В заключении хочется отметить, что применение в практике преподавания активных методов способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Главное, использование этих методов и приемов помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.