Литературно-музыкальная композиция "Никто не забыт - ничто не забыто"
Литературно-музыкальная композиция "Никто не забыт - ничто не забыто"
Литературно-музыкальная композиция посвящена 70-летию Великой Победы и раскрывает страницы истории Великой Отечественной войны. Предполагает участие детей разных возрастов. Подготовлена и проведена в рамках семинара-практикума «Патриотическое воспитание в урочной и внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС» для слушателей МРИО 5.02.2015г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
70-летию Великой Победы «Никто не забыт, ничто не забыто»
Страница 1. «Вставай, страна, огромная…»
Исполняется танец в парке на танцевальной площадке (вальс, танго) и вдруг прерывается грохотом орудий. Танцоры убегают со сцены.
Чтец 1.
Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Каких-то пять минут осталось!
Голос Левитана о начале войны на фоне видео или фото первых ударов
Чтец 2.
«По вагонам!» - хлестнуло по нервам.
Лица сразу – как серый свинец,
Ты от нас молодым в сорок первом
Навсегда уезжаешь, отец!
Мама смотрит почти отрешенно.
Мама мною беременна, мной.
Эх, отец, из того эшелона
Никому не вернуться домой.
Ты последним усилием воли
Крикнул сквозь нарастающий гул:
«Будет сын – назови его Колей! Будет дочь…» -
И рукою взмахнул. И с разгона пошел, и с разгона
Эшелон в предназначенный бой…
Добежать бы, отец, до вагона,
Хоть бы взглядом проститься с тобой.
Страница 2. «Москва! Твоя оборона идет через наши сердца!»
Ведущий 1. Несмотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался к Москве.
Ведущий 2. Начались срочные меры по обороне столицы: рылись окопы, возводились противопроволочные заграждения, устанавливались «ежи» - противотанковые сооружения.
Ведущий 1. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, на Кремлевской стене были нарисованы дома и деревья.
Ведущий 2. Не блестели золотом купола Кремля: их покрыли черной краской.
Ведущий 1. Путь нашим самолетам преграждали и наши истребители: именно под Москвой летчик Виктор Талалихин совершил первый в истории авиации ночной таран.
Ведущий 2. Ожесточенные бои шли и на земле. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. У железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь наших солдат с политруком Василием Клочковым во главе остановили фашистскую танковую колонну.
Ведущий 1. Василий Клочков перед началом жестокого боя произнес фразу, ставшую исторической: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
Ведущий 2. Почти все герои-панфиловцы, защищавшие разъезд Дубосеково, погибли, но не пропустили врага к Москве.
Чтец 3.
Кружилась в поле злая осень,
Летела поздняя листва,
Их было только двадцать восемь,
А за спиной у них Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг…
«Так защитим Москву, родные!» -
Сказал гвардейцам политрук…
Летят бутылки и гранаты,
Последний бой всегда суров!
«Бей за Москву, за нас, ребята!» -
Последний раз кричит Клочков.
Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей,
В сырой земле лежат останки
Лежат тела богатырей.
И славу им ветра разносят,
И слышит Родина слова:
«Их было только двадцать восемь,
За их спиной была Москва!»
Ведущий 1. «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: «Битва за Москву». Война была проиграна Гитлером именно под Москвой! Здесь впервые за 6 месяцев войны наша армия крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск».
Ведущий 2. Это слова маршала Георгия Константиновича Жукова.
Чтец 4
А батарее были сплошь – девчонки,
А старшей было 18 лет…
В то утро танки вышли
Прямо к Химкам.
Те самые, с крестами на броне…
И старшая
Как от кошмара заслоняясь рукой,
Скомандовала только:
«Батарея – а-а
Ой, мамочки; Ой, родная! ОГОНЬ!»
И – залп!
И тут они заголосили тонко,
Запричитали всласть!
-ой, мамочка!
-ой, страшно мне!
И снова:
-Батарея-а-а…
И уже перед ними посреди земного шара,
Левее безымянного бугра,
Горели неправдоподобно жарко
Четыре танковых костра.
Раскатывалось небо над полями,
Бой медленно кровью истекал…
Зенитчицы кричали и стреляли,
Размазывая слезы по щекам!
И падали
И подымались снова.
Впервые защищая наяву и честь свою
В буквальном смысле слова
И Родину. И маму. И Москву.
Страница 3. «Я говорю с тобой из Ленинграда»
Ведущий 1. История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили воины и жители блокадного Ленинграда.
Ведущий 2. 8 сентября 1941г. город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро.
Ведущий 1. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тысяч человек). Около 3 миллионов человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тысяч детей.
Ведущий 2. Враг прекрасно знал, что в городе катастрофически не хватает продуктов. В этом-то и был его дьявольский замысел – погубить ленинградцев голодом. Враг был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов сами сдадут город.
Ведущий 1. Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки.
Ведущий 2. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду в блокадную зиму 1941-1942гг. Необычайно сильные морозы, которые наступили очень рано в 1941г. - в ноябре. Столбик термометра опускался до -40 градусов. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Не было электричества, почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки – буржуйки, выведя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. За водой ходили на набережную Невы в проруби.
Чтец 5.
Я в гору саночки толкаю.
Еще немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжелой стала, как свинец.
Метет колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, словно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замерзла
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.
«Дети блокады»
1. «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь… у меня такое старое лицо и под глазами опухоль… люди сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в наем городе».
2. «Когда на с вывезли в Вологодскую область, мне было 13 лет. Рядом оказалась деревня, в которой у моей родной соседки родные жили. А девчушка их приезжала когда-то в Ленинград, к нам заходила в гости. И вот она обратилась ко мне: «Бабушка, а где Галя?» я была так одета, да и сама, кожа да кости. «Катя, говорю, - Галя – это я». Она заревела и говорит: «Я тебя не узнала».
3. «Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мам должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят – хлеб спит в человеке.А поскольку хлеба не было, нам не спалось»
4. «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетой, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно… я здесь живу в голоде, холоде, среди блох… сегодня вечером после тревоги сходили в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить немного масла и соевой колбасы. Хлеба дают теперь на человека 125 граммов в день. Как бы я поела сейчас хлеба…»
5. «Утром, как обычно, съела три четверти всей порции хлеба, и с мамой отправилась в школу. Было очень холодно. Целый урок мы говорили с ребятами о еде и тому подобных вещах. После истории нам дали суп – одну воду, да и то холодную. Директор Вишневский постоянно нам твердил, что суп дают для того, чтобы мы могли учиться, приходить в школу надо, чтобы учиться, а не только ради супа. Но запомнился больше всего суп. Поев, мы вернулись в класс. Школа не отапливается с марта а на 27 градусов мороза.»
Сцена «В очереди»
На сцене очередь в булочную к ней медленно бредет девочка, разговаривает сама с собой, потом встает в очередь.
Д е в о ч к а 1. Небо уже фиолетовое, скоро откроют дверь добавок, если он будет маленький, я съем. Прижму его языком к губам и буду держать. Из него пойдет сок. В нем много сока, особенно в корке. А о морозе лучше не думать. Если долго что-нибудь терпеть, уже ничего не замечаешь. Если сейчас не откроют дверь, я закричу. Господи! Пускай дверь откроется. И пусть они свешают с добавком, потому что я никогда не отковырну кусочек от целой пайки. А у старушки уже не идет пар изо рта. Зря она села на тумбу. Мороз такой синий, синий. Нет, нельзя плакать. Я приду домой, лягу, укроюсь с головой и тогда буду плакать. А бабушка замерзла, и бидон на снегу стоит. И кто-нибудь вытащит у нее карточки, потому что нет ни патрулей, ни милиционера.
Подходит мальчик.
М а л ь ч и к. Граждане! Я вчера потерял в булочной карточки, пустите, не вру. Пустите, я помираю.
Все молчат.
Затем из очереди:
-Если карточки потерял, зачем тебе в булочную.
-Я тебе верю, но лучше мне тебе не верить. Это так страшно – потерять карточки.
-Лучше пускай бомба упадет прямо в кровать.
Выходит из булочной еще одна девочка. Мальчишка толкнул ее, вырвал хлеб, закусил его и скорчился на снегу, поджимая колени к самой голове. Очередь окружила его. Девочка вытащила у мальчика изо рта остаток хлеба.
Д е в о ч к а 2. Дома все равно не поверят. Я оставлю им свою карточку. Завтра они получат мои 125 граммов. А я куда-нибудь пойду…
Видео о блокадном Ленинграде.
Чтец 6.
Когда я приезжаю в Ленинград,
Перед закатом солнца чайки стонут.
Ночь. Звезды прямо в душу мне глядят,
Плывут в Неве и никогда не тонут.
Из неба, из воды они глядят,
Напоминая мне и Ленинграду,
Что эти звезды – слава всех солдат,
Прорвавших ненавистную блокаду.
Страница 4. «Письма жизни»
Ведущий 1. Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких назывались «Треугольниками»: они посылались без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, а снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольнички» от родных и близких в каждом доме, в каждой семье!
(ведущий показывает, как сворачивались треугольники)
Ведущий 2. 460 писем написали они друг другу, хранили их в чемодане, который открыли через 40 лет.
О н а. Неотступно думаю о тебе, тебе уже 21 год. Такое ощущение, будто по капле вытекает неудержимо из меня жизнь. Как ее уберечь? Нет, я не умру, я буду здорова, я увижу тебя. Я завалена книгами, и все прекрасны, но я почти не могу их читать, хотя температура невысокая. Задыхаюсь. Дышать очень трудно. Неужели мир так мал? И время всех веков так коротко?
Люблю тебя.
О н. Я с тобой, мой друг! Разве ты не слышишь, как я глажу твои косы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь что-то сказать теплое, ласковое, хочу и не могу. Любочка! Я с тобой! Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту, при лунном свете перечитал твое последнее письмо. Знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки обогрелись.
О н а. Какое это счастье – получить твое письмо! Силы сразу прибавилось, дышать стало легче, так хочу жить, чтобы увидеть тебя, хочу дожить до победы.
О н. Я не трушу. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на убитых, на изуродованные места, что я так люблю. Любочка! Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом. Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе.
Ведущий 2. «Во имя жизни и любви» - так называется фильм, созданный Лениградским телевидением. Этот фильм о семье Жаковых, Любови Владимировне и Льве Андреевиче, письма которых только что прозвучали. В 1941 году им было по 17 лет.
Чтец 7.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин
души…
Жди и выпить заодно с ними
не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло!»
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Страница 5. «Немеркнущая слава Сталинграда»
Ведущий 1. Защитники Сталинграда сражались за каждую пядь земли, за каждый дом, за каждую улицу. Приказ «Выстоять любой ценой!» был выполнен ими до конца.
Инсценированное стихотворение «Бабы»
(группа учащихся 5 класса)
Прибегают к штабу бабы,
Говорят: - Начальник штаба,
Высылай скорей отряд.
За селом у нас в овине
Люди видели живыми
Трех фашистов, - говорят.
Командир суров и бледен. –
Я людьми сегодня беден.
Все в расходе… как мне быть
Одному?.. Вот если, кабы
Подсобили вы мне, бабы.
Бабы: _ рады подсобить!
-Ну, тогда, - сказал он, - нате. –
Выдал бабам по гранате
И повел их за собой.
И пошел начальник штаба,
Объясняя вкратце бабам,
Как ведут гранатный бой.
За селом овин душистый.
Прикорнули три фашиста,
Крепко в сене спят… и вот
Рвется первая граната,
И гремит приказ раскатом:
-По врагу!.. Гранаты! Взвод!
Дрогнули враги спросонок –
Под огнем не до фасона! –
Поднимают руки враз,
Подтянули только брюки,
Но когда подняли руки,
Поразились: «Вас ист дас!?
Взвод… Гранаты…А на деле?»
А на деле поглядели:
Вот так штука, черт возьми!
Впереди начальник штаба,
А вокруг овина… бабы!
И не более восьми!
Чтец 8.
Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там, где кровью тысяч людей
Каждый метр земли был пропитан.
Там, где сила советских солдат
Сокрушала фашистскую силу, -
Там давно уже пушки молчат,
И поля от пожарищ остыли.
Там сегодня над Волгой-рекой,
На священной земле сталинградской
Рвется к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской.
Жизнь! Мы славим величье ее.
Жить! – вот благо и счастье людское!
За него, за счастье твое и мое
Свои жизни отдали герои…
Страница 6. «Дети войны»
Ведущий 1. В суровые дни сорок первого года рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков.
Ведущий 2. Они принимали участие в сражениях, становились сынами полков.
Сцена из произведения В.Катаева «Сын полка»
Горбунов: Ты, пастушок, ничего. Не смущайся. Ешь вволю. А не хватит, мы тебе еще подбросим. У нас на счет харчей крепко поставлено.
Ваня ест, облизывает ложку, кусает хлеб.
Голос за кадром. Разведчики славились боевыми делами, известными далеко за пределами своей части. Никто не мог сравниться с ними в дерзости и мастерстве разведки. Забираясь в неприятельский тыл, они добывали такие сведения, что иной раз даже в штабе дивизии разводили руками.
Ваня и вытер коркой хлеба чашку, встал, поклонился и сказал:
Ваня: Премного благодарны. Много вами доволен.
Биденко: Может, еще хочешь?
Ваня: Нет, сыт.
Горбунов: А то мы тебе еще один котелок можем положить. Для нас это ничего не составляет. А, пастушок?
Ваня: В меня уже не лезет.
Биденко: Не хочешь - как хочешь. Твоя воля. У нас такое правило: мы никого насильно не заставляем.
Горбунов: Ну, Ваня, так как же тебе показался наш харч?
Ваня: Хороший харч.
С газеты ссыпает крошки в ладонь, а потом в рот.
Биденко: Ты, брат, такого харча ни у кого в дивизии не найдешь. Ты, главное, за нас держись, за разведчиков. С нами никогда не пропадешь.
Горбунов: Мы тебя в баньке отмоем. Патлы острижем. Обмундирование справим, чтобы ты имел надлежащий воинский вид.
Ваня: А в разведку меня, дяденька, будете брать?
Биденко: И в разведку тебя будем брать. Сделаем из тебя знаменитого разведчика.
Пауза. Ваня собирает чашку, ложку.
Биденко: Ты куда это собрался?
Ваня: Посуду мыть, дяденька.
Ваня идет мыть посуду и видит мальчика в военной форме и смотрит на него.
Мальчик: Чего стоишь?
Ваня: Хочу и стою.
Мальчик: Иди, откуда пришел.
Ваня: сам иди. Не твой лес.
Мальчик: А вот и мой. Здесь наше подразделение стоит. Видишь - наши кони.
Ваня: А ты кто такой?
Мальчик играет шашкой, потом сплевывает, растирает сапогом.
Мальчик: Знаки различия понимаешь? Ефрейтор гвардейской кавалерии.
Ваня: Видали мы таких ефрейторов!
Мальчик: А вот представь себе, ефрейтор.
Показывает на груди большую серебряную медаль.
Мальчик: Видал!
Ваня: Великое дело!
Мальчик: Великое, невеликое, а медаль за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.
Ваня: А тебя на довольствие зачислили и оружие дали?
Мальчик: А как же! Все как положено. Видал мою шашечку? (хвалится). А еще у меня бурка есть, но я ее только в бою надеваю.
Ваня проглотил слюну и жалобно смотрит.
Ваня (убитым голосом): А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали – не положено.
Мальчик: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.
Ваня: Как это за сына? За какого?
Мальчик: Известно за какого. За сына полка.
Ваня: А ты – сын?
Мальчик: я – сын полка. А теперь иди, откуда пришел.
Ваня: Прощай.
Ведущий 2. А еще дети выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Чтец 9.
Сорок трудный год. Омский госпиталь… Коридоры сухие и маркие. Шепчет старая нянечка: «Господи! До чего же артисты маленькие…» Мы шагаем палатами длинными. Мы почти растворяемся в них с балалайками, с мандолинами и большими пачками книг. Мы вошли. Мы стоим в молчании. Вдруг срывающимся фальцетом Абрикосов Гришка отчаянно объявляет начало концерта.
Песня «Смуглянка» (дуэт 8 кл.)
Танец «Кадриль» (ансамбль 5 класса)
Песня «Синий платочек» (ансамбль 8 класса)
Страница 7. «Это раздается в Бухенвальде колокольный звон…»
Ведущий 1. Покровские подпольщики на своем первом заседании читали письмо сестры своего товарища.
Ведущий 2. Когда девушку угоняли в Германию, брат сказал: «Правду тебе все равно не дадут написать. Если будет не очень тяжело, пиши – «живу нормально», а если совсем будет невмоготу, пиши – «живу хорошо».
Ведущий 1. Через несколько месяцев пришло письмо.
Ведущий 2. Все слова вымараны черной краской. Осталась лишь одна строка – «живу хорошо».
Песня «Бухенвальдский набат»
Чтец 10.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Ведущий 1. 5 августа 1942 года. Варшава. Из дома сирот выходит 100 детей. Впереди них – учитель, Януш Корчак.
Ведущий 2. По приказу немецкого командования они по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти Треблинку.
Ведущий 1. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».
Ведущий 2. Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!».
Ведущий 1. Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила камера лагеря смерти.
Ведущий 2. Этот ужас пережили не только дети Варшавы.
Ведущий 1. Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожженных детских тел и душ.
Ведущий 2. Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись в небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.
Ведущий 1. А может они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землей и громко кричат, напоминая людям о том, что пережито ими в далеком детстве.
Песня «Журавли» (ансамбль 5 класса)
Страница 9. «Этот день победы порохом пропах…»
Видео минуты молчания.
Чтец 11.
Осенён полыханьем
Победного стяга,
Сел усталый солдат
Над ступенькой рейхстага.
Снял фуражку,
Как труженик после работы,
Вытирая со лба
Капли жирного пота.
Поглядел еще раз,
Как над вражьей столицей
На весеннем ветру
Наше знамя лучится,
Папиросу свернул,
Затянулся спокойно
И сказал:
-Так любые закончатся войны.
Чтец 12.
Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину — такую, Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.