Описание: Данный сценарий адресован педагогам-организаторам, классным руководителям.
Цели: Формирование культурного поведения среди учащихся, позитивного отношения к Российской армии; привитие духовно-нравственных качеств личности, патриотизма; воспитание любви к Родине, уважения друг к другу, старшим.
Задачи: развивать смекалку, быстроту реакции, физические возможности формировать лидерские качества, навыки работы в команде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««юные герои - антифашисты»»
Тема работы:
«Юные герои»
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Глазами очевидцев………………………………………………………….... 4
2.Юные герои родного края…………………………………………………. .6
2.1 Анатолий Петрович Шумов …………………………………………………6
2.2 Владимир С. Колядов …………………………………………….................10
Вывод…………………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...12
Список источников……………………………………………………………...13
Введение
Тема моего предыдущего проекта была «Никто не забыт, ничто не забыто». В ходе исследования я проводил опросы своих родственников и накопил интересный материал не только по этой теме. Для меня открылся обширный мир прошлого, участниками которого были мои предки.
В настоящей работе я хотел бы более подробно разобраться и осветить такой эпизод истории как Великая Отечественная война и участие в ней детей борцов с фашизмом, в том числе из моей семьи.
Актуальность избранной темы.
Давно отгремели взрывы на полях сражений, всё меньше очевидцев того страшного времени. Ужасы войны стираются в сознании новых поколений, но остаются открытые вопросы о судьбах участников Великой Отечественной войны, поиск на которые является нашим долгом!
Цель проекта:
Систематизировать биографический материал о детях принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Восстановить боевые подвиги.
2. Приобрести навыки работы с историческими источниками.
3. Осветить участие в Великой Отечественной войне детей антифашистов.
4. Расширить свои знания о Великой Отечественной войне.
1. Глазами очевидцев
Не одну семью в нашей стране не обошла Великая Отечественная война стороной, не стало исключением и наша.
В рамках одной работы трудно охватить всех кто вынес на своих плечах тягости и лишение того времени. Были среди моих предков труженики тыла и те кто уходил партизанить в Брянские леса, находился под фашистским гнетом на оккупированной территории.
Сегодня я хотел бы рассказать о своей прабабушке Михеенко Лидии Григорьевне (сохранившиеся фото, желательно несколько) сколько лет было в период оккупации, в каком классе училась, кем были родители, чем занимались. Она был из того поколения детей которых война застала за школьной партой. Её родной город Красный Сулин Ростовской области (сохранившиеся фото, желательно несколько) в период 21 июля 1942-14 февраля 1943г.г. был оккупирован фашистами. При наступление враги вели безжалостную бомбардировку, уничтожая город и его жителей (хоть одна история из жизни семьи, соседей: дом сохранился или нет (если нет то где жили), квотировались ли немцы, какие правила жизни изменились, чем питались; были карательные операции, лагеря, истории спасения или сотрудничества с партизанами и т.д. ).
В школе в которой учились дети, гитлеровцы устроили госпиталь, а вовремя отступления сожгли её. Наступили тяжёлые времена, занятия проходили в бывшей конюшне, учебников не было, писать приходилось на газетах. Но учиться не прекращали, считая это своим вкладом в борьбу с врагом.
Ношение красного галстука было запрещено и каралось смертью. Оккупанты жестока расправились с городским коммунистическим подпольем.
Однажды на занятиях появился новый учитель КАК ЗВАЛИ УЧИТЕЛЯ . У него был неряшливый вид и несерьёзное поведение. Но ученикам он понравился, дети стали тянутся к нему. Рассказывать о себе и что происходит вокруг них (что именно рассказывали ). После того как враг был выбит из города, дети увидели своего учителя в военной форме. Это был уже не тот неряха, а подтянутый, серьезный офицер. Так сами того не подозревая моя прабабушка и ее одноклассники пионеры помогали залегендированному разведчику, собирать данные о противнике.
2.Юные герои родного края
2.1 Анатолий Петрович Шумов 27 сентября 1924, Осташёво — 22 декабря 1941, Волоколамский район Московской области — несовершеннолетний партизан Великой Отечественной войны, казнённый гитлеровцами. Награждён Орденом Ленина (посмертно). Причислен к пионерам-героям
. Толя Шумов родился 27 сентября 1924-го года. Его мать, Евдокия Степановна, убеждённая коммунистка, перед войной работавшая в Осташёвском райкоме партии, дала сыну имя в честь наркома просвещения Анатолия Луначарского. Мальчик рос без отца и буквально с первых шагов приучился к самостоятельности и строгому распорядку дня, которым жила его мама. С раннего детства не боялся одиночества и темноты; с нетерпением ждал дня, когда отправится в школу. В школе Анатолий учился с удовольствием, не отказывал в помощи отстающим товарищам.
В 1941 году Анатолий, после окончания восьмого класса решает оставить школу и втайне от матери вместе с тремя одноклассниками подаёт заявление в военное училище. Однако поступить в училище буквально перед самой войной не удаётся. Толя был очень расстроен этим: началась война, а ему, комсомольскому организатору класса, рослому, физически крепкому парню, приходится сидеть в тылу и разносить повестки мобилизующимся. «Фашисты наши города занимают, а нас, лбов, на фронт не пускают», — однажды сказал он матери после прослушивания очередной сводки Совинформбюро.
1 сентября Анатолий пошёл в девятый класс, однако учёба уже не доставляла ему былого энтузиазма: основное внимание он стал уделять военной подготовке в создаваемом директором их школы И. Н. Назаровым добровольческом истребительном батальоне. Школьники на этих занятиях овладевали винтовкой и пулемётом, приёмами маскировки и ориентирования.
Линия фронта тем временем стремительно продвигалась на восток. В сентябре-октябре 1941 года в западных районах Московской области шло формирование партизанских отрядов и подпольных групп, которые должны были начать функционировать на оккупированных территориях в случае прорыва противником Можайской линии обороны. 17 октября 1941 года гитлеровцы заняли райцентр Осташёво. В Осташёвском районе к этому времени было сформировано три партизанских отряда. В состав одного из таких отрядов, командиром которого стал Василий Федорович Проскунин, была включена и Евдокия Степановна Шумова, так как оставаться в Осташёве бывшей партийной работнице было невозможно, а эвакуироваться в глубокий тыл она наотрез отказалась, считая, что её место среди земляков, борющихся с врагом. Вместе с матерью в партизаны ушёл и сын. Также к отряду присоединились ещё трое вчерашних школьников: Владимир Колядов, Юрий Сухнев и Александра Воронова.
В задачу юных партизан входили главным образом добывание сведений о численности врага в конкретных местах, о продвижении немецких войск по проселочным дорогам, а также распространение среди местных жителей агитационных листовок, печатавшихся на эвакуированной в партизанский лес типографии.
Анатолий не отказывался от любых, даже таких трудных и рискованных заданий как минирование автомобильных дорог и уничтожение линий телефонной связи противника. Несколько раз он был близок к провалу, два раза задерживался немецким патрулём, но оба раза сумел уйти и вернуться в отряд.
Так во время проверки на Куровском большаке у Анатолия сняли верхнюю одежду, однако он сумел улизнуть буквально из под носа у немцев и в сильный мороз в одном нижнем белье добраться до партизан с ценными сведениями.
В другой раз избежать неприятностей Толе помог случай. Путь его проходил через плотину водяной мельницы, на которой оказался выставлен часовой. Обойти плотину не было возможности, а стало быть, не миновать объяснений с часовым, а это опасно — сапоги у Анатолия были полны листовок. Партизан уже обдумывал, как будет действовать как в случае если охранник окажется слишком дотошным, как неожиданно за спиной появилась гужевая повозка с немцами, ехавшими на мельницу. Около самой запруды повозка застряла. Анатолий не растерялся, бросился помогать вытаскивать телегу. «Гут, гут», — одобрительно закивал часовой и пропустил незнакомого подростка.
Была и трагикомичная история. Будучи задержанным в деревне Сумароково, Толя на допросе настойчиво утверждал, что занимается поиском своей пропавшей матери. Анатолий стал действовать как бесшабашный подросток: рассказывал немецкому офицеру, хорошо знавшему русский язык, анекдоты про коммунистов и смешные истории и сумел своим остроумием расположить его к себе. Офицер оставил Толю при себе и обещал помочь в розысках матери. Два дня комсомолец Шумов примерно играл свою роль, при этом высматривая и запоминая всё, что происходило во вражеском лагере. Затем, улучив момент, он сбежал в партизанский отряд, прихватив с собой полевую сумку с документами и картой, бинокль и пистолет офицера.
После этого вызывающего поступка немцы заинтересовались личностью дерзкого подростка. За предоставление сведений о нём была назначена награда. 30 ноября 1941 года Толе предстояло очередное задание в Осташёве. Здесь он должен был встретиться с Шурой Вороновой[1]. Однако девушка не пришла на встречу. Анатолий посещает нескольких проверенных местных жителей, пытаясь узнать о том, что случилось с Шурой. Во время передвижения по селу Толя был случайно замечен местным «полицаем» Кириллиным, который не преминул сообщить об этом своему немецкому начальству. Началась облава, в результате которой Толя был схвачен. После допроса, сопровождавшегося пытками и длившегося несколько часов, Анатолия Шумова привязали к саням и под охраной шести автоматчиков направили в Можайск. В лесу под Можайском Толя был расстрелян. Точное место его смерти не известно.
16 января 1942 года в ходе Ржевско-Вяземская операции после долгих кровопролитных боёв Осташёво было полностью и окончательно освобождено. К этому времени значительная часть села была превращена в руины. 17 января Евдокия Степановна вернулась в Осташёво, и стала расспрашивать людей о сыне. Однако, кроме того что его повезли в Можайск, ничего выяснить ей не удалось. Шумова ездила по местам массовых расстрелов гитлеровцами советских людей, но сына среди погибших опознать не удалось. Ясно было только то, что Толя умер как герой и никого не выдал. Очевидцы подтверждали: на допросах Анатолий держался мужественно, несмотря на пытки, не проронил ни слова.
За смелость и мужество, проявленные в борьбе с нацистами, партизанский разведчик Анатолий Шумов был награждён орденом Ленина (посмертно).
2.2 Владимир С. Колядов (25 апреля 1926, Осташёво — 9 января 1942, с. Осташево Волоколамского района) — несовершеннолетний партизан Великой Отечественной войны. Награждён орденом Боевого Красного Знамени (посмертно). Причислен к пионерам-героям.
Пионер Володя Колядов жил и учился в подмосковном селе Осташёво. Когда началась Великая Отечественная война, он просил, чтобы его зачислили в Осташевский добровольческий батальон. Так пятнадцатилетний Володя Колядов стал бойцом истребительного батальона.
Когда враг подошёл к Москве, добровольческий батальон Осташёвского района Московской областипревратился в партизанский отряд, командиром которого был Василий Федорович Праскунин. Володя стал в нём настоящим бойцом. Сражался вместе со своим школьным другом Анатолием Шумовым.
В задачу юных партизан входили главным образом добыча сведений о численности врага в конкретных местах, о продвижении немецких войск по проселочным дорогам, а также распространение среди местных жителей агитационных листовок, печатавшихся на эвакуированной в партизанский лес типографии. Он также взрывал вражеские танки, машины с горючим, был смелым разведчиком. Когда Красная Армия подошла к Осташевскому району, требовалось срочно произвести разведку расположения огневых точек противника. Два его товарища отползли в безопасное место. Володя не успел. Он выпустил ракету — вызвал огонь на себя. Володя умер как герой. Задание было выполнено — вражеские огневые точки обнаружены.
Владимир Колядов погиб всего через несколько дней после смерти друга Анатолия Шумова. За проявленное мужество и героизм награждён посмертно орденом Красного Знамени.
Вывод
Актуальность проведённого исследования очевидна, ведь люди не знающие своего прошлого не имеют будущего. Война оставила глубокий след в истории нашего государства. Она в который раз показала всю свою жестокость и бесчеловечность.
Я горжусь тем, что свой вклад в победу над фашистской Германией внесли представители моей семьи и герои родного края.
Моя прабабушка, Михеенко Лидии Григорьевне и герои-пионеры для меня примером стойкости, мужества и отваги!
Заключение
Поставленные исследовательские цели были успешно достигнуты. Входи исследования удалось:
- собрать биографический материал о своей прабабушке и героях-пионеров участниках Великой Отечественной войны
- узнать о боевых подвигах героев-пионеров
- Проведённая исследовательская работа способствует формированию навыков работы с историческими источниками и расширению знаний о Великой Отечественной войне.