Интеллектуально-познавательная игра "Я лидер", посвященная Дню независимости Республики Казахстан (10-11 классы)
Интеллектуально-познавательная игра "Я лидер", посвященная Дню независимости Республики Казахстан (10-11 классы)
Цель: - Расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре Казахстана;
- Развитие познавательной активности, внимания, памяти;
- воспитание патриотизма, дружбы между народами, формирование активной жизненной позиции.
Оборудование: плакаты, слайд-фильм, посвященные Дню Независимости, Гимн Республики Казахстан, игровое поле.
Участники - сборные команды от параллели по 6 человек.
Сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник - День Независимости республики Казахстан. ____ лет идёт по пути суверенного развития наша страна, смело, войдя в мировое содружество государств. Праздник, посвящённый государственному празднику Дню Независимости, предлагаем считать открытым.
Звучит Гимн Республики Казахстан.
Сегодня мы проводим интеллектуально-познавательную игру "Я лидер". В игре участвуют три команды. Капитаны команд представляют участников своей команды. Жюри предстоит определить победителя игры. Представление членов жюри.
Мы начинаем игру. Пусть в ней каждый сможет проявить творчество.
Первый конкурс - разминка - "Кокпар". Право ответа имеет команда, которая первой подаст звуковой сигнал, свидетельствующий о знании ответа на вопрос.
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, в случае неверного ответа вычитается 1 балл.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально-познавательная игра "Я лидер", посвященная Дню независимости Республики Казахстан (10-11 классы) »
КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау»
Учитель истории Чудновец Надежда Андреевна
Интеллектуально-познавательная игра "Я лидер", посвященная Дню
независимости Республики Казахстан (10-11 классы)
Цель: - Расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре Казахстана;
- Развитие познавательной активности, внимания, памяти;
- воспитание патриотизма, дружбы между народами, формирование активной жизненной позиции.
Оборудование: плакаты, слайд-фильм, посвященные Дню Независимости, Гимн Республики Казахстан, игровое поле.
Участники - сборные команды от параллели по 6 человек.
Сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник - День Независимости республики Казахстан. ____ лет идёт по пути суверенного развития наша страна, смело, войдя в мировое содружество государств. Праздник, посвящённый государственному празднику Дню Независимости, предлагаем считать открытым.
Звучит Гимн Республики Казахстан.
Сегодня мы проводим интеллектуально-познавательную игру "Я лидер". В игре участвуют три команды. Капитаны команд представляют участников своей команды. Жюри предстоит определить победителя игры. Представление членов жюри.
Мы начинаем игру. Пусть в ней каждый сможет проявить творчество.
Первый конкурс - разминка - "Кокпар". Право ответа имеет команда, которая первой подаст звуковой сигнал, свидетельствующий о знании ответа на вопрос.
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, в случае неверного ответа вычитается 1 балл.
"Кокпар"
1. Его называют гордостью русской географической науки.
Протяженность маршрутов его путешествий более 40 тыс. км, т.е. превосходит длину земного экватора. Он родился в Казахстане, здесь прошло его детство... Учился в Омском кадетском корпусе вместе с Ч.Валихановым. О ком идет речь?
(Потанин)
2. Кто из известных русских географов за исследование гор Казахстана получил их название в виде добавления к своей фамилии?
(Семенов-Тяньшанский)
3. В честь какого русского писателя в г. Семипалатинске созданы музей и библиотека? Он отбывал в этом городе ссылку. (Достоевский)
4. Какой город в Казахстане носит имя двух русских царей?
(Петропавловск)
5. Какой известный полководец гражданской войны жил в г. Верном и с отличием окончил верненскую гимназию? (М. Фрунзе)
6. Первый казахский ученый-просветитель, путешественник.
(Ш.Уалиханов)
7. Кому принадлежит стихотворение «Давайте, дети, учиться!»
(Алтынсарин)
8. Первый космонавт Казахстана. (Т. Аубакиров)
9. Первый президент Казахстана. (Н. Назарбаев)
10.Напиток из верблюжьего молока. (шубат)
11. Свадебный головной убор невесты. (саукеле)
12. Борьба джигитов силачей. (курес)
13.Мусульманский храм. (мечеть)
14.Состязание акынов. (айтыс)
15. Летчик - истребитель, казахстанец, дважды Герой Советского Союза.
(Луганский Сергей)
16. В настоящее время во всём мире проживает 12,5 млн. казахов, сколько казахов проживает в Казахстане? (8 млн.)
17. В каком году Казахстан принят в ООН? (1992)
Гейне говорил "У каждой эпохи свои задачи". Наше государство определило для себя приоритетные цели развития: гражданское общество, правовое государство, демократия. Строить это государство предстоит вам лидеры XXI века. В программе "Казахстан - 2030", Президент РК Назарбаев Н.А., характеризует черты молодёжи недалёкого будущего:
Возможность проверить, насколько наши лидеры соответствуют статусу молодежи нового поколения, позволит следующий конкурс.
Конкурс "Полиглот"
Для конкурса приглашаются по одному представителю от команды. В город первого Президента Республики Казахстан на международный симпозиум прибыло огромное количество гостей, обеспечить их профессиональными переводчиками не представляется возможным. Вам выпала честь сопровождать делегацию Оксфордского университета. Ваша задача состоит в том, чтобы перевести на русский и казахский языки приветственное слово делегации.
Учителя английского языка обращаются с приветственным словом к участникам встречи, болельщикам. Представители команд переводят на русский и казахский языки.
Всем понятно, что образованный человек - это авангард общества, его настоящее и будущее. Знание особенностей развития своей страны, её истории и культуры являются неотъемлемым качеством лидера.
Наш следующий конкурс "Я знаю всё" предполагает совместную работу команды. Вам предстоит, выбрав номинацию: Быт и традиции, Культура, Личности, Литература и История, ответить на вопросы, которые оцениваются разным количеством баллов: 5, 10, 15, 20. Право определить номинацию и вопрос за вами.
Литература
1. Эти слова из автобиографического романа, казахского писателя, участника гражданской войны и установления советской власти.
«Мчится поезд, но мне не спится, я гляжу через щели во мглу... Мчится поезд, увозя нас на восток, вглубь Сибири, метель не успокаивается...
- К атаману Анненкову повезут или к Семенову - все равно один конец...».
С.Сейфуллин «Тернистый путь» (20)
2. Его родители оба были поэты. Мать - Анна Ахматова, отец был репрессирован. Тюрколог, автор книги «Древняя Русь и Великая Степь». Назовите имя этого писателя.
Л. Гумилев (20)
3. «Гани! Твоя несчастная Жамал пришла к тебе! Я бы желала умереть, чем увидеть при жизни твою могилу, но богу угодно, чтобы я жила. Не знаю для чего, наверное, он завидовал моему счастью или я слишком была уверена в том, что пока ты со мной, ничего нас не может разлучить...»
М.Дулатов "Несчастная Жамал" (15)
4. Назовите автора знаменитого труда "Диауан луга тат-тюрк"
Махмут Кашгари (15)
5. Он первым перевел на казахский язык стихи Пушкина, Лермонтова, Шиллера, произведения Гете; основатель казахской письменной литературы.
Абай (10)
6.В каком из городов Казахстана в свое время жили И.А. Крылов, А.С. Пушкин, Т.Г. Шевченко, Л.Н. Толстой и А.Н. Толстой?
Уральск (10)
7. К какому жанру литературы относится дастан?
Поэма (5)
8. Автор поэмы "Енлик- Кебек" Шакирим (5)
История
1. Эти слова принадлежат российскому послу, прибывшему в ставку хана:
«Казахи, бог спаси вас ото зла,
Царица русская, чья власть и слава
Российские пределы перешла,
Чтоб вас от войн кровавых,
Желанью хана вашего вняла
И ваш народ достойный приняла
Под покровительство своей державы».
Назовите имена исторических деятелей, о которых идет речь в стихотворении.
Тевкелев, Анна Иоанновна, Абулхаир (20)
2. Кем становится человек, потерявший Родину и забывший свои исторические корки.
Манкурт (20)
3. Какое название носит обычное право у казахов?
Адат ( 15)
4. Какую функцию в обществе выполнял бий?
Судья (10)
5. На сегодняшний день это единственный на территории Казахстана памятник с сохранившимися находками из органики. Сохранились и останки 13 верховых снаряженных лошадей, сопровождавших погребенного человека в иной мир, и даже травы в их желудках.
Берел (10)
6. Одна из речек Карагандинской области носит название Калмаккырган. Дайте перевод её названия, с каким историческим событием связано её название?
"где погибли калмыки" (5)
7. Верховный бог в языческом веровании кочевников?
Тенгри (5)
Быт и традиции
1. Как называется мусульманское летоисчисление? Какой нынче год? "хиджра"- переезд пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. 142… год (20)
2. На какую часть света обычно была ориентирована дверь юрты? Почему её высота была небольшой? юг, непроизвольный поклон (20)
3. Какой город называют «второй Меккой»? Почему?
(Туркестан, мавзолей Ахмета Ясауи) (15)
4. Насильственный угон скота. (Барымта)(15)
5.Женская лёгкая летняя шапочка из бархата или парчи (такия) (10)
6. Что предполагает древний обряд аластау? очищение огнём (10)
7. Какое животное изображалось на знаменах тюрков? волк (5)
8. Что предполагал обычай асар?
устанавливал для членов общины обязанность оказывать помощь родичу в сенокошении, рытье колодцев, и т.д.(5)
Культура
1. Каждый, кто бывал в Алматы, не мог не обратить внимание на красивое здание в парке имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев. Здание собора по своей высоте занимает первое место среди деревянных сооружений нашей Республики. Кто автор проекта собора? Зенков (20)
2. Как называется конкурс молодых исполнителей Казахстана?
Азия Даусы (20)
3. Кто является создателем кобыза? Коркы - Ата (15)
4. Казахская женщина – композитор. Жубанова (15).
5. Казахский композитор XIX века, имя которого носит Казахский государственный оркестр народных инструментов.
Курмангазы (10).
6. Откуда родом Махмуд Кашгари, Аль Фараби, Ахмед Ясави, Юсуф Баласагуни?
1. Кто из выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, посетив Казахстан, сказал о наших степях следующее: «Сколько простора, земли сколько! Шутка сказать: тянутся эти степи от Каспия до китайской границы. Богатый изумительный край!»... Имя этого партийного деятеля долгие годы носил Казахский государственный университет. О ком идет речь?
С.М. Киров (20)
2. Султан Египта, родом из кипчакских степей
Бейбарс (20)
3. Этот человек внес огромный вклад в казахскую культуру, причем делал свою работу абсолютно бескорыстно. Его называют «искателем жемчуга». Как зовут этого человека?
Затаевич (15)
4. Он окончил Ленинградскую консерваторию. По распределению на два года получил направление в Казахстан, а остался жить здесь надолго. Один из авторов музыки Гимна РК. Кто он?
Брусиловский (15)
5. Он объединил феодально-раздробленные ханства под своей могучей рукой, жузы стали подчиняться центральной власти. Это было государственное образование, принципы которого нашли отражение в первойстепной конституции, первой Хартии прав казахского народа, известного как «Семь установлений».
Главная заслуга в том, что он дал казахам определенный правопорядок общественной жизни. Тауке (10)
6. Назовите имя сакского воина, который завел армию неприятеля в пустыню Ширак (10)
7. В Отраре он родился,
А в Туркестане жил.
В Дамаске он учился,
Во многих странах был.
Он свет науки людям
Передавал в ночи.
Пусть путь науки труден –
Он к мирозданью судеб
Его искал ключи. Аль - Фараби (5)
8. Кто был основателем Казахского ханства?
Жанибек и Керей (5)
Идеалом современного государства является правовое государство. Это тот ориентир, по которому идет наша страна. Знание своих прав, умение защитить права другого человека одна их важных черт не только лидера, но и каждого гражданина государства.
Конкурс "Адвокат"
Сейчас вам предстоит выступить в роли защитника прав героев литературных произведений. Победителем будет та команда, которая сможет наиболее полно охарактеризовать права своего подзащитного.
1. Думай! Мартышка к старости слаба глазами стала. Какие у нее права?
2. Докажи! Взаимоотношения попа и его работника Балды!
3. Докажи»! Взаимоотношения волка и трёх поросят!
Политик должен предвидеть события будущего, извлечь урок из настоящего. Сейчас вам предлагается, прослушав притчу подготовить свое резюме по данной проблеме, извлечь мораль из данной притчи. Защитить свое мнение, аргументируя его.
Конкурс "Оратор"
Существует такая притча о том, как на старые шкафы и кровати набросились червяки - древоточцы. Комната, где стояла мебель, была теплой и влажной, что и требуется древоточцам для полного благоденствия. Шкафы и кровати давали им достаточное пропитание, и они быстро росли и размножались. Червяки становились все больше, и с каждым новым поколением они делались все толще, пока, в конце концов, кровати и шкафы не были съедены до последней крупинки, после чего эти огромные толстые червяки в одночасье издохли.
( Судьба цивилизации, страны, природы зависит от самого человека.)
"Сила и мощь народа - в сплочении", говорится в нашем Гимне. И если эти слова станут девизом для каждого казахстанца на всю жизнь, тогда мы сможем построить поистине независимую, стабильную Отчизну -Республику Казахстан.
Жюри подводит итоги после каждого конкурса.
Конкурс для зрителей
Команды зрителей по очереди называют исторических личностей, имеющих отношение к истории Казахстана. За каждую правильно названную личность 1 балл, если к тому же правильно назван его вклад в историю - еще 1 балл. Сумма баллов начисляется команде. Можно продолжить состязание — писателей, композиторов, и т.д.
Итоговая таблица результатов интеллектуальной игры "Я лидер"
Конкурсы
А
Б
В
1."Кокпар" + 26 -16
2. "Полиглот" 10 б
3. "Я знаю всё" общая сумма
4. "Адвокат" 106
5. "Оратор" 10 6
Итого
Конкурс болельщиков 1.
2. 3
Общая сумма баллов
Распределите роли в интеллектуальной игры "Я лидер"
Конкурсы
1."Кокпар"
+ 26 -16
Определить, кто будет подавать звуковой сигнал о готовности к ответу.
2. "Полиглот" 120 6
Игрок должен владеть казахским и английским языком.
3. "Я знаю всё" общая сумма
Продумайте стратегию ответа, ваша задача набрать как можно больше баллов.
4. "Адвокат " 10 6
Проанализируйте ситуацию со всех сторон, обращайте внимание даже на самые мельчайшие детали.