Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная викторина «Знатоки истории Казахстана», посвященная Дню Независимости РК.»
ГУ « Майкольская средняя школа»
Интеллектуальная викторина
«Знатоки Истории Казахстана»
посвященная Дню Независимости РК.
Учитель истории Грохольская Н.Г
2016-2017 год
Интеллектуальная викторина «Знатоки Истории Казахстана»,
посвященная Дню Независимости РК.
Цели: 1.Воспитывать чувство патриотизма, любвь и уважения к Родине: обычаям, традициям; дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей. 2. Закрепить и дополнить знания воспитанников об историческом и культурном наследии. Оборудование: изображение герба, флага, карта РК, плакаты, портрет президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева, портреты М. Алимбаева, Абая, космонавтов: Т. Аубакирова, Т. Мусабаева, фотографии с изображением Рудного, Алматы, Астаны.
Ход мероприятия.
Учитель:
В этом году нашему молодому государству исполняется 25 лет Независимости. У казахстанского народа путь к независимости и свободе был тернистым и долгим. Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы защитить родную землю от врагов и передать её в наследство нам, нынешнему поколению.
Просмотр презентации о Независимости РК по ходу рассказа.
Инсценировка
1 чтец
Давным-давно, когда было еще совсем мало людей на свете, жил старец, который придумал диких верблюдов, коров, лошадей, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына — верные и надежные помощники отцу в любом деле. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал:
Старец
«Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство».
3 сыновей
Поклонились ему сыновья, поблагодарили за дар, но прежде, чем выйти из юрты, обратились с вопросом:
«Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли понят твой наказ?»
Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части, кому же ты оставляешь 4 часть?»
старец
Четвертую часть своего скота я оставляю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или по нужде явился в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку, обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что ест и пьет он свое, а не ваше, ибо во все времена, годы и дни крепок степной обычай — гостеприимство! Кто бы ни зашел, в вашем достоянии есть и его доля».
Ведущий
Миновали века, и многое переменилось с тех пор, среди дня или ночи, в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрые хлебосольства. По традиции любого гостя полагается дружелюбно встретить, пригласить в дом, угостить, не спрашивая ни о чем.
2 чтец
Мой край родной. Республика свободных. Великих наций, разных языков, И ценят здесь обычаи народов, Советы мудрых стариков. Ты выстрадал мой Казахстан немало, И стал свободным, и сейчас Здесь равноправны все народы, Народ единственная власть!
Ведущий
На протяжении многих веков казахскому народу приходилось бороться за независимость и суверенитет. Нашим далёким предкам не раз приходилось отстаивать свою родную землю. Слишком многие покушались на её богатые бескрайние просторы.
4 чтец
Седые преданья хранят времена – Джунгарских набегов несметны лавины. В казахской степи полыхает война И стонет земля, и пустеют долины. Но час наступил и рассеялся мрак, И новое солнце взошло над степями – Восстал для возмездия гордый казах И поднял своё окрылённое знамя!
Ведущий
Благодаря своим лучшим качествам, умению сплотиться и быть едиными в минуту опасности, стремлению жить в мире и согласии, и добрососедстве с другими народами. Он не исчез в потоке истории и через десятилетия, смог восстановить свою государственность.
Учитель Обретя независимость, наш народ впервые избрал своего Президента. Была принята новая Конституция. Казахстан признали более ста стран мира. Казахский язык обрёл статус государственного языка. Парламентом республики были приняты новые государственные символы: герб, гимн и флаг.
Викторина
Представление жюри
- Ребята сейчас мы с вами поиграем в викторину, посвященную дню независимости Казахстана. Предлагаю проверить, насколько, хорошо вы знаете свою Родину, а за правильный ответ, получаете 1 баллу
Представление жюри
Приветствие команд. Название. Девиз
Начинаем нашу игру.
1 Разминка
1. Национальная валюта (тенге).
2. Как называется кобылье молоко? (Кумыс)
3. Мифологические скакуны, изображенные на гербе Казахстана? (Тулпары)
4. Как называется жилище, приспособленное к кочевому быту казахов? (Юрта)
5. Самое выносливое животное, которое может без пищи и воды прожить несколько суток? (Верблюд).
6. Первый президент РК? (Н.А.Назарбаев)
7. Когда наша страна стала независимой? (16 декабря 1991)
8. Главный символ Казахстана? (Байтерек)
9. Что является символами РК? (флаг, гимн, герб)
10. Кто оберегает шанырак с двух сторон, выражая идею служения общему дому? (Тулпар – мифические кони)
11. Где был найден Золотой человек (Иссыкульский курган)
13. Символ чего является орел на флаге РК? (свободы, государственной власти, щедрости, стремление к полету)
14. С какими государствами граничит Казахстан? (Россией, Китаем, Узбекистаном, Киргизией).
15. Животное — символ Казахстана? (Барс)
16. Казахское лакомство в виде шариков из теста? (баурсак).
17. Как называются богатыри в казахских сказках? (батыр)
18. Вереница верблюдов? (Караван)
19. Назовите крупные озера Казахстан? (Аральское, Каспийское, Балшаш)
20. Какие полезные ископаемые нам дает Караганда? (Каменный уголь).
21. Состязание акынов? (Айтыс)
22. Священная книга мусульман (Коран)
23.Первый летчик-космонавт Республики Казахстан (Т. Аубакиров)
24.Герой юмористических рассказов и анекдотов казахского фольклора, народных сказок (Алдар Косе)
25.День Конституции Республики Казахстан (30 августа)
26.Вереница верблюдов (Караван)
2. «Темная лошадка» Команды угадывают.
Учитель объясняет.
Я загадала одного известного исторического человека, чтобы его отгадать, я буду давать подсказки к нему. Таких подсказок будет четыре. Если какая-нибудь команда узнает его после первой подсказки, то она получит 4 балла, после второй подсказки уже 3 балла, и так по убывающей.
1.Он понимал, что в открытой, честной борьбе ему будет трудно победить и составил свой коварный план сражения. ( 4Б)
2. Он решил после перехода Сырдарьи сделать остановку, зарезать много баранов и поставить много бочек с вином» (3Б) 3. Он проиграл в битве против сакской царицы (2Б) 4. Его голову Томирис приказала положить в кожаный сосуд. (1Б)
(Кир)
Он изучал археологические источники эпохи бронзы. (4Б)
В 1946 году был во главе экспедиции (3Б)
Он ученый –энциклопедист. (2Б)
Изучал бегалы-дандыбаевскую культуру(1Б)
(Алькей Хаканович Моргулан)
3 «Ты — мне, я — тебе»
Перевести слова с казахского на русский язык. Время 2 минуты.
Команды задают друг другу вопросы.
(подводятся итоги)
Перевести слова
Адам (человек)
Жыл (год)
Жол (путь)
Алма-Ата (отец-яблоко)
Асхана (столовая)
Бас (голова)
Жарыс(состязание)
Табыс (успех)
Аяз-ата (дед Мороз)
Тарих (история)
Шаштараз (парикмахерсткая)
Темиртау (железная гора)
Болат (сталь)
Мейрам (праздник)
Отбасы (семья)
4.«Заморочки из бочки»
Ведущий выносит на подносе разноцветные пронумерованные бочонки. Тянуть бочонки начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий зачитывает команде вопрос, номер которого указан на бочонке. При правильном ответе команда получает баллы, указанные на бочонке. На выполнение задания 5 минут.
1.Составить кластер.
Караганды. Что вам известно об этом городе?
2.Составить кластер.
Астана. Что вам известно об этом городе?
3.Составить кластер.
Караганды. Что вам известно об этом городе?
4.Составить кластер.
Костанай. Что вам известно об этом городе?
5.«Гонка за лидером»
Каждой команде подряд задают 10 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не дает никакого ответа, ведущий зачитывает правильный ответ и задает следующий вопрос. Ведущий начинает задавать вопросы той команде, у которой меньше очков
Вопросы 1 команде
1.Знаете ли вы реку Казахстана название которой читается одинаково слева направо. (или) 2. Какая наука изучает вещественные источники. (археология) 3. Что такое петроглифы (наскальные рисунки)
4. Когда сладости бросают на виновников торжества (шашу) 5. Что такое жайляу?(пастбище) 6. Главное изобретение неолита (глиняные горшки) 7. Лук и стрелы (период)-мезолит 8. Как называют космодром Казахстана (Байконур) 9. Первые орудия труда человека.(рубило) 10. Кого казахи издавна назвали «кораблем пустыни»? (верблюд)
Вопросы второй команде:
1. Что вы знаете о Томирис?(царица) 2. Чем знаменит Талгат Мусабаев?(космонавт) 3. Кто такой Коркыт Ата?(музыкант, создатель кобыза) 4. Синантроп (китайский человек) 5. Какие государства граничат с Казахстаном?(Китай, Россия, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан)
6.Что такое кузеу?(пастбища) 7. Где нашли «золотого человека»?(Иссыкский курган). 8. Символ Казахстана (золотой человек, герб, флаг, деньги,) 9. Какой город был столицей РК до Астаны?(Алматы) 10. Чем богата наша страна (уголь, золото, нефть, газ,уран)
Жюри подводит итоги, называют победителя, вручают грамоты.
Самоанализ
Интеллектуальная викторина «Знатоки Истории Казахстана»,
посвященная Дню Независимости РК.
Цели: 1.Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважения к Родине: обычаям, традициям; дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей. 2. Закрепить и дополнить знания воспитанников об историческом и культурном наследии.
Ход мероприятия.
Слово учителя
Просмотр презентации о Независимости РК по ходу рассказа.
Инсценировка
Стихи о Казахстане
Викторина
1 Разминка
2. «Темная лошадка» Команды угадывают.
3 «Ты — мне, я — тебе»
4.«Заморочки из бочки»
5.«Гонка за лидером»
Награждение
На внеклассном мероприятии были продемонстрированы разные формы работы просмотр видеоролика, чтение стихотворений о Казахстане, представлена сценка (разыгрывание ситуаций, составление класстера, поддержка командой своих капитанов), которые способствуют воспитанию чувства коллективизма и формируют умение работать в группах.
Микроклимат в классе был комфортный, учащиеся высказывали своё мнение, не боялись ошибиться. Активно принимали участие в обыгрывании ситуаций, отвечали на вопросы.
В течение всей игры я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя, старалась услышать мнение каждого.
Таким образом, проведённая игра « Знатоки истории» поставленные мною задачи были реализованы. Дети были активными, непосредственными, внимательными и самокритичными.
Фрагменты внеклассного мероприятия
Перевести слова
Перевести слова
Адам
Жол
Асхана
Жарыс
Аяз-ата
Шаштараз
Мейрам
Перевести слова
Перевести слова
Жыл
Алма-Ата
Бас
Табыс
Тарих
Темиртау
Отбасы
Перевести слова
Адам (человек)
Жыл (год)
Жол (путь)
Алма-Ата (отец-яблоко)
Асхана (столовая)
Бас (голова)
Жарыс(состязание)
Табыс (успех)
Аяз-ата (дед Мороз)
Тарих (история)
Шаштараз (парикмахерсткая)
Темиртау (железная гора)
Болат (сталь)
Мейрам (праздник)
Отбасы (семья)
1.Составить кластер.
Караганды. Что вам известно об этом городе?
2.Составить кластер.
Астана. Что вам известно об этом городе?
3.Составить кластер.
Караганды. Что вам известно об этом городе?
4.Составить кластер.
Костанай. Что вам известно об этом городе?
4.Искусство
В урочище Тамгалы (Семиречье) - крупнейшее скопление наскальных рисунков – петроглифов. Излюбленные сюжеты: дикий бык – тур, двугорбый верблюд- бактриан. Сцены поклонения солнцеголовому божеству – Митре, сцены охоты, изображение колесниц, сцен боя, пахоты.