Просмотр содержимого документа
«Исторический час «Волшебный мир памятных времён», посвященный 930-летию Х.А. Яссави»
Исторический час «Волшебный мир памятных времён»,
посвященный 930-летию Х.А. Яссави
Цели:
- знакомство учащихся с культурным наследием казахского народа;
- воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота, любящего свою Родину, свой народ, язык и культуру;
- привитие чувства бережного отношения к духовному наследию.
- расширять знания учащихся об исторических памятниках Казахстана;
- воспитывать гражданские и патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Ход мероприятия.
1. Орг. момент
2. Слово учителя.
Каждый современный человек интересуется историческим прошлым своей страны. Жизнь становится намного увлекательней, если узнаешь новое об истории родного государства, народа. Уникальные сооружения прошлого удивляют своим многообразием и необычными формами. Многочисленные памятники зодчества, созданные в неповторимом стиле, восхищают нас. Полёт фантазии именитых зодчих позволяет поднять имидж Казахстана во всем мире. В современном обществе большое внимание уделяется знанию исторического прошлого казахского народа, священных мест, древних городов, архитектурных шедевров, расположенных на территории Средней Азии и Казахстана. В истории государства ещё немало загадок и тайн, которые стремятся обнаружить и разгадать наши современники. Одним из таких город является Туркестан. Туркестан – древний город наших прадедов. Он расположен между реками Каратау и Сырдарья, на великом Шелковом пути. С востока и запада шли в город нескончаемые вереницы караванов. В давние времена город назывался Шабгар, позднее его переименовали в город Яссы.
Слово Туркестан означает место, где остановились тюрки. С сакских времен наши прадеды входят в тюркские племена. Они возводили этот город, открывали учебные заведения – медресе.
Старшим учителем в одном из них в Туркестане был Ходжи Ахмет Яссауи.
Себя Ахмет называл «Яссауичкий раб Ходжа». Он родился в городе прадедов – Исфиджабе (Сайрам). Ахмет рос умным, талантливым мальчиком и стал известен на всем Востоке как великий ученый - просветитель.
Легенд про Ходжу Ахмета Яссауи очень много. Когда он дожил до возраста Мухаммеда, он сказал: «Моя душа ничем не лучше его души, поэтому я не хочу видеть этот мир». Близкие вырыли ему пещеру и построили жилье – килует. Вода и воздух проходили в пещеру через трубы.
Ушёл Ходжи Ахмет Яссауи в мир иной, будучи в ладу с собой, с миром, с мыслью о жизни в раю.
Во время правления эмира Тамерлана была воздвигнута мечеть Ходжи Ахмета Яссауи. Для построения этого сооружения тысячи людей вставали в один ряд и через тысячи рук передавали жженые кирпичи. Фундамент укрепляли конскими копытами. Одно из самых великих сооружений Туркестана строилось в течение десяти лет.
Известный в то время мастер Аблилялиз изготовил знаменитый казан в местности Карнак. Казан выполнен из сплава семи металлов, в него помещается мясо семи лошадей. На внешней стороне казана выгравировано на арабском языке имя мастера.
Земля Туркестана с давних времен является символом святости для нашего народа. Ханы, восходя на престол, давали клятву на месте захоронения Ахмета Яссауи.
Посетив Туркестан, Вы, новое поколение, окунётесь в историю своей земли, отражённую в каждом камне, в каждом кирпичике.
Чтец 1: Ахмед Яссави считался у мусульман вторым после Мухаммеда святым, а город Туркестан – Малой Меккой. Авторитет его был столь высок, что туркестанские шейхи заменяли верующим хадж в Мекку трёхкратным паломничеством к могиле Яссави. Народные предания рассказывают о большом уважении Эмира Тимура к святыне Туркестана. По его указаниям более чем два века спустя после смерти Яссави на месте небольшого надмогильного сооружения был построен один из величайших памятников мирового зодчества. Официальная история Тимура “Книга побед” связывает повествование о закладке здания с событиями конца 1387 года, когда Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмеда Яссави. Это грандиозное сооружение должно было возвеличить ислам, способствовать его дальнейшему распространению, облегчить правление обширным краем.
Чтец 2:В здании более 35 залов и комнат различного назначения. Двери с резьбой и следами инкрустации из кости открывают вход в центральное и самое большое помещение (18,5 на 18,5 метра), в который выходят 14 дверей из других помещений. В центре зала - огромный, в рост человека, бронзовый казан “ТАЙКАЗАН”,символ единения и гостеприимства. Когда-то в неё наливалась подслащенная вода, раздававшаяся по окончании пятничной молитвы. Наряду с самим зданием храма сей котел привлекает к себе внимание любого вступившего под купол джамаатханы. Установленный в “эпицентре” архитектурного комплекса он привлекает своей завершённостью, сохранностью и информативной насыщенностью. Поражают размеры: высота – 1,62 метра, диаметр венчика – 2,42 метра. Она могла вместить до 3 тысяч литров воды. Вес котла – около 2 тонн. Поверхность украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя надпись: “КАЗАН ДЛЯ ВОДЫ – ДАР ТИМУРА СООРУЖЕНИЮ В ПАМЯТЬ О ХОДЖА АХМЕДЕ ЯСАВИ”. Средняя: “БУДЬ БЛАГОСЛОВЕН”. Год изготовления казана – 1389 год, имя мастера – АБДУЛЬГАЗИЗ ибн ШАРАФУТДИН из ТЕБРИЗА.Нижняя: “ЦАРСТВО АЛЛАХУ!” По преданию, казан отлит ИЗ СПЛАВА СЕМИ МЕТАЛЛОВв селе Карнак, в 25 км от Туркестана. Чтец 1:За центральным залом – КАЗАНЛЫКОМ – находится усыпальница Ходжа Ахмеда, надгробие которого сложено из гладких плит светло-зеленого мрамора без орнамента и надписей. Так же скромно и само помещение: белые стены снизу одеты голубой изразцовой панелью с синими изразцовыми угловыми полуколоннами.
Чтец 2:В мавзолее лежат и останки казахских ханов, биев, ходж и других великих людей. Имеются гробницы АБУЛХАИР-ХАНА, АБЛАЙ-ХАНА, БОЛАТ-ХОДЖИ и других. На резных деревянных дверях главного портала с наружной стороны расположены уникальные изображения двух чертей (шайтанов). Шайтаны обращены лицом к входящим в храм - мавзолей. Согласно традиционному представлению, шайтан повсюду сопровождает “правоверного” мусульманина в его повседневной жизни, НО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ПРОНИКАТЬ В СВЯТИЛИЩА АЛЛАХА и поэтому как бы застывает в чугунных медальонах при входе в мавзолей. Подобных изображений шайтанов исследователям не приходилось встречать в других странах мусульманского Востока.
Чтец 1: Уже СОВРЕМЕННИКИ по достоинству оценили постройку, один из них писал: “Мавзолей Ахмеда Яссави - одна из самых монументальных построек во всем мире, в архитектуре мавзолея проявлено человеческое искусство до поразительности и восхищения”. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ архитектурный комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави стал МУЗЕЕМ. Выдающийся памятник средневековья дорог нам как свидетельство высокой культуры народов, населявших в то время территорию Южного Казахстана. Чтец 2:Обилием исторических памятников выделяется Сайрамский район. Здесь родился Ахмед Ясави. В Сайраме были поставлены мазары его родителям – Ибрагиму-ата и Карашаш-ана. Значение г. Испиджаба (с.Сайрам) было велико в эпоху караванной торговли. Там останавливались купцы из разных стран, посланцы из Бухары, Самарканда. Город пережил арабское нашествие, опустошительные войны с Хорезм-Шахом Мухаммедом и каракитайцами, джунгарское нашествие при Тауке хане.
Чтец 1: В рамках международной программы “Великий Шёлковый путь”, принятой Организацией Объединённых Наций, был учреждён в 1989 году государственный археолого-этнографический музей-заповедник“Отрар”. Город Отрар был не только одним из важнейших перевалочных пунктов “моста” между Европой и Азией. Здесь существовала огромная библиотека, основателем которой являлся великий ученый средневековья аль-Фараби. Узлом караванных путей был Отрарский оазис, включавший в себя около 150 небольших городков, соединённых между собой цепью караван-сараев Великого Шелкового пути.
Чтец 2: Отрар –родина великого ученого и философа средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда, вошедшего в историю под именем аль-Фараби. За философскую глубину и энциклопедичность познаний аль-Фараби ещё при жизни был прозван Вторым после Аристотеля учителем человечества. Благодаря ему в городах процветала не только торговля, но и необычайного совершенства достигли наука и искусство. До появления первых университетов в Европе ещё было три столетия, а на Востоке уже трудились великие мыслители! Отрар в период монголо-татарского нашествия представлял собой первоклассную крепость. Около полугода жители и воины сдерживали нашествие войск Чингисхана, который затем ворвался в город из-за предательства одного из жителей. Отрар неоднократно приходил в упадок и вновь восстанавливался, после 1410 года разграбленный Шах Джаном окончательно опустел. О его прошлом напоминают обнаруженные при раскопках стены цитадели, бани и др. Недалеко от развалин древнего Отрара находится мавзолей-мечеть Арыстан Баба, бывшего, по преданию, учителем Ходжи Ахмеда Ясави. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман. 3. Беседа по вопросам:
– Расскажите, что вы узнали о Туркестане?
– Каким вы себе представили этот город? Какую картинку к этому рассказу вы бы нарисовали?
– Как вы думаете, почему люди построили памятник Яссауи? Почему в те времена так высоко ценили дело учителя?
4. Демонстрация видеофильма об Астане.
– Наш путь лежит в столицу нашей Родины, город Астану.
Демонстрация видеофильма об Астане.
– В этом молодом, быстрорастущем городе много замечательных архитектурных построек, которые обязательно станут историческими памятниками нашей Родины. Одним из таких памятников является архитектурный комплекс «Астана-Байтерек». Этот монумент символизирует священное дерево – дерево мудрости и стойкости.
5. А теперь проведем небольшой турнир!
Делимся на команды, на столах перед каждой – девиз, название соответствующее этому девизу придумывают сами дети. Представление команд, приветствие.
– девиз: «На всех одна, для всех едина, и все ж у каждого одна!» – команда «Отан»
– девиз: «Сто наций, сто народов, сто племен, Всем вам рахмет и низкий вам поклон!» – команда «Достық» Конкурс 1. Каждая группа получает конверт с буквами, из которых учащиеся должны составить слова “отечество”, “родина”
– Какие слова у вас получились?
– Как вы думаете, как связаны эти слова между собой?
Конкурс 2.
Вопросы для команды 1.
« Любовью наполнил творение зодчий, На куполе солнце сияет серьгой, И кажется, я прикасаюсь воочию К истории Родины робкой рукой».
Эти поэтические строки казахстанская поэтесса М.Айтхожина посвятила одному из историко- архитектурных памятников. Какому?
а) Кафедральный собор г.Алматы (XX в.) б) Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави ( XV в.) в) Мазар Козы- Корпеша и Баян-Сулу близ г.Аягуз (IX-X вв.)
Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент – кобыз. Натянув струны, заиграл. В своих мелодиях он запечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта?
а) Ыкылас б) Коркут в) Амре
3.О древности культуры Казахстана говорят находки археологов. Знаменитого «золотого человека» они обнаружили в Иссыкском кургане близ Алматы . Воин был захоронен в парадной, возможно церемониальной одежде. Высокий конической формы головной убор (кулах) возвышался на его голове. Камзол, голенища сапог и кулах украшены золотыми бляшками в виде барсов, тигров, крылатых коней, птиц, архаров. Когда и в каком племени жил «Золотой человек»?
а) I в. – массагеты б) III в. – персы в) IV в. до н.э. – саки
Вопросы для команды 2.
«… В нем мудрость и сила – начало начал,
Сплетались, сроднившись, как корни дерев,
Он знал наизусть Фараби, Яссави,
В войне был бесстрашен, хоть веровал в мир.
Любимец народа, с отвагой в крови,
Был ханом Отрара …», пишет народный поэт Казахстана М.Шаханов в «Отрарской легенде». Какому хану посвятил он свое произведение?
а) Каир хан
б) Кенесары хан
в) Тауке хан
2. В центре огромного евразийского континента раскинулась наша страна, имя которой – Республика Казахстан. Поэт Т. Айбергенов пишет: «Она велика:
От Алтая до Каспия, Она широка, Как народа душа. Она же – Европа, Она же и Азия, И волны Урала, И всплеск Иртыша».
Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже перечисленных народов, не был жителем Древнего Казахстана?
а) Гунны б) Скифы в) Персы
3. В прошлые века наши предки жили в Государстве кыпчаков – «Дешт-и-Кыпчак», но границы его простирались от Иртыша на Востоке до Волги на Западе, от Южной Сибири до Семиречья (Талас). Ярким памятником кыпчакского языка XIII века является «Кодекс куманикус» (Книга куман, т.е. кыпчаков). Рукопись была обнаружена в библиотеке Петрарки и сейчас хранится в Венеции в церкви Св.Марка. А теперь отгадайте загадку из «Кодекса куманикус»: «Чего не имеешь ни ты, ни я, ни горные цепи, ни травы, ни пламя, ни камень и даже кыпчаки?» Эту вещь часто ищут в сказках.
а) Живая вода
б) Молодильные яблоки
в) Птичье молоко
Конкурс 3.
У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда». Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.
Задание: За 3 минуты каждая команда должна перевести текст с казахского языка на русский. Слова из словаря предлагаются только в том случае, если у детей они вызовут затруднения при переводе. При выполнении задания учитывается точность перевода, скорость и литературный перевод. Текст для первой команды:
Қазақстан жері. Қазақстан жер көлемі 2756000 шаршы километр. Оның 40 % – өзен, көл,теңіз. Жерінің 50% шөл және шөлейт аймақтар алып жатыр. Ал 10% таулы жер. Қазақстан жері өте бай. Словарь: Көлем – объем Шаршы – квадрат Шөл – пустыня Аймақтар – территории.
Текст для второй команды: Қазақстан Республикасы. Қазақстан Республикасы – егеменді ел.Республика Президентінің Жарлығымен қазанның 25 ө сі Республика күні деп аталды және бұл күн демалыс күн болып жарияланды№ Қазақстан Республикасы Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының кұрамына енді. Словарь: Егеменді – суверенный Жарлық – указ Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы – Содружество Независимых Государств Құрамы – состав.
6. Чтение легенды учащимся
Давным-давно, когда только зарождалась жизнь на земле, Бог решил создать земные богатства. Взял он мешок и полетел над землёй. России он отдал густые леса с прозрачными реками, Кавказу – высокие горы и моря, Средней Азии – прекрасные виноградники и хлопок. Устал Бог и прилёг отдохнуть. Пока он отдыхал, прибежала мышка и прогрызла в мешке дырку. Проснулся Бог и полетел дальше. И когда он пролетал над Казахстаном, из мешка выпали высокие горы, чистые озёра, густые леса, необъятные бескрайние степи и засушливые пустыни.
Богата и необъятна наша страна. Широко раскинулось она под ярким солнцем. Здесь есть и бескрайние степи, и высокие горы, и глубокие озера, и бурные реки. В полях колосится пшеница. В садах зреют ароматные яблоки. Поют звонкую песню родники. В городах и аулах Казахстана живут люди разных национальностей. 16 Декабря народ Казахстана отмечает День Независимости. В этот день всюду слышна музыка. Развевается небесно-голубой флаг. Гордо простер на нем золотые крылья свободный беркут. Мы гордимся своей страной. Наша Родина богата золотым хлебом, звонкими песнями, полезными ископаемыми. Она хочет быть добрым соседом и другом для других стран. Республика Казахстан – древняя и молодая земля. Она любима нами с детства и на всю жизнь.
7. Подведение итогов мероприятия.
КГУ «Школа – лицей № 5»
Исторический час
«Волшебный мир памятных времён», посвященный 930-летию Х.А. Яссави