Просмотр содержимого документа
«По страницам Великой Отечественной войны.Эхо войны в школьном музее»
Внеурочное занятие по формированию читательской грамотности
для 5-9 классов
на тему: «По страницам Великой Отечественной. Эхо войны
в школьном музее.»
Содержание:
1. Аннотация методической разработки внеурочного мероприятия «По страницам Великой Отечественной. Эхо войны в школьном музее.»
Введение…………………………………………………………..стр.3-5
2. Сценарий внеурочного мероприятия «По страницам Великой Отечественной. Эхо войны в школьном музее.»…………………...стр.6-11
3. Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения мероприятия…………………………… стр. 12
4. Приложение ……………………………………………………… стр. 13
Тип мероприятия: информационно-творческий.
Вид мероприятия: групповой.
Методическая разработка внеурочного мероприятия на тему: «По страницам Великой Отечественной. Эхо войны в школьном музее». Мероприятие разработано Шильниковой Еленой Владимировной учителем истории и обществознания, руководителем школьного музея. При поддержке Актива музея. Оно посвящено проблеме гражданско- патриотического воспитания в вопросах развития ценностного отношения обучающихся к истории своей Родины, народу, образованию, труду. Способствует формированию у обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов. Это музейный урок –экскурсия с элементами ролевой игры.
Мероприятие проводится в школьном музее. В ходе мероприятия учащиеся 5-9 классов получают знания о событиях Великой Отечественной, о предметах военного времени, фронтовых письмах и о том – как их ровесники учились в годы войны в нашей школе. Элемент театрализации и ролевой игры дает возможность почувствовать себя учеником времён Великой Отечественной войны. Полученные знания, воспринятые через личностные переживания, формируют понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего. Мероприятие построено на принципе –от общего к частному- способствует расширению знаний обучающихся о событиях Великой Отечественной войны, о региональной истории, об известных людях родного края. История нашей страны предстаёт через историю своей малой родины. Предложенная ребятам интерактивная работа – «кластер- коллаж», позволяет экскурсантам структурировать и закрепить изученный материала и получить возможность «обратной связи» с аудиторией.
В современной школе гражданское, патриотическое и духовно -нравственное воспитание являются приоритетными. Триединство этого процесса возможно осуществить на основе изучения истории малой родины, на примерах жизни людей, которые рядом. Важнейшим элементом этого триединства в воспитательном процессе является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. К сожалению, по разным причинам, большой части современных детей эта память малодоступна и малоценна. Они лишь урывками слышали о Великой Отечественной войне, но её изучение будет для них только на ступени среднего общего образования. Музейный урок на основе экспонатов школьного краеведческого музея познакомит учащихся 5-9 классов с историческими фактами времён Великой Отечественной войны. Сформированные, в результате такой работы, ценностные ориентиры позволят ребятам в будущем противостоять фактам фальсификации истории.
Цель мероприятия:
- развитие у учащихся патриотизма, гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в жизни современного общества.
Задачи мероприятия:
дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании к месту и роли России; расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации истории; способствовать развитию и воспитанию личности, способной к гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта; показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России; содействовать формированию интереса обучающихся к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений; сформировать способность интегрировать знания из курса истории, литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и настоящего России; на примере исторических личностей сформировать понимание важности ответственного служения своему народу и государству; способствовать расширению знаний обучающихся о региональной истории, об известных людях родного края; привлечь внимание обучающихся к материалам школьного музея с целью побуждения к проектной и исследовательской деятельности.
Применённые педагогические методы и технологии: - групповой; - экскурсионный; - беседа; - самостоятельной работы с источниками информации; - моделирования ситуации; - ролевой игры; - рефлексии.
Оборудование и материалы: экспонаты школьного музея – фронтовое письмо- треугольник, записи-воспоминания участника Сталинградской битвы, школьная парта, ручка-перо, чернильница, двусторонний карандаш, ксерокопии листов книги выдачи аттестатов 1939-1945 годов; занятие сопровождается презентацией – экран, проектор, компьютер.
Пояснительная записка.
Мероприятие разработано на основе исследовательской деятельности ребят из актива школьного музея, путём изучения и обработки письменных документов. Разрабатывалась тема участия наших земляков в Великой Отечественной войне, тема фронтовых писем и как учились школьники нашей школы в годы войны.
Идея мероприятия и основные исследовательские моменты «выросли» из ситуации, когда члены Актива музея нашли среди материалов школьного музея воспоминание участника Вов о Сталинградской битве. Они провели небольшие исследования по группам: установить автора воспоминаний и его потомков, возможно обучающихся в нашей школе; Сталинградская битва и её значение; что такое фронтовое письмо и почему оно так выглядит; наша школа работала в годы войны – как и в каких условиях учились ровесники в военное время. Результаты исследований были структурированы, методически оформлены руководителем музея. Актив музея проводит музейный урок –экскурсия с элементами ролевой игры на тему: «По страницам Великой Отечественной. Эхо войны в школьном музее».
Ребята из Актива музея поставили своей целью работу с текстами, для того, чтобы было понятно другим. Актуализировали свой опыт обучающихся и провели работу с музейным, архивным текстом – то есть с историческим источником. Необходимо было выполнить цепочку действий- прочитать, понять , применить. В процессе личностного общения, личностно-значимой деятельности приобрели позитивный опыт, который позволит им овладеть нравственными ценностями и практическими умениями, необходимыми для жизни в современном обществе. Расширили свои возможности участия в социальной жизни путём создания текстов экскурсий и проведения этих экскурсий для школьников.
Сценарий внеурочного мероприятия «По страницам Великой Отечественной. Эхо войны в школьном музее.»
1-й Ведущий.
- В школьном музее хранятся рукописные альбомы о ветеранах Великой отечественной войны.
В школьном музее в старых тетрадках найдено это письмо. На листах в клеточку заковыристым и красивым почерком был написан рассказ от имени участника Великой Отечественной войны.
«Мне - ветерану Великой Отечественной войны, прошедшему по военным дорогам от Сталинграда через Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию до Австрийского города Цельтвег, довелось участвовать во многих тяжелых кровопролитных боях. Прошло много времени, многое стёрлось в памяти, но никогда не забудется Сталинградская битва. Бой у стен Сталинграда по своему ожесточению и пролитой крови несравним. Здесь в юношеские годы мне пришлось увидеть и испытать все ужасы и тяготы войны, пролитой крови и получить первую боевую награду.»
- Кто и когда написал эти строки красивым девичьим почерком? Мы решили это выяснить. Для начала рассмотрели ближайшие страницы и нашли фотографию и адрес ветерана. На оборотной стороне фотографии сделана надпись: Созинов Николай Иванович 1923 года рождения.
2-й Ведущий (В роли «Ученик»)
(Если получится найти потомка. Слова правнука): - Это отец моей бабушки – Немчаниновой Людмилы Николаевны, мой прадед –Созинов Николай Иванович. Одна из его внучек в конце 80-х годов 20 века записала эти воспоминания деда в качестве внеклассной работы в кружке «Красные следопыты», который работал в нашей школе. Ребята в кружке собирали сведения и оформляли анкеты об участниках войны, помогали ветеранам. В семье прадеда хранят его воспоминания и награды. Есть целая тетрадная книга с его воспоминаниями. Вот отрывок из них:
«В начале июля 1942 года я в качестве начальника телеграфной станции «Морзе» и 4 моих товарищей были направлены из Москвы в 9-й воздушно-десантный корпус, дислоцированный в г. Киржач Ивановской области. По прибытию мы были зачислены в резерв отдельной роты связи. Оказалось, что десантники не имели по штату телеграфной станции. Нам предложили осваивать РБС и парашютное дело в срочном порядке, так как десантники уже прошли боевую подготовку в течение 6 месяцев.
Наш корпус готовился для выполнения десантных операций в тылу врага, однако в связи с создавшейся исключительно тяжёлой обстановкой на юго-западном фронте, когда фашистские войска рвались к Волге, стремясь любой ценой захватить Сталинград, 9-й ВДН в спешном порядке был переформирован в 36-ю гвардейскую стрелковую дивизию под командованием генерала Денисенко.»
3-й Ведущий (художественная вставка – читает стихотворение «Защитник Сталинграда» автор Алексей Сурков)
В зное заводы, дома, вокзал. Пыль на крутом берегу. Голос Отчизны ему сказал: “Город не сдай врагу!” Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград. Гулко катился в кровавой мгле Сотой атаки вал, Злой и упрямый, по грудь в земле, Насмерть солдат стоял. Знал он, что нет дороги назад – Он защищал Сталинград.
Ведущий продолжает: Зачитаем строки из воспоминаний Николая Ивановича о том, что ему пришлось пережить под Сталинградом.
«3 августа 1942 года дивизия погрузилась в эшелоны и не для кого не было секретом, что мы оправляемся под Сталинград. Личный состав дивизии состоял в основном из молодёжи в возрасте от 17 до 22 лет, но хорошо обученных солдат и офицеров было мало. Вместе с тем никто из нас, за исключением старших офицеров, не был в реальном бою, не видели своими глазами тех ужасов, которые несёт с собой война.
Перед железнодорожной станцией Поворино (Воронежская область) часть наших эшелонов попали под бомбёжку немецкой авиации. Проезжая по единственному нашему восстановленному пути, полностью разрушенному авианалётом фашистов станции, мы впервые увидели искалеченные обгоревшие трупы лошадей и людей. Тут уже было, как говорят, не до песен и басен.
Ночью и в первой половине дня 6 августа дивизия полностью выгружалась на разъезде Цаца 12п. подступала к Сталинграду, и заняла оборону в районе этого разъезда, войдя в состав 64 армии под командованием генерала М.С. Шумилова.»
4-й Ведущий:
- О последующих событиях мы узнаём из в книги «Батальоны идут на Запад», автор Попов Илларион Геннадьевич:
«Под Сталинград дивизия прибыла 11 августа и была направлена в состав 57-й армии генерала Ф.И. Толбухина для защиты южных рубежей обороны. В тот же день двум полкам дивизии предписывалось составить резерв армии, а 108-му полку занять оборону в межозерном дефиле Сарпа – Цаца – Барманцак и не допустить прорыва противника на Райгородок. 20 августа немецкий танковый корпус перешел в наступление по всей линии обороны 57-й армии. В этот день воины 36-й гвардейской дивизии приняли свой первый бой на сталинградской земле и выстояли. В конце августа – начале сентября основные силы дивизии, переведенные в состав 64-й армии, сражались на реке Червленной. В дальнейшем одной из задач армии будет максимально отвлекать на себя силы противника, чтобы ослабить его давление на позиции своего правого соседа. 2 октября силами четырех дивизий, в том числе и 36-й, 64-й армия предприняла удар в направлении на Песчанку. Противник был отброшен на полтора – два километра. В двадцатых числах октября силами 64-й армии велись бои на этом направлении уже не только для того, чтобы помочь 62-й армии, но и с тактической точки зрения готовила позиции для контрнаступления.»
- Таким образом, мы узнаём о Сталинградской битве: глазами рядового молодого солдата, глазами военного аналитика, из школьных учебников. Подведём небольшие исторические итоги:
1-й Ведущий: Сталинградская битва.
- Началом Сталинградского сражения считается 17 июля 1942 года. Тогда авангарды 6-й армии Паулюса на реках Чир и Цимла вступили в бой с подразделениями 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта. Завершение — 2 февраля 1943-го, когда в плен сдалась гитлеровская группировка, основу которой составляли остатки 6-й армии вермахта, а также подразделения 8-й итальянской, 3-й и 4-й румынских и 2-й венгерской армий в Сталинградском котле.
К середине июля 1942-го на Сталинградском направлении превосходство противника над Красной армией в самолетах было более чем в два раза. В танках и артиллерии — в 1,3 раза. К концу июля – началу августа немцы выдавили подразделения 62-й и 64-й армий на левобережье Дона. Часть наших дивизий оказалась в окружении. 28 июля Сталин издал приказ №227 «Ни шагу назад!». К отступающим применялись самые жесткие меры, вплоть до расстрела. За три недели наступления немецкие танки 4-й армии Гота подошли к Сталинграду с юга, 14-й танковый корпус — с севера, шесть дивизий 6-й армии Паулюса — с запада.
* 2 февраля 1943 года армия Паулюса капитулировала в Сталинграде, а советская армия начала контрнаступление на Запад.
3-й Ведущий (художественная вставка – читает отрывок стихотворения «Треугольные письма» автор Геннадий Фатеев)
Шли солдаты на Запад По дорогам войны. Выпадал среди залпов, Может, час тишины. И тогда на привале, Опустившись в окоп, Люди письма писали Тем, кто был далеко. Писем белые стаи Прилетали на Русь. Их, волнуясь, читали, Знали их наизусть. Эти письма поныне Не теряют, не жгут. Как большую святыню, Сыновьям берегут.
-Письма с фронтов Великой Отечественной – это простые письма, чаще всего- на тетрадных листах, сложенные в треугольники, с лиловым штампом – «Просмотрено цензурой». Страницы этих писем разговаривают с нами голосами тех, кого уже нет в живых, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы жили мы и сделали все то, что не успели сделать они. Эти письма писались в перерыве между боями, в госпиталях. В них старались ободрить близких, знакомых, поделиться чувствами и мыслями.
Письма с фронта… Документы, над которыми не властно время. Их писали в редкие минуты отдыха, в зной и в стужу - натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Чаще всего письма с фронта писали "химическим карандашом" - с виду карандаш простой и оставляет серый грифельный след, а при смачивании водой (слюной) написанные буквы становились фиолетовыми и не смывались с бумаги. Писали простыми или цветными карандашами, а еще был "командирский карандаш"- он двусторонний: красный с одной стороны и синий с другой. Дело в том, что тогда не было ещё изобретено такое достижение человечества как шариковая ручка. В обычной жизни писали чернилами и пером. (показать предметы). Но в полевых условиях, в бою не будешь таскать с собой эти предметы: чернила прольются, чернильница разобьётся, перо сломается
2-й ведущий (В роли «Ученик»)-Задаёт вопрос: Почему письма с фронта так странно выглядят, почему не в конверте с марками?
4-й ведущий.
- В годы войны треугольники не нуждались в марке и оплате доставки. Поэтому вместо конвертов письма просто сворачивали так, чтобы текст оказался внутри.
Страна, в которой все силы были отправлены на Победу, просто не могла себе позволить миллионы конвертов для такого количества фронтовых писем. Кроме того, за конверт с маркой нужно было заплатить. Откуда у бойца деньги на конверт? И где его в полевых условиях искать? Поэтому советское правительство в годы войны отменило для солдат обязательность конверта. Просто нужно было написать «красноармейское», адрес и полевая почта занималась доставкой.
Письма-треугольники не заклеивались. Да это было попросту бесполезной тратой времени: они все равно вскрывались и проверялись военной цензурой. Каждый треугольник от солдата или от члена его семьи в обязательном порядке имел штамп «Просмотрено военной цензурой». К тому же треугольник оказался очень удобной формой. Компактно свёрнутые в несколько слоёв листы меньше мялись и не разворачивались в сумке почтальона, которому часто приходилось пробираться буквально на линию огня.
В нашем музее в качестве экспоната хранится солдатское письмо тех лет. На простом листе в линию, химическим карандашом, солдатское письмо- треугольник. О чем же писал солдат в минуты отдыха от боя?
Зачитаем письмо.
«Добрый день. Здравствуйте мои дорогие родные мама, Тамара и Нюра. Шлю вам свой горячий красноармейский привет. Передавайте от меня по привету крёстному, крёстной, Лене, всем знакомым. Сообщаю, что я писал вам уже три письма. Я дней 5 был в лыжной роте. Теперь перевели в другую казарму, в миномётную роту. Буду работать на 82 миллиметровом миномёте, если никуда не переведут. Сегодня приняли присягу. Командир полка сказал, что проучит может быть 5 дней, может 10 дней, может быть месяц. А тут поедем на фронт. Вероятно дней через 14 поедем. Наш взвод состоит всё из Шабалинских ребят. На фронте будем километров за 2 от передовой. Жизнь здесь тяжела. Условия больше чем плохи. Посылку не посылайте, потому что не застанет. И адрес связи с переходами сменился, а нового ещё нет. Обедаем под открытым небом. Учёба не трудна. Придется видимо повоевать. Напишите про меня папе. Я ему не писывал. Нет времени и места. До свидания.»
Художественная вставка – (читает конечный отрывок стихотворения «Треугольные письма» автор Геннадий Фатеев)
….Изо всех мемуаров О минувших годах Треугольникам старым Предпочтенье отдам. Пусть их чаще читают Роты юных бойцов. Пусть те письма считают Завещаньем отцов
2-й ведущий (В роли «Ученик»)-Задаёт вопрос: А как учились школьники нашей школы в годы войны?
1-й Ведущий
-В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, здание школы было передано эвакогоспиталю. В годы войны, школе, временно, приходилось работать в 2 смены, в различных зданиях, как, например, в бывшем здании РКШ, клубе, в здании столовой и начальной школе №1. В ряды Советской армии ушли: директор школы Устюгов, учитель физики Кокк, учитель истории Злобин, математики – Рубцов. А ряд учащихся оставили школу и заменили своих родных, ушедших на фронт, на трудовом посту. Вследствие этого сокращается количество учеников, которые закончили 10-й класс средней школы.
Ученики занимались в приспособленных помещениях, чтобы обеспечить тепло- приходилось топить большие кирпичные печи, дрова приносили сами ребята, в свободное от уроков время они распиливали, кололи и укладывали дрова для отопления помещений, в которых занимались. Но всё равно, школьные военные годы вспоминаются как холодные: холодно дома, холодно в классе, мерзнут руки. В пальто и варежках приходилось сидеть на уроках, но когда нужно было писать- варежки приходилось снимать- перо и чернила не прощали неуклюжесть. Занятия зачастую проводили при керосиновых лампах и свечах. Учебников и бумаги для письма было мало. Писали на старых тетрадях, использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Несколько человек занимались по одному учебнику, передавая его друг другу после уроков. Но всё равно- старались учиться. Об этом свидетельствует книга выдачи аттестатов, здесь мы видим большое количество хорошистов и отличников – выпускников.
А ещё, после уроков шли помогать в эвакуационные госпиталя, где их уважительно называли «шефы». Шефы писали письма под диктовку раненых, читали им книги, укладывали дрова на госпитальных дворах, собирали лекарственные травы, грибы и ягоды для раненых и персонала госпиталей. Все старались работать на Победу. Шефами здесь называли школьников, которые после занятий приходили ухаживать за ранеными, помогать медсёстрам. Школьникам даже доверяли стирать перевязочные бинты, это приходилось делать, потому что перевязочного материала не хватало.
4-й Ведущий
- Материалы экскурсии мы составили, по крупицам составляя, имеющуюся в школьном музее информацию – это фотографии в альбомах, рукописной книге – история школы, письма и собранные материалы предыдущих поколений школьников воспоминания из истории Шабалинского края.
А сейчас мы предлагаем вам создать «кластер- коллаж», чтобы осмыслить полученные знания. Гости мероприятия составляют коллаж, используя заранее подготовленные картинки для разрезания. Происходит рефлексия озвученного на мероприятии материала.
Список информационных источников.
Источники:
1. Архив школьного музея «Память» КОГОБУ СШ с УИОП пгт Ленинское
Литература:
Алексеев, М. Возвращение огня : автобиографическая повесть в письмах / М. Алексеев. – Волгоград : Издатель, 2004. – 112 с.
Алексеев, М. Мой Сталинград / М. Алексеев. – Москва : Дружба народов, 2000. – 256 с.
Бондарев, Ю. В. Горячий снег : роман / Ю. В. Бондарев. – Ленинград : Лениздат, 1983. – 344 с.
Василевский А. М. “Дело всей жизни”, Москва, изд. ПолитЛит, 1990 г.
Жуков Г. К. “Воспоминания и размышления”, изд. АПН, Москва, 1975 г
История Шабалинского края. Шабалино, 2007
Некрасов В. П. “В окопах Сталинграда”, ЛенИздат, 1991 г.
Попов И. Г. Батальоны идут на запад. — М.: Издательство Московского университета, 1985
Рокоссовский К. К. “Солдатский долг”, Москва, Воениздат, 1971 г.