Казаки всегда "не жалея живота своего" принимали самое активное участие во всех войнах за Отечество, начиная со времен Ивана Грозного. Сейчас, когда активно идет в стране работа по возрождению казачества, данная разработка классного часа может быть использована преподавателями кадетских казачьих корпусов или специальных казачьих классов.
Ребята с удовольствием узнают о казачьих обычаях, слушают рссказ учителя и сами принимают участие в подготовке к мероприятию.
Песни, которые я использовала, можно легко найти в сборниках старинных казачьих песен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Где казак, там и слава"»
«ГДЕ КАЗАК –ТАМ И СЛАВА!».
(тематический классный час 7 б класса классный руководитель Савченко Елена Семеновна)
Цель: формирование установок на готовность кадетов к защите Отечества, к поступлению в военные училища;
Задачи: возрождать обряды и обычаи казаков Тихого Дона;
Испытывать чувство гордости за принадлежность к Донскому казачеству;
Знать и славить исторические подвиги казаков Войска Донского;
Исследовать свою родословную, знать генеалогическое древо фамилии как можно глубже;
Оформление: герб России, Знамя Всевеликого Войска Донского, плетень, костюмы казачьи, икона, оружие.
Мероприятие проводится в кабинете истории донского казачества.
Учитель:
Господа кадеты! При исполнении Гимна Всевеликого Войска Донского прошу всех встать!
Кадеты исполняют Гимн Всевеликого Войска Донского:
Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон
И повсюду отозвался на призыв свободы он…
Учитель: Господа кадеты! Сегодня мы с вами прикоснемся к истории казачества и узнаем, как наши доблестные предки – казаки несли свою ратную службу.
Все вы живете на Тихом Дону и не по наслышке знаете, что Россия немыслима без казаков – храбрых воинов, всегда защищавших южные рубежи нашей великой Родины. Суворову принадлежат прекрасные слова: «Казаки – глаза и уши армии».
Ведущий:
Полный удали и славы
С шашкой, пикою в руке
В диком вихре бурной лавы
С гиком мчится на коне
Смелый он, неутомимый
В рукопашной ли, пешком
Для врага неутомимый
На завалах под ружьем.
Ведущий:
В бое ратном, на походе
Службы тяготы несет-
Жажду, голод, непогоду
И без ропота умрет.
Верный церкви, государю
Беспредельно Русь любя
Ну скажите, кто удалей,
Кто отважней казака?
Учитель: Господа кадеты! Сегодня мы славим наших предков – доблестных казаков, и я расскажу вам об их былых подвигах.
(рассказ об Азовском осадном сидении, участии казаков в Петровских походах и т.д.)
Ведущий:
От веков давно минувших
И до этих лет
С славой имя неразлучно
Славен внук, как славен дед!
Турок, венгр, швед и лях –
Нашу удаль все узнали
Разнося повсюду страх.
Мы Россию расширяли!
Ведущий:
Ни единой нет земли,
Чтоб мы кровью не полили.
Пол-России казаки
Государю покорили!!!
Степи южные, Кавказ,
Крым, Сибирь, Урал, Азов –
То России дар от нас
То подарок казаков!!!
Ведущий:
Русь под игом так стонала
Как татарин Русь давил
Все казачество восстало
С нами Дмитрий победил!
Старшеклассник-кадет рассказывает о победе казаков во время Куликовской битвы.
Ведущий:
Время Смутное, печали
Отовсюду шли враги –
И не раз Москву спасали
От разгрома казаки!
Ведущий:
Как в тяжелый год нашествия
Всей Европы войско шло
От позора, от бесчестья
Русь казачество спасло!!!
Кадеты рассказывают о славных подвигах атамана Матвея Платова и его войска во время войны 1812 года.
Ведущий:
И в Турецкую войну
За свободу кровной братии,
Много славы казаку,
Много наших пало в рати.
Тихо все на рубеже
И Россия мир блюдет.
А казак на стороже,
Он границы бережёт.
Ведущий:
Но как только брань начнётся
На потеху казаку,
Наше войско понесется
На кровавый пир к врагу.
Снова шашки засверкают,
Вспыхнут села, города –
И вспомянет враг, узнает
Буйну удаль казака.
Учитель: Сердцу русского человека всегда было любо наше казачество, происхождением своим плоть от плоти русского народа, с незапамятных времен проявляющее всю мощь Руси Великой Православной.
Учитель: ХХ век ураганом пронёсся по судьбе донского казачества. Казалось, что разметанное по всему миру казачества исчезло, навсегда растворилось в других народах. Но вопреки всему, казачество жило, храня свои традиции, обряды, обычаи, народную память о великом и трагическом прошлом на хуторах и станицах, на далёкой чужбине.
Предлагаем вам познакомиться со старинным казачьим обрядом проводов в армию.
(звучит походная песня донских казаков «Пролягала она, путь-дороженька, походная».)
Учитель: Как у Дона, у реки
Собирались казаки,
Собирались в вешний вечер,
Говорили они речи:
Казак: Пришло письмо от нашего воеводы, пора собирать наших молодых казаков на службу ратную. Давайте посылать гонцов по куреням, пусть предупреждают родителей.
Гонец: Отец и мать, пора собирать вашего хлопца, Григория, на службу ратную.
Родители встречают гостей.
Мать: Пожалуйте, гости дорогие. Пожалуйте, гость не гость хозяевам на радость!
Отец: Будьте как дома, приспосабливайтесь. У нас найдётся на каждого и местечко, и словечко.
Мать: В нашем курене светло, здесь царит у нас добро.
(звучит песня «Ай, голубь ты мой, голубок».)
Учитель: В каждой станице были свои обычаи проводов в армию. Роднило их одно - приходили гости, чтобы дать напутственное слово. Первое слово всегда предоставлялось старейшему казаку.
Старый казак: Григорий! Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою. За землю казачью сражайся, с победою к нам возвращайся. Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога и не забывай его заповедей, служи верой и правдой. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили тебя царю и Отечеству. Вот тебе благословение от меня и матери твоей, и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи царю и Отечеству, как отцы и деды наши служили.
Служивый: (целует икону, кланяется в ноги отцу и матери): Прости меня родной батюшка, прости меня родная матушка!
Младший брат: А вот и пика родовая,
Подруга славы и побед,
И наша шашка боевая-
С ней бился брат и бился дед.
Отец: Одеваю тебе шапку нашу. Она служила нашему роду исправно. Не позорь же и ты нас. А теперь, мать, и ты попрощайся с нашим соколом!
Мать: Ой, соколик ты наш!
Отец: Мать, не позорь нашего роду казачьего! Утрись!
Мать: Уж сын ты мой возлюбленный,
Готовили мы тебя к службе сызмальства.
Одеваю тебе рубаху семейную
В ней ходили служить твой дед и отец,
Пришло время одеть и тебе её.
Отец: Прими, сынок последнюю память о Тихом Доне, о нашей земле. Пусть она тебе напоминает о родной станице, о своём доме, о друзьях-товарищах. Защищай эту землю!
(на грудь сыну надевает мешочек с землей донской)
Мать: Выпей, сынок, нашу донскую водицу, пусть она тебе сил придает. Служивый: (выпивает, прощается с отцом, матерью, братьями, гостями)
Звучит песня «Всадники-други»
Командир: (скомандовал грозным голосом): Ну- ка,ребята,живей. Ну-ка,ребята,живей. Несутся кони, гремят удилами, Прыгают и скачут, храпят. Вот уж казаки плещут киверами, К сборному месту спешат.
А едут- поют удалые казаки. Ай, бубны, тарелочки гремят. Красные девы и барышни , дамы, все за казаками следят.
Ведущий: поклонившись своей станице, казак вихрем взлетал на коня и мчался в степь. Переходя Дон, черпал священную воду из родной реки, прощался с ней, быть может, навсегда. Станичники долго провожали уходящего на службу казака взглядом и песней.
Ведущий: Путь- дороженька пролегала здесь, Как по той-то по дороженьке
Да шел в службу молодец
Провожали его отец-мать родные
Жена милая, все приятели
Тихий Дон шумел, он поклон ссылал
Своим детушкам в дальню сторону…
Учитель: Вот мы и познакомились с вами с удалью казачьей, перелистали героические страницы исторической летописи. Вам понравилось?
Кадеты кричат: «Любо!»
А если вам понравилось, то приходите еще. А пока, до скорого свидания!