kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории: "Русь летописная. Игровая познавательная викторина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия  в форме познавательной игры под названием «Русь летописная», посвящена далекому прошлому нашей страны. Это мероприятие поможет дополнить и разнообразить знания, полученные в ходе изучения школьного курса отечественной истории, вспомнить героические и трудовые, будничные и праздничные эпизоды жизни наших далеких предков, научиться сопоставлять факты и отыскивать старинные значения тех или иных слов и выражений, почувствовать дыхание летописных былинных времен, полных драматизма и трудолюбия. Это своеобразная экскурсия по ступенькам исторического времени, это путешествие по реке Памяти, в которой скрыто очень много всего интересного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории: "Русь летописная. Игровая познавательная викторина"»


Методическая разработка

внеклассного мероприятия по истории


Тема: Русь летописная

Игровая познавательная викторина














































Русь летописная

Игровая познавательная викторина


Цели: расширить кругозор, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории; способствовать его развитию, дать возможность учащимся почувствовать «аромат времени», ввести их в глубь истории Российского государства, научить сопоставлять факты.

Вступление

Сегодня мы собрались, чтобы провести мероприятие в форме познавательной игры под названием «Русь летописная», посвященное далекому прошлому нашей страны. Это мероприятие поможет нам дополнить и разнообразить знания, полученные в ходе изучения школьного курса отечественной истории. Мы вспомним героические и трудовые, будничные и праздничные эпизоды жизни наших далеких предков, перенесемся вглубь истории государства Российского, научимся сопоставлять факты и отыскивать старинные значения тех или иных слов и выражений, почувствуем дыхание летописных былинных времен, полных драматизма и трудолюбия. Мы совершим своеобразную экскурсию по ступенькам исторического времени. И мне бы хотелось, чтобы эта мысленная экскурсия была вам интересна и вызывала желание и дальше путешествовать по реке Памяти, а ведь столько всего скрыто в ней…Об этом точно сказал поэт Владимир Высоцкий:

Зарыты в нашу память на века

И даты, и события, и лица,

А память – как колодец глубока:

Попробуй заглянуть – наверняка,

Лицо – и то – неясно отразится…

Чтобы все это увидеть, нужно желание изучать и знать историю и тогда, как отметил другой поэт Тудор Аргези:

Внезапно наступает пробуждение

С далеких тайн срывается покров,

И вижу я основы всех веков,

И бодрствую на крайней их ступени.

Из чего складывается история? Каждый прожитый нами день наполнен самыми разными событиями, и мы являемся живыми свидетелями будущей истории, ведь сегодняшний день уже завтра станет достоянием истории. Чем дальше отстоят от нас исторические события, тем ярче высвечиваются их смысл и значение. Познавая исторические закономерности, человечество учится правильно оценивать текущие события, учится программировать своё будущее.

Но чтобы не сделать ошибки, следует знать историю своего отечества, необходимо попытаться уяснить: что представляет собой родная страна, как она стала такой и какая судьба её ожидает. Хотя бы раз в жизни каждому человеку следует почувствовать себя историком. Но можем ли мы ограничиваться знаниями лишь недалёкого отрезка истории? Это равносильно тому, что если бы человек утратил память о своём детстве, юности. Сколько будет потеряно ценного, а подчас и необходимого. И поэтому наше сегодняшнее мероприятие посвящено истории Древней Руси.

-1-

Итак, в знании истории у нас будут соревноваться две команды « Русичи» и «Витязи», которые будут работать с заданием 6 конкурсов:

  1. «Военный турнир»;

  2. Конкурс «Крылатые выражения»;

  3. Конкурс «Жизнь Древней Руси»;

  4. Конкурс «Архаизмы»;

  5. Конкурс «Узнай праздник»;

  6. «Разгадай кроссворд».


Вопросы и задания конкурса.


Две команды.


«Русичи» «Витязи»


Нашим предкам часто приходилось воевать, отражать нападения «незваных гостей», вести борьбу за право жить на своей земле. Русские дружинники славились мужеством, смелостью, смекалкой, богатырской силой, немалый успех воинам приносило наступательное оружие и защитное вооружение. Хорошо вооруженные русичи часто одерживали победу над неприятелем.

I. Поэтому в первом конкурсе нашей игры мы состязаемся на знание военной истории древнерусского государства и он называется «Военный турнир» (карточки обеим командам, ответ представляет капитан.)

1) Снарядить древнерусского воина, выбрать наступательное и защитное вооружение из нижеперечисленного оружия: 1) мушкет; 2) боевой топор; 3)шлем; 4) винтовка; 5)меч; 6) бронежилет; 7) лук со стрелами; 8) револьвер; 9) кольчуга; 10) копьё; 11)арбалет; 12)наган; 13)щит; 14)пулемёт.

(Ответ: наступательное: меч, боевой топор, копьё, лук со стрелами.

защитное: кольчуга, шлем, щит. За каждый правильный ответ - «плюс» 1 балл)

2)Напишите и назовите известные Вам имена русских богатырей (чистые листы обеим командам, кто больше напишет, за одно имя один бал, ответ представляет капитан.) (Ответ: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурила, Вольга, Микула Селянинович, Святогор.)

1.Вопрос команде «Русичи»: Кто автор знаменитой картины «Богатыри»? (Васнецов).

2.Вопрос команде «Витязи»: В каком славном городе родился и жил до 30 лет Илья Муромец? (Муром).

3. Вопрос команде «Русичи»: Каким народным музыкальным инструментом сопровождался рассказ былин в старину? (Гуслями).

4. Вопрос команде «Витязи»: Кого из богатырей признали «сотоварищи самым сильным, самым храбрым из богатырей земли русской»? (Илью Муромца).




-2-

3) Найти и записать верное соответствие (карточки обеим командам; за правильное соответствие – один балл).

1) Куликовская битва 1240 год Александр Невский.

2) Невская битва 1242 год Дмитрий Донской

3)Ледовое побоище 1380 год Александр Невский

(Ответ: 1) Куликовская битва - 1380 год - Дмитрий Донской.

2) Невская битва - 1240 год - Александр Невский.

3) Ледовое побоище - 1242 год - Александр Невский.)


4) Задание команде «Русичи»: прочитайте текст (отрывок из русской летописи) и определите, о ком идёт речь (карточка команде «Русичи», задание и ответ зачитывает капитан команды):

После разгрома Рязани и разорения Рязанской земли произошла битва хана Батыя с рязанцами в Суздальской земле. Хан Батый выиграл то сражение, но пленников после битвы отпустил, сказав: «Мы с многими царями во многих бранях бывали, а таких удальцов не видели…Эти люди «крылаты», не знают смерти, сражаясь один с тысячью, а два с тьмою». В русской летописи эта битва описана так:

...Посмотрел на них Батый свирепый

И, дивяся, вопрошал: «Откуда,

Кто такие? Уж не мертвецы ли

Поднялись из выжженной Рязани?

Уж не крылья ли за их спиною?

Не бессмертьем ли они богаты?

Коли этак с ворогами бьются,

Что на тысячу один выходит,

Что вдвоём они идут на тьму.

Много царств я затопал конями,

Много видел воинов могучих,

Но таких богатырей удалых

Увидеть впервые довелось.

О каких пленниках идёт речь? (Были отпущены пленники из отряда Евпатия Коловрата, а тело героя было отдано для погребения.)

Слово учителя: вот как далее говорит летопись:

Встал Батый над телом Коловрата

И промолвил: «Знатной смертью умер

Этот славный русский богатырь.

Эх! Кабы такой могучий богатырь

Народился и в моем народе,

Был бы мне он самым первым другом,

Против сердца моего сидел бы

И водил бы в бой мою орду».

Молвил пленным: «Уходите с миром,

Ваши раны славою омыты,

Ваших мертвых хороните с честью,

Хороните с честью Коловрата.

Пусть никто из всей орды великой

Никакого зла вам не чинит».

-3-

Евпатий Коловрат - рязанский воевода, героически погибший вместе со своим полком в 1237 году. Собрав дружину в 1700 человек, он догнал войско Батыя в Суздальской земле, вступил с ним в беспощадный бой. После этого боя Батый послал против Евпатия Коловрата царевича Хостоврула. В единоборстве с монгольским царевичем Евпатий Коловрат рассек его надвое до самого седла, затем побил ещё несколько монгольских богатырей. Монголам победа никак не давалась. Но силы были неравны, дружина Коловрата пала, сам он был сражен камнем, выпущенным из катапульты. О его подвиге в народе слагались былины, одна из которых дошла до нашего времени как часть «Повести о разорении Рязани Батыем»


5) Задание команде «Витязи»: прочитайте отрывок из стихотворения Константина Симонова и назовите событие, описанное в нем и его дату (карточка команде «Витязи», задание и ответ представляет капитан команды).

Был первый натиск немцев страшен,

В пехоту русскую углом,

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом.


Как в бурю снежные барашки;

Среди немецких шишаков

Мелькали белые рубашки,

Бараньи шапки мужиков.


В рубахах стираных нательных,

Тулупы на землю швырнув,

Они бросались в бой смертельный

Широко ворот распахнув.


Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.


И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

(Ответ: Ледовое побоище на Чудском озере 5 апреля 1242 года, русским войском командовал Александр Невский)



6) Задание команде «Русичи»: прочитайте поэтический отрывок из произведения Натальи Кончаловской и определите событие и дату (карточка команде, читает капитан.)

Стоял такой великий стон,

Шёл бой с такой кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия – Донским

С тех пор прозвал народ.

И слава добрая за ним

До наших дней живет.

(Ответ:Куликовская битва на поле Куликовом 8 сентября 1380 года, русским войском командовал Дмитрий Донской).


7) Задание команде «Витязи»: (карточка команде, читает капитан). Это выражение употребляется в смысле честного, открытого заявления о начале решительных действий. По летописи этот способ объявления войны связан с именем киевского князя Святослава.

Он бесстрашно в походы ходил,

Словно барс в пути выступал,

Он возов и котлов не возил,

Но врагов всегда упреждал,

Пусть будут готовы враги:

………………………………

(«Я иду на Вы»)

………………………………

8) Вопрос обеим командам: напишите и назовите имена брянских богатырей – участников Куликовской битвы. ( Ответ: Перессвет и Ослябя.)


II. Конкурс «Крылатые выражения» (Учитель поочередно зачитывает задание командам)

Из глубины веков дошли до нас крылатые выражения, которые мы употребляем, чтобы сделать нашу речь более яркой и эмоциональной, порой не задумываясь о том, что легло в основу того или иного выражения. Послушайте некоторые истории о происхождении крылатых выражений и назовите их.


1) Во время допроса подсудимого на Руси били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет правду. Как называлась эта правда? (Подлинная правда.)


2) Вырезать эти резные деревянные украшения на столбах считалось на Руси делом несложным, и работающий мог вести посторонние разговоры. Это выражение употребляется в смысле «пустые разговоры». ( Лясы – это и есть резные деревянные украшения на столба. «Точить лясы »).


-5-

3) В тайной переписке в XII-XVII веках письма писались особым секретным образом, особой грамотой. Выражение употребляется в значении «говорить на непонятном для большинства языке». (Тарабарская грамота)

.

4) Ремесленники из медной, серебряной или золотой проволоки вытягивали очень тонкую нить. Эту нить называли «канитель». Работа была медленной и трудоёмкой. Выражение употребляется в значении «делать медленно, тянуть время». Как ещё называли этот процесс? (Тянуть волокиту или тянуть канитель.)


5) Происхождение этого выражения относят к далеким временам ордынского владычества. Русские князья, приезжая по делам в Золотую Орду, подергались унизительной процедуре: чтобы очистится от всяких «злых мыслей» на хана, православный князь должен был пройти по языческому обряду между двумя кострами. Вот и родилось это выражение, обозначающее тяжелое положение, в которое попадает человек, и выход из которого, может быть, даже заставит его поступиться своим достоинством. ( Между двух огней.)

6) Назовите самое простое блюдо на Руси и поговорку, связанную с ним. (Репа. Проще пареной репы).


III. Конкурс «Жизнь Древней Руси». Тестовое задание «Выбрать правильный ответ». (Карточки командам).

1) Крестьянина на Руси называли:

а) посадник; в) холоп;

б) смерд; г) тать.


2) Город, который не подвергался нашествию Батыя, это:

а) Киев; в) Новгород;

б) Рязань; г) Козельск.


3) На Руси гостем называли:

а) родственника; в) соседа;

б) купца; г) друга;

4) Славяне питались:

а) картофелем; в) кукурузой;

б) помидорами; г) репой;

5) Столица Русского государства IX-X веков:

а) Москва; в) Новгород;

б) Киев; г) Чернигов;

6) Христианство на Руси было принято при князе:

а) Ярославе Мудром; в) Владимире Мономахе;

б) Владимире Красное г) Святополке;

Солнышко;

-6-

7) Первая женщина - правительница Руси

а) Ольга; в) Елизавета;

б) Мария; г) Екатерина;

8) Древнеславянское название хлеба:

а) каравай; в) лепешка;

б) тюря; г) жито;


Жюри подводит итоги трёх конкурсов.


IV.Конкурс «Архаизмы». Выбрать значение архаизма. (карточки командам, задание представляет капитан.)

Как известно, многие исторические открытия были сделаны благодаря сравнительно молодой науке – археологии. Археология произвела переворот в исторической науке, она в сотни раз увеличила для истории возможность изучения прошлого, точно так же как микроскоп открыл для биологии, что за внешним обликом больших организмов открывается жизнь мельчайших клеток. Один из крупнейших русских археологов Артемий Владимирович Арциховский говорил, что археология – это история, вооруженная лопатой.

В следующем конкурсе вы вооруженные логикой, смекалкой и знаниями, будете «откапывать» первоначальное значение хорошо знакомых и старых слов, архаизмов.

1) От какого слова произошло слово «столица»?

а) сто;

б) столб;

в) стол (стол – престол – стольный - столица).


2) Посадник - это:

а) глава городского правительства;

б) садовник;

в) крестьянин, посаженный на землю.

3) Тать- это:

а) родной отец;

б) преступник;

в) незнакомец.


4) Темник – это:

а) человек с темным прошлым;

б) негр;

в) воевода.


5) В современном языке слово «тьма» употребляется в значении «много» и «темно». В старину оно имело числовое значение. Какое?

а) 100;

б) 1000;

в) 10 000

-7-

6) Ошеломить – значит:

а) удивить;

б) ударить по голове;

в) снять шлем.


7) Сбитень – это:

а) крепкий ребенок;

б) плот;

в) напиток.


8) Мягкая рухлядь – это:

а) диван;

б) драгоценные меха;

в) землянка, крытая соломой.


9) Послух – это:

а) послушный ребенок;

б) свидетель, который слышал, но своими глазами не видел;

в) монах.


10) Какой город ниши предки называли Царьградом?

а) Киев;

б) Сарай-Берке;

в) Константинополь (ныне Стамбул).


11) Подклеть – это:

а) нижний, нежилой этаж дома;

б) дно клетки;

в) ткань в «клетку»


12) Колода неисчислимая – это:

а) много карт;

в) лесная вырубка;

в) бесконечно большое число древнерусского счета.


13) Треух – это:

а) шапка;

б) вилы;

в) тройка лошадей.

14) Весь – это:

а) деревня (мы до сих пор говорим «по городам и весям…»);

б) гиря;

в) весна.

15) Толмач – это:

а) мельник;

б) переводчик;

в) пустомеля.

-8-

V. Конкурс «Узнай праздник» ( карточки команде, зачитывает капитан.)

Праздник – это душа народа, праздник – это неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник хранит историю Времени и Народа. У каждого праздника свое время, свое «лицо», своя идея. В этом конкурсе вам предлагается назвать праздник по его описанию.

1.Обычаи и обряды этого праздника вошли в жизнь народа ещё в древности, в незапамятные времена язычества, и благодаря этому они существуют, хотя и в разных, более или менее изменённых видах и формах.

«…В сенях вдруг послышалась возня и топот многих ног, раздались дикие голоса, хрюканье и хрипенье, звук бубна и визжание гудка. Двери распахнулись настежь – и гурьба ряженых дворовых разом хлынула в комнату… Кругом плясали и кружились, то приседая, то прискакивая…»

« ...Между тем в разных углах комнаты, среди отдельных групп, у девушек заводились уже новые игры. Тут, около выхода в сени, лили на олово, там собрались около чёрного петуха, который очень важно ходил между кучками насыпанного зерна, озирая всех своими незрячими глазами». П. Полевой. Краденая свадьба. (Святки, Колядки).


2) С конца XV века в Московском государстве существовал особый ритуал встречи этого праздника: ровно в полночь в глубокой тишине со стен Московского Кремля раздавался грохот пушки, вслед за ним гудел самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во всех московских храмах. Растворялись городские ворота, в церквях начинались служба. В домах тушили старые огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь… Эту дату принято сейчас отмечать как День знаний. (1 сентября – старинная встреча нового года на Руси.)


3) Считается, что в ночь перед этим днём во всех источниках вода освящается. (Крещение.)


4) Этот праздник отмечается особыми празднествами – карнавалами. К нему на Руси строились первые качели и карусели. Знаменит был этот праздник и кулачными боями. Но прежде чем удальцы из взрослых соберутся стенка на стенку с удальцами из другой команды, первыми на середину круга выходили подростками и затевали рукопашный бой с полным соблюдением правил игры (лежачего не бьют, можно бить до синяков, но не до крови). Кульминация праздника – костры. Пока горел костёр, кричали: «молоко сгорело!» Вечером этого дня все просили прощения друг у друга. Этим люди как бы очищались от вольных и невольных обид. Этот день получил название – прощеное воскресенье. (Масленица. Проводы зимы.)













-9-

5) В этот день всякая работа считается грехом. Этому дню присуще не праздничное веселье, а совершенный покой, свобода от дел. Говорят, что в этот день «и птица гнезда не вьет, и девушка косу не плетет». Вот как написал об этом дне А.С. Пушкин:

В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

(Благовещенье. Отмечается 7 апреля и посвящено благой вести, которую получила Дева Мария от архангела Гавриила, что она родит сына.)


6) Этот праздник называют праздником праздников и торжеством торжеств. Этот праздничный день вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждение природы. Этот праздник дарует людям надежду на спасение и бессмертие. Символом праздника является крашеное яйцо. (Пасха).



VI. Конкурс «Разгадай кроссворд»: (карточки командам)

По горизонтали: 3. Городская крепость. 4. Старинный военный доспех в виде рубашки из металлических колец. 5.Женская крестьянская одежда. 6. Высокий, богатый дом. 7. Главный город государства. 8. Предмет для ношения ведер на плече. 9. Укрепленное место в Древней Руси. 10. Прием пищи, еда. 12. Парусное судно. 13. Торговец на Руси. 15. Крестьянский кафтан из толстого сукна.

По вертикали: 1. Бродячий комедиант. 2. Княжеское войско. 3. Старинная мужская верхняя одежда. 5. Охранник на Руси. 7. Место, в котором проживают люди, занимаясь определенным ремеслом. 11. Тяжёлая дубина с утолщенным концом. 13. Предводитель войска и правитель. 14. Приспособление для ручного прядения. 16. Сумка для стрел.















Ответы: по горизонтали: 3.Кремль. 4.Кольчуга. 5.Сарафан. 6. Терем. 7. Столица. 8. Коромысло. 9. Город. 10. Трапеза. 12. Ладья. 13. Купец. 15. Армяк.

по вертикали: 1. Скоморох. 2. Дружина. 3. Кафтан. 5. Стражник. 7.Слобода. 11. Палица. 13. Князь. 14.Прялка. 16. Колчан.

Жюри подводит итоги и объявляет результаты.


-10-


Заключительное слово учителя.


Сегодня мы вспомнили лишь маленькую часть истории Древней Руси. Если судить об истории славян по школьному курсу, то род славянский может показаться весьма молодым. Всё начинается с походов князей Игоря и Олега на Царьград, войн Святослава за спокойствие на русских границах, принятия Владимиром Красное Солнышко новой веры. А ведь древнерусские летописи оперируют датами, которые на первый взгляд могут показаться невероятными! Вот что повествует Мазуринский летописец: «Лета 3112 (2390 год до нашей эры) великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, и же ныне зовется Великий Новгород, от устие великого озера Ильмера (Ильменя) по реце Волхову… И от того времени новопришельцы скифы начата именоваться словенами».

Из древних летописей можно узнать, что Словенск простоял многие столетия, но потом его сожгли варяги. Тогда неподалёку был отстроен Детинец. В один из пожаров он сгорел дотла, и тогда на новом месте был основан Великий Новгород – преемник древнего Словенска. Пожары в старинных русских городах не были редкостью. Неоднократно горели Новгород, и первопрестольная Москва, и Киев. Поэтому история эта весьма похожа на правду. Очень даже может быть, что древний Словенск ждёт своего Шлимана, энтузиаста, сумевшего найти легендарную Трою. Ведь история хранит немало тайн, и, возможно, именно вам предстоит приоткрыть таинственную завесу времени.










-12-

-11-


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Самусь Владимир Анатольевич

Дата: 13.08.2015

Номер свидетельства: 225136


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства