Историко-краеведческая конференция на тему: Боль войны
Историко-краеведческая конференция на тему: Боль войны
Работа нанисана на местном краеведческом материале и посвящена детям войны. Она называется :Боль войны.В работе рассказывается о тяжелой судьбе троих крымчан,которые в годы войны были детьми 12-13 лет.Эти дети испытали большую беду,были лишены детства,родителей,крова,голодали, подвергались бомбежкам,теряли своих родных и близких.Поэтому их можно назвать участниками войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Историко-краеведческая конференция на тему: Боль войны »
Боль войны
Олейник Виктория Евгеньевна
МБОУ «Трудовская школа» Симферопольского района Республики Крым
10 класс
с. Трудовое Симферопольского района
Мамедова ГульшанАлиевна – учитель истории и обществознания
Одной из самых трагических войн в истории человечества была Вторая мировая война. Война с фашистской Германией отняла у людей мирную жизнь, сожгла их дома, села, города, страны. Не обошла война и нашу Родину, оставив глубокий след в душе каждого человека, принимавшего участие в ней. Она принесла страшное горе в каждую семью, оставила ничем незалечимые душевные раны.
Мне в своей работе хотелось как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам. Цель работы состоит в том, чтобы на примере героизма троих односельчан:Кулаженковой Александры Никитичны, Васюниной Нины Дмитриевны и Юнусова Мидата показать из каких элементов складывалась война и победа, почему мы победили?
Задачи работы:
Изучить художественную и научную литературу периода Великой Отечественной войны;
Провести опрос очевидцев по сущности проблемы;
Рассказать о жизни детей в оккупационный период;
Научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной;
В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика:
- изучение теории вопроса на основе литературных источников;
- интервьюирование;
- описательный метод;
- метод сравнительного анализа;
Был: а) составлен план работы; б) проведены беседы с очевидцами; в) опрос одноклассников; г) проведена обработка результатов; д) сделаны выводы.
Актуальность этого небольшого по объему исследования в том, что роль и значимость обычных людей тыла в Великой Отечественной войне остаются малоизученными, а приближающееся 70-летие Победы делает обращение к этой проблеме еще более своевременным и оправданным.
В ходе написания работы мне удалось больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прадедушкам и прабабушкам. Слушая воспоминания очевидцев, меня потрясли некоторые факты, о которых не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.
В ходе проведенного опроса одноклассников были сделаны выводы, что подростки владеют информацией о войне, но мало знают о чувствах, эмоциях тех детей, которые пережили ту страшную пору.
После завершения работы я стала другой. Слушая этих людей, мне хотелось быть лучше. Моя работа – призыв к моему поколению быть добрее, внимательнее к старшим и друг другу, бережнее относится к жизни, не тратить свое время на пустяки.
История человечества полна войнами. Был хоть один день, когда нигде на планете не шла война? Войны межгосударственные и гражданские, локальные и мировые, справедливые и захватнические. Еще с древних времен люди воевали за еду, за пещеры, за женщину; позднее за земли, за драгоценные камни, золото, за невольников.
Разные времена, разные масштабы, разное оружие, только суть одна. Так или иначе, война – этобеда, независимо от того освободительная она или захватническая, так как страдают простые люди, плачут матери и вдовы, растут сиротами дети.
Одной из самых трагических войн в истории человечества была Вторая мировая война.Война с фашистской Германией отняла у людей мирную жизнь, сожгла их дома, села, города, страны, заставила смотреть на то, как гибнут их семьи, как вымирает целый народ и на всю жизнь отпечатала в память непреодолимый страх перед собой и своими войнами: взрывами, пожарами, выстрелами, голодом, пленом, смертью…
Не обошла эта страшная война и нашу Родину. История Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией 1941-1945 годов необъятна и многогранна. В канун 70-летия победы интерес исследователей к проблемам войны заметно возрос.
Военная тема нашла свое отражение в фундаментальныхмноготомниках: «История второй Мировой войны», «История Великой Отечественной войны Советского союза 1941-1945 годов», многочисленных «кратких очерках» о войне объемом до 500-600 страниц, монографиях, публикациях разного масштаба и жанра, специальных и мемуарных военно-исторических изданиях, произведениях художественной литературы, документальных и художественных кинофильмах.
О Великой Отечественной войне в Крыму написано много, но далеко не всё - искренне. Безликая, общеобязательная патетика поражает равнодушием, скукой, а потом вызывает раздражение и неприязнь к самой теме. Штампованные, мёртвые газетные фразы о «беззаветном мужестве и героизме советских воинов» уводят молодых читателей от истинного сопереживания, отучают помнить, что все эти четыре года лилась настоящая, живая кровь наших соотечественников. Если учесть, что в человеке ее пять литров, а погибло, как минимум, двадцать миллионов человек, то каждые сутки война пожирала этой крови по шестьдесят восемь тонн, все четыре года...
Мне захотелось уйти от штампов, сухих фраз и цифр и оживить историю.
Написать исследовательскую работу о Великой Отечественной войне, о судьбах детей войны меня привели уроки истории, 70-летие Великой Победы и тяжелая судьба моей прабабушки Кулаженковой Александры Никитичны, прабабушки моей подруги Васюниной Нины Дмитриевны и дедушки-односельчанина Юнусова Мидата.
Цель работы состоит в том, чтобы на примере героизма этих людей показать из каких элементов складывала война и победа, почему мы победили? Как в капле росы отражается многообразие окружающего мира, так и истории жизни этих и других людей отражают важнейшие события долгой и страшно тяжелой войны 1941-1945 года.
Задачи работы:
Изучить художественную и научную литературу периода Великой Отечественной войны;
Провести опрос очевидцев по сущности проблемы;
Рассказать о жизни детей в оккупационный период;
Научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.
Актуальность этого небольшого по объему исследования в том, что роль и значимость обычных людей тыла в Великой Отечественной войне остаются малоизученными, а приближающееся 70-летие Победы делает обращение к этой проблеме еще более своевременным и оправданным.
Возможно, тема моей работы не вполне отвечает заданным в конкурсе материалам, но я убеждена, что дети войны были её участниками. Пусть со стороны, опосредственно, но каждый из них в те страшные военные годы терял близких, недоедал, недосыпал, не получал того внимания и тепла, которые делают наше существование праздником, лучшим временем жизни. Стать взрослыми им пришлось очень рано. Многие дети гибли от голода, под бомбежками, на оккупированных территориях. Разве это не доказывает, что они были участниками войны?
В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика:
Изучение теории вопроса на основе литературных источников;
Интервьюирование;
Описательный метод;
Метод сравнительного анализа;
Был: а) составлен план работы; б) проведены беседы с очевидцами; в) опрос одноклассников и учащихся школы; г) проведена обработка результатов; д) сделаны выводы.
Великая Отечественная война
Война-это, наверное, самое тяжелое испытание, которое выпадает на долю нации, народа. Являясь деструктивным феноменом, война несет разрушения, которые охватывают всё: от построек и коммуникаций, природных сообществ до жизни человека, состояния его психики, души.
Помимо того, что на войне люди гибнут, становятся калеками, война меняет человека психологически, духовно, то поднимая на вершину нравственного подвига, то сбрасывая в бездну морального уродства. Однако в любом случае нормальные люди, пережившие войну, становятся другими. Они оценивают все события своей жизни через призму пережитого, их восприятие действительности постоянно колеблется на тонкой грани жизни и смерти.
В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались своими привычными делами. Для взрослых наступил выходной день и нужно было переделать кучу дел. Старшеклассники с волнением готовились к выпускному вечеру, а ребята помладше играли в свои шаловливые игры. И вдруг, как гром средь ясного неба, война!
Как известно, в среднем ребенок начинает осознавать себя как личность с 3-4-х лет. Именно с этого возраста и на всю жизнь сохраняются первые яркие воспоминания об окружающем мире. А что запомнили дети, рожденные, примерно, с 1936 по 1942 год? Они пришли к осознанию своего места в мире уже во время войны. В их личный опыт не входило мирное время. Можно сказать, что у детей этих не было детства. Стать взрослыми им пришлось очень рано. Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх.
Нельзя не упомянуть о юных героях этой войны. Старшеклассники шли на фронт прямо со школьной скамьи. А сколько детей, которым было от 8-ми до 12-ти лет, становились разведчиками, партизанами, совершали героические поступки, рискуя жизнью, являлись единственными кормильцами всей большой семьи.
1.1 Воспоминания очевидцев
Нет, наверное, такой семьи, которую не затронула война. Мою семью она тоже не обошла стороной.
Я приехала в посёлок «Старый Карантин» под Керчью к своей прабабушкеКулаженковой Александре Никитичне. Посёлок небольшой, тихие, узкие улочки, белые домики, утопающие в зелени садов. А вот и бабушкин дом, огороженный невысоким каменным забором. На маленькой кухне, с небольшими окнами готовит обед моя бабушка. Запах её пирожков я почувствовала еще в начале улицы. Она всегда с радостью встречает меня. У нее добрая, открытая улыбка, лукавые глаза, теплые руки. Бабушка пережила войну, страшная судьба постигла её семью, но она не озлобилась, не очерствела, не разучилась радоваться жизни.
- Расскажи, бабушка, что произошло тогда,- спрашиваю я
И она начинает свой рассказ…
«Я родилась5 июня1928 года в этом посёлке. Мне было 13 лет,когда началась война. В нашей семье было 5 детей- 3 брата и я с сестрой Ирой. Тот день был такой же жаркий, как и сегодня. Наше дерево во дворе было усеяно большими абрикосами, все мы с удовольствием собирали и ели их. О войне мы узнали по радио. Правда, я ничего не поняла, помню только, что за столом сидели отец и заплаканная мать. Лишь потом мы узнали, что же такое война. Отца забрали через несколько дней, мама осталась с нами одна.
После призыва наш посёлок опустел, в нем были только старики, дети и женщины. Мама со страшим братом стала работать на заводе в Керчи, а мы трудились дома: смотрели кур, пасли коз, шили, вязали, убирали, готовили, справлялись в саду и огороде. Маму не видели неделями. Старшей сестре и брату пришлось отвечать не только за свою жизнь, но и за жизнь мою и младшего брата. Они вели домашнее хозяйство, пока мама добывала нам пищу.
За зиму 1941-1942 года я переболела коклюшем, корью, свинкой. Эта зима была очень холодной и голодной. Маме из-за моих болезней пришлось какое-то время не работать. Некоторые вещи мы обменивали на продукты. До сих пор я помню голубую кофточку с белыми цветочками – она мне очень сильно нравилась, но мама обменяла и её. Я ходила обмотанная большим колючим платком, а младший брат Женя в папином пиджаке, подвязанным веревочкой.
Но страшная беда произошла летом 1942 года. Стояла страшная жара. Мы, дети с мамой, только вернулись из бомбоубежища. Мама начала готовить нам обед. Сестра Ира загоняла во двор напуганных сиреной кур. Братишка сидел на заборе и смотрел в небо. Старшие братья были в доме. В небе кружил какой-то самолёт, мама опять встревожилась, но Женя успокоил её, сказав, что он уже улетает. Но, вдруг, самолёт повернул в нашу сторону, опустился низко над домом, а что было дальше я не помню. Очнувшись, я увидела страшную картину: дома нет, остался один фундамент, на заборе сидел Женя и что-то кричал. Взрывом меня откинуло на край двора, от удара у меня жутко болела голова и шумело в ушах. «Где мама?»- вдруг мелькнуло в моей голове. Ко мне подбежали соседи, из-под камней начали доставать Иру. Только теперь я увидела маму она лежала, не шевелясь, с закрытыми глазами. Все увиденное никак не укладывалось в голове. Все люди плакали, проклинали войну и причитали: «За что? За что?!»
Двоих моих старших братьев не стало… Я не хотела жить, хотела убить себя, но мысль о сестре Ире и брате Жене остановила меня. Так в одно мгновенье я потеряла троих самых близких и родных людей. Позднее, в конце 1942 года, пришла похоронка на отца. Вот такое горе…»
Бабушка тихо заплакала, встала пошатываясь и пошла собирать абрикосовую паданку. С деревьев падали и падали фрукты, напоминая нам о горе, которое перенесла наша семья в годы войны. Ведь в тот день так же падали абрикосы.
А вот прабабушку моей подруги Васюнину Нину Дмитриевну(1928 года рождения) война застала в Орловской области, в деревне Дудинка.
«Началось всё, когда я была в шестом классе. В Орле было солнечное лето и ничто не предвещало беды. Однажды утром мама ушла в магазин за солью(нужно было идти за три километра от нашего посёлка) и оставила меня приглядывать за детьми. В семье нас было пятеро, я была самой старшей. Придя домой мать была в ужасе, все люди в центре говорили, что началась война. Недалеко от нашего дома проходила трасса, и мы видели, как большие танки шли на фронт. Тогда я еще представить не могла, насколько это будет страшная мука…Вскоре на войну ушел отец, и у нас началась очень трудная жизнь, которая в большей степени была похожа на выживание. Каждый раз, выходя на улицу, я видела, что по дорогам едут танки, а в небе летают военные самолёты.
На полях всё осталось неубранным. Картошку, которая была посажена весной, никто не выкопал. Вскоре она вся помёрзла и начала гнить. Когда наступило лето никаких продуктов не осталось, и в магазинах ничего не продавали. Начался голод, нам нечего было есть, и мы копали этот гнилой картофель, жарили из него лепешки и таким способом кормились какое-то время. Когда наступила зима, мы пошли на заводы, где когда-то квасили капусту и огурцы. Заводы контролировали уже фашисты и продукты, которые получали рабочие или местные жители, были ими отравлены. Я помню, сколько людей погибло тогда.
Летом 1942 года на фронт призвали очень много людей – от самых молодых до стариков. Ушли и мои одноклассники, приписали себе годы и ушли… и ни один не вернулся домой. Я часто смотрю на единственную оставшуюся у меня школьную фотографию, вспоминаю своих одноклассников и молюсь за них, за упокоение их душ.
Чтобы как-то прокормиться, мы копали людям огороды, делали уборку в их домах. В 1943 году Советская армия начала наступление на фронтах и фашисты стали гнать нас всё дальше и дальше от родного дома, к Могилёву. Шли мы босиком, у меня стали очень сильно болеть ноги, а потом я заболела чахоткой. Заразила дома всех, стала сильно болеть мама. Обнищали до того, что нам детям стали делать одежду из конопли. Такую жизнь лучше вообще не вспоминать. Да и после войны хорошо не стало, начался голод 1946-1947-х годов, поэтому я до сих пор не могу равнодушно смотреть на то, как на земле лежит хлеб. Уже в 60-х годах мы с мужем переехали в Крым. Как-то приехали сюда на отдых, полюбили его и остались здесь навсегда».
Сегодня бабушке 93 года. Небеса дали ей долгую жизнь. Господь всё понял и оценил. Он дал хрупкой женщине сил, чтобы пережить все те страдания, которые выпали на её судьбу.
У дедушки-односельчанина Юнусова Мидата своя судьба. Он родился 7 февраля 1929 года в деревне Биюк-Мускомия Балаклавского района. В год начала Великой Отечественной войны ему было 12 лет.
« В нашей семье старше меня были четыре брата. С началом войны всех четырех мобилизовали в армию(самому младшему ещё не было 17-ти лет). Дома остались отец с матерью, сестра 14 лет, я и младший брат, которому было 7 лет. С сентября 1941 по апрель 1944 года мы находились на оккупированной территории. Мы испытывали лишения и бедствия, как и все советские люди, долго терпели, ждали прихода наших войск и дождались. Но мы даже и не думали, что наши мучения только начинались.
В ночь с 17 на 18 мая 1944 года в 5 часов утра меня и младшего брата с трудом разбудила мать. Она сказала, чтобы мы быстро одевались. Я оделся и вышел в коридор. Там мама собирала в узелок какие-то вещи. Через 15 минут нас вывели на улицу, где стояла подвода. Нас привезли в центр села, где уже было очень много людей. Здесь, в окружении солдат, нас продержали до вечера, и только перед заходом солнца погрузили в автомашины и привезли на железнодорожную станцию Сюрень. Нас загрузили в телячьи вагоны по 100-110 человек(включая и грудных детей), закрыли двери на засов, поезд тронулся. Мы покидали наш родной Крым. Люди расселись в два яруса, спать, конечно же, никто не мог. В вагоне было темно и душно, маленькие дети плакали, старшие просили, чтобы хоть немного приоткрыли двери. Ехали очень долго. Состав наш часто останавливался и подолгу стоял прямо в поле. Умерших выбрасывали из вагонов, не хоронили. Как только поезд останавливался, женщины выскакивали из вагонов, брали два заготовленных кирпича, веточки, палочки, сооружали очаг, разводили огонь и пытались что-то сварить для детей. Иногда это удавалось, а иногда нет. Вдруг раздавался гудок, поезд должен отправляться, все начинали бежать к своим вагонам, забрасывать туда горячие кирпичи и следом вскакивать на ходу в поезд.
Через 22 дня наш поезд прибыл в Самарканд. На станции нас ждали люди с камнями и палками. Хочу привести воспоминание В.Круглова, который жил в то время в Ташкентской области. «В 1944 году по радио и из газет мы узнали, что к нам везут предателей – крымских татар. Люди возмущались, негодовали, ждали встречи с первыми эшелонами. В очередях, на улицах, в школах только и было разговоров, что мы здесь встретим их как следует, мы им покажем, как Родине изменять. Вооружившись, кто ружьем, кто топором, кто палками, а мы пацаны, камнями подготовились к встрече первого эшелона. Состав остановился. Все подались вперед со своим «оружием», сопровождающий открыл двери. То, что предстало перед нашими глазами, я до сих пор забыть не могу. Эти глаза, эти лица, эти живые трупы, смотревшие на нас, еле приподнявшись от пола на руках, эти полуживые люди сейчас у меня перед глазами. Нам стало стыдно. Мужчины и женщины стали заглядывать внутрь вагонов, разыскивая там «предателей Родины», т.е. мужчин, а там их не было. Были лишь старики, старухи, дети, женщины. Мы стали прятать за спиной своё «оружие». Настолько это ошеломило нас, жителей тыла, которые в глаза войны не видели, а увидели жертв войны-людей, целый народ. Во всех вагонах, на полу едва шевелились люди, приподнявшись они просили воды. Не помню точно, долго ли продолжалось это оцепенение душ и тел наших. Но как-то внезапно из груди, недавно воинственно настроенных женщин и мужчин, гулко вырвался то ли стон, то ли вздох: «о-о-ох!». Люди на перроне засуетились. Кто-то куда-то побежал, кто-то подошел к вагонам и начал завязывать разговор. Вопросов было много, ответы на них я понимал не все, но понял главное – люди поверили этим «предателям». И будучи сами голодными, поделились куском хлеба и водой».
С вокзала нас на машинах начали развозить по колхозам. Ни о ночлеге, ни о еде не было ни слова. Спали, расположившись на своих узелках. Утром, когда рассвело, увидели, что над головами спелый абрикос. Набросились на фрукты с голоду, наелись, захотелось пить(июнь, жара), а вода была только в канавах цвета кофе с молоком. Напились, и началась дизентерия, много людей от этого поумирало. Разместили нас в бараках(раньше это были конюшни). Каждой семье выделили по несколько стойл и разделили фанерными перегородками. Пол земляной, перекрытие протекает; об этом мы узнали осенью, когда начались дожди. Подставляли тазики и посуду, чтобы вода не замочила траву и камыш, которыми мы застелили пол. Сразу же по прибытию нас погнали работать в поле, мы очищали от травы хлопчатник, рыхлили его. Есть нечего. За полгода колхоз нам выдал 2 килограмма сорговой муки, и один раз сестре за хорошую работу дали катушку швейных ниток. Мы были вынуждены менять на продукты то, что успели захватить дома.
В ноябре 1944 года в колхозе появился человек, который работал на Бухарской шёлкомотальной фабрике. Мы тоже записались туда и поехали. Нам выделили комнату в общежитии размером 3x4 метра на втором этаже с русской печкой. Был холодный ноябрь, нечем было топить в первое время. Потом мы, конечно, приспособились. В свободное время я ходил в поле за верблюжьей колючкой, с её помощью мы стали обогревать комнату и готовить кушать. На фабрике стали выдавать хлебные карточки, из расчета 500 грамм на работающего и 250 грамм на иждивенца.С голоду уже не помрёшь, а если бы не уехали из колхоза, к весне наверное никого бы не осталось.»
Смотрю я на этих людей, слушаю их и понимаю, что поколение это уникальное. Маленькие, взрослые дети войны, которые прошли лишения, горе, невзгоды, но сумели остаться людьми, радоваться малым удачам, что сегодня кажется «пустяковым» на фоне мирной и благополучной жизни.
Вот уже 70 лет прошло со дня, когда наш народ одержал Великую Победу над гитлеровской Германией. Всё дальше и дальше в прошлое уходят события той войны. И уходят люди, вершившие эту победу. А вместе с ними уходит и память. Память человеческая.
Интервью одноклассников
Мною был проведен опрос одноклассников и других учащихся нашей школы.
На вопрос «Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Как жили дети во время войны?». Мои сверстники отвечали по-разному.
Регина 10 класс: «О войне я знаю из воспоминаний моей прабабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжелым периодом всей ее жизни. Мы живем с бабушкой в одном доме и мне всегда интересно ее слушать. Меня поражает ее сдержанность, отвага. Вообще, я считаю, что необязательно знать точные даты сражений. Главное, это сопереживать и понимать то поколение людей, которое позволило нам сейчас жить в мире».
Андрей 9 класс: «О войне я знаю из уроков истории и фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи».
Лилия 8 класс: «Война – это самая большая трагедия, принесшая людям боль, горе, слезы. Она унесла жизнь многих людей. Я часто беседую об этом с бабушкой и дедушкой. Они не воевали, но были ближе к той эпохе. Да и отец у меня военный. Я убеждена, что нужно беречь тех людей, которые остались в живых после этой войны. А еще, что нужно любить и защищать Родину».
Кроме того, были опрошены ребята из 7-10 классов. 80% из них знают, когда началась и закончилась война, 70% знают, с кем воевали. У 60% ребят воевали или были детьми в годы войны прадедушки и прабабушки.
Исходя из данных социологического опроса можно сделать вывод, что подростки владеют информацией о войне, но мало знают о чувствах, эмоциях тех детей, которые пережили ту странную пору.
В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нашу историю, нашу страну.
Заключение
Великая Отечественная война 1941-1945 годов оставила глубокий след в душе каждого человека, принимавшего участие в ней. Она принесла страшное горе в каждую семью, оставила ничем незалечимые душевные раны. Мать сокрушалась вопросом о том, почему именно ее сын должен погибнуть. Почему вражеская пуля должна лишить счастливой и мирной жизни ее кровиночку? Как тяжело отпускать своих близких, не зная, увидишь ли их вновь… Но отпускали, благословляя их на страшные годы сражений.
Любовь к Родине, патриотизм советских людей явились основным оружием в борьбе с захватчикам.
Весь кошмар и ужас войны невозможно передать словами. Кажется, что всем ходом войны распоряжаются какие-то высшие силы. И вера в Бога, и вера в любовь близких людей помогает выжить.
Великие события в жизни нашей страны остаются в благодарной памяти людей, на страницах учебников, поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе, красках.
Память – наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордость и волнением будут писать о своем прадеде, о фронтовиках.
Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела.
Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя победы над врагом.
Мне удалось больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прадедушкам и прабабушкам. Слушая воспоминания очевидцев, меня потрясли некоторые факты, о которых не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.
Эту работу можно использовать на уроках истории, внеклассных мероприятиях.
Воспитание подрастающего поколения одна из важных задач наших дней. Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество – общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание.
ПриложенияВопросы для интервью:
Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
Участники войны?
Как жили дети во время войны?
Ответы на вопросы в интервью:
1.Регина Шиндикова 10 класс: «О войне я знаю из воспоминаний моей прабабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжелым испытанием ее судьбы. Она всегда с большим нежеланием вспоминает этот промежуток своей жизни. Ей больно, с её глаз катятся самые искренние слёзы. Мы живем с бабушкой в одном доме и мне всегда интересно ее слушать, ведь кроме как из её рассказов о жизни детей во время войны я нигде больше так достоверно не узнаю. Меня поражает ее сдержанность, отвага. Вообще, я считаю, что необязательно знать точные даты сражений. Главное, это сопереживать и понимать то поколение людей, которые пережили то страшное время. Они были лишены практически всего, испытали страшные муки и потери, но сумели сохранить для нас беззаботную жизнь. Поэтому я горжусь своей бабушкой, и каждый день говорю ей теплые слова благодарности».
2. Лилия Курако 8 класс: «Война – это самая большая трагедия, принесшая людям боль, горе, слезы. Она унесла жизни многих людей, заставила их испытывать боль потерь и страдания. Я часто беседую об этом с бабушкой и дедушкой. Они не воевали, но были ближе к той эпохе, поэтому они как никто другой могут дать мне интересные сведения и факты, наставить на правильный путь. Да и отец у меня военный. Поэтому моя семья пропитана духом патриотизма и ответственности за свои поступки . Я систематически навещаю ветеранов ВОВ и помогаю им всем, чем только могу. Я убеждена, что нужно беречь тех людей, которые остались в живых после этой войны. А еще, что нужно любить и защищать Родину».
Андрей Кудрявцев 9 класс: «О войне я знаю из уроков истории и фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера той эпохи. В будущем хочу отслужить в армии и пойти в военное училище. Для меня, отдать долг Родине - это святое. И я считаю, что каждый парень должен чувствовать ответственность на своих плечах и защищать Родину, семью. Люди, пережившие войну - настоящие герои!».