Просмотр содержимого документа
«Историческая игра "Сакский курултай"»
Историческая игра: « Сакский курултай».
15.02.2019г. Учитель: Мухамедьярова Л.М.
Целевая аудитория: обучающиеся 5х и 11х классов
Цели и задачи игры:
- Обучающие: Привести в систему знания учащихся об общественном устройстве, системе правления у саков, о важнейших событиях из политической и культурной истории саков, о роли исторических личностей и их подвигах во времена войн саков за свою независимость. Создать условия для выработки практических навыков синхронного перевода на государственный язык и язык межнационального общения, применения латинской графики казахского языка.
- Развивающие: Способствовать развитию исторического и критического мышления, умению анализировать исторические факты, применять ранее полученные знания в нестандартной ситуации, соотносить личности и характеристики. Развивать умения обобщать исторические факты, анализировать и делать выводы. Стимулировать проявление творческих способностей обучающихся.
- Воспитательные: Воспитать уважение к историческим личностям (Тумархан, Скунха, Ширак), к понятию государственности, к историческим и культурным памятникам, к Отчизне. Воспитать чувства патриотизма, самоотверженности ради независимости родной земли на основе примеров из героической истории саков. Прививать умения взаимодействия в смешанной и разновозрастной команде.
Оборудование: Интерактивная доска, презентации Power Point, кроссворды, листы с заданиями, карточки, контурные карты, репродукция картины Дузельханова «Томирис», видеоролик «Сакская царица Томирис», плакаты с высказываниями о Томирис, карта, контурные карты, латинский алфавит, открытки-пазлы, пластилин, фольга.
Книжная выставка.
Выставка рисунков и поделок.
Ход игры:
Приветствие учителя и ведущих:
Учитель: - Good afternoon, respected children and teachers! Сәлеметсіздер ме, құрметті балалар мен ұстаздар! Здравствуйте, уважаемые дети и учителя! Мы рады приветствовать вас на исторической игре «Сакский курултай»! Сегодня «Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего», как учит наш Президент Н. А. Назарбаев. Наш курултай увековечит имена выдающихся саков и сакских племен для потомков. Бүгінгі сәйкесте үш тілді қолданамыз. We will use three languages in todays game. Сегодня на игре приветствуется и поощряется общение на трех языках.
Ведущий 1: We have three groups playing this game. В игре принимают участие три группы. Каждой команде будут помогать кураторы – учащиеся 11 класса (Дарбекова Валерия, Сулейменова Зарема и Нурманова Сабина).
Учитель формирует 3 команды методом «открытка-пазлы». Представляет команды «Тиграхауда», «Хаомоварги» и «Парадарайя».
Ведущий 2 - Приветствуем наше жюри в составе: Попова Наталья Сергеевна – руководитель методического объединения учителей истории, Жуковская Екатерина и Руденко Екатерина.
- Stand up children! Назарлы тыңдаңыз! (Внимательно слушайте).
Егер келіссеңіз, қайталаңыз (повторите, если согласны):
We, the people of Kazakhstan, one people!
And a general for us fate
is our great Kazakhstan.
Біз, қазақстандықтар, бірхалықпыз!
Біздебірортақтағдыр,
БіздіңҚазақстанұлыжәнелайықты!
Мы, казахстанцы, единый народ!
И общая для нас судьба –
Это наш достойный и великий Казахстан!
Ведущий 1: Нашапервая игра называется – «Картографы»- вы должны на контурной карте показать территорию расселения своего племени. Түсіндіріңіз, неге сізді осылай атайды (объясните, почему вас так называют). Время на подготовку– 2 минуты. А в это время послушаем поэтические строки о саках.
Максим Боргер
Был лук тугим, был острым меч, И конь как вихрь летел. Была пряма акынов речь, А стар и млад - смелей. Под свист смертельных стрел Врагов чалмы летели с плеч - Безумный Кир посмел Топтать простор степей.
2. Аделия Булекпаева
И саки бились на войне В свободной кочевой земле, Не покорившись той петле, Что страны усмиряла. И персы сгинули в огне, Костями полегли в стране, Что снилась Киру в сладком сне, Довольно жить мешала.
3 Диас Жумабаев
А Томирис - уставший взор, Морщин предательский узор... Окаменевшею рукой Главу царя сжимала. И речь держала с головой О том, что тяжко быть вдовой, И что утомлена войной, Но громко вслух сказала:
4 Алмаз Базарбаев «Ты жадным был И кровь любил. И много ты ее испил, Всегда казалось мало. О, ненасытный властный Кир, Ты содрогнул собою мир. Прими тебя достойный пир В степи и знойных скалах». 5 Регина Балмухамбетова Упала голова в мешок, Что кровью был наполнен.
Так был бесследно завершен Поход царя царей. В степях акыны помнят Легенду дальних тех времен О хитростях и войнах, И о вдове степей.
Ведущий 2: -По одному представителю от каждой группы подходите к большой карте, контурную карту сдаете жюри. Проверим ваши знания карты! Презентация: слайд 1и 2
Ведущий 1: Игра вторая – «Переводчики». Задание командам: перевести заданные термины на государственный язык и язык межнационального общения; термины на гос.языке записать с помощью латинского алфавита. Кураторы помогут вам сделать перевод и выучить произношение. Время на подготовку– 5 минут. Презентация: слайд 3 (алфавит)
Ведущий 2: Пока команды готовятся, Волкова Валерия представит нам книжную выставку.
Учитель: Рахмет, Валерия, жәрәйсын! Өте қызықты көрме. Very interesting exhibition.
Далее учитель организует эстафету переводчиков
- Балалар! Бүгін осы сөздерді қолданамыз. Тыңдаңыз, жұмысты қалай орындайтын болады: 1)тақтаға шығыңыз-2)жазыңыз-3)дыбыстаңыз- 4) эстафетаны тез тапсырыңыз (выбежал к доске-записал-озвучил-передал эстафету)
Племена
Tribes
Тайпалар
Taipalar
История
History
Тарих
Tarih
Казахстан
Kazakhstan
Қазақстан
Qazaqstan
Саки
Saki
Сақтар
Saqtar
Царица
Queen
Ханшайым
Hanshaiym
Мужество
Сourage
Ержүрек
Erjurek
Родина
Notherland
Отан
Otan
«Вечная страна»
Mangilik el
Мәнгілік ел
Mangilik el
Ведущий 1: (после окончания эстафеты) -Проверим ответы команд. Презентация: слайд 4
Ведущий 2: Third game – crossword «Sakas thrives» (Игра третья- Кроссворд « Сакские племена» ) Уақыт(Время)– 5 минут. Презентация: слайд 4
Ведущий 2:Команды заняты кроссвордами. А мы играем со зрителями –«Бұл кім?» (Угадай, кто?) Обязательное условие: при ответах использовать полиязычные термины, и как можно больше!
Ведущий 1: Пять тысяч лет назад… Основатель Великой Персии Кир, завоеватель Мидии, Вавилона и Египта, переправив через Сырдарью свои неисчислимые войска, перед битвой с массагетами, древними предками казахов, предложил их царице покориться и выйти за него замуж, немесе көп қан ағады(иначе прольется много крови). Сұлу ханшайым(Красавица-Царица) поняла, что Кир хочет захватить царство массагетов, ответила Царю царей отказом. О какой царице идет речь ?(Томирис -queen, ханшайым,Отан сүйгіш, beloved homeland )
Ведущий 2: По преданию, переданному «отцом истории» Геродотом, персы во главе с царем Киром вступили на массагетские земли,және өз жоспарды орындады(И осуществили свой план). Они выставили против массагетов небольшое войско из слабых и больных солдат, а главное войско отошло и затаилось. Өз өтірік лагерьде(В своем ложном лагере) персы расставили множество столов с изысканными яствами и винами и таким способом многих захватили в плен. В числе пленных оказался и предводитель массагетов сын царицы Томирис. Назовите имя сына царицы?(Спаргапис -queen, патша м.р., )
Ведущий 1: Когда персидский царь Дарий I (521-486 гг. до н. э. ) вторгся во главе огромной армии в степные кочевья саков, храбрец - сакский пастух -изранил себя, изуродовал себе лицо и в таком виде добрался, обливаясь кровью, до персидского лагеря. Он заявил Дарию, что с ним так жестоко поступили его соплеменники и что он горит желанием отомстить. Он вызвался провести персов по тропам, ему одному известным, чтобы захватить саков врасплох. Обуреваемый жгучей ненавистью к врагам, батыл шопан (мужественный пастух) после недельного пути завел врагов в безводную пустыню, за что и поплатился жизнью. О ком идет речь ? (Ширак –Сourage, Ержүрек, Отан сүйгіш, beloved homeland )
Ведущий 2: Неудачным был поход на сакские земли этого знаменитого греческого полководца, завоевавший все земли Сырдарьяга дейін (До Сырдарьи), не смог победить саков. Был ранен ядовитой стрелой в ногу и вынужден был бежать. (Александр Македонский - queen, патша м.р)
Ведущий 1 Ұлы ғалым,(Великий Ученый) историк, этнограф. Он автор более 300 научных статей. Академик АН Каз ССР, основатель школы отечественной археологии (Алькей Маргулан –тарихшы,historian, patriot of Kazakhstan, beloved homeland, Отан сүйгіш)
Ведущий 2: The scientist archeologist professor doctor of historical scientist (Ученый, археолог, профессор, доктор исторических наук) АН КазССР, обнаруживший «Золотого человека » в Иссыкском кургане (Кемаль Акишев- тарихшы,historian, patriot of Kazakhstan, beloved homeland, Отан сүйгіш)
Ведущий 1: Балалар, толтырылған кроссвордтарды әділ қазылар мүшелеріне береміз.(Сдаем жюри)
Ведущий 2: Игра четвертая - «Ремесленная мастерская» Задание: изготовить амулет (фигурку в зверином стиле). Уақыт(Время) 5 минут.
Ведущий 1: Во время походов в Переднюю Азию и Иран саки познакомились с традицией «звериного стиля».
Ведущий 2: Далее перешло в традицию изображать коня, барана, верблюда, барса и т.д. Бұл аңдардың сүреттері тумар болды. Презентация: слайды 5-10
Ведущий 1: Томирис - Массагет тайпаларының ханшайымы. Томирис ержүрек, батыр болып тәрбиеленді. Кир патша Томирис патшайымды өзіне әйел етіп алмақшы болды. Соғыста Томиристің баласы Спаргапис тұтқынға түсті. Томирис торсықты қанға толтырып, оған Кирдің басын салуға бұйрық береді. Томирис патша өз елінде « Амазонка қыз» болып тарихта есімін қалдырды.
Tomyris is a Queen of Massagetaes. She was brought up brave and courageous. The King Cyrus wanted to marry her. But her son, Spargapises was captured in the war, because of the King. Then Tomyris filled the bad with biood and put cyrus s head in there. Tomyris went down in her country s history as «The Amazon». Презентация: слайды11-12-13
Ведущий 2:What have you guys just hear? (Ребята, о чем вы сейчас услышали? – Правильно, легенду о Томирис.)
Ведущий 1: Героиня этой легенды поражает жестокостью и мужеством.
Ведущий 2: О Тумар хан Булатом Джандарбековым написан роман «Томирис», а Агымсалы Дузельханов создал уникальную картину «Томирис» .
Ведущий 1: Наша пятая игра – «В художественной галерее» - посвящена этой картине. Дайындық уақыты (Время подготовки)– 5 минут. Задание - описать картину. Пока команды готовятся к описанию, свою презентацию о Томирис представит вам Руденко Екатерина.
Ведущий 2:Thetruepatriotofhiscountry (Настоящий патроиот своей страны), Агымсалы Дузельханович является автором исторических картин «Абылай хан», «Абулхаир хан», «Томирис», «Золотой воин» (Царь саков), «Туркестан», «Ордабасы», которые нашли достойное место в резиденции Президента РК. Ведущий 1: Работы А. Дузельханова объединяет бесконечная любовь к Казахстану. Ол Қазақ халқының тарихын ұнатады.
Ведущий 2: Благодаря своим лучшим качествам, умению сплотиться и быть единым в минуту опасности, стремлению к Миру, согласию и добрососедству с другими народами, наш народ не исчез в потоке истории.
Ведущий 1: Team _(массагеты)_ presents their artwork (Команда ___ представляет картину.) ( и т.д.)
Ведущий 2: Дәл қазір шығармашылық байқауының қорытындысы. Ребята, вы готовили на конкурс творческие работы, посвященные сакам и Томирис. Подведем его итоги. ..
Ведущий 1:Now it’s time for jury to summarize the results and choose best team and best history expert
(Слово жюри для подведения итогов и награждений команд и лучшего знатока истории.)
Список источников:
1.История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы/ Т.С. Садыков, А.Т. Толеубаев, Г. Халидуллин, Б.С. Сарсекеев, -Алматы: Атамұра,2011.
2. История древнего Казахстана: Учебник для 5 класса по обновленной программе/
3. www/profguide.ru
4. http||ru/wikipedia.org
5. personal.akorda.kz
6. histori-pace.ucoz.ru
7. http|| go.mail.ru
Приложение 1
Тезаурус для описания картины
Брови – изящные, черные, как точеные крылья ласточки; глаза – красивые, восточные, словно убегающие друг от друга; губы – алые, сочные, как будто налитые; героиня – красивая, изящная, величественная, царственная, лучезарная, словно излучала солнечное сияние, гордая, тонкая гибкая талия, стягивал широкий кожаный пояс, золотые пластины с вычеканенными изображениями хищных птиц и причудливых зверей говорили о высоком положении владелицы, шлем затейливой работы, из - под которого выбивались распущенные волосы. Вооружение- копье в рост человека, тяжелые копья с железными наконечниками, короткий меч(акинак), боевой топор, лук с большим количеством стрел, боевые луки с колчанами для стрел, долгий и монотонный бой барабанов – прием психологического воздействия на противников, издают низкий, устрашающий звук. Воины – дисциплинированные и хорошо защищенные доспехами, боевой дух. Защитные средства – деревянный, обтянутый кожей щит, доспехи пластинчатые или чешуйчатые, бронзовый шлем, в латах ослепительно сверкающей стали. Уздечки, удила, нащечники инкрустированы золотом. Конь – вороной, блестит, как отполированный агат, гордо переступал ногами, позванивал бронзовыми подвесками, косил глазом, приглашал полюбоваться всадницей, в латах медных и железных Приложение 2
Всадница на коне. На переднем плане картины мы видим необыкновенную всадницу. Героиня красивая, изящная. Богатая, украшенная причудливыми узорами, отороченная золотом одежда говорит о высоком положении всадницы. Тонкая, гибкая талия стянута широким кожаным поясом. Слева на поясе подвешен затейливой работы боевой меч. В правой руке Томирис крепко держит скипетр, сделанный из золота. Конусообразный женский головной убор украшен драгоценными камнями. Большие черные глаза в густых ресницах устремлены вдаль, на воинов. Томирис величественно, царственно восседает на боевом коне. И вся она словно излучает солнечное сияние. Так и хочется назвать ее лучезарной. Вороной конь под ней блестит, как отполированный агат. Гордо переступает ногами, позванивает бронзовыми подвесками, косит глазом, словно приглашает полюбоваться всадницей.Место действия.Над головой Томирис и преданными ей воинами распростерлось голубое безоблачное небо. Горячий песок желтыми волнами ложится под ноги движущемуся войску. Палящее солнце раскалило воздух, наполнило его зноем. Кругом ни деревца, ни живой травинки. Только легкий ветерок перекатывает с места на место перекати-поле да наметает новые барханы из песка. Над воинами нависла сизая дымка, напоминающая пустынный мираж. Бескрайнее песчаное пространство на горизонте соединяется с небом. И от этого все происходящее на картине кажется еще значительнее и величественнее. Воины. Длинной вереницей проходит мимо Томирис бесчисленное войско. Оно настолько многочисленно, что, кажется, как будто бы из-под земли вырастают все новые и новые воины. Воины дисциплинированные и хорошо защищенные доспехами. В правой руке они держат деревянный, обтянутый кожей щит, на котором изображен символ массагетов – барс. В левой руке сильные, мужественные воины крепко удерживают тяжелые копья с железными наконечниками. Справа на поясе расположен лук с большим количеством стрел и короткий меч (акинак) . Голова воинов защищена бронзовым шлемом. Лица решительные, серьезные. Воины стойко, уверенно шагают вперед, готовы вынести любые трудности боевого похода, чтобы одержать победу над противником.