Доклад "Основы правовых знаний в школе как составная часть успешной социализации старшеклассников"
Доклад "Основы правовых знаний в школе как составная часть успешной социализации старшеклассников"
Школа играет важную роль на этапе личностного становления учащихся, формирует их правовую компетентность, учит понимать и осваивать новое, выражать собственные суждения, принимать решения, проектировать будущую жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Основы правовых знаний в школе как составная часть успешной социализации старшеклассников"»
Основы правовых знаний в школе как составная часть
успешной социализации старшеклассников.
Наука утверждает, что всякое человеческое общество - будь то небольшая группа или целое государство и даже весь мир народов и государств испытывают потребность в четкой организации деятельности людей. И такой организацией является право. Право - это особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения, который может быть закреплен в форме закона или существовать в виде образца, идеала. Человечество с момента своего осознанного существования мечтало о справедливом устройстве общества. "Право должно быть выше власти", - говорил Цицерон во II - I в.в до н.э.
" В государстве должны верховенствовать юридические законы", - вторит ему Дж. Локк в XYII веке
Наш президент В.В. Путин говорит, что в скором времени главной силой России будет не ядерное оружие, не природные ресурсы, а образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди.
А вырастить, воспитать таких людей можно только в правовом государстве, где верховенствует нравственность, духовность и закон.
То, что мы строим правовое государство четко и ясно выражено в
- Конституции РФ 1993 г., ст. 1. Именно правовое государство, включающее целый комплекс правовых особенностей, должно построить жизнь в обществе на качественно новых принципах, главным из которых является верховенство закона.
" Не быть подчиненным никакому закону - значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя" (Г. Гейне).
Чтобы законы защищали нас, мы должны жить в соответствии с ними, а для этого нужно их хорошо знать. Еще в середине 90-х годов прошлого века приоритетной задачей общества ставилось всестороннее воспитание личности, которая обладает правосознанием, гражданской культурой, проявляет свою свободную волю, сознательно участвуя в реализации принципов демократического правового государства.
Два десятка лет дискутируется вопрос о том, каким образом ввести правовые знания в основу базовой культуры личности. А так, как школа - это единственный социальный институт, через который проходят все граждане России, именно ей отдается приоритетное значение в правовом воспитании и образовании.
Школа играет важную роль на этапе личностного становления учащихся, формирует их правовую компетентность, учит понимать и осваивать новое, выражать собственные суждения, принимать решения, проектировать будущую жизнь.
А в условиях коррекционной школы-интерната именно школа играет главенствующую роль в развитии и образовании ребенка, ведь из собственного опыта мы знаем, что, если даже наши выпускники получают дальнейшее образование и профессию в училищах, особого влияния этот год пребывания в новых условиях не оказывает на наших особенных детей. В лучшем случае они получают профессию и со значительными усилиями адаптируются в новой среде.
Даже те из них, кто хорошо социализирован, имеет опыт постоянной длительной работы в трудовом коллективе, основным источником знаний и воспитания считают школу и педагогов. Вот как об этот пишет выпускница Лена М.: "...Как же нам повезло учиться у таких замечательных людей. Вы знаете, у меня очень большой круг общения, но единицы могут сказать, что у них были самые лучшие учителя. Я не всем говорила, где училась, но я всем говорила, что мне несказанно повезло с учителями. Я могу о своих школьных годах говорить часами. В нас каждый вложил частичку себя. Из моего класса все ребята стали хорошими людьми. Мы встречались, и все настолько с теплотой и благодарностью отзывались о школе, о тех, кто нас воспитывал, учил, кормил, я вам даже передать не могу. "Мне страшно подумать, что бы со мной было, если бы я не оказалась в интернате...", - говорит Оля Д.. Это лишний раз доказывает, что именно в стенах школы, на уроках, во внеклассных занятиях наши дети получают морально-этическую и политико-правовую пропедевтику элементарного характера.
Следует подчеркнуть, что социализация должна реализовываться в самой правовой атмосфере школы, под которой понимается освоение современной системы социальных ценностей самими педагогами, учащимися и их родителями. Это значит, что теория и практика жизни должны быть неразрывно связаны. При этом правовое образование должно строиться на признании принципа единства обучения и воспитания. Правовые знания должны выступать не в качестве самоцели, а необходимого средства воспитания и развития личности. Тем более с нашими учащимися, для которых абстрактные представления в большинстве своем недоступны, только то, что он конкретно видят, ощущают, испытывают, они воспринимают.
Основы правовых знаний учащиеся нашей школы получают на уроках обществознания, истории, развивающего чтения, этики семейной жизни, социально-бытовой ориентировки, воспитательных занятиях, мероприятиях детского обудсмена, соцпедагога. Их главная задача - создание условий для социализации и успешной интеграции в современное общество выпускников в том числе и путем повышения их грамотности, знаний своих гражданских обязанностей и умением пользоваться своими правами.
Так уже с 1 раздела обществознания, где мы изучаем, что такое государство, право, моральная ответственность, нравственность, внушаю учащимся, что очень скоро им предстоит самостоятельная жизнь, где необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность. Обязательно с примерами из жизни, телевизионных передач, материалов СМИ. Отбор содержания уроков произвожу с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей учащихся. Говоря о праве на образование, указываю на конкретные примеры из жизни школы: это подготовка сурдопедагогов, это таблички около кабинетов с надписями по-Брайлю, яркие желтые линии на лестницах для слепых и слабовидящих. Разбирая основы уголовного права, выясняется, что определенный опыт, часто негативный, у наших старшеклассников, их родителей, родственников и знакомых имеется. Учащиеся бойко отвечают, что уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за особо тяжкие - с 14 лет, перечисляют эти особо тяжкие преступления, но в жизни склонны к варианту безнаказанности. Здесь примеры из жизни конкретных людей, выпускников имеют большое значение (отрывки из переписки)
Особое внимание уделяется правам и обязанностям граждан России, так как они являются базисными в процессе социализации и общественной жизни. Особенно важно донести до ребенка, что все права обусловлены чьими-то обязанностями, что нарушение прав присутствует там, где кто-то не справляется или не может выполнять порученное ему дело, поэтому от каждого из нас и от них, в том числе зависит, будет ли наше государство правовым.
Сложно изучать темы по трудовому законодательству, говорить о праве граждан на труд детям, чьи родители не могут найти работу в своих селах, где колхозы развалились, а фермерство не может обеспечить всех селян работой. Да и биржи труда в селах отсутствуют. Так как основным методом изучения являются беседы, дискуссии, прошу детей рассказать, где и как работают их родители, родственники, проводим исторические аналогии, как и в каких условиях трудились люди в 20-е - 40-е, послевоенные годы, делаем выводы, что все меняется, что труд - это жизненная необходимость, что достоин уважения и выживет человек работающий на производстве ли, у хозяина, на своем огороде, но работающий. Очень важна тема "Дисциплина труда". Дети должны знать, какие документы надо представить, если заболел, чем отличается прогул от опоздания, чем страшно увольнение по статье и т.д.
Я говорю о трудовых правах несовершеннолетних (о сокращенном рабочем дне, дополнительном отпуске и т.д.) и прекрасно знаю, что какой там сокращенный рабочий день, когда Вика К. рада - радешенька, что работает в бригаде наравне со взрослыми, а то и больше их, зарабатывает и помогает содержать семью, поэтому на ряду с изучением законов, следует говорить детям и о том, что они еще нередко нарушаются. Зарплата должна быть "белой", должна быть трудовая книжка, но в то же время их надо подготовить к тому, что в жизни они могут столкнуться и с 12-часовым рабочим днем без оформления трудовых отношений, с "испытательным сроком" - работой без зарплаты и задержками заработной платы. К сожалению, все это в нашей жизни присутствует, и готовить к этому детей надо. Но при этом подчеркиваем, что трудолюбие - это качество, которое помогает выжить в любой ситуации, что современная жизнь требует иметь несколько профессий, и получить их можно бесплатно, встав на учет на биржу труда или в отдел занятости. А добиваться соблюдения прав следует, так как, если ничего не делать, то ничего и не изменится. "Под лежачий камень вода не подтечет". Хороший эффект при изучении этих тем дают экскурсии в отдел соцзащиты, на биржу труда и т.д.
Правовые основы семейно-брачных отношений очень волнуют наших учащихся. И эта тема красной линией проходит и в обществознании, и на уроках СБО, и на факультативе "Этика семейной жизни" и во внеклассной работе. Они знают условия регистрации брака, аккуратно вычерчивают схемы, но тут же на примере наших выпускников мы видим нарушение правовых норм, браки по залету, и учащиеся относятся к этому как должному, т.е. опять срабатывает приоритет семейного воспитания, ближайшего окружения. Привожу примеры счастливых долгих браков и статистику, что сейчас у нас в стране распадается каждый второй брак. Сиротство детей - это горе. Говорим об алиментах, о том, что, если брак не зарегистрирован, то алиментов нет. Могут ли алименты заменить отца или мать. Опираюсь на эмоции. Пишем мини сочинения, на выбор 2 темы: "Моя семья", "Семья, о которой я мечтаю". Как вы думаете, какую тему выбирает большинство? Да, вторую, и она полна мечтаний: тут и большой дом, и машина, и большая дружная семья" Это 8 класс, после изучения ряда тем и по этике семейной жизни об обязанностях мужа, жены, родителей, и по СБО (Семейный бюджет), по обществознанию "Семейное право. Имущественные права детей и т.д. в 9 классе я уже даю тему "Моя будущая семья". И здесь больше осознания своих обязанностей перед супругами и детьми, перед родителями. Опять же форма проведения занятий (беседы, дискуссии, мини сочинения позволяют выявить нарушения прав детей, невыполнение родителями или лицами их заменяющими своих обязанностей (пример Ксении Алиевой). Хороший воспитательный эффект дают встречи с выпускниками, их рассказы о работе, о семье, примеры выпускников школы.
В заключение хочется подчеркнуть, что основы правовых знаний в качестве составной части успешной социализации хорошо усваиваются только при наличии правовой культуры в окружающем пространстве. А это прежде всего правовые знания, представления, убеждения;
поведение, соответствующее юридическим нормам;
соблюдение прав других людей;
добросовестное выполнение своих обязанностей;
наличие нравственных личностных качеств, таких как совестливость, справедливость, честность, доброта.