kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад: "Активизация познавательной деятельности и творческих способностей учащихся коррекционных школ на уроках истории и обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общенациональной идеей является воспитание патриотизма. И, конечно, никакой другой предмет не позволяет так, как история, почувствовать свою сопричастность к событиям прошлого и настоящего, гордость за великие подвиги предков, сочувствие к страданиям и лишениям народа. Изучение истории и обществознания развивают интеллект, коммуникативные навыки, воспитывают нравственность и патриотизм.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Активизация познавательной деятельности и творческих способностей учащихся коррекционных школ на уроках истории и обществознания"»

Доклад

Активизация познавательной деятельности и творческих способностей учащихся коррекционных школ на уроках истории и обществознания

План.



1. Актуальность темы.

2. Специфика учебно-воспитательной работы в коррекционной школе.

3. Активизация познавательной деятельности и творческих способностей

учащихся.

4. Результативность работ

В концепции модернизации Российского образования сказано, что общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. На данном этапе развития нашего общества социальный заказ государства школе - выпускник, который

* умеет самостоятельно приобретать знания;

* работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

* самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

* быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Общенациональной идеей является воспитание патриотизма. И, конечно, никакой другой предмет не позволяет так, как история, почувствовать свою сопричастность к событиям прошлого и настоящего, гордость за великие подвиги предков, сочувствие к страданиям и лишениям народа. Изучение истории и обществознания развивают интеллект, коммуникативные навыки, воспитывают нравственность и патриотизм.

Как и всякий творчески работающий педагог, я стремлюсь предвидеть, каким образом я могу на своих уроках решать поставленные задачи, как могу прогнозировать развитие и формирование личности ученика, осуществлять коррекцию отклонений в поведении и усвоении знаний.

Специфика развития учащихся нашей коррекционной школы характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием речи, памяти, эмоциональной сферы, нарушением внимания и восприятия, конкретностью и не критичностью мышления. В то же время мы знаем, что еще в начале 30-х годов прошлого века Л.С.Выготский разработал системный подход в диагностике детей с проблемами в интеллектуальном развитии и доказал, что система коррекционных психотерапевтических воздействий могут выправить их отставание и сделать полноценными членами общества.

Я прекрасно понимаю, что выпускники нашей школы вольются в общество, где для них не будет создано каких-то особых условий. Ушли в прошлое лечебно-трудовые мастерские, где выпускники коррекционных школ не только трудились, но и лечились, все меньше профессий, связанных только физическим трудом. Есть учебные заведения, где они смогут получить профессию повара, слесаря, каменщика, парикмахера, поэтому ни своей речью, ни поведением они не должны отличаться от основной массы. На уроках истории и обществознания я многое могу сделать в плане коррекции внимания, мышления, памяти, развития речи, но для этого нужно было ответить на следующие вопросы: "Как сделать свой предмет интересным, любимым для всех?", "Как помочь детям раскрыть свои возможности?", "Как дать стимул к творчеству?", "Чему я хочу и могу научить детей?"

И пришла к выводу, что сначала нужно изучить личность каждого учащегося, его возможности, его проблемы, его интересы и склонности. Цель моей работы - воспитание личности, человека, стремящегося анализировать изучаемые факты, получаемую информацию, на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир, доброжелательно относиться к этому миру, любить свою родину, своих близких.

Требования к современному уроку таковы, что педагогу мало быть эрудированным, давать обширные знания ученику, в современном обществе требуется не давать знания, а учить получать их самостоятельно из разных источников и, что особенно нравится ученикам, в том числе и из Интернета.

Факты исторического прошлого далеки от представлений и жизненного опыта наших учащихся, поэтому моя задача как учителя сделать для них эти факты яркими, многогранными, запоминающимися, эмоционально окрашенными. Нет, пожалуй, ни одного крупного исторического события, которое не нашло бы своего отражения в искусстве, поэтому тесная связь с литературой, произведениями живописи, музыки помогают мне на уроках не только давать знания учащимся, но и воспитывать в них духовность, нравственность, гражданский патриотизм, толерантность к иному мнению, иной культуре, иному взгляду на мир, что особенно важно здесь на Кавказе, потребность в общественно-полезной деятельности, любовь к своей стране и своему народу. Использование на уроках межпредметных связей с развивающим чтением, рисованием, музыкой, математикой, обществознанием, СБО , дополнительные сведения о географических открытиях в значительной степени повышают познавательный интерес к предмету, позволяют развивать творческие возможности учащихся. Я не просто даю какую-то историческую дату, а делаю это в виде творческого задания, например: "Сколько лет исполнилось Москве в этом году, если основана она в 1147 году?", "Сколько лет прошло после Ледового побоища?", "Сколько лет прошло между Невской битвой и Ледовым побоищем?"

Большое значение для творческого настроения на уроке имеет эмоциональный настрой, который создается благодаря использованию музыкальных произведений: "Священная война" - "Начало Великой Отечественной войны", духовная музыка -"Крещение Руси", "Героическая симфония" - "Блокада Ленинграда" и др. Рисование схем, иллюстраций, исторических предметов.

Постоянно использую опережающие задания, так при изучении темы "Героическая борьба русских людей против монголо-татар"опережающее задание "Евпатий Коловрат" подготовила Алла Ш. Рассказ о жизни Александра Невского - Саша Ш. , отрывок из стихотворения Ольги Бергольц - Люба П. при изучении темы "Блокада Ленинграда" и др.

Развитию интереса к предмету способствуют условия психологического комфорта, ощущение радости и удовлетворения в процессе познания. Артем М. в начале учебного года то опаздывал на урок, то отпрашивался к врачу, то говорил, что у него болит голова, хотя на перемене очень резво носился по коридору. Я понимала, что он не усваивает материал в полном объеме, но стесняется этого. Нужно было создать для него ситуацию успеха, но даже ответить на простые вопросы он не мог. Тогда мы придумали, что он будет переписывать из учебника подчеркнутые предложения. А это как раз и были ответы на вопросы. Затем он стал их зачитывать, что придало ему уверенности и снизило критический градус одноклассников. Сейчас он может уже самостоятельно находить ответы на вопросы, на уроки не опаздывает, очень любит работать по карте. Саша Ш. упорно рисовал на первых уроках, заявив, что историю не любит. Я несколько раз похвалила его рисунки, попросила нарисовать вещественные исторические памятники в более крупном формате. Сейчас почти к каждому уроку он изготовляет схемы, рисунки, читает дополнительную историческую литературу, готовит сообщения.

Одной из причин, препятствующих включению в социум учащихся коррекционной школы, является низкий уровень речевой культуры, чтения. Их речь примитивна, недостаточно точна, беден и ограничен словарь, эмоционально не окрашена. Это приводит к трудностям в установлении контактов, в процессе адаптации и интеграции в общество, поэтому на каждом уроке провожу работу по обогащению словарного запаса, не просто даю им новые слова и объясняю значение, а сначала пытаемся по контексту выяснить значение, если не получается, обращаемся к словарю, выписываем, составляем предложения, употребляем, как можно чаще в течение урока. Большое значение для повышения культуры речи и общего развития имеют пословицы, поговорки, загадки. Пословицы - это квинтессенция мудрости, наблюдений за окружающим миром, они учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать мышление, речь, тренируют память, внимание, логическое мышление. "Работать спустя рукава", "Иван родства не помнящий", "Кричать во всю Ивановскую", "Бить баклуши" - все имеет свое историческое объяснение.

Уделяю внимание на уроках коррекции и развитию внимания путем выполнения различных заданий:

* вычеркнуть определенную букву в тексте;

* среди различных дат найди указанную;

* чтение текста до заранее указанного выражения;

* расставь даты в порядке увеличения, уменьшения;

* найди слово: смех, волк, полк, мель, олень, пирожок, китель и т.д.

* в бессмысленный набор букв вставляется слово, относящееся к теме урока, например: ЯВОРВОЙНАНОИМД.

* выделение главного в тексте.

Использование информационных технологий позволяет использовать текстовую, звуковую, графическую видеоинформацию, что в результате повышает познавательный интерес, активизирует творческие способности учащихся, повышает уровень использования наглядности на уроке.

Использование творческих заданий: составление и разгадывание кроссвордов, изучение отрывков из художественных произведений, составление опорных схем, рисунки исторических предметов, мини сочинения, игры "Третий лишний", "Найди зашифрованное слово" повышают интерес к предмету, дает возможность проявиться творческим способностям учащихся.

Известно: то, что у ребенка вызывает положительные эмоции, лучше всего запоминается и на длительный срок. Одной из форм работы, вызывающих всегда положительные эмоции, является урок-экскурсия. Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа, это очень важно для учащихся с ОВЗ, так как позволяет обогатить эмоции, а участие в ритуалах ( минута молчания у Вечного огня, возложение цветов, чтение стихов и т.д.) - сопереживать, почувствовать причастность к описываемым событиям.

Постоянное использование межпредметных связей, организация работы учащихся с учетом индивидуальных особенностей, использование ИКТ, творческих заданий, уроки-экскурсии, работы о обогащению словаря учащихся повышают интерес к изучаемому материалу, дают возможность проявить себя каждому ученику.

Литература.

1. Якиманская И.С. "Личностно-ориентированное обучение в современной школе" - М., 1996 г.

2.Чернов А.В. "Использование информационных технологий преподавания истории и обществознания". "Преподавание истории в школе". 2001 № 8.

3.Калюжная А.Д. "Занимательные страницы истории Отечества" (серия "Нескучный учебник") - СПб, Тригон, 2001 г.

4. Борзова Л.П. "Игры на уроке истории"- М., 2001 г.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колотушкина Таисия Фёдоровна

Дата: 19.05.2016

Номер свидетельства: 328540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства