kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из истории города Юрьева-Польского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие может предшествовать изучению краеведческого материала на уроках истории или краеведения, а так же может быть использовано как внеклассное занятие по воспитанию патриотизма. Оно формирует у школьников интерес к истории родного края, воспитывает чувство гордости за него. Мероприятие разработано с участием в нём учащихся, поэтому к нему следует готовиться заранее: раздать учащимся стихи, подготовить костюмы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по Юрьев-Польскому»

МБОУ "Краснозареченская основная общеобразовательная школа"










Внеклассное мероприятие




Град Юрьев «что в поле»





Маврина Татьяна Юрьевна

учитель истории

I квалификационной категории,

стаж работы – 36 лет

тел. раб. 57-3-72

эл. адрес: krzarecheshkola@mail.ru





















2014 год

Цель: на показе величия и трагизма истории родного города способствовать воспитанию патриотических чувств


Задачи:

  1. Показать особенности развития Юрьев-Польского в XII-XVII веках.

  2. Развивать речь учащихся

  3. Формировать у школьников интерес к истории родного края, воспитывать чувство гордости за него.


Назначение:

Данное занятие может предшествовать изучению краеведческого материала на уроках истории или краеведения, а так же может быть использовано как внеклассное занятие по патриотическому воспитанию


Актуальность:

Чаще всего краеведческий материал по истории Владимирского края изучается интегрировано на уроках истории. А так как исторический материал очень обширный, на краеведение остаётся крайне мало времени, тем более на историю Юрьев-Польского.


Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, герб и гимн Юрьев-Польского, 2 костюма славянских женщин (сарафан, блузка, лапти, лента в волосы), костюм князя и 2 костюма зодчих (ркбашки, штаны, лапти, на голову ремешок, чтобы убрать волосы)


Особенности проведения мероприятия:

Мероприятие разработано с учётом участия в нём учащихся, поэтому к нему следует готовиться заранее. Желательно, чтобы каждому учащемуся предложили стихи для выступления. В сценарий включены 2 небольшие сценки, но к ним обязательно надо подготовить костюмы, чтобы учащиеся наглядно увидели одежду славян тех давних времён.


Оформление: герб Юрьев-Польского (о нём не будет идти речь, но повесить на доску его следует), название мероприятия (в начале закрыто).















Начинается классный час со стихотворения.

Чтец:

Гой ты, Русь моя родная!

Хаты, в ризах образа.

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!», -

Я скажу: «Не надо рая.

Дайте Родину мою!»

Кл. руководитель:

Ребята, вы прослушали замечательное стихотворение С. Есенина. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на классном часе?

(Предположения ребят… о Родине)

Кл. руководитель:

Верно. А что для вас Родина?

(Ответы учащихся)

Чтец:

Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем их с большой буквы. А задумывались ли вы над тем, с чего начинается Родина? В известной песне, например, поётся, что Родина начинается

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзке, что во поле

Под ветром, склоняясь, растёт.

А может она начинается с той песни,

Что пела нам мать…

Спросите у друзей, родных, что такое Родина, и получишь разные ответы. Кто-то скажет, что Родина – это место, где человек родился, вырос, т.е. какой-то город, посёлок, село. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому что каждый сам решает, по-своему чувствует, где, как, и с чего начинается для него Родина.

Кл. руководитель:

Ребята, а для вас с чего начинается Родина?

(Ответы ребят)

Кл. руководитель:

Так о какой же Родине мы сегодня будем вести разговор? Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует посетить фотогалерею. Я хочу вас предупредить, что при посещении фотогалереи вы должны соблюдать очень важные правила: не шуметь, чтобы не мешать другим посетителям и быть очень внимательными. К сожалению, у нас нет экскурсовода, поэтому смотреть мы будем молча.

(Презентация №1. На экране высвечиваются кадры с изображением г. Юрьев-Польского. После просмотра ребята отвечают на главный вопрос классного руководителя)

Кл. руководитель:

Правильно ребята, сегодняшнее занятие мы посвятим своей малой Родине, нашему Ю-Польскому. Почему именно ему? Дело в том, что в этом году нашей Владимирской области – 70 лет. На её территории расположено много городов: больших и малых, молодых и старых. Один из самых старых, а значит самых мудрых городов – это наш Юрьев-Польский. (На доске открывается название классного часа «Град Юрьев, «что в поле») Все вы бывали в этом городе и знаете, как он выглядит сегодня. Мне же хочется вам рассказать о том, с чего он начинался и каков был много столетий назад. Ребята, а может быть вы что-то знаете из истории родного города?

(ответы учащихся) Молодцы! Что-то вы уже знаете, а что-то узнаете именно сегодня. А кто мне скажет для чего мы должны изучать историю своей малой Родины? (ответы учащихся) «Иванами, не помнящими родства» называют тех, кто не знает историю своего края. Мы же не хотим, чтобы нас так называли. Наоборот, мы хотим знать и любить свой край и гордиться им. А гордиться есть чем! Но всё по порядку.

(выходят чтецы)

1-ый чтец:

Невозможно не любить землю, где ты родился и вырос, где похоронены твои предки, где жить твоим потомкам.

2-ой чтец:

Счастлив тот, кто благоговейно относится к истории родного края.

3-ий чтец:

Дремлет притихший старенький город

Средь перелесков, лесов и полей.

Что тебе снится, наш Юрьев-Польский?

Что тебе снится, скажи нам скорей.

4-ый чтец:

Может быть, снятся звёздные дали,

Гул космодрома в вихре огней?

Может быть, снятся тебе новостройки,

Потоки машин, миллионы людей?

1-ый чтец:

Нет, мне не снятся небеса высокие,

И не орудий новых снится шквал.

Мне снится век двенадцатый, те времена далёкие

И Юрий князь, что город основал.

2-ой чтец:

Где Гза впадала в Колокшу широкую,

На перекрёстке непостроенных дорог

Со всех сторон полями окружённый

И рос, и ширился любимый городок


(Презентация №2. На экране кадры, рассказывающие историю возникновения Юрьев-Польского. Ребята вместе с кл. руководителем отвечают на вопросы)


(После презентации выходят чтецы)

1-ый чтец:

Застраивался город беспорядочно,

Дома стояли вкривь и вкось, не в ряд.

И были все постройки деревянными.

Внутри валов был Кремль,

А вокруг – посад.

2-ой чтец:

Дома наши предки делали из дерева. Но не так-то просто их было построить. Надо было выбирать сухое ровное место, запастись глиной, песком, дубовыми или сосновыми брёвнами, мхом, соломой. Когда всё было готова начинали строить. Обычно это было весной.

3-ий чтец: (Перечень обычаев и суеверий можно высветить на экран, или напечатать на плакате)

Со строительством избы было связано много обычаев и суеверий.

  • Так при установке сруба на первое кольцо из брёвен по углам раскладывали монетки, считалось, что это принесёт в дом достаток.

  • Покрывая крышу соломой, следили, чтобы в ней осталось немного зерна, чтобы жизнь не была голодной.

  • Считалось, что веники полыни на чердаке будут отпугивать злых духов, а лошадиная подкова над входной дверью принесёт счастье.

  • Новый дом оставляли на некоторое время незаконченным. В стене или в крыше проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти.

  • Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые «проверяли», можно ли здесь жить.

  • Вместе с людьми переезжал и домовой — его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из‑под печи старого дома.

  • Из прежнего жилища привозили и горячие угли в горшке, иконы и хлеб‑соль. Так новый дом «приручали», делали своим.

Классный руководитель:

Ребята, посмотрите на экран. Скажите, узнаёте ли вы это здание? Видели ли вы его когда-нибудь?

(На экране высвечивается внешний вид Георгиевского собора до его разрушения. Презентация 3. Первый кадр.

Учащиеся скорее всего не узнают)

Классный руководитель:

Тогда давайте посмотрим ещё 1 кадр

(На экране высвечивается внешний вид Георгиевского собора современное состояние. Презентация 3. Второй кадр.

Учащиеся узнают)

Классный руководитель:

Конечно, это Георгиевский собор. Вы привыкли его видеть низким и приземистым, но он не всегда был таким. Вот его история.

Георгиевский собор самое старое здание в Юрьев-Польском. Когда-то на этом же самом месте построил Юрий Долгорукий внутри Кремля деревянную церковь, а его внук Святослав дедовскую постройку, которая «обветшала и поломалась» приказал разрушить и построить великолепный белокаменный собор. Позвал к себе Святослав суздальских мастеров и спросил

(Сценка)

Святослав:

Можете ли вы построить в моём городе храм, пусть поменее суздальского, но хочу, чтобы красою своею он затмил бы всё, что строили мои дядя, мой отец и мои братья.

Классный руководитель:

Подумали мастера и ответили.

(мастера между собой советуются и отвечают)

1-ый мастер:

Можем построить.

2-ой мастер:

И будет твой храм, как яблоневый сад в цвету и как жемчужина

(Мастера кланяются и уходят)

Классный руководитель:

Зодчие своё слово сдержали и создали по словам летописца «церковь чудно зело, вельми украсию резным камнем от подошвы и до верху»

(Презентация 3. Следующие кадры до конца)


(После презентации)

Классный руководитель:

Более 200 лет ничего о храме не говорилось. Но вот в летописи за 1471 год появилась запись следующего содержания: «Во граде Юрьеве в Польском была церковь камена святый Георгий… и развалилась вси до земли; повелением князя великого, Василий Дмитриев ту церкови собрал вся изнова и поставил, как и прежде». Речь идёт о Василии Дмитриевиче Ермолине. Сам великий князь Московский Иван III послал его в Юрьев-Польский восстанавливать чудный храм. Зодчий собрал его из обломков и этим самым сохранил его до нас. В летописи есть не точность: собор был восстановлен не «как прежде», а он получился чуть ли не в двое ниже и совсем не такой стройный и воздушный, каким был первоначально. Много ещё можно рассказывать о Юрьев-Польской жемчужине, Георгиевском соборе, я надеюсь, что этому мы посвятим отдельный классный час.

А теперь давайте с вами поговорим о жителях города. Предоставим слово нашим артистам и попробуем ответить на вопрос, чем занимались наши далёкие предки?

1-ый чтец:

Мирно, но трудно жизнь протекала,

Много трудились с зари до зари

Землю пахали, рожь убирали

Так и кормились с родимой земли

2-ой чтец:

Животноводство и рыболовство,

Много ремёсел знали они.

Ранней весною у каждого дома

Яблони, вишни и сливы цвели.

3-ий чтец:

И всё же главная роль города – торговая. По знаменитому Стромынскому тракту, что шёл через Юрьев-Польский в Москву и другие города везли разные товары.

(Сценка)

Ведущий: Возвращалась однажды с рынка женщина. В 2-х руках покупки несла. Догнала её соседка.

Соседка: Здравствуй Галина. Еле догнала тебя. С рынка идёшь?

Галина: Да. На рынке была. Прикупила муки пшеничной да масла постного. Пироги хочу испечь.

Соседка: С чем пироги-то?

Галина: С вишней, такая сладкая уродилась в этом году, да с крыжовником, уж больно дочка их любит.

Соседка: Я тоже на рынок ходила. Вот прикупила себе ленту в волосы, да гребешок. Дорого, да уж больно красивые вещицы, не удержалась.

(Уходят)

Классный руководитель:

Ребята, давайте перечислим занятия жителей Юрьев-Польского.

(земледелие, скотоводство, ремесло, садоводство, огородничество, торговля, рыболовство)

Обратите внимание, что занятия жителей небольших городков долгое время было схожим с занятиями жителей деревень.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что ели наши далёкие предки»

Я буду задавать вопросы, а вы попробуете найти правильные ответы

(Презентация 4)

Классный руководитель:

История Юрьев-Польского – очень схожа с историей нашей страны. Строятся и развиваются города, строится и наш город. На Русь пришла беда, полчища монголо-татар налетели из степей и стали разорять один город за другим. Не прошла беда и мимо Юрьев-Польского. В XIII веке пришли непрошенные гости разорили и сожгли город. Но он вновь возродился из пепла. Та же участь постигла его в XIV и XV веках. Но на этом беды его не закончились. В начале XV века в городе дважды начиналось страшное бедствие – мор, под названием «Чёрная смерть» - чума. Ежедневно умирало по пятидесяти, сто и более человек. Священники не успевали отпевать покойников. Хлеб на нивах стоял неубранным: некому было убирать.

(Выходят чтецы)

1-ый чтец:

Люди жили, не тужили.

Торговали, ткали, шили.

Только средние века

Подкрались к ним издалека

2-ой чтец:

Принесли с собой болезни,

Войны, голод, смерть и страх.

Русь страдала от несчастий,

Вместе с ней и город наш.

3-ий чтец:

Что это солнце нынче не светит?

Тучи закрыли небесный простор.

Стрелы летели, копья звенели,

И враг на русскую землю пришёл.

4-ый чтец:

Шёл царь татарский в силе великой:

Хан Тохтамыш, а за ним Едигей.

Всё разрушая, уничтожая,

Смерть и пожары несли из степей.

5-ый чтец:

В XV веке пришла ещё одна беда – эпидемия.


Ко многим бедам добавилась ещё одна.

Пришла незваной гостьей с острою косой

Жизнь в городе надолго замерла,

Ведь многих горожан та гостья увела с собой

6-ой чтец:

От прежних шума и гама не осталось и следа. Да и сам город практически перестал существовать. Возрождение началось лишь в середине XVII века.


Классный руководитель:

Ребята, город справился со своими бедами. Давайте пожелаем ему развития и процветания.


1-ый чтец:

Любимый город в синей дымке тает,

На солнышке сверкают купола,

Знакомый облик душу мне ласкает

И с сердцем в ритм звонят колокола.

2-ой чтец:

Скажут пусть, что городок не броский.

Он живёт и мы – его лицо.

Ведь недаром входит Юрьев-Польский

В Золотое русское кольцо

3-ий чтец:

Люблю я твой зелёный лик тенистый,

Торговые ряды и древний вал.

Мой город, ты лишь с виду неказистый

И то лишь тем, кто здесь не проживал

4-ый чтец:

Тебе пришлось немало пережить,

Тебя пытался уничтожить ворог.

Но будем мы всегда тебя любить

Наш молодой, наш славный древний город!

Классный руководитель:

Закроем наше занятие гимном Юрьев-Польского













Просмотр содержимого презентации
«Презентация 2»

г. Юрьев-Польский расположен на севере Владимирской области

г. Юрьев-Польский расположен на севере Владимирской области

Город был основан князем…

Город был основан князем…

Юрием Долгоруким на берегу реки …

Юрием Долгоруким на берегу реки …

Колокши В … ГОДУ

Колокши В … ГОДУ

1152 году  О ЧЁМ ЕСТЬ УКАЗАНИЕ В Никоновской летописи

1152 году О ЧЁМ ЕСТЬ УКАЗАНИЕ В Никоновской летописи

«Великий князь Юрий Суждальский многи церкви созда и в своё имя град Юрьев заложи, нарицаемый Польский…»

«Великий князь Юрий Суждальский многи церкви созда и в своё имя град Юрьев заложи, нарицаемый Польский…»

Польским он назван по причине того, что со всех сторон был окружён полями

Польским он назван по причине того, что со всех сторон был окружён полями

Город был построен как крепость, защищая Владимиро-Суздальское княжество с северо-запада и был обнесён земляными валами, рвом и деревянной крепостной стеной

Город был построен как крепость, защищая Владимиро-Суздальское княжество с северо-запада и был обнесён земляными валами, рвом и деревянной крепостной стеной

К городу вели три главные дороги: из Москвы, Владимира и Переславля-Залесского

К городу вели три главные дороги: из Москвы, Владимира и Переславля-Залесского

Город имел стратегическое значение, так как он как бы спрятан в низине от чужих глаз, оставаясь незамеченным для неприятеля

Город имел стратегическое значение, так как он как бы спрятан в низине от чужих глаз, оставаясь незамеченным для неприятеля

Обратите внимание, что по какой дороге не пойдёшь из города, всё время будешь подниматься в гору.

Обратите внимание, что по какой дороге не пойдёшь из города, всё время будешь подниматься в гору.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация 3»

Георгиевский собор

Георгиевский собор

Все  камни, из которых состояли стены собора, были резные .

Все камни, из которых состояли стены собора, были резные .

И каждый камень в отдельности являлся произведением искусства древних камнесечцев. И высекли мастера на камнях…

И каждый камень в отдельности являлся произведением искусства древних камнесечцев. И высекли мастера на камнях…

Христа

Христа

Святого  Георгия

Святого Георгия

святых

святых

всевозможных птиц и зверей

всевозможных птиц и зверей

головы людей

головы людей

маски людей и львов

маски людей и львов

Различные растения и деревья

Различные растения и деревья

И получилось так, что стебли, цветы и листья переплетались и свивались вокруг святителей и чудовищ со всех сторон

И получилось так, что стебли, цветы и листья переплетались и свивались вокруг святителей и чудовищ со всех сторон

И встал храм как яблоневый сад

И встал храм как яблоневый сад

К наиболее совершенным композициям относится «Распятие» Так называемый Святославов крест. Резная надпись на нём гласит, что распятие поставлено самим Святославом

К наиболее совершенным композициям относится «Распятие»

Так называемый Святославов крест. Резная надпись на нём гласит, что распятие поставлено самим Святославом

Просмотр содержимого презентации
«Презентация 4.»

Главное кушанье наших предков:

Главное кушанье наших предков:

  • Каша
  • Картошка
  • Салат
Пили в основном:

Пили в основном:

  • Чай
  • Кофе
  • Квас
Бедняки часто довольствовались тюрей. Тюря – это:

Бедняки часто довольствовались тюрей. Тюря – это:

  • Замороженная рыба
  • Квас с покрошенными в него луком и хлебом, подсоленным и сдобренным растительным маслом
  • Творог с яйцами, запечённый в печке
В каши добавляли:

В каши добавляли:

  • Сахар
  • Мёд
  • Сахарный песок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Из истории города Юрьева-Польского

Автор: Маврина Татьяна Юрьевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140795


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства