Участники игры учащиеся 9 классов, 3 команды по 3 человека
Цель - показать роль национально-освободительной борьбы в становлении казахской государственности, в обретении независимости.
Задачи
знать и уметь выявлять повод, основные причины НОД, события и даты, центры восстания,
характеризовать участников восстания, созданные институты управления, причины поражения восстания
определить историческое значение восстания
обобщать, анализировать и сравнивать с другими восстаниями прошлого века
провести связующую нить поколений
Актуальность 100 летие НОД 1916года, 25 летие независимости РК
Оборудование: ИКТ, листы ватмана, цветные маркеры
Методы: наглядный, словесный, использование новых методов и подходов
Ход мероприятия:
Ведущие:
Сегодня мы проводим Интеллектуальную игру, посвященную 100 - летию НОД 1916года. Этот вопрос широко рассматривался в советское и постсоветское время. Одним из первых авторов, который попытался показать свою позицию, предпринял усилия по определению основных причин восстания был очевидец событий Т.Рыскулов. Автор в статье «Из истории борьбы за освобождение Востока» доказывал, что восстание 1916 г. было спровоцировано колониальной администрацией. Автор стремился показать насильственный захват и бесчинство колониальной политики царизма. В эту дискуссию подключился также современник этих событий Г.И.Бройдо. Его статья была опубликована в журнале «Новый Восток». Он, поддержав мнение Т.Рыскулова, попытался доказать, что восстание было порождено непосредственно провокационной политикой русского правительства. Данному событию посвящено немало трудов, таких как, например: «Восстание 1916 года в Казахстане», «Восстание 1916 года в Киргизстане», «Восстание 1916 года в Туркмении», «Восстание 1916 года в Средней Азии», «Начало революционного движения в Туркмении в 1908 -1917 гг.», «Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане» Долгое время велись острые споры по вопросу о характерных чертах среднеазиатского восстания 1916 года. Этой проблеме был посвящён ряд мероприятий, например, в 1953 г. научная конференция историков Киргизии во Фрунзе (ныне Бишкек), совещания историков Туркменистана (1953 г.) в Ашхабаде и Объединенная сессия среднеазиатских историков в Ташкенте в начале 1954 г., а также объединённая научная сессия, посвященная истории Средней Азии и Казахстана дооктябрьского периода, в которой участвовали историки из Москвы, Ленинграда, Азербайджана, Татарстана и других республик. Важность этих конференций в том, что именно на них был определен характер этого сложного и многогранного процесса. Серьезные исследования в этом вопросе велись учеными П.А.Ковалевым в работе «Тыловые рабочие Туркестана в годы первой мировой войны (1916 - май 1917 г.)»; Х.Т.Турсуновым -«Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане»; К.Усенбаевым - «Восстание 1916 года в Киргизии»; З. Раджабовым - «Шуриши соли 1916 дар музофоти Хучанд»; Б.И.Искандаровым -«Восстание 1916 г. в Ходженте и его влияние на другие районы Средней Азии»; Г.Х. Хайдаровым -«О предпосылках восстания 1916 г. в северных районах Таджикистана»; Амангельды Имановым «Статьи, документы, материалы»; И.А.Стеценко - «Из истории народных движений в Таджикистане во второй половине XIX и начале XX вв.» (1870 - 1917 гг.) В целом события 1916 года, потрясшие колониальное пространство, в историографии именуются Среднеазиатским восстанием, и охвачена была вся территория Туркестанского и Степного края - или современный Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан. Исследуя историю восстания 1916 года, можно в определенной степени получить достаточно широкую картину о состоянии Туркестанского края, таким образом, можно найти невыясненные моменты, приведшие к социально-политическим потрясениям в последующие годы.
1. Мозговая атака - Почему «инородцев» не отправляли на войну, а только на тыловые работы?
2. Обсуждение – 2мин
Вытягивают вопросы с заданиями
3. Задания:
1 команда
Укажите повод и выясните причины восстания 1916г
2 команда
Определите центры восстания, назовите руководителей
3 команда
Назвать и дать характеристику созданных институтов управления
4. Турнир «Исторические личности»
Кто есть, кто? Узнать исторические личности по фото на слайдах(Амангелды Иманов, Турар Рыскулов, Сакен Сейфуллин, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов)
5. Реши тесты
1. Главная причина национально-освободительной войны 1916 г.?