посвященная ко дню Независимости Республики Казахстан.
Цель: воспитание гражданских и политических чувств: чувства любви к Родине, уважения к государственным символам, историческому наследию своего народа, ответственности, коллективизма, культура общения; развитие умственных способностей учащихся, расширить кругозор.
посвященная ко дню Независимости Республики Казахстан.
Цель: воспитание гражданских и политических чувств: чувства любви к Родине, уважения к государственным символам, историческому наследию своего народа, ответственности, коллективизма, культура общения; развитие умственных способностей учащихся, расширить кругозор.
Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Лидер XXI века"»
Интеллектуальная игра «Лидер 21 века»,
посвященная ко дню Независимости Республики Казахстан.
Цель: воспитание гражданских и политических чувств: чувства любви к Родине, уважения к государственным символам, историческому наследию своего народа, ответственности, коллективизма, культура общения; развитие умственных способностей учащихся, расширить кругозор.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в преддверии предстоящего государственного праздника – Дня Независимости Республики Казахстан. В рамках празднования дня Независимости мы проводим викторину среди учащихся 8-х классов. Как и во всех играх у нас будет победитель, но я надеюсь, что мы с вами в ходе игры узнаем много нового и интересного о нашей Родине.
Проведение викторины делится на четыре этапа. Будет игра со зрителями. Первый этап отборочный тур. Здесь участники викторины отвечают на вопросы по истории и независимости Казахстана, во втором этапе участники отвечают на вопросы ячеек по истории Казахстана, о государственных символах, о президенте, по географии Казахстана и по казахской литературе, в третьем этапе участники работают с вопросами-тестами, и в четвертом этапе проходит конкурс «Необычные имена». В конце каждого этапа игру покидает участники набравшие наименьшие балл.
Прежде, чем начнется игра, все должны ознакомиться с правилами. В игре принимают участие учащиеся 8-х классов, за игрой следят эксперты, и они же члены жюри. Викторина состоит из четырех этапов. Учащиеся отвечают на вопрос, предварительно подняв сигнальную карточку.
В состав жюри входят: __________________________________________________
Этап 1. Отборочный тур. Вопросы по истории и независимости Казахстана. За каждый положительный ответ зачисляется 1 балл. Если участник не отвечает, то право ответа переходит к другому участнику, и он получает 1 балл.
Вопросы первого этапа игры, для первой команды:
1. Государственные символы Республики Казахстан (Флаг, герб, гимн)
2. Имя сакской царицы. (Томирис)
3. Первый президент Академии наук РК (К.Сатпаев)
4. Древний родовой знак казахов (Тамга)
5. Древний праздник кочевников (Наурыз)
6. Гора, у подножия которой представители трех жузов решили дать отпор
Джунгарам. (Ордабасы)
7. Три великих бия Казахстана (Толе, Айтеке, Казыбек)
8. Автор «Слов назидания» или «Книги слов». (Абай)
9. Состязание акынов. (Айтыс)
10. Наука, в которой прославился Аль-Фараби. (Математика)
11.Символ Наурыза. (Тюльпан)
12. Народный певец-импровизатор. (Акын)
13. Город, в котором находится Мавзолей Ахмеда Яссави. (Туркестан)
14. Автор эпопеи «Путь Абая». (М.Ауэзов)
15. Первый летчик-космонавт Республики Казахстан. (Т.Аубакиров)
16. Какие страны делят Каспий. (РФ, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран).
17. Первый казахстанский художественный фильм, вышедший на экраны в
46. С какими государствами граничит Казахстан (Российская Федерация,
Республики Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Китай)
47. Самая высокая гора Казахстана (Хан-Тенгри, 6995 м)
48. Как будет по-казахски «герб» (Елтанба)
49. Автор замечательного произведения «Аз и Я» (О.Сулейменов)
50. Когда была основана крепость Верный (1854 г.)
По окончании 1 этапа викторины жюри подсчитывает баллы.
По итогам 1 тура игру покидают_______________________________
Пока учащиеся готовятся ко второму этапу, для вас танцуют__________________________
Этап 2. «Вопрос – аукцион». В данном этапе участники по очереди выбирают ячейку, в котором будут вопросы по истории Казахстана, о государственных символах, о президенте, по географии Казахстана и по казахской литературе. Дается 1 минута для размышления. Если участник не дал ответа, то право ответа переходит другому участнику который первым поднял сигнальную карту.
История Казахстана: 100- К какой языковой группе относится казахский язык? (К тюркской)
200- Какое название носила первая столица нашей Родины? (Оренбург)
300- Кто из казахских ханов способствовал воссоединению казахских жузов? (Абулхаир хан)
400- Когда был принят Закон о государственной независимости РК? (16.12.1991 г.)
500- В каком году была введена национальная валюта – тенге? (Ноябрь 1993 года)
Государственные символы: 100- Что относится к государственным символам? (Флаг, герб, гимн)
200- Какое отношение ширины флага к его длине? (1:2)
300- Что изображено у древка флага? (Вертикальная полоса с национальным орнаментом)
400- Кто автор государственного гимна? (Муз. Шамши Калдаякова.
Слова Жумекен Нажимеденов, Нурсултан Назарбаев)
500- Что символизирует изображенный на гербе – шанырак? (Отчий дом, очаг, мир)
Президент: 100- Имя нашего Президента? (Нурсултан Абишевич Назарбаев)
200- Дата рождения Н.А.Назарбаева? (6 июля 1940 год)
300- Какой благотворительный фонд возглавляет супруга президента? (Бобек)
400- В числе его практических заслуг - открытие первой народной школы (1864), выпуск хрестоматии на казахском языке.
Кто он? (Ыбрай Алтынсарин)
500- Сколько процентов избирателей поддержали Н.Назарбаева на первых всенародных выборах Президента РК? (98,7%)
География Казахстана: 100- С какими государствами граничит Казахстан? (Россия, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Китай)
200- Какова величина территории Казахстана? (3 млн.кв.м.)
300- Сколько раз можно встретить Новый год на территории Казахстана? (2)
400- Какой район нашей республики условно называют казахстанской Швейцарией? (Район Кокшетауских гор и озер)
500- В каком из городов Казахстана в свое время жили И.Крылов, А.Пушкин, Т.Шевченко, Л.Толстой? (Уральск)
Литература Казахстана: 100- Какое произведение и какого автора
переведено более чем на 30 языков? («Путь Абая» М.Ауезова)
200- Создатель казахского литературного языка, классик казахской литературы? (Абай Кунанбаев)
300- Автор «Тернистый путь»? (Сакен Сейфуллин)
400- С каким ханом связан рекорд Гиннеса? (Абылай)
500- Закончи пословицу …
Одна у человека мать - ……
(одна и Родина)
Тот герой ….
(кто за Родину горой)
Для Родины своей ….
(сил не жалей)
Не будь сыном отца,….
(а будь сыном народа)
По окончании 2 этапа викторины жюри подсчитывает баллы.
По итогам 2 тура игру покидает_______________________________
Пока учащиеся готовятся к третьему этапу пройдет игра со зрителями. Кто наберет наибольшее количество очков, получает приз.
Игра со зрителями «Моя Родина- Казахстан». 1. Столица Казахстана. (Астана) 2. Космодром в Казахстане. (Байконур) 3. На месте этого поселения построен город Алматы. (Верный) 4. Это горючее полезное ископаемое добывают на полуострове Мангыстау. (Газ) 5. Герой многих казахских сказок. (Ер-Тостик) 6. Первый космонавт РК. (Тохтар Аубакиров) 7. Известный казахский поэт, именем которого названа одна из улиц Караганды. (Жамбыл Жабаев) 8. Одно из озёр Казахстана. (Зайсан) 9. Крупнейшая река. (Иртыш) 10. Зимнее пастбище. (Кыстау) 11. Средство передвижения кочевников. (Лошадь) 12. Подвиги этих казахских девушек, совершённые ими в годы ВОВ, навсегда останутся в памяти народа. (А.Молдагулова, М.Маметова) 13. Президент РК. (Н.А.Назарбаев) 14. Стадо овец. (Отара) 15. Жаркие и засушливые области в южной части Казахстана с редкой и скудной растительностью. (Пустыня) 16. Одна из рек, впадающая в Аральское море. (Сырдарья) 17. Одно из прежних названий Астаны. (Целиноград) 18. Великий завоеватель, проходивший и по землям Казахстана. (Чингиз хан) 19. Отверстие в верхней части юрты. (Шанырак) 20. Один из авторов гимна, детский писатель. (М.Алимбаев) 21. Выкуп за невесту. (Калым) 22. Гражданское движение, возглавляемое писателем Олжасом Сулейменовым. (Невада-Семипалатинск) 23. Выдающееся сооружение древности, архитектурный памятник в г. Туркестане. (Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи) 24. Одно из мест в Казахстане, где добывают уголь. Его название переводится как две головки соли. (Экибастуз) 25. Древнее жилище кочевников. (Юрта)
Набравший наибольшее количество баллов получает приз
Этап 3. Вопросы-тесты.
В данном туре учащиеся по очереди отвечают на вопросы-тесты. На обсуждение вопроса дается 1 минута. За правильный ответ участники получают 100 баллов. Если учащиеся не отвечает на вопросы-тесты, то право выбора ответа переходит другому ученику, первым поднявшим сигнальную карту.
1. «Любовью наполнил творение зодчий,
На куполе солнце сияет серьгой,
И кажется, я прикасаюсь воочию
К истории Родины робкой рукой».
Эти поэтические строки казахстанская поэтесса М. Айтхожина посвятила одному из историко- архитектурных памятников. Какому? Примеры ответов даются в изображениях Собора, Мавзолея, и Мазара.
А) Кафедральный собор г.Алматы (XX в.)
В) Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави (XV в.)
С) Мазар Козы-Корпеша и Баян-Сулу близ г.Аягуз (IX-Xвв.)
2. Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент – кобыз. Натянув струны, заиграл. В своих мелодиях он запечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта?
А) Ыкылас, В) Коркыт,С) Амре.
3. Весной 1723 г. в «Год великого бедствия», полчища джунгар вероломно вторглись на территорию Казахстана. Об этом периоде сложено немало народных песен и сказаний. В те годы китайские историки поторопились объявить всему миру, что казахов больше нет, что казахский народ не в силах отстаивать свои земли. Борьбу за независимость казахского народа возглавили знаменитые батыры. Один из них, более сорока лет сражался, за свободу казахского народа, принял участие в 103 сражениях. В «Год великого бедствия» он был начальником обороны священного города Туркестан. Назовите имя этого батыра-полководца.
А) Кабанбай, В) Богенбай, С)Наурызбай
4. «… В нем мудрость и сила – начало начал,
Сплетались, сроднившись, как корни дерев,
Он знал наизусть Фараби, Яссави,
В войне был бесстрашен, хоть веровал в мир.
Любимец народа, с отвагой в крови,
Был ханом Отрара …», пишет народный поэт Казахстана М. Шаханов в «Отрарской легенде». Какому хану посвятил он свое произведение?
А) Кенесары хан, В) Каир хан, С)Тауке хан
5. В центре огромного евразийского континента раскинулась наша страна, имя которой – Республика Казахстан. Поэт Т. Айбергенов пишет:
«Она велика: От Алтая до Каспия,
Она широка, Как народа душа.
Она же – Европа, Она же и Азия,
И волны Урала, И всплеск Иртыша».
Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже перечисленных народов не был жителем Древнего Казахстана?
А) Гунны, В) Скифы, С) Персы
6. О древности культуры Казахстана говорят находки археологов. Знаменитого «золотого человека» они обнаружили в Иссыкском кургане близ Алматы. Воин был захоронен в парадной, возможно церемониальной одежде. Высокий конической формы головной убор (кулах) возвышался на его голове. Камзол, голенища сапог и кулах украшены золотыми бляшками в виде барсов, тигров, крылатых коней, птиц, архаров. Когда и в каком племени жил «Золотой человек»?
А) I в. – массагеты, В) III в. – персы, С) IV в. до н.э. – саки
7. Об одной национальной традиции казахов великий Абай писал: «В бренном мире нет мне занятия милей». Это яркое виртуозное искусство, секреты которого передавались из поколения в поколение. Оно занимало важное место в жизни кочевников. Поэтому так высоко ценились в народе быстроногий скакун, гордый беркут и ловкая борзая-тазы – верные спутники в жизни джигита. Назовите любимое занятие Абая, одну из национальных традиций казахского народа.
А) Байга, В) Кокпар, С) Охота с беркутом (искусство беркутши)
8. Вы удивитесь, когда узнаете, что казахский народный музыкальный инструмент шан-кобыз есть у всех народов мира, что конырау прилетели в казахскую степь под дугой русской тройки, а сырнай пришел… из Австрии. Много интересных историй и легенд связано с музыкальными инструментами. Они до сих пор звучат степными голосами. Казахская песня жила и живет с неразлучной домброй. Легенды связывают ее создание с именем великого ученого, философа, известного на Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля), родившегося в Отраре в 870 году. Назовите его.
А) Ахмед Яссави, В) Аль-Фараби, С)Бируни
9. Созданные этим художником сотни картин, акварелей, рисунков составили своеобразную летопись Казахстана. Ему с первых шагов творчества помогали природная одаренность, талант, знание жизни и быта своего народа. Его учителем был художник Н.Хлудов, живший в Алма-Ате. Народный художник Казахстана создал «Портрет юного Абая», «Чокан Валиханов», «Абай на джайляу», «На высокогорном катке» и многие другие полотна. В 2004 году отмечали его столетие. Назовите имя и фамилию выдающегося казахстанского художника.
10. Почетное звание, присваиваемое особо отличившимся в военном деле личным героизмом, смелостью и доблестью военачальникам и воинам.
А) Батыр, В)Хан, С) Бий
По окончании 3 этапа викторины жюри подсчитывает баллы.
А пока жюри подводят итоги, у нас Игра со зрителями
Ответьте на вопросы
1. «Отец истории» - скажите, кого так называли? (Геродот)
2. «Сабалак» — скажите, кого так называли? (Абылая)
3. «Основатель степной Конституции», «Лигург степи», так его назвал историк Левшин. (Хан Тауке)
4. Скифов он называл азиатскими саками (Геродот).
5. Юрий Домбровский в своем романе «Хранитель древностей» говорил о нем так; «представить себе Алма-Ату без его построек невозможно» - о ком идет речь? (Андрей Павлович Зенков)
6. «Его называли одним из талантливейших учеников Абая» — о ком идет речь? (Шакарим Кудайбердиев.)
7. Её называли казахским соловьем» - о ком идет речь? (Куляш Байсеитова.)
8. «Батыр казахских степей» — так говорили о ком? (Хаджи Мукан.)
Подведение итогов.
Награждение: слово жюри, учитываются итоги 3 туров, по количеству заработанных баллов определяется победитель игры «Лидер 21 века».