Сценарий окружной конференции по истории
Тема: « День народного единства»
Цели:
Закрепить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVIIвека.
Нравственное и патриотическое воспитание учащихся на примерах героев Народного ополчения 1611-1612гг.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедиапроектор
Экран
Методы:слово учителя, выступления учащихся с презентациями.
Предварительная подготовка:
Заранее школы (7-8 классы) получают темы для презентаций.
Оформляется стенд с лучшими рисунками учащихся о празднике единства
.
Вступительное слово учителя:
- 4 ноября наша страна отмечает День народного единства, т. к. связан этот праздник с освобождением России от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения.
Сегодня мы вспомним о событиях началаXVII века, когда была освобождена Москва и было положено начало выхода страны из Смуты, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.
Итак, мы начинаем!
- Медленно страница истории листается……
И первая наша страница посвящена «Смутному времени» и начнем мы с поэмы «Русская Смута»
Выступление и показ слайдов учеников Нерльской школы (презентация прилагается )
- Смута, смутное время, лихолетье- так называется началоXVIIвека в России. Период с 1598 по 1613 годы в истории России, сопровождавшийся ослаблением государственной власти, самозванством, гражданской войной и иностранной интервенцией (1слайд).
Одной из причин Смуты стало пресечение законной московской династии. Это совпало с разрухой, голодом, запустением центральной части русских земель (2 слайд).
После смерти Ивана Грозного царем стал его сын Федор, по характеру прямая противоположность отцу. Новый царь не обладал крепким здоровьем, больших склонностей к государственным делам не проявлял. При нем фактическим правителем былбоярин Борис Годунов, сестра которого Ирина была женой царя Федора(3сл). Положение усугубилось после того, как в 1598г. Умер бездетный царь Федор, а еще раньше, в 1591г. погиб в Угличе его младший брат царевич Дмитрий.Династия оборвалась (4сл.)
На престол был избран земским собором Борис Годунов(5сл.). В 1601-1603гг. страну поразили стихийные бедствия. Такого еще не было на Руси. Стремясь преодолеть хозяйственную разруху, власти ужесточали политику закрепощения крестьян, увеличивали налоговый гнет. Это вызвало протест народа.(6сл.)
По Москве и другим местам упорно поползли слухи, что царевич Дмитрий жив и скоро объявится на Руси. В подтверждение этих слухов в Речи Посполитой оказался «чудом спасшийся» царевич Дмитрий.
Кто был этот авантюрист- доныне с полной уверенностью сказать трудно. И все же наиболее достоверным можно признать версию о том, что самозванцем выступил бывший монах Григорий Отрепьев. Лжедмитрий собрал войско и в 1604г. Перешел русскую границу. Под его знамена стекались все недовольные. В июне 1605г. Лжедмитрий I беспрепятственно с триумфом вступил в Москву. Став царем он пытался заигрывать с народом, но надежд народа не оправдал. Несмотря на изворотливость самозванца, развязка близилась, тем более , что его свадьба с Мариной Мнишек, проходившая со многими нарушениями принятых на Руси обычаев, развязное поведение сопровождавших невесту поляков вызывали большое недовольство русских людей. Не дремали и противники лжецаря- князья Шуйские.(7сл.)
В ночь на 17 мая 1606г. Подняв набатным звоном московский народ, сторонники Шуйских ворвались в кремль, схватили Лжедмитрия и убили его. Труп самозванца был выставлен на Красной площади на поругание. Через трое суток его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши- страны, откуда он пришел.(8сл.)
Царский престол пустовал недолго. На него избрали князя Василия Шуйского.(9сл.)
Летом1606г. На юго-западе страны, в районе Путивля, заполыхало новое восстание. Его возглавил бывший холоп Иван Исаевич Болотников, считавший себя воеводой вновь спасшегося царя Дмитрия. Восстание в 1607г.было подавленно.(10слайд)
Летом 1607 года на юго-западе страны объявился новый самозванец Лжедмитрий II.Он решил отправиться по стопам своего предшественника на Москву. Но обосновался в селе Тушино - отсюда его прозвище «Тушинский вор». Грабежи, насилия и убийства вызвали взрыв народного возмущения.Повсеместно стали создаваться народные ополчения. Центрами сопротивления стали монастыри.(11сл.) Вдохновляющим примером послужила длительная, героическая оборона Троице-Сергиева монастыря. Сняли осаду монастыря войско молодого и талантливого полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и отряды шведов, которые были еще на то время союзниками России. В 1610 году Скопин-Шуйский неожиданно умер(12сл.). На беду король Речи Посполитой Сигизмунд III в сентябре 1609г. Открыто выступил против России. Видя беззащитность России, вчерашний ее союзник-Швеция захватила Новгород и его уезд. Казалась вся страна погрузилась в хаос. Еще один натиск интервентов- и страна рухнет. Однако дух народа не был сломлен. Патриарх Гермаген призывал к сопротивлению, за что погиб в заточении от голода. Благодаря народному ополчению и таким людям как Прокопий Ляпунов, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский была освобождена русская земля от интервентов. Истерзанная страна нуждалась в умиротворении и единстве. (13сл.)
На земском соборе в 1613г. Новым русским царем был выбран 16-летний Михаил Федорович Романов, который приходился племянником по материнской линии царя Федора Ивановича, а так же сыном тушинского патриарха Филарета.(14,15,16 сл.)
- Вторая страница нашей конференции называется « Народное ополчение». Сообщение и презентацию на эту тему приготовила Яринская школа.
Выступление и показ слайдов учеников Яринской школы
-1610 год. Страшное время… Смутное время!.. Россия расколота…
Правительства нет. На северо-западе хозяйничают шведы. В центре бесчинствуют шайки “тушинского вора” Лжедмитрия II.
В Москве хозяйничают поляки. “Семибоярщина” фактически признала право на русский престол польского королевича Владислава.
Находящийся под арестом святейший патриарх Гермоген отказался сотрудничать с иноземцами. По городам Руси рассылаются его послания, в которых звучит призыв к освобождению Русской земли от захватчиков.
Призывы Святейшего Патриарха были услышаны в Нижнем Новгороде. В сентябре 1611 года по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина начался сбор средств на формирование и содержание народного ополчения.
По предложению Кузьмы Минина на должность военного руководителя ополчения был призван князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Главной святыней ополчения становится икона Богородицы, перенесенная в Нижний Новгород из Казани.
Какой путь из Нижнего до Москвы ближе – прямой или окольный? “Конечно, прямой!” - скажут некоторые. Оказывается, не всегда так бывает. Так и в 1612 году ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве через Балахну, Юрьевец-Волжский, Кострому, Ярославль. В Ярославле ополченцы пробыли до конца июля. Сюда подходило подкрепление со всех концов Руси, собирались деньги, подвозили оружие. И только в начале августа через Троице-Сергиев монастырь всенародное ополчение выступило к столице. Сюда же спешил и польский воевода – гетман Ходкевич.
20 августа ополченцы подошли к столице и заняли Земляной и Белый город. Казаки Трубецкого не присоединились к ним. 21 августа к Воробьевым горам подошел Ходкевич и 22 августа предпринял попытку прорваться к осажденному в кремле польскому гарнизону. Атака была отбита. 23 августа поляки перемещаются к Донскому монастырю и на следующий день атакуют Замоскворечье. В разгар боя казаки, не обращая внимания на приказ Трубецкого, вступаю в бой на стороне ополченцев. Это придало еще больше отваги русским воинам, и поляки были отброшены. Еще месяц продолжалась осада Китай-города и Кремля. В начале ноября начался новый штурм, и Китай-город был взят.
Столица была в руках ополченцев. Польско-литовский захватчики с позором покинули Кремль и сдались на милость победителей.
В течение нескольких дней по московским улицам шли очистительные Крестныеходы с главными святынями Руси – иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской. Россия вновь стала свободной!
-Третья страница нашей исторической конференции называется « Духовный смысл Дня народного единства». Сообщение на эту тему нам приготовили ученики Пореческой школы.
Выступление учеников Пореческой школы
“Нижегородский подвиг. 1611 год”.
Из статьи искусствоведа, доцента, члена Союза художников России Л. И. Помыткиной:
-Небесное и земное действа соединились в едином пространстве холста. В вертикальной композиции картины им соответствует два уровня. Вверху… изображены духовные покровители Нижегородского ополчения… На небесном троне сидит Богоматерь Казанская… Священномученик патриарх Гермоген держит грамоту, слова которой — "Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства" — стали лозунгом ополчения. Преподобный Сергий Радонежский, по преданию трижды являвшийся Минину, призывая на великое дело, предстоит у престола Богородицы.
В нижней части картины — само легендарное событие, данное в символическом претворении, так что каждая деталь имеет обобщающий смысл. По центру, концентрируя идею единства всего происходящего, показан “вдовствующий престол”. На нем лежат царские регалии: скипетр, держава, шапка Мономаха. Как и двуглавый орел на золотой пелене — это знаки государственности. На таком многозначимом фоне происходит главное действо — вручение меча Кузьмой Мининым князю Дмитрию Пожарскому. На перекрестии рукояти виден образ Спаса Нерукотворного, ибо “победный меч” символ не только воинского, но духовного подвига. Трактовка внешнего облика героев не традиционна. Художник, показывая сословное различие через одежду, в целом подчеркивает их похожесть, духовную близость, равенство перед высшим предназначением, единство устремлений. Отталкиваясь от парсун и литографий, автор решает образы Минина и Пожарского в неком обобщении, синтезирующим основную мысль произведения — идею самопожертвования, готовности к спасению Руси и воссозданию ее державности.
Слева от Минина находятся нижегородцы, осененные выносным крестом и хоругвями. На одной из них великомученик Георгий Победоносец, духовной мощью побеждающий зло. Здесь же иконы с изображением святителей Московских Петра, Алексия и Ионы — духовных поборников русской государственности. Крестом благословляет народ настоятель Спасо-Преображенского собора, сподвижник Минина Савва Евфимьев. Рядом в молитвенной сосредоточенности стоят посадские люди: вдова, отдавшая состояние на народное дело; старики, проводившие на рать своих сыновей; невеста, молящая Богоматерь сохранить суженого. Юный отрок в стихаре со свечой в руках олицетворяет духовное очищение и просветление.
Также на первом плане обозначены два смысловых контраста: драгоценные приношения нижегородцев как символизирующие идею бескорыстия и жертвенности, и змея себялюбия, раздора, долго не дававшая народу возвысится до общенациональной идеи, и кою попирает сапогом Минин.
Вокруг князя Пожарского, под стягом с изображением Архистратига Михаила, предводителя небесного воинства, сплотились в молитвенномпредстоянии со свечами в руках отрешенные от суетного ополченцы разных сословий и возрастов. Строги и величавы все участники торжественного акта. Орудия духовные и воинские подняты в едином порыве на защиту Веры и Отечества.
Если в целом говорить о содержании произведения, то лейтмотивом его звучит тема духовного праздника. Напоминает о высоком смысле события ритмический повтор алых пятен. Всю колористику картины объединяет златоцвет: в небесном своде, в нимбах, в пелене и облачениях. В традициях древнерусской живописи золото являет собой незаходящий, “невечерний” свет вечности.
Композицию картины завершают слова историка И. Забелина: “Нижегородский подвиг в нашей истории дело великое, величайшее из всех наших исторических дел, потому что оно дело народное”.
- Четвертая страница нашей конференции называется « Спасители Отечества» и приготовили ее ученики Пеньевской школы
Выступление и показ слайдов учеников Пеньевской школы.
Заключительное слово учителя
В начале XVII столетия, народы России, объединенные идеями согласия и сплочения, сохранения государственности смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в 1812 году и во время Великой Отечественной войны.
И сегодня, когда в нашем обществе не все спокойно, когда ведутся споры о целесообразности праздника Дня народного единства, мы должны понять, что эти споры и раздоры льют воду на мельницу врагов нашего Отечества, тех, кто не хочет видеть России великим и сильным государством. Наша сила в единстве. Наша сила в добре. Доброделание – основа нашего бытия и одна из главных идей наступающего праздника. Творите добро, и мы придем к духовному оздоровлению всего обществ
Список литературы:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3 CD). – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006.
Помыткина Л.И., Нижегородскому ополчению посвящается// Нижегородский альманах: Выпуск II/ Отв. Редактор В.П. Макарихин. Нижний Новгород, 1997, с.92.
Рубцов Н., Тихая моя родина… - М.: Дет. лит., 2005.
Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия: (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2004.
Энциклопедический словарь юного историка: (Отечественная история)/ Сост. В.Б. Перхавко. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.