kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка Парламентского урока, посвященного теме: «Парламент, общество и я».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие имеет цель углубить представление учащихся о сущности и значении парламентаризма в России и Республике Татарстан

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Парламентского урока, посвященного теме: «Парламент, общество и я».»



Методическая разработка по проведению Парламентского урока, посвященного теме:

«Парламент, общество и я».

Цели:

  • углубить представления учащихся о сущности и значении парламентаризма в России,

  • формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему отечеству,

  • развитие правовой культуры, патриотизма и гражданского самосознания, стимулирование исследовательской деятельности учащихся.

Метапредметная связь:

  • история татарского народа и Татарстана;

  • история России;

  • всеобщая история.

Методическое обеспечение:

  • видеофрагменты: «Из истории парламентаризма в России»

  • презентация учебного материала урока в формате PowerPoint;

  • фрагменты текста Конституции РФ и РТ (ст. 97, 70,7 1 ) для групповой работы.

Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • медиапроектор;

  • рабочий компьютер учителя.

Использованная литература:

  • Ст. 97, 98 Конституции РФ

  • Ст . 70,71 Конституции РТ

  • ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы».

  • Интернет-ресурсы:

  • https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/press/item/245-edinyj-urok-parlamentarizma

  • https://www.youtube.com/watch?v=4U-G1xEZ1XQ

  • http://www.gossov.tatarstan.ru/palament_history/

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/депутат

Участники: учащиеся 8-9 классов



Ход урока:

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Ежегодно стало традицией проводить Парламентский урок. Указом президента Республики Татарстан Рустема Минниханова 2021 год объявлен Годом родных языках и народного единства

Посмотрите на название темы нашего урока: «Парламент, общество и я». Как вы думает , чем объединяются эти понятия?

Что вы знаете о парламенте?

Ученик 1. Сообщение об истории возникновения парламента в России.

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

Просмотр видеофильма о складывании Парламентаризма в России.

Ученик 2. Сообщение «Становление народовластия в Татарстане. Вековой опыт парламентаризма»

Учитель: Ребята, как вы услышал , парламентаризм в нашей стране имеет многовековую историю.

Учитель: Подумайте и ответьте, может ли гражданин России принимать участие в политической жизни своего государства.

Ученики: Гражданин может принимать участие в выборах. С 18 лет имеют избирательные права.

Учитель: Избирательное право может быть активное и пассивное. Что это значит?

Ученики : Активное: гражданин выбирает депутатов в представительные органы, пассивное - может быть избран сам.

Разгадывание ребуса

Учитель: Перед вами ребус. Подумайте , какое слово зашифровано в нем. (депутат)

Учитель: Правильно. Депутат. Кто такой депутат?

Сегодня мы подробнее остановимся на этом понятии. Депута́т (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное  гражданами в органы власти (часто в законодательную/представительную власть).

Задания для групп. Учащиеся в течение 7-9 минут работают с источником статьями 97 и 98 Конституции РФ, с70, 71 Конституции РТ ,а также выдержки из ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы , после чего учитель предлагает обнародовать результаты групповой самостоятельной работы. Каждая группа по окончании определенного времени должна ознакомить и прокомментировать ответы.

1 группа « Кто может стать депутатом?»

2 группа « Что такое депутатская неприкосновенность?»

3 группа «Формы деятельности депутата»

4 группа « Обязанности депутата» Выступление групп.

Делают выводы: кто может стать депутатом, формы деятельности депутата . Обязанности.

Учитель: Ребята вы уже знаете ,чем занимаются депутаты представительных органов Российской федерации .Давайте составим портрет депутата в виде кластера.

Работа в парах. На листочках записывают качества, которые должны быть у народного избранника.

Зачитывают свои варианты:

Обладает профессионализмом, компетентностью, способностью решать стоящие перед обществом задачи

Обладает честностью, порядочностью, умением держать слово

Обладает человечностью, отзывчивостью, доступностью, умением общаться, отсутствием чванства и заносчивости

Имеет опыт успешной работы в той или иной сфере

Имеет конструктивную программу действий в качестве депутата

Умеет видеть перспективу, выделять главное и существенное в череде будничных явлений

Предан своему государству и народу.
Учитель: Вы много узнали сегодня нового,попробуйте составить синквейн по теме нашего урока.

( напоминает правила составления синквейна)

Учащиеся составляют по теме: Парламент, депутат.

Ребята вы составили замечательные синквейны.

Подведение итогов. Не каждому дано быть депутатом, но каждый из нас может быть достойным гражданином. Каждый человек на своем месте, может сделать многое для общества, своего народа и своей страны !





Приложение 1

Сообщение об истории возникновения парламента в России.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации парламент России – Федеральное Собрание Российской Федерации – состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура парламента имеет глубокие корни в отечественной истории. В начале XIX века по поручению императора Александра I выдающийся российский реформатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский наметил контуры законосовещательного и представительного органа во главе с государем. Он должен был состоять из двух палат – Государственного совета и Государственной думы. В 1810 году был учрежден Государственный совет, который стал высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Его полномочия и функции полностью соответствовали полномочиям и функциям верхних палат европейских парламентов. Все законодательные акты, перед тем как их утвердит император, должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. В компетенцию этого органа входило также рассмотрение вопросов объявления войны и заключения мира.

Сформировать Государственную думу в XIX веке не удалось. Закон об учреждении в Российской империи Государственной думы был подписан только в 1905 году императором Николаем II. Последующим манифестом 1906 года император установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Таким образом, идея создания общероссийского законосовещательного и представительного органа воплотилась в жизнь: был создан первый российский двухпалатный парламент.

Точкой отсчета становления парламентаризма в России стало 27 апреля 1906 года – день, когда император обратился с приветственной речью к приглашенным в Зимний дворец членам Государственного совета и Государственной думы. Тогда же прошли раздельные заседания Государственного совета (в Мариинском дворце) и Государственной думы (в Таврическом дворце).

В современной России эта дата установлена федеральным законом как День российского парламентаризма. Инициатива принятия соответствующего закона исходила от Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко и Председателя Государственной Думы С.Е. Нарышкина. Впервые День российского парламентаризма широко отмечался в стране в 2013 год


Ученик 2. Сообщение «Становление народовластия в Татарстане. Вековой опыт парламентаризма»

C самого начала депутатский корпус Государственной Думы был всесословным, многонациональным и поликонфессиональным. Активно проявляли себя в работе и депутаты, избранные от Казани и Казанской губернии. Именно в стенах Таврического дворца Санкт-Петербурга впервые прозвучали речи татарских депутатов – представителей мусульманской фракции Государственной Думы.


В 1917 - 1918 годах энергия и политическая инициатива широких масс татар нашла свое выражение в деятельности Всероссийских мусульманских съездов и Милли Меджлиса, провозгласившего создание автономного Урало-Волжского штата ("Идель-Урал").

Одновременно в Казани полным ходом шло формирование представительных институтов советского типа. Обратимся к хронологии событий тех дней:



2 марта 1917 года состоялось ОБЪЕДИНЕННОЕ СОБРАНИЕ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ.

14 марта 1917 года создан первый орган представительной власти народа в Казанской губернии - ГОРОДСКОЙ СОВЕТ.

6 мая 1917 года в обстановке нарастания революционной борьбы в Казани начал работу ПЕРВЫЙ ГУБЕРНСКИЙ СЪЕЗД крестьянских депутатов. На нем был избран ГУБЕРНСКИЙ СОВЕТ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ.

8 мая 1917 года на ОБЪЕДИНЕННОМ СОБРАНИИ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ произошло слияние обоих СОВЕТОВ. Вслед за губернским центром Советы стали создаваться в уездах и волостях. Правом избирать и быть избранными пользовались все трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от пола, национальной принадлежности и вероисповедания.

После острых дискуссий и споров вокруг создания Татаро-Башкирской Советской республики 27 мая 1920 года Декрет ВЦИК и СНК России возвестил об образовании ТАТАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ТАССР). С этого времени власть в республике осуществлялась Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

25 июня 1920 года Казанский губисполком передал властные полномочия Временному революционному комитету ТССР. Это событие вошло в историю как ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ. Главной задачей ВРК стала подготовка Учредительного съезда Советов Татарской АССР.

26 сентября 1920 года в Казани состоялся I съезд Советов автономной ТССР. В его работе участвовало 348 делегатов. Эта дата может считаться формальным днем рождения собственно татарстанского парламентаризма.



Статья 97 Конституции Российской федерации

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной

службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98 Конституции РФ

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

 Статья 70  Конституции Республики Татарстан
1. Депутаты Государственного Совета осуществляют депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, за исключением случая, установленного в части второй настоящей статьи. 
2. Число депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Республики Татарстан. 
3. Депутат Государственного Совета Республики Татарстан в течение срока своих полномочий не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Республики Татарстан или государственные должности государственной службы Республики Татарстан, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом. 
4. Депутат Государственного Совета, работающий на профессиональной постоянной основе не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 
5. Депутат Государственного Совета не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий. 
6. Депутат Государственного Совета ответствен перед избирателями и им подотчетен. Депутат Государственного Совета, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван ими в установленном законом порядке. 

Статья 71 
1. Депутат Государственного Совета в соответствии с федеральным законом обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. 
2. Вопрос о лишении депутата Государственного Совета неприкосновенности решается в соответствии с федеральным законом. 
3. Статус депутата Государственного Совета Республики Татарстан и гарантии его деятельности устанавливаются федеральным законом и законом Республики Татарстан. 

Формы деятельности депутата

• участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы;

• участие в работе комитетов и комиссий палат;

• участие в выполнении поручений Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;

• участие в парламентских слушаниях;

• внесение законопроектов в Государственную думу;

• внесение парламентского запроса;

• работа с избирателями;

• обращение с вопросами к членам Правительства РФ;

• обращение к соответствующим должностным лицам и органам с требованием принять меры по пресечению нарушения соответствующих прав, свобод и законных интересов граждан.

Обязанности

• посещать все заседания парламента

• соблюдать парламентскую дисциплину

• работать в составе комитетов и комиссий


Ребус « Депутат»



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зайнетдинова Эльмира Гаптрашитовна

Дата: 12.04.2021

Номер свидетельства: 578011


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства