Просмотр содержимого документа
«"День Неизвестного солдата"»
ГКУ ЗО «Мордвиновская СОШ № 21»
Мелитопольского района
Сценарий мероприятия для учащихся 5 -11 классов приуроченного ко
«Дню памяти неизвестного солдата»
Подготовил: учитель истории и
обществознания
Цеомашко В.В.
с. Мордвиновка, 2023
Цели и задачи: Содействие воспитанию уважительного отношения к памяти павших на полях сражений воинов Великой Отечественной войны
Расширить представления учащихся о героизме советского народа; раскрыть величие победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов; уважительное отношение к старшему поколению.
Способствовать осмыслению обучающимися понятий «Память», формированию гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
Задачи:
Педагогические: воспитывать интерес к истории своей страны, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу; формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний и ценностное отношение к социальной реальности в целом.
Планируемые результаты:
Предметные: школьники узнают о героических фактах в истории русского народа.
Личностные: школьники проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют бережное отношение к традициям своего народа.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
-Познавательные: общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – учащиеся совершенствуют мыслительные операции;
- коммуникативные – учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, вступают в коллективное учебное сотрудничество.
- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
Оборудование и средства наглядности: Интерактивная доска, мультимедийная презентация, портреты ветеранов ВОВ, видео «Открытие могилы Неизвестного солдата 3 декабря 1966г.» и «День Героев Отечества в России», видео «День Героев Отечества в России». Репродукции картин, посвящённых войне, изображения памятников войны.
2. Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941 – 1945гг. / Сост. и общ. ред. В.А. Голикова. – М.: Политиздат, 1980.
3. Воронов Н.В. Люди, события, памятники (Рассказы о памятниках и мемориалах): Кн. для учащихся ст. классов / Н.В. Воронов. – М.: Просвещение, 1984.
4. Генеральные сражения Великой Отечественной. Серия книг А. Исаева и М. Барятинского. – М.: Эксмо, 2013.
5. Зайцев А.К. Мемориальные ансамбли в городах – героях. – М.: Стройиздат, 1989.
6. Книга памяти «Они погибли в битве под Москвой. 1941–1942 гг.». Справочно-информационное издание. – ГАУ МО «Издательство «Подмосковье», 2012 г.
7. Шапошников Б.М. Битва за Москву. Решающее сражение Великой Отечественной войны. – М.: Эксмо, 2011 г
Ссылки на Интернет:
• http://pobeda-1941-1945.narod.ru
• http://www.chamtec.com/plakat.htm
• http :// www .9 may . ru / posters /
• http://lib.ru/PROZA/BYKOW/sotnikov.txt
Характеристика подготовительного и основных этапов мероприятия
Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (подготовить сочинение о мужестве советских солдат; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме, песни о военных годах, подвигах солдат); пригласить на мероприятие дедушек и бабушек, ветеранов ВОВ.
- подготовка исторической карты или карты-схемы с указанием мест нахождения памятников Неизвестному Солдату;
- конкурс сочинений, эссе «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой...»;
- подготовка сообщения учащихся по ключевым событиям Великой Отечественной войны, о героизме советских солдат (с использованием мемуарной литературы);
- урок-акция «Голубь Памяти» (суть акции: Голубь является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слѐз. Учащиеся изготовляют бумажных голубей и на каждом пишут краткое сообщение о людях своего района, города, кто ушел на войну и не вернулся, свои пожелания мира для всех людей нашей большой планеты. Затем из голубей оформляется стенд Памяти.
План и ход проведения мероприятия
Памятный день желательно начать с проведения Митинга «Никто не забыт, ничто не забыто» и возложения цветов к мемориалу (памятнику). В ходе проведения мемориального митинга объявляется минута молчания. Предоставляется слово спикерам, почетным гостям, ребятам. Участники митинга читают стихи военных лет и говорят о том, что молодое поколение никогда не забудет подвиг Солдата, стоявшего насмерть в битве с фашистами, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу, что долг молодого поколения – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветную любовь к своему Отечеству, о тех, кто отдал свою жизнь, но имя его неизвестно. Место проведения: мемориал воинской славы. Дата проведения: 3 декабря 2019 года. Участники мероприятия: учителя, обучающиеся основной школы, родители, представители общественности, ветераны Великой Отечественной войны, представители воинской части.
Сценарий возложения цветов
До начала мероприятия звучит подборка песен военных лет
Ведущий. «Имя твоѐ неизвестно, подвиг твой бессмертен» … Третьего декабря 1966 года в ознаменование 25-ой годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы советских воинов и захоронен в Александровском саду у стен Кремля. Ежегодно, в Дни памяти, посвященные Великой Отечественной войне, проходит церемония возложения венков к Могиле Неизвестного Солдата в память о тех, кто погиб, сражаясь за Родину. Сегодня, 3 декабря 2019 года, мы отмечаем памятную дату – День Неизвестного Солдата. Тысячи и тысячи бойцов значатся в Книге Памяти «без вести пропавшими». Эти бойцы и командиры Красной Армии так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках, а порой и под открытым небом. В полях, лесах и болотах России до сих пор лежат безвестные останки воинов, погибших на той войне. Сейчас лишь очень немногим воинам, чьи останки находят поисковики, удается вернуть имена. Остальные так и остаются «Неизвестными солдатами» той далекой и страшной войны. Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны_____________________________________________________________ Выступает ветеран
Ведущий. Великая Отечественная навсегда в истории нашей страны останется народной войной против фашизма. Война коснулась каждой семьи. Много трудностей выпало на долю тех, кто родился и рос в годы войны. Слово предоставляется _________________________________________________ Выступают дети войны
Ведущий. Мы здесь не только потому, что дата, Как злой осколок, память жжет в груди. К могиле Неизвестного Солдата Ты в праздники и в будни приходи. Он защитил тебя на поле боя, Упал, ни шагу не ступив назад. И имя есть у этого героя – Великой армии простой солдат! Слово предоставляется представителю органов местного самоуправления___________________________________________________ Выступает …
Ведущий. С каждым годом становится больше участников поискового движения России. В Вологодской области действует пять поисковых отрядов, которые ежегодно участвуют в «Вахте памяти» на местах сражений Великой Отечественной и работают в архивах. В результате их работы многие неизвестные солдаты обретают имена, а родственники узнают о судьбе отцов и дедов. Слово предоставляется представителю поискового движения (или представителю музея) __________________________________________________ Выступает…
Ведущий. Только одна Великая Отечественная война поглотила в своем пламени 5 миллионов человек, даже не спросив напоследок, как их зовут. Но пропасть без вести – не значит раствориться во тьме истории. Они живы в памяти людской, которая бережно хранится и передается от поколения к поколению. В память о погибших солдатах объявляется минута молчания. Минута молчания Звучит Метроном Ведущий. Из гранита лицо, из гранита рука, На гранитной плите – он застыл на века, Он отец или брат, неизвестный солдат, Мне знакомо лицо, мне знаком этот взгляд. Это было на фронте: со связкой гранат Свое сердце взорвал этот гордый солдат, Я видал, как собой у родного плетня Он ребенка прикрыл от чужого огня, И вернувшись живыми из далекой страны, Его именем мы сыновей нарекли. Мне знакомо лицо, мне знаком этот взгляд – Пусть же вечно живет этот гордый солдат…
Ведущий. Приглашаю возложить цветы к Вечному огню, в память о тех, кто не вернулся с войны. Возложение цветов под реквием Моцарта «Lacrimosa dies illa»
Ведущий. Мы благодарим всех участников! Предлагаю митинг, посвященный Дню Неизвестного Солдата, считать закрытым. Звучит «Баллада о неизвестном солдате», И. Кобзон, 1970 г.
Час памяти «Подвиг твой бессмертен» (актовый зал щколы)
Ход мероприятия
Организационный момент: создание психологического настроя.
Вступительное слово учителя: Вы счастливые люди, живете, не зная ужасов войны, через которые прошли наши прадеды, деды, прабабушки и бабушки. Войны, где каждый восьмой житель нашей страны погиб. Миллионы людей были расстреляны, задушены в газовых камерах фашистских концлагерей. Сотни тысяч семей не дождались отцов, сыновей, дочерей, братьев, сестер. Многие погибшие стали Неизвестными Солдатами. Они навечно остались лежать в Братских могилах. Далее учитель предлагает рассмотреть на экране слайд «У стен Кремля памятник «Могила Неизвестного Солдата» с Вечным огнем Славы.
Ученица 9 класса читает стихотворение Михаила Исаковского Неизвестному солдату
Куда б ни шѐл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтѐр,
Учѐный иль пастух,
– Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберѐг.
Учитель: «Не правда ли, как странно звучит словосочетание «Неизвестный Солдат»?! Казалось бы, каждый человек, гражданин своей страны, каждый воин должен иметь имя и фамилию, полученные при рождении, – по-другому просто быть не может! Но как, каким образом можно узнать, как звали тех, чьи останки по сей день находят поисковики во время «Вахты памяти» на просторах нашей необъятной Родины?! И покоятся в земле, в братских могилах останки тех, кто отдал жизнь за то, чтобы мы с вами могли радоваться жизни...
Послушать, что написал о Братских могилах Владимир Высоцкий (просмотр видеоклипа). И перейти к изучению «Книги Памяти». В «Книге Памяти» напротив фамилий огромного числа советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано «пропал без вести». Это означает: никому не известно, что сталось с бойцом – погиб ли он на поле боя, взят ли в плен и был замучен в концлагере... Мать или жена не получили извещения о гибели военнослужащего – «похоронку», как говорили в народе. Далеко не у всех, кто по прошествии долгого времени числится погибшими, указано место захоронения, куда могут прийти с поклоном потомки. Бойцы и командиры Красной Армии зачастую так и остались лежать там, где их настигла смерть. Отыскать их останки и восстановить имена бойцов призвана акция, которая уже не первый год проводится по всей стране – «Вахта памяти». Участники поисковых групп выезжают на места, где проходили битвы времен Второй мировой войны. Они работают в тяжѐлых условиях, стремясь разыскать останки солдат, которые погибли на поле боя.
– «День Неизвестного Солдата». Указ был 21 подписан Президентом Российской Федерации 5 ноября 2014 года. «... Эти места священны для нашего народа», – говорится в пояснительной записке к этому документу. Говорят, что души погибших за Отчизну солдат превращаются в журавлей. Эти красивые, величественные птицы стали символом бессмертия души бойцов, которые не вернулись с той далекой войны. Имена многих из них до сих пор остаются неизвестными.
Просмотр видеоклипа «Памяти неизвестных солдат посвящается …»
Сопровождение просмотра стихами поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Асадова: ( читает ученик 6 класса)
(В память о тех, кто остался Неизвестным Солдатом, горит Вечный огонь
– на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены
и у сотен мемориалов по всей России.
Подвиг защитников Отечества бессмертен,
и символ нашей Вечной памяти
– огненные журавли у самого сердца.)
Могила Неизвестного солдата…
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то
Саперными лопатами солдат.
Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.
Кто был в боях и знает край передний,
Кто на войне товарища терял,
(ученик 8 класса)
Тот боль и ярость полностью познал,
Когда копал «окоп» ему последний.
За маршем – марш, за боем – новый бой!
Когда же было строить обелиски!
Доска да карандашные огрызки,
Ведь вот и все, что было под рукой!
Последний «послужной листок» солдата:
«Иван Фомин», и больше ничего.
А чуть пониже две коротких даты:
Рождения и гибели его.
Но две недели ливневых дождей,
И остается только темно-серый
Кусок промокшей, вздувшейся фанеры,
И никакой фамилии на ней.
За сотни верст сражаются ребята.
А здесь, от речки в двадцати шагах,
Зеленый холмик в полевых цветах
– Могила Неизвестного солдата...
Но Родина не забывает павшего!
Как мать не забывает никогда
Ни павшего, ни без вести пропавшего,
Того, кто жив для матери всегда!
(ученик 9 класса)
Да, мужеству забвенья не бывает.
Вот почему погибшего в бою
Старшины на поверке выкликают
Как воина, стоящего в строю!
И потому в знак памяти сердечной
По всей стране от Волги до Карпат
В живых цветах и день и ночь горят
Лучи родной звезды пятиконечной.
Лучи летят торжественно и свято,
Чтоб встретиться в пожатии немом,
Над прахом Неизвестного солдата,
Что спит в земле перед седым Кремлем!
И от лучей багровое, как знамя,
Весенним днем фанфарами звеня,
Как символ славы возгорелось пламя
– Святое пламя Вечного огня!
В завершении учащиеся:
1. Дают ответ на вопросы: «Кто же они – «неизвестные солдаты далѐкой войны»? (Примерный ответ: «Это все те герои, которые остались там, где их нашла смерть, чьи останки до сих пор находят поисковики»). Какие памятники, посвящѐнные героям войны – известным и неизвестным, – есть в нашем селе/городе и районе?
2. Пишут письмо Неизвестному Солдату. (Пишут все присутствующие на мероприятии учащиеся и гости со словами благодарности и признательности за совершенный подвиг).
Итог мероприятия. Учащиеся должны осознать, что память и уважение к погибшим неизвестным героям Родины – это важнейшая черта человека, гражданина, патриота. И молодое поколение должны быть достойными потомками того великого поколения и передать светлую память о героях нашим детям и внукам.
В качестве домашнего задания предложена творческая работа: сделать рисунки по теме «Огненные журавли». Все «Огненные журавли» помещаются к «Вечному огню» на классной доске.