Вед 3 (Малышева А.А) : Добрый день! Я попрошу почетного гостя ( Л.Б.) войти в кибитку и зажечь лампадки.
Девушка (под музыку) провожает гостя в кибитку и после того как будут зажжены лампадки ей преподносят калмыцкий чай. Л.Б. окропляет чаем четыре стороны света и произносит йорял.
Мы не случайно попросили зажечь лампадки, ибо в этот день в каждой семье в ознаменование праздника зажигают «Зул». Специально для Зул хозяйки должны собрать траву – ржанец, из которого делают обрядовые фитили. Траву сумерки 4 пальца. Фитили начинают готовить вечером, когда наступают сумерки. На каждого члена семьи берется такое количество палочек, которое соответствует возрасту человека. К ним прибавляется еще одна, что означает прибавление года возраста. Затем все палочки обёртываются ватой, причём круговые движения делаются слева на право. Такие фитили готовятся на каждого члена семьи. Приготовив фитили, хозяйка замешивает крутое тесто, продолговатой формы - онгез («онгез» – лодочка). В эту лодочку она втыкает сперва фитили главы семьи, затем свой, дочерей и сыновей.
1 Ученица: (Степанова Н)
Братья, перед священною Лампадой
Воспарим, очистимся душой.
Пусть нам будет общею наградой
Этот мир, высокий и большой!
С Новым годом, друзья!
Счастья, радости, мир вашему дому!
Вед 1 (Н.Н.): Как же праздновался Зул в недалеком прошлом? Рано утром каждая хозяйка варила чай, зажигала лампадку и делала подношение богам (дееж, берх). Затем все садились за стол и принимались за праздничную еду. Хозяйка разливала чай, причем пиалу подносила самому старшему по возрасту мужчине, хозяину, хозяйке, детям. За столом произносили праздничное благопожелание «йорял». В течении дня люди ходили друг к другу в гости, произносили традиционные приветствия: «День сегодняшний пусть будет благословен и принесет прибыль». Основное действие совершалось вечером, когда на небе появлялись первые звёзды. Хозяйка дома брала приготовленные фитили, обмакивала их в масле и поджигала. Когда фитили догорали, хозяйка собирала все остатки и бросала их в огонь. Это было обязательным, так как если эти остатки бросали просто так, - это могло принести несчастие в дом. Из оставшихся двух лодочек, приготовленных из теста, пекли, раздавали всем членам семьи, и они их съедали. Заканчивался обряд тем, что опять разливали и пили чай. Старшие в семье произносили «насна йорял».
2 Ученик (Степанов В):
Пусть годы, сменяя друг друга.
В памяти делами остаются.
Пусть год наступивший несет изобилие и радость!
Во все времена, отмечая Зул.
Пусть здравствуют все!
3 Ученик ( Якуни А) :
Как танцуют! - лучше нету пары!
И звучит калмыцкая домбра,
И звучат хвалебные йорялы
С пожеланьем мира и добра!
Исполняется калмыцкий вальс «Зулн»
Вед 2 ( В.И.): Желательно зажечь как можно больше свечей, включить хотя бы на небольшое время свет в каждой комнате, ведь этот праздник называют еще: «Днем тысячи огней». Когда Зул горит, зажигается наша внутренняя энергия. Во всех буддийских храмах зажигают тысячи свечей в честь Цзонхавы.
Исполняется калмыцкая песня : «Цацыг».
Исполняется танец «Ромашки».
Вед 3 (А.А.) : Правильно проведенный обряд заряжает нас энергией на год. Человек в этот день получает всю силу эфира (ки), олицетворением которого является прилетающий к нам в этот день «Ки –мерн»- «Конь ветра».
Проводятся калмыцкие игры.
Исполняется песня: «Элиста». Исполняется современный танец
Вед1 (Н.Н.) : Хозяином года («Жилин азн») калмыки считали божество «Цаган авга». Он почитается как божество счастья, семейного благополучия, богатства, хранителя жизни и долголетия.
Белый старец
Божество Вселенной,
Мудрый наш Владыка –
Господин
Белый Старец,
Посох твой заветный
Исцеляет, продлевает жизнь,
Ни одна молитва безответной
Не осталась… Сердце
Веселись!.
( Э. Эльдышев «Белый Старец».
Исполняется калмыцкий танец : «Товшур»
Вед 2 (В.И. ): В этот день существовал обычай разжигать костер, причем, чем больше, тем лучше. Этот обычай связан с магией возвращения солнцу силы, очищение людей.
Исполняется современный танец
Якунин А, Камбаров К и Кириллов С. Читают стихи о Зуле.
Нишонбоева Д. читает йорял.
Вед 1(Н.Н.): На этом мы заканчиваем наше праздничное представление. Благодарим всех за внимание
Подготовила:
Классный руководитель
Бавадыкова Н.Н.
Матросово 2015г
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Вед 3 (Малышева А.А) : Добрый день! Я попрошу почетного гостя ( Л.Б.) войти в кибитку и зажечь лампадки.
Девушка (под музыку) провожает гостя в кибитку и после того как будут зажжены лампадки ей преподносят калмыцкий чай. Л.Б. окропляет чаем четыре стороны света и произносит йорял.
Мы не случайно попросили зажечь лампадки, ибо в этот день в каждой семье в ознаменование праздника зажигают «Зул». Специально для Зул хозяйки должны собрать траву – ржанец, из которого делают обрядовые фитили. Траву сумерки 4 пальца. Фитили начинают готовить вечером, когда наступают сумерки. На каждого члена семьи берется такое количество палочек, которое соответствует возрасту человека. К ним прибавляется еще одна, что означает прибавление года возраста. Затем все палочки обёртываются ватой, причём круговые движения делаются слева на право. Такие фитили готовятся на каждого члена семьи. Приготовив фитили, хозяйка замешивает крутое тесто, продолговатой формы - онгез («онгез» – лодочка). В эту лодочку она втыкает сперва фитили главы семьи, затем свой, дочерей и сыновей.
1 Ученица: (Степанова Н)
Братья, перед священною Лампадой
Воспарим, очистимся душой.
Пусть нам будет общею наградой
Этот мир, высокий и большой!
С Новым годом, друзья!
Счастья, радости, мир вашему дому!
Вед 1 (Н.Н.): Как же праздновался Зул в недалеком прошлом? Рано утром каждая хозяйка варила чай, зажигала лампадку и делала подношение богам (дееж, берх). Затем все садились за стол и принимались за праздничную еду. Хозяйка разливала чай, причем пиалу подносила самому старшему по возрасту мужчине, хозяину, хозяйке , детям. За столом произносили праздничное благопожелание «йорял». В течении дня люди ходили друг к другу в гости, произносили традиционные приветствия: «День сегодняшний пусть будет благословен и принесет прибыль». Основное действие совершалось вечером, когда на небе появлялись первые звёзды. Хозяйка дома брала приготовленные фитили, обмакивала их в масле и поджигала. Когда фитили догорали, хозяйка собирала все остатки и бросала их в огонь. Это было обязательным, так как если эти остатки бросали просто так, - это могло принести несчастие в дом. Из оставшихся двух лодочек, приготовленных из теста, пекли, раздавали всем членам семьи, и они их съедали. Заканчивался обряд тем, что опять разливали и пили чай. Старшие в семье произносили «насна йорял».
2 Ученик (Степанов В):
Пусть годы, сменяя друг друга.
В памяти делами остаются.
Пусть год наступивший несет изобилие и радость!
Во все времена, отмечая Зул.
Пусть здравствуют все!
3 Ученик ( Якуни А) :
Как танцуют! - лучше нету пары!
И звучит калмыцкая домбра,
И звучат хвалебные йорялы
С пожеланьем мира и добра!
Исполняется калмыцкий вальс «Зулн»
Вед 2 ( В.И.): Желательно зажечь как можно больше свечей, включить хотя бы на небольшое время свет в каждой комнате, ведь этот праздник называют еще: «Днем тысячи огней». Когда Зул горит, зажигается наша внутренняя энергия. Во всех буддийских храмах зажигают тысячи свечей в честь Цзонхавы.
Исполняется калмыцкая песня : «Цацыг».
Исполняется танец «Ромашки».
Вед 3 (А.А.) : Правильно проведенный обряд заряжает нас энергией на год. Человек в этот день получает всю силу эфира (ки), олицетворением которого является прилетающий к нам в этот день «Ки –мерн»- «Конь ветра».
Проводятся калмыцкие игры .
Исполняется песня: «Элиста». Исполняется современный танец
Вед1 (Н.Н.) : Хозяином года («Жилин азн») калмыки считали божество «Цаган авга». Он почитается как божество счастья, семейного благополучия, богатства, хранителя жизни и долголетия.
Белый старец
Божество Вселенной,
Мудрый наш Владыка –
Господин
Белый Старец,
Посох твой заветный
Исцеляет, продлевает жизнь,
Ни одна молитва безответной
Не осталась… Сердце
Веселись!...
( Э. Эльдышев «Белый Старец».
Исполняется калмыцкий танец : «Товшур»
Вед 2 (В.И. ): В этот день существовал обычай разжигать костер, причем, чем больше, тем лучше. Этот обычай связан с магией возвращения солнцу силы, очищение людей.
Исполняется современный танец
Якунин А, Камбаров К и Кириллов С. Читают стихи о Зуле.
Нишонбоева Д. читает йорял.
Вед 1(Н.Н.): На этом мы заканчиваем наше праздничное представление. Благодарим всех за внимание.
КОУ РК «Матросовская коррекционная школа – интернат»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Масленица»
Мероприятие с использованием презинтацией.
Подготовила:
Классный руководитель
Бавадыкова Н.Н.
Матросово 2015г.
Они хранили в жизни мирной Привычки мирной старины; У них на Масленице жирной Водились русские блины. А.С. Пушкин.
Масленица – самый весёлый, шумный, народный праздник
Масленичная неделя
Понедельник – “Встреча”.
- Приезжай к нам в гости,
Масленица,
На широкий двор:
На горках покататься,
Блинов объедаться,
Сердцем потешиться! - 5 класс КРОУ Матросовский специальный (коррекционный ) детский дом. Февраль 2012 года.
Вторник – “Заигрыши”.
Масленицу провожали – весну встречали, Гостья погостилася, с зимушкой простилася, С крыши капели, грачи прилетели, Воробьи чирикают, они весну кликают.
Среда – “Лакомка”.
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
“Широкий четверг”.
Масленица.
Зима. Масленичное гулянье.
Зима. Масленичное гулянье.
.
Мы желаем, чтобы у вас Масленица прошла как по маслу. Со щедрой веселой Масленицей! Любой праздник в нашей жизни - это пир души. А Масленица праздник особый, это праздник чревоугодия. Обычаем разрешалось в это время есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду. Порадуемся Масленице, блинам и милым гостям!
Пятница – “Тёщины посиделки”.
С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!
Суббота – “Золовкины посиделки”.
“Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”, писал А. Куприн.
“Прощёное воскресение” или “Заговенье”.
В последний день Масленицы обычно ходили в церковь (храм), просили у всех и вся прощения, после возвращались обратно к весельям и забавам. Вечером этого дня все собирались вокруг куклы Масленицы и играли в игры, после чего её сжигали и проговаривали;
Пора Масленице со двора съезжаться!
Масленица – блиноеда!
Масленица – жироеда!
Масленица – обируха!
Масленица – обмануха!
Масляная неделя
В Ростов полетела,
На пенёчек села,
Оладушек съела,
Другой закусила
И домой потрусила.
Весело гуляла, песни играла,
Всё, Масленица, прощай,
На тот год приезжай!
КОУ РК « Матросовская коррекционная школа – интернат»
Отчет о проведенных мероприятиях по подготовке к празднованию
70-летию Великой Победы
К 70-летию Победы
Ещё тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май, победный Май!
Ещё тогда нас не было на свете, Когда в военной буре огневой, Судьбу решая будущих столетий, Вы бой вели, священный бой!
Ещё тогда нас не было на свете, Когда с Победой вы домой пришли. Солдаты Мая, слава вам навеки От всей земли, от всей земли!
В преддверии празднования 70-летия Великой Победы в нашем обществе всё пропитано патриотизмом, выражением гражданской позиции граждан, чувствуется сплочённость людей. Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, имеется библиотека с читальным залом, 2 спортивных секции. Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Спортсмены нашего класса участвовали во всех районных конкурсах, эстафетах, соревнованиях, а также по итогам этих соревнований в зональных, республиканских соревнованиях по боксу и футболу. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, республике, району, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной профессии.
Как же мы воспитываем гражданственность и патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы гражданско- патриотического воспитания учащихся. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся велась по следующим направлениям деятельности:
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами труда. Шефская помощь.
Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
Мероприятия, посвящённые Дню народного единства
Проведение классных часов, военно-спортивных соревнований, посвящённых Дню Защитника Отечества.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. К сожалению, в нашем селе не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Но учащиеся знакомятся с их ратными подвигами через посещение Музея Боевой и Трудовой славы колхоза «Победа». Ежегодным стало проведение праздничного концерта, посвященного Дню Победы.
Возрождено в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.
2 направление. Историко-краеведческая работа. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
- экскурсии в музей Трудовой и Боевой Славы колхоза «Победа»;
- уроки - знакомства с историко-архитектурными памятниками села, города Элисты и края;
- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;
- оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";
- конкурсы лучших чтецов «С чего начинается Родина», «Одна на всех- Великая Победа»
3 направление. Формирование правовых знаний. Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
- изучение правил поведения в школе и общественных местах;
- школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, медработниками);
- общешкольные мероприятия;
- работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
- работа Совета школы.
4 направление. Воспитание на культурных традициях народа.
- изучение обычаев, традиций, праздников своего народа (школьные мероприятия «Масленица, Цаган Сар, Зул»);
- изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи (классные часы, беседы);
- организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы;
- Проведение Акции «Согреем ладони, разгладим морщинки», посвящённой Международному дню пожилых людей;-
- Цикл мероприятий, посвящённых Международному женскому дню- 8 Марта.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Республики Калмыкии, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам, знакомя учащихся с памятниками культуры.
Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.
Но статистика свидетельствует о росте среди старшеклассников негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов. Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование. Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: гражданско-патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
Основными методами реализации Плана подготовки и празднования 70 летней годовщины Победы являются:
Использование материальной и технической базы школы для проведения мероприятий;
проведение спортивных мероприятий внутреннего значения и участие в спортивных мероприятиях районного, республиканского масштаба;
проведение встреч с ветеранами труда и жителями с. Матросово являющими детьми войны;
проведение тематических классных часов ;
организация творческих выставок, конкурсов, презентации;
участие в торжественных мероприятиях и праздниках, посвящённых Дню Победы;
Ко Дню Победы в нашем классе проведены следующие мероприятия:
Оформление стендов:
«И глаза молодых ребят с фотографий старых глядят…»
«Календарь Победы»
«70лет Победе- 70 добрых дел!!!»
«9 мая - День Победы
«Творческие работы посвященные 70-лтию Победы»
« Фестиваль военной песни посвященные 70-лтию Победы»