kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Панамский скандал»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра воспроизводит судебный процесс над главными участниками Панамского скандала. Ее целью является не воспроизведение судебного разбирательства с присущими ему юридическими тонкостями, а воздействие на эмоциональное состояние участников игры, формирование стойкой гражданской позиции в вопросах коррупции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Панамский скандал»»

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Панамский скандал»

В соответствии с новой парадигмой образования, диктуемой ФГОС, первостепенное значение в образовательном процессе приобрело развитие самостоятельности, творческой поисковой активности, коммуникативные навыки, моделирование и анализ различных ситуаций учащимися и т.д. Ролевая игра, применяемая в воспитательном процессе, отвечает всем этим требованиям. Она может быть организована в форме учебного занятия, моделирующего определенную ситуацию прошлого или современности, с определенным кругом действующих лиц, роли которых исполняют учащиеся. Сопричастность к событиям давно минувших дней вызывает у учащихся яркое эмоциональное впечатление, что способствует росту интереса к теме занятия.

Ролевая игра должна проходить в несколько этапов. Первый этап подготовительный, он посвящен сбору литературы, ее анализу, созданию костюмов и декораций. Второй этап – основной, он включает в себя предисловие ведущего, излагающего проблемную ситуацию и вытекающие из нее цели и задачи, игру актеров. Третий этап – заключительный, во время него подводятся результаты игры, дается оценка действиям актеров и моделируемой ситуации.

Памятка участника ролевой игры (по И.В.Кучерук).

1.Внимательно изучи рекомендованную литературу: прочитай, проанализируй, выбери главное.

2.Рассмотри иллюстрации, обрати внимание на внешность людей, одежду, предметы быта.

3.Представь внешность человека, которого предстоит сыграть, изучи его биографию, надели чертами характера.

4.Что могло волновать твоего героя, какие чувства мог испытывать этот человек.

5.Постарайся составить небольшой рассказ от имени героя.

6.Для придания рассказу достоверности включи слова эпохи, общие выражения.

7.Предположи, какие вопросы могут задать другие участники игры.



Действующие лица:

  1. граф Фердинан Мари де Лессепс (президент Всеобщей компании Панамского межокеанского канала);

  2. Шарль Лессепс (вице-президент Всеобщей компании Панамского межокеанского канала);

  3. Александр Гюстав Эйфель (главный инженер);

  4. судья;

  5. прокурор;

  6. адвокат;

  7. присяжные заседатели;

  8. свидетели:

- барон де Рейнах (доверенное лицо Лессепсов);

- Филипп Бюно-Варильи (инженер Панамской компании);

- Жорж Клемансо (будущий премьер-министр Франции);

- Чарльз Биддл (консультант президента США);

- Луиза-Элен Отар де Брагар (жена Ф.Лессепса)

- Евгения Монтихо (племянница Ф.Лессепса, супруга Наполеона III).

  1. представители прессы.

Примечание

Число действующих лиц зависит от числа участников игры. Цель – привлечь по возможности всех учащихся класса (или нескольких классов) к игре, что будет развивать личные и коммуникативные способности учащихся, поисковые навыки, регулятивные умения детей.

Допрос одного обвиняемого или свидетеля не должен превышать 5 минут, в течение которых он должен кратко рассказать о себе и затем ответить на вопросы обвинения и защиты. Список свидетелей может варьироваться в зависимости от количества задействованных в мероприятии актеров. Однако количество свидетелей защиты и обвинения должно быть пропорциональным.

Примерный сценарий игры

  1. вступительное слово учителя (5 мин.);

  2. речь судьи (3 мин.);

  3. обвинительное заключение прокурора (10 мин.);

  4. допрос подсудимых (20 мин.);

  5. слово защиты (10 мин.);

  6. допрос свидетелей и прения сторон (35 мин.);

  7. заключительное слово стороны обвинения (3 мин.);

  8. заключительное слово стороны защиты (5 мин.);

  9. заключительная речь обвиняемых (8 мин.);

  10. совещание суда присяжных и вынесение ими решения о виновности или невиновности обвиняемых (5 мин.);

  11. приговор Верховного суда (3 мин.).

Историческая справка

Панамский афера — финансовый и политический скандал, разразившийся во Франции в конце XIX века во время строительства Панамского канала.

В 1880 году была основана Всеобщая компания Панамского межокеанского канала, президентом и генеральным директором которой стал Фердинанд Лессепс, а его сын, Шарль Лессепс, стал вице-президентом. Компания выпустила 600 тысяч акций по 500 франков каждая и открыла подписку на них. Подписчик должен был немедленно внести четверть стоимости акций, а остальные деньги компания собиралась истребовать по мере надобности. На современные деньги акционерный капитал компании составлял 1,2 - 1,5 миллиарда долларов - очень значительную величину.

Строительство канала началось 1 января 1881 года. В 1882 году, когда деньги акционеров начали заканчиваться, компания выпустила первый облигационный заём, а в следующие годы ещё два займа. Общая сумма полученных займов за вычетом банковских комиссий и других издержек составила 400 млн франков. Сигналом тревоги стало то, что третий заём уже не нашёл подписчиков на всю сумму, и Панамская компания уступила остаток акций со скидкой банковскому синдикату, который эмитировал и размещал её ценные бумаги.

Лессепс был искусным дипломатом и очень грамотным финансистом, но он не имел инженерного образования. Поэтому надзор за всеми проводимыми работами осуществлял его сын, Шарль.
Уверенность в успехе и энтузиазм Фердинана шли явно на пользу дела, вовлекая все большее количество акционеров.

Лессепс рассчитывал на многочисленный класс средней и мелкой буржуазии. Состоятельные фермеры, предприниматели, торговцы, ремесленники, хорошо зарабатывающие служащие, квалифицированные рабочие – все вкладывали свои доходы в акции и облигации компаний.
Профессиональные финансисты, сознавая призрачность планов де Лессепса, относились к ним с большой осторожностью. Участие банков свелось в основном к размещению ценных бумаг компании.

В 1882 году во Франции произошло резкое падение курсов акций и обострение финансовых проблем. Акции Панамской компании пережили мини-кризис более или менее благополучно, но обнаружилось, что биржа относится к ним без особого доверия: по срочным сделкам они продавались с большой скидкой.

Лессепс, которому во время стройки перевалило за 80, не терял бодрости, отчасти, возможно, показной. Пресса, которую его компания финансировала и попросту покупала, продолжала славить великого строителя и убеждать публику, что все идет по плану. Лессепс продолжал утверждать, что канал будет построен в срок, хотя экспертам уже было ясно, что это невозможно.

В 1885 году Лессепс решил поправить дела компании путём выпуска долгосрочного выигрышного займа. Предполагалось собрать 600 млн франков. Для выпуска такого займа требовалось согласие правительства и парламента — палаты депутатов и сената, потому что частные компании не имели юридического права на проведение лотерей. Компания начала обработку журналистов, министров и депутатов, чтоб провести изменения в законе. Барон де Рейнах распределил по всем эшелонам власти наличных взяток на более чем четыре миллиона франков.

В апреле 1888 года палата депутатов одобрила заём, после чего он получил согласие сената и президента. Предельная сумма займа была увеличена до 720 млн франков по сравнению с первоначальной заявкой. Начатая в июне 1888 года подписка на облигации закончилась полным провалом: всего она собрала 254 млн франков, из которых 31 млн составили издержки эмиссии, доставшиеся банкам. К тому же закон требовал, чтобы компания выделила из собранных денег резервный фонд для выплаты выигрыша и погашения облигаций.

В 1892 году, разгорелся коррупционный скандал, когда французская националистическая пресса стала публиковать разоблачения массового подкупа политиков, правительственных чиновников и органов печати администрацией Панамской компании, которая пыталась скрыть от общественности плачевное положение компании и добиться разрешения на проведение «спасительного» выигрышного займа.

Были вскрыты многочисленные финансовые злоупотребления, в первую очередь – поголовная коррупция всех ветвей власти. Обвинения в получении взяток были выдвинуты против 510 депутатов парламента, бравших взятки не украдкой в конверте, а банковским чеком. 
Скандал привел к падению трех правительств Франции. В нём оказались замешаны многие министры, включая будущего премьера Жоржа Клемансо и практически никто из них не был привлечен к ответственности.

Для компании наступил конец: суд  по гражданским делам сначала назначил временных управляющих, а 4 февраля 1889 года официально объявил о банкротстве и ликвидации Панамской компании.

Общее число физических лиц, пострадавших в результате банкротства компании, составило около 700 тысяч. На протяжении нескольких лет компания забирала в среднем до 200 млн франков в год, и все эти сбережения пошли прахом, поскольку при ликвидации у компании практически не оказалось ценностей хотя бы для частичной уплаты её долгов держателям облигаций.

Расследование, проводившееся после ликвидации компании, установило, что прямого воровства и расхищения не было. Но выявились факты расточительства, халатности, некомпетентности и коррупции в высших эшелонах власти. Следствие над руководством Панамской компании длилось около трёх лет. На скамье подсудимых оказались оба Лессепса, Эйфель. Присутствие 87-летнего Фердинанда Лессепса было признано излишним, и суд над ним проходил заочно. Никто из взяточников не понёс уголовной ответственности.

Фердинанд и Шарль Лессепсы были приговорены к пяти годам тюрьмы и денежному штрафу; Эйфель и двое других обвиняемых — к двум годам тюрьмы и денежному штрафу. На деле никто из осуждённых не отбыл положенного срока: в отношении Фердинанда Лессепса приговор не вступил в силу по причине его возраста и заслуг, а приговор остальным обвиняемым был отменён судом высшей инстанции через четыре месяца.

Библиографический список рекомендуемой литературы:

  1. Аникин А.В. История финансовых потрясений. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2009.

  2. Анри Ж. Созданные историей. Слова, изречения, предания. – М., 1999.

  3. Барро М. В. Фердинанд Мари де Лессепс. Его жизнь и деятельность. Библиографический очерк. – Режим доступа: htth: // www. az. lib. ru.

  4. Бернштейн А. Республика реванша: Третья республика поставила перед французским обществом больше вопросов, чем дала ответов! / А . Бернштейн, Д. Карцев // История. – 2013. - № 12.

  5. Виппер Р.Ю. История Нового времени / Р.Ю. Виппер, И.П. Риверсов, А.С. Трачевский. – М.: Наука, 1995.

  6. Голубицкий С. Как зовут вашего бога? Великие аферы ХХ века. – М.: АРДИС, 2005.

  7. История. Мир в новое время (1640-1870) / Под ред.А.Я. Юдовской. – СПб.: Специальная литература, 1996.

  8. История Франции: В 3-х тт. / Под ред. А.З. Манфреда. – М.: Наука, 1970.

  9. Карнацевич В. 500 исторических событий. – М.: Фолио, 2007.

  10. Рассел Дж. Панамский скандал. – М.: Книга по требованию, 2013.

Комментарии к игре

Огромное число инвесторов, лишившихся своих денег, и последующий скандал сделали слово «панама» нарицательным. Методы, которые использовались при строительстве канала, смело можно назвать мошенническими. Чрезмерно заниженная стоимость проекта и сроки его исполнения изначально вводили инвесторов в заблуждение. Этому же способствовала активная рекламная компания, расхваливавшая оптимистические прогнозы, но которая постоянно замалчивала сложности. 

С тех пор прошло более 100 лет, однако события тех дней не прояснились до настоящего времени. Был ли действительно виновен в мошенничестве Фердинан де Лессепс, или же этот пожилой человек просто оказался жертвой обмана и стал пешкой в чужой нечистоплотной игре, теперь наверное, не установить. 

Ролевая игра воспроизводит судебный процесс над главным участниками Панамского скандала и главной ее целью является не воспроизведение судебного разбирательства с присущими юридическими тонкостями, а воздействие на эмоциональное состояние участников игры, формирование стойкой гражданской позиции в вопросах коррупции.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Панамский скандал»

Автор: Крочак Галина Владимировна

Дата: 19.08.2016

Номер свидетельства: 339986


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства