1. У каждого человека есть своя родина. В широком смысле этого слова мы, россияне, называем родиной ту страну, где родились. И хотя ее официальное название звучало в разное время по-разному (Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация), но для большинства жителей этой страны она была, есть и будет оставаться просто Россией, тем отчим краем, ближе которого нет и не может быть.
Основным чувством, связывающим каждого подлинного гражданина России со своей великой Родиной, является патриотизм – любовь к родной земле, желание трудиться на ее блага, для приумножения ее материального и духовного богатства, готовность мужественно защищать ее от любых иноземных захватчиков, а если понадобится – то и отдать за нее жизнь.
С особой силой патриотизм проявляли русские люди в годины тяжелых испытаний, которые случались достаточно часто.
В формировании патриотических чувств особую роль играет близость человека к своей малой родине, к дому, где он сделал первые шаги и произнес первые слова, к окружающим его людям и окрестной природе, к школе, где он научился читать и писать, к тому селу, поселку или городу, где он живет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Госомская основная общеобразовательная школа»
241525, Брянская область, Брянский район, с.Госома, ул. Сельская д.58
«Конкурс исследовательских работ - 2013»
Номинация: «Культурное и природное наследие»
Тема:«Храм во имя благоверных
князей Бориса и Глеба»
Выполнил:Кайтуров Юрий Юрьевич
8 класс
МБОУ «Госомская ООШ»
домашний адрес: 241525 с. Госома
ул. Ленинская Искра, 23
телефон:
Руководитель: Бескова Татьяна Анатольевна
учитель истории
МБОУ «Госомская ООШ»
241525 с. Госома ул. Сельская д.58
телефон: (4832) 94 30 77
с.Госома
2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение - 2
Госома – село из древности - 3
Предистория храма во имя благоверных князей
Бориса и Глеба - 3-4
Строительство храма - 4
Закрытие храма - 5
Храм в послевоенные годы - 5
Восстановление храма - 5
Архитектура храма - 5-6
Легенда о благоверных князьях Борисе и Глебе - 6-10
Заключение - 10
Приложения
Список литературы
1. У каждого человека есть своя родина. В широком смысле этого слова мы, россияне, называем родиной ту страну, где родились. И хотя ее официальное название звучало в разное время по-разному (Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация), но для большинства жителей этой страны она была, есть и будет оставаться просто Россией, тем отчим краем, ближе которого нет и не может быть.
Основным чувством, связывающим каждого подлинного гражданина России со своей великой Родиной, является патриотизм – любовь к родной земле, желание трудиться на ее блага, для приумножения ее материального и духовного богатства, готовность мужественно защищать ее от любых иноземных захватчиков, а если понадобится – то и отдать за нее жизнь.
С особой силой патриотизм проявляли русские люди в годины тяжелых испытаний, которые случались достаточно часто.
В формировании патриотических чувств особую роль играет близость человека к своей малой родине, к дому, где он сделал первые шаги и произнес первые слова, к окружающим его людям и окрестной природе, к школе, где он научился читать и писать, к тому селу, поселку или городу, где он живет.
И чем взрослее становится человек, чем серьезнее задумывается над окружающим миром, тем активнее у него желание больше узнать о прошлом своей семьи, своего села, города, области – словом, ближе прикоснуться к историческим корням своего Отечества.
Милый сердцу край! Здесь я живу, здесь жили мои деды и прадеды. Тут живут мои друзья и близкие. Здесь все знакомо и любимо с детства. Но не только этим дорог край. Каждый человек испытывает гордость оттого, что с его селом, городом, районом, областью связаны различные исторические события, имеются места, о которых должны знать все.
В своей работе я хочу рассказать немного о своем селе, о гордости села Госома, его храме во имя благоверных князей Бориса и Глеба, который выстоял несмотря ни на что.
В низине меж холмов зеленых
Вокруг луга, сады, поля
Родная Госома, укрытая туманом,
Моя деревня – родина моя.
2. Госома – село из древности. Существует несколько легенд, версий происхождения этого названия. Одна из них гласит: село Госама получила свое название от речки, на которой оно находится. Поскольку название еще дославянское и смысл его давным-давно утерян, то и написания его нередко различны (особенно с безударными «о» и «а»). Наиболее верным представляется написание, которое использовалось в документах 17 века, где селение впервые упоминалось – Госама. По другой из легенд, Госома получила свое название после нашествия на Русь татаро–монгол… Село было выжжено дотла, но местные жители самостоятельно его восстановили, потратив, правда, все свои средства. Поэтому говорили, что в селе живет одна голь, а само село называли «Гольсама» (голь сама его построила). Впоследствии название несколько раз видоизменялось в соответствии с нормами русского языка, и в конце концов стало таким, какое есть сейчас.
Археологическое изучение округи села не проводилось, поэтому о возможных древних поселениях на этом месте материалов нет. А вот появление церкви, сегодняшняя его гордость, имеет свою историю. (Приложение 1).
3. Точных сведений об образовании прихода села Госома не имеется. В церковных материалах 1610 годов есть сведения, что существовавшая в селе Успенская церковь с приделами Афанасьевским и Борисоглебским была сожжена литовскими людьми, а затем на ее месте была сооружена часовня. В писцовых книгах 1653 года она уже не упоминается, зато названа «церковь Покрова Богородицы в селе Госаме, у той церкви двор попов, двор дьячков, двор пономарёв, да в приходе двор прикащиков, двор старостин, 39 дворов крестьянских». На следующий год Покровская церковь упоминается уже вместе с приделом Святых Бориса и Глеба. По имени этого престола, село в XVII—XVIII веках порой называли Борисоглебским. Брянские писцовые книги 1620-х годов называют владельцем селения Афанасия Алексеевича Зиновьева, причем часть («жеребий») села принадлежала ему как вотчиннику, а остальная часть была в поместном владении. Госама была владением Зиновьевых еще более века. В 1670-х годах село принадлежало стольнику Петру Васильевичу Зиновьеву, за которым здесь было 25 дворов крестьянских, 21 двор бобыльский, а людей м.п. в них 228.
В первые десятилетия 18 века владельцем Госамы был стольник Степан Петрович Зиновьев. В 1705 году в селе произошёл пожар, и церковь сгорела. Стольник Степан Зиновьев писал: «В прошлом 1705 году в селе Госама построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы да придел Бориса и Глеба и сгорела». Тогда же была запрошена грамота на построение церкви во имя Флора и Лавра. В 1706 году было сооружено новое деревянное здание храма с теми же престолами (освящены в 1710 и 1712 г.).
Затем госамское имение перешло к Сафоновым, а, когда Татьяна Федоровна Сафонова вышла замуж за поручика Фаддея Петровича Тютчева, в качестве приданого вошло в состав супругов Тютчевых, но числилось за Татьяной Федоровной вплоть до ее кончины в 1784 году. В 1787 году скончался и Фаддей Петрович, завещав Госаму сыну Петру Фаддеевичу, у которого вскоре обнаружилось психическое расстройство. Село перешло во владение сестры Петра, Екатерины Фаддеевны, которая и после замужества сохранила свою фамилию, поскольку мужем ее стал троюродный брат премьер-майор Михаил Иванович Тютчев.
4. В 1808 — 1812 годах помещица Екатерина Фаддеевна Тютчева построила вместо обветшавшего деревянного храма каменный. Неизвестно, были ли допущены какие–то просчеты архитектором и мастерами, то ли сама обстановка 1812 года не способствовала нормальному завершению работ, но позже на здании храма стали появляться трещины, и в 1895 году его пришлось разобрать из–за опасности обвала. Когда в 1895 году старая каменная церковь была из–за ветхости разобрана, то сразу же начались работы по строительству нового каменного храма за счет средств церкви и прихожан. Храм во имя Бориса и Глеба построен из местного кирпича артелью мастеров подрядчика Князева, затем Халалаева, при попечительстве Дмитрия Фомина, сына священника. Работы велись вплоть до 1900 года, когда Борисоглебский храм в Госоме был освящен.
5. С наступлением зимы 1929-1930 годов, храм был занят под ссыпку колхозного зерна. В этих условиях богослужения в храме было проводить уже невозможно, хотя официального решения о закрытии храма не было, да и вся церковная утварь ещё оставалась на месте. В более поздних документах в качестве года закрытия храма указан 1930. (Приложение 2).
6. В послевоенные годы здание по-прежнему упоминается как «база колхоза», однако постепенно оно приходит в упадок и, по состоянию на 1961 год, показано как «ветхое», ввиду отсутствия крыши, окон и дверей. Все эти факторы негативно сказались на и без того плачевном состоянии уникального строения.
7. В 1992 году была возрождена приходская община и в полуразрушенном здании начались богослужения. Примерно тогда же были начаты восстановительные работы силами и на средства местного сельхозпредприятия.
Но в 2006 году средства на реставрационные работы начали выделяться по областной целевой программе «Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области 2006—2010 годы». По этой программе была выполнена реставрация кирпичной кладки, окон и дверей, восстановлены утраченные приделы колокольни, купола, проведена реставрация интерьеров, отделка фасадов. Открытие храма состоялось 6 августа2009 года и было приурочено к престольному празднику села Госома — дню памяти мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Торжественное богослужение и освящение храма провёл епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев).
8. Храм стоит на возвышении, доминирует среди застройки древнего села, расположенного в живописной местности. Является типичным для своего времени памятником русского стиля со своеобразной объёмной композицией.
(Приложения 3-9).
Здание храма, сравнительно крупное и тяжеловесное, сооружено из кирпича и оштукатурено. Оно принадлежит к типу бесстолпных однокупольных крестообразных храмов, имеющих в плане форму латинского креста. Основу креста составляют широкие прямоугольные боковые рукава, полукруглая алтарная апсида и вытянутая в длину трапезная. Над средокрестием возвышается массивный восьмигранный барабан с крупной гранёной луковичной главой. Ему соответствует трехъярусная колокольня, два мощных четверика которой (нижний прежде имел по бокам пристройки) увенчаны невысоким восьмериком.
В декоративной обработке фасадов преобладают членения и различные детали, стилизованные под архитектуру Древней Руси. Тройные арочные окна помещены над боковыми порталами в рукавах креста, увенчанных щипцами. Арочные проемы завершены килевидными архивольтами. Наряду с аркатурными поясами и ширинчатыми фризами применены также классицистические карнизы, пилястры, фронтоны, филенки и другие элементы, что свойственно культовой архитектуре периода эклектики. Интерьер здания состоит из раскрывающихся в центральную часть храма помещений боковых рукавов и трапезной, перекрытых вспарушенными сомкнутыми сводами. Мощные угловые пилоны с арками между ними несут при помощи парусов круглый изнутри барабан с куполом. Апсида перекрыта конхой. В нижнем ярусе колокольни — вспарушенный свод.
9. Святая Русская Православная Церковь отмечает память перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба 24 июля (6 августа н. ст.) — в день первого перенесения мощей; 2 мая (15 мая н. ст.) — в день второго перенесения мощей; во вторую неделю Великого поста вместе с Собором преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. (Приложение 10).
Святые благоверные князья Борис и Глеб были сыновьями Крестителя Руси Великого князя Владимира. Мать их была болгарка. Кроме них у Великого князя Владимира было двенадцать сыновей. В Древней Руси долго соблюдался обычай давать новорожденным князьям два имени: одно — славянское, языческое, другое — христианское. Сыновья Великого князя Владимира, Борис и Глеб имели христианские имена Роман и Давид.
Князь Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал божественные книги, и князь Глеб в детстве любил слушать его чтение. Борису отец дал в управление город Ростов, а Глебу, когда он вырос, — Муром. Но в Муроме еще держалось язычество, и Глеб не пожелал жить в нем и поселился с дружиной в двух верстах от него, в палатках.
В Суздальской земле есть место, называемое Борисово становище, — там братья встречались, чтобы вместе ездить к отцу. В 1015 году князь Борис приехал к отцу один и нашел его больным. В это время под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. Но князь Борис их не нашел и отправился назад в Киев. Ha берегу реки Альты он остановился.
Святополк всегда ненавидел Бориса и хотел его убить. Борис знал это. Знал он и то, что весь Киев и вся великокняжеская дружина — 8000 человек, которые были с ним, — хотят видеть великим князем не всеми нелюбимого Святополка, а его, Бориса. И когда пришел к нему посол от Святополка со словами: «Брат, я хочу с тобой жить в мире и увеличу твою часть в отцовском наследии», то он понял, что в этих словах — ложь. Воины сказали ему: «Иди и сядь на великокняжеском престоле, ибо все войско у тебя!»
Князь Борис знал, что ему грозит смерть, но он был христианином и хотел поступить по Евангелию. И он ответил воинам: «Не подниму руку на брата своего, да еще старшего, которого мне следует почитать за отца!» Тогда воины поняли, что защищаться он не будет, и все разошлись, и князь Борис остался один с немногими отроками (приближенными слугами). Одного из них он послал к Святополку и велел сказать ему: «Ты будь мне отцом, ты – брат мне старший!» Но Святополк уже послал к нему из Вышгорода убийц. Отрока он удержал у себя.
Был вечер субботы. Борису дали знать, что его хотят убить. В сильной печали вошел князь в шатер и велел служить вечерню. Ночью пришли убийцы и обступили шатер. В это время священник пел утреню, а Борис читал шестопсалмие. Что убийцы пришли, он знал и не прерывал чтения: «Что ся умножиша стужающие ми? Мнози возстают на мя... яко стрелы Твоя унзоша во мне... Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну... Господи, услыши молитву мою и не вниди в суд с рабом Твоим... яко не оправдится пред Тобою всяк живый...» А убийцы стояли и слушали. Окончив шестопсалмие, князь Борис стал читать Псалтирь и канон. Утреня окончилась. Князь Борис обратился к образу Спасителя и сказал: «Сподоби меня принять страдание это не от врагов, а от моего брата. Не поставь ему, Господи, сего в вину!» И, сказав это, он лег на постель.
Тогда в шатер ворвались убийцы и пронзили его копьями. С ними вместе убили они и верного отрока его Георгия, пытавшегося защитить его своим телом. Этот Георгий был одним из трех братьев-венгров, служивших князю Борису. Два других брата были в это время в отлучке. Георгий носил на шее золотую гривну, пожалованную ему господином. Чтобы снять ее, убийцы отрубили ему голову. Гривну нашел потом брат его, впоследствии ставший преподобным Ефремом Новоторжским, который завещал положить ее в свой гроб. А тела Георгия не нашли. Известно одно явление убиенного отрока.
Раненый князь выбежал из шатра. Убийцы окружили его, и он обратился к Богу с последней молитвой: «Ты, Господи, виждь и рассуди меня с братом моим, не поставь ему в вину греха сего и приими с миром душу мою!» И, сказав это, обратился к убийцам: «Братья, приступите и окончите поведенное вам!» Тогда они завернули его, истекавшего кровью, в шатер, положили на повозку и повезли. Но, узнав, что брат его еще жив, Святополк послал двух варягов, и они пронзили сердце святого князя мечами.
Было это 24 июля 1015 года. Тогда Святополк послал сказать князю Глебу: «Иди скорей, отец зовет тебя, он очень болен!» Глеб, всегда послушный отцу, вскочил на коня и с небольшой дружиной помчался на зов. Недалеко от Волги конь его оступился и повредил себе ногу. Около Смоленска, когда он пересаживался на реке Смядынь в лодку, встретили его посланцы брата его — князя Ярослава Новгородского, предупрежденного сестрой их княжной Предиславой. «Не ходи, - писала она ему, — отец твой умер, а брат убит Святополком». «Увы мне,- воскликнул князь Глеб со слезами,- лучше мне было бы умереть с братом, чем жить на этом свете! Зачем я остался один? Где твои слова, которые ты говорил мне, брат мой любимый! Больше я не услышу твоих тихих наставлений! Если ты получишь дерзновение у Бога, помолись обо мне, чтобы и я принял ту же смерть. Лучше мне было бы с тобою умереть, чем жить в этом обманчивом свете!»
Показались убийцы, посланные Святополком. Их было много. Долго гнались враги за князем Глебом на лодках. Когда они приблизились, святой Глеб упросил своих спутников не браться за оружие и не противиться, убеждая, что при покорности они просто отведут его к брату, а при сопротивлении всех порубят.
По просьбе святого, спутники его высадились на берег, с жалостью обращая свои взоры на блаженного, который остался посреди реки с отроками. Враги захватили его лодку. Свирепый Горясер закричал повару святого: «Бери нож и зарежь господина твоего, иначе погибнешь сам». Повар вынул нож, взял Глеба за голову и перерезал горло блаженному. Было это 5 сентября 1015 года.
Тело закланного князя было брошено в пустынном месте между двумя бревнами. Над ним местные жители стали видеть дивное сияние и слышать ангельское пение. А сам святой князь стал являться старейшинам Смоленска, сияя, как молния. Но пока князь Ярослав не победил Святополка, прозванного народом Окаянным, и тот не погиб где-то не то в Чехии, не то в Венгрии, в пустынном месте, никто не смел искать тела святых князей.
В 1019 году великим князем стал Ярослав Мудрый и прежде всего стал искать тела святых. Могилу Бориса ему сейчас же указали в Вышгороде, около церкви святого Василия, а где тело Глеба, не знал никто. Наконец услышал Ярослав о чудесных знамениях около Смоленска и сейчас же сказал: «Там тело брата моего, святого Глеба!» Он послал за ним священников. Охотники указали, где искать святые мощи. Князь Глеб лежал как живой, и дикие звери не тронули его. Похоронили его в одной могиле со святым Борисом. Однажды один варяг нечаянно наступил на нее. Из могилы вырвался огонь и обжег его.
Вскоре церковь святого Василия сгорела, и надо было переносить тела святых страстотерпцев в другое место. Тогда обнаружилось их нетление, и начались чудеса и исцеления. Так, они явились хромому сыну садовника Миронега и исцелили его, причем перед ними убиенный отрок Георгий нес зажженную свечу. Являлись они всегда вместе, в виде молодых вооруженных воинов в воинских доспехах.
Великий князь Ярослав построил в честь Бориса и Глеба церковь в Вышгороде и хотел перенести в нее святые мощи. Он же повелел написать их икону. Но в Константинополе долго не соглашались на прославление этих святых, поскольку Русь была просвещена христианством совсем недавно, и греки долго сомневались, могли ли в ней уже явиться угодники Божьи.
Прославление святых Бориса и Глеба и перенесение их мощей состоялось только 24 июля 1078 года. Совершал его митрополит Георгий. Сначала несли мощи святого Бориса и переложили их в новую раку, причем вся церковь наполнилась благоуханием. Это привело в ужас митрополита Георгия, долго противившегося прославлению князей - страстотерпцев. Рака святого Глеба остановилась в церковных дверях, и ее никак не могли внести в церковь, пока митрополит не прочитал молитву, а князья и народ долго пели: «Господи, помилуй!» Князь Святослав приложил руку святого Глеба к ране, бывшей у него на шее, и рана исцелилась, а в волосах его остался ноготь святого Глеба, который Святослав принял с благоговением, как великий дар.
Второе перенесение мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба из Вышгорода в Киев, в церковь, посвященную их имени, произошло при Великом князе Владимире Мономахе (1113—1125). А исцеления и чудеса продолжались в изобилии.
Все цари и князья русские считали святых Бориса и Глеба своими покровителями и заступниками Земли Русской. Святые мощи их исчезли бесследно во время татарского нашествия в 1240 году. Центром почитания святых князей-страстотерпцев стал не только Киев. Существовали храмы и монастыри в местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм во имя этих святых на Дорогожиче, по пути в Вышгород, где святой Борис преставился Господу; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Торжка, где хранилась глава святого Георгия Угрина, и многие другие.
Святые князья были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами. 24 июля 1021 года освятили первый храм в честь благоверных князей.
10. Много воды утекло с тех далеких событий, изменились времена, нравы, люди. Восстановление нашего храма – это еще одно свидетельство возрождения православия на нашей земле. Золотые купола, устремленные в небо, как и встарь, стали для моих земляков путеводными звездами, ведущими к духовным и нравственным высотам. Поклониться этому святому месту приходят и приезжают из многих уголков нашей Брянской области. Ведь память души и сердца не вытравить никакими законами и постановлениями.
Хочется верить, что прошли трагические времена, которые пережил наш храм Бориса и Глеба. И думается, если дорога не ведет к храму, то она ведет в никуда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.В. Крашенинников. Из истории селений Брянского района. –
Брянск, 2004.
2. Православные праздники, Харвест, 2007 г.
3. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: