Мероприятие проводится в рамках недели истории. Обобщаются знания, полученные в ходе изучения тем "Англия и Франция в эпоху средних веков" и "Столетняя война", показывается роль личности Жанны Д'Арк в истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подвиг Жанны Д'Арк»
Внеклассное мероприятие в рамках недели истории
«Подвиг Жанны Д'Арк»
Воспитательная цель:
На примере подвига Жанны вызвать у учеников сочувствие и сопереживание. Ребята должны понять, что человек, не умеющий оценить самоотверженную борьбу другого народа за спасение своей родины, за независимость, не может быть истинным патриотом своей Родины.
Подвести учащихся к пониманию сущности понятия «историзм», вызвать переживание восхищения патриотическим подвигом Жанны д'Арк.
Образовательная цель:
Расширить представления учащихся о войнах феодальной эпохи.
Показать высокий патриотизм французского народа, подчеркнуть, что народные массы были главной силой справедливой освободительной войны против чужеземных захватчиков и что именно они своей самоотверженной борьбой спасли родину от потери независимости.
Развивающая цель:
Учиться отбирать информацию ; анализировать, обобщать факты, делать выводы; продолжить формировать навыки работы с документами, картой, картинами.
Развивать способности к осмыслению исторического явления через призму деятельности исторической личности.
Предметно-практическая цель:
Создать ситуацию игрового соучастия в событии с Жанной Д' Арк.
Форма мероприятия: смешанного типа. Персонификация как прием изучения и обобщения фактического материала позволит ученикам представить типичные общественные настроения, создать эффект присутствия, понять, что и как чувствовали, как мыслили современники событий, ощутить дух эпохи.
Оборудование: карта «Столетняя война», учебник «История средних веков», портрет Жанны Д' Арк, исторические документы времен Столетней войны, рисунки школьников, презентация, репродукция картины М.Г. Ройтера "Вступление Ж. Д'Арк в Орлеан".
Эпиграфы урока:
«Патриот – тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые трудные ее дела»
«Мыслящий исследователь вглядывается в памятники прошедшего для того, чтобы найти в этом прошедшем материалы для изучения человека вообще, а не для того, чтобы погрозить кулаком покойнику Сидору или погладить по головке покойника Антона».
(Д.И.Писарёв)
«По-настоящему великие те, чьё сердце бьётся для всех».
(Р.Ролан)
Мотивация:
Учитель: - Интерес потомков неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след. Ведь у каждой страны есть свои символы, выдающиеся люди, прославившие Родину. В России это Пушкин, Петр 1, Кутузов, в Англии – это Нельсон, Робин Гуд, во Франции – это без сомнения Жанна Д'Арк, ей посвящены многочисленные научные и художественные произведения; и одна из наших задач сегодня - взглянуть на Жанну Д'Арк - человека удивительной, необыкновенной судьбы - глазами людей разных убеждений и судеб и попытаться еще раз оценить ее роль в истории.
Кроме этого сегодняшняя цель – обобщить полученные знания в ходе изучения таких тем, как «Англия и Франция в эпоху средних веков», «Столетняя война» и еще раз увидеть и отметить для себя роль личности в истории.
Повторение ранее изученного материала:
Работа с картой и беседа по вопросам:
Показать на карте Англию и Францию времен средних веком до 1337 года.
Какое событие произошло в 1337 году?
Назовите государства, принявшие участие в Столетней войне.
Почему эта война между Англией и Францией получила название Столетней войны? И действительно длилась ли она 100 лет?
Каковы причины и повод Столетней войны?
Сравнить английскую и французскую армии.
Перечислить и охарактеризовать основные этапы Столетней войны.
Какими были основные сражения Столетней войны?
Когда произошел перелом в событиях Столетней войны?
Учитель: - А теперь поиграем в историческое лото.
Условия игры: если вы знаете ответ на вопрос, напишите на листочках первую букву слова ответа.
Назовите крестьянское восстание, состоявшееся во Франции в 1358г.
Страна, у которой были очень сильные лучники.
Хозяйство, в котором всё необходимое для жизни изготавливалось там, где потреблялось, а не покупалось.
Прозвище, которое получил новгородский князь за разгром шведов в 1240г.
Название народа, который жил там, где возник ислам.
Налог, который платили в средние века в пользу церкви.
Имя, под которым известный врач Ибн – Сина был известен в Европе.
Здание в центре города, где располагался магистрат.
Город, где проходила битва в 1346г.
Ответ :Жанна Д'Арк .
Вопрос учителя: - А что нам вообще известно об этом человеке?
Ответы учеников:
1. Жанна родилась в крестьянской семье. Ее детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны; по стране распространялось пророчество: «Женщина погубила Францию, дева ее спасет». Около 1424 Жанну стали посещать видения: ей являлись св. Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на неоккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну.
2. 6 марта 1429 Жанна прибыла в замок, где находился Карл VII, и возвестила ему, что ее «голоса» сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил ее с войском в Орлеан. Ко времени прибытия ее в этот город (29 апреля 1429) молва уже утверждала, что именно она — та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, 8 мая 1429 осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии. 17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя.
Учитель: Для более полной характеристики Жанны давайте прослушаем ее письмо английскому королю и проанализируем этот важный исторический источник.
Ученик: ПИСЬМО ЖАННЫ Д' АРК АНГЛИЙСКОМУ КОРОЛЮ
«Вы, король Англии, и вы, герцог Бедфордский, именующий себя регентом Французского королевства, вы, Вильгельм Поль,граф Суффолокский, Иоанн Тальбот и вы, Томас, сир Скалкский, называющий себя лейтенантом упомянутого герцога Бедфордского, окажите справедливость королю неба: отдайте деве, посланной сюда богом, небесным королем, ключи от всех добрых городов, которые вы взяли и подвергли насилию во Франции.
…Она вполне готова прийти к мирному соглашению, именно: если вы желаете сделать ей должное удовлетворение, возвратите Францию и заплатите за то, что владели ею. И вы все, стрелки, военные товарищи, джентльмены и другие, находящиеся перед Орлеаном, уходите, прошу вас именем бога, в свои страны, а если не сделаете так, ждите вестей от девы, которая скоро придет к вам, к вашему великому горю. Если вы, король Англии, не сделаете так, то я беру на себя руководство войной и, где бы ни настигла ваших людей во Франции, я заставлю их уйти волею или неволею; если они не хотят повиноваться, я всех их уничтожу, если же захотят они повиноваться, помилую их.
…Если вы желаете прийти к миру, отвечайте в Орлеан, а если не сделаете так, я скоро напомню вам об этом на вашу гибель».
Учитель: Ответьте на вопросы к этому документу:
1. Какие слова выражают стремление Жанны Д'Арк прекратить войну и заключить мир?
2. В каких словах выражена угроза Жанны английскому королю?
3. Что придавало Жанне такую уверенность в успехе задуманного дела?
Ответы учеников:
Учитель: «Если не я – то кто же?» - говорила Жанна. Она показала отвагу, верность, со знаменем шла впереди солдат на приступ. Она выражала волю простых людей, усилила авторитет и власть короля, способствовала тем самым объединению Франции.
В августе 1429 французы начали наступать на занятый англичанами Париж. Попытка взять его оказалась неудачной, и несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. Осенью — зимой 1429 и весной 1430 Жанна участвовала в ряде мелких стычек с врагом, и 23 мая 1430 попала в плен к англичанам.
Чтобы опорочить дела Жанны, англичане решили объявить ее еретичкой, приписать ее победы вмешательству дьявола. Измученная тюремным заключением, она была передана суду инквизиции.
ЗАДАНИЕ: Посмотрите сцену суда инквизиции и сделайте вывод: какой нравственный выбор сделала Жанна Д'Арк?
СЦЕНА СУДА ИНКВИЗИЦИИ НАД ЖАННОЙ Д' АРК
Действующие лица.
( В сценарии использованы исторические источники – Протоколы обвинительного процесса Жанны Д'Арк).
Автор: Противники Жанны, чтобы опорочить освободительную борьбу Франции против захватчиков, решили обвинить ее в ереси и богохульстве. О чем бы ее не спрашивали, она находила простой и точный ответ.
Судья: Вы клянетесь говорить правду относительно того, что будут у вас спрашивать касательно веры и что вам будет известно?
Жанна: Не знаю о чем вы хотите меня спрашивать. Возможно, вы будете у меня спрашивать то, о чем я вам не скажу.
Судья 2: Сколько тебе лет?
Жанна: Кажется, около 19.
Судья 3: Помнишь ли ты своих родителей?
Жанна: Отца зовут Жаком, мать – Изабелла.
Судья 1 – В каком же возрасте ты ушла из отцовского дома?
Жанна: Я этого не знаю.
Судья 2: Разве не великий грех уйти из дома без разрешения отца и матери?
Жанна: К этому призывал меня долг. И, если бы у меня было сто отцов и матерей, я все равно ушла бы.
Судья 3: Научилась ли ты в юном возрасте какому-нибудь ремеслу?
Жанна: Я научилась шить полотняное платье и прясть и не уступаю в этом деле любой руанской женщине.
Автор: Вопрос был связан с тем, что Жанна встав во главе освободительного движения переоделась в мужское платье. Судьи обратили внимание на то, что она вопреки божественному предначертанию, решила заняться несвойственным женщине делом. Естественно, что это должно было вызвать отвращение к ней у богобоязненного народа.
Судья 3: Хочешь ли ты иметь женскую одежду?
Жанна: Дайте мне ее, я ее возьму и уйду, иначе я ее не возьму. Я довольна теперешней одеждой, после того как богу стало угодно, чтобы я ее носила.
Автор: Жанна Д'Арк уверяла, что подняться на борьбу против англичан и сменить женское платье на мужское ее надоумили «голоса», которые она слышала и считала, что это божественное научение.
Судья 2: Жанна, ненавидит ли бог англичан?
Жанна: Любит ли он их или ненавидит, об этом мне ничего неизвестно, но я уверена, что англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех, которые найдут здесь смерть.
Судья 3: Значит, ты уверяешь, что голоса сообщили тебе, будто англичане потеряют все во Франции в результате поражения от французов?
Жанна: Хорошо это знаю через сделанное мне откровение, и это случиться до истечения 7 лет, и я готова сильно негодовать, что это может настолько задержаться.
Судья 1: Какими колдовскими приемами ты пользовалась, чтобы воодушевить воинов на битву?
Жанна: Я говорила им «Вперед!», и первая показывала пример.
Судья 1: Почему бедняки приходили к тебе и оказывали почести как святой?
Жанна: Бедняки любили меня потому, что я была добра к ним и помогала всем, чем могла.
Судья 2: Жанна, ты больше почитала свое знамя или меч?
Жанна: Гораздо больше почитала, т.е. в 40 раз больше знамя, чем меч. Когда нападала на противников, сама носила указанное знамя с тем, чтобы никого не убивать, я ни разу не убила человека.
Судья 3: Почему во время коронации в Реймсе твоему знамени было отдано предпочтение перед знаменами других полководцев?
Жанна: Оно было в труде и подвигах и ему надлежало быть в чести.
Судья 1: Как тебе удалось встретиться с Карлом? До него ведь лежал трудный путь?
Жанна: Когда люди узнали куда и зачем я иду, они помогли мне.
Судья 2: Каким образом ты смогла убедить короля, что ты послана богом?
Жанна: Я поклялась не открывать этого никому.
Судья 3: Это был какой-то тайный знак?
Жанна: Я никому не открою этого. Я поклялась святой Екатерине и Маргарите.
Автор: Юного наследника Карла VII королева-мать отстранила от управления государством. Жанна встретилась с ним и убедила дать войско, чтоб от его имени вести освободительную войну, чтобы он стал править всей Францией. Вряд ли Карл VII поверил в божественную миссию Жанны, но войско дал. Со стороны судей он считался самозванцем
Судья 1: Была ли на голове Карла корона, когда он говорил с тобой?
Жанна: Я не могу этого сказать. Но богу было угодно, чтобы я одержала от имени Карла победу.
Автор: Судьи не добились от нее ни признания в ереси, ни в святотатстве. Но приговор был предрешен. Ее сожгли на костре, как колдунью и еретичку. И лишь только в 1455-1456 в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д'Арк. А 16 мая 1920 она была причислена католической церковью к лику святых.
Учитель:
Вопросы для обсуждения:
Почему Жанна была уверена в правоте своих ответов?
Что придавало ей смелость?
Какие черты характера Жанны проявились в ходе судебного процесса?
Почему англичане представляли Жанну ведьмой, колдуньей?
Если бы вы участвовали в судебном процессе, что бы вы сказали по поводу обвинения Жанны дАрк в колдовстве?
Чем закончилась Столетняя война?
Ответы учеников:
Учитель: Итак, каждый год, начиная с 1431 года, французы приходят на площадь цветов в Руане и возлагают цветы на крест, который выложен на мостовой. На этом месте, 30 мая 1431 года, сгорела Орлеанская дева, так французы назвали Жанну дАрк. В ряде городов Франции ей воздвигнуты памятники. В годы фашистской оккупации во время второй мировой войны отряды бойцов носили славное имя Жанны дАрк.
Учитывая все услышанное и увиденное ранее как можно оценить жизнь Жанны д,Арк: была ли она “посланницей Бога” или колдуньей? Была она обыкновенной крестьянкой или талантливым военачальником? Кем она была?
Ответы учеников:
Учитель: Жанна д’Арк была прекрасным организатором, талантливым лидером. Освобождение Орлеана и последующая коронация дофина в Реймсе нанесли сильный удар по ходившим тогда слухам о незаконнорожденности Карла и рассеяли сомнения в его праве на трон. Все, что она делала, сама она приписывала голосам, но, несмотря на это, Жанну надо расценивать как нормальную, здравомыслящую женщину. В военном деле она была реалистом: она понимала толк в артиллерии, отдавала должное ее возможностям. Жанне приходилось иметь дело людьми всех сословий – от работников до королей; при этом она не испытывала никакого смущения, вела себя совершенно естественно, добивалась от них, чего хотела. Она умела уговаривать, умела принуждать. Как подобает добропорядочной крестьянке, она сознавала все значение соблюдения приличий и не терпела, когда сквернословили и пренебрегали религиозными обрядами. Она была личностью, таким человеком, который вершит историю.
- Обратите внимание на эпиграфы урока. Актуальны ли они сегодня?
Ответы учеников.
Учитель:
Время быстро пролетело, подводить пора итог. Два кружочка перед вами: вам запомнился урок? Если поняли вы тему, разобрались, что к чему, Белый поднимите выше (очень этого я жду!) Если синий – то не страшно, дома можно прочитать! Всем спасибо, до свидания, за работу всем вам “5”!