kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"... ад по колючей прволокой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. 

Цель:  - информировать учащихся о направленности фашистских концлагерей, о трагической  доли узников концлагерей;

- пробудить уважительное отношение к исторической памяти своего народа.

Задачи:

- формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;

- повышать интерес обучающихся к историческому прошлому страны;

-познакомить обучающихся с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;

- формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"... ад по колючей прволокой" »

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35»











Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей.



ад,

под колючей проволокой…

(Узникам фашистских лагерей посвящается)

















2015 год



Цель: - информировать учащихся о направленности фашистских концлагерей, о трагической доли узников концлагерей;

- пробудить уважительное отношение к исторической памяти своего народа.

Задачи:

- формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;

- повышать интерес обучающихся к историческому прошлому страны;

-познакомить обучающихся с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;

- формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами Оборудование: презентация, видеофильмы.

Учитель:

(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»)

-Вопрос к классу: какому событию в истории нашей страны посвящена эта композиция?

-Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не пожалел своей жизни ради будущего своего народа, т.е. ради нас. Когда мы вспоминаем о ВОВ, на сердце возникает ощущение горечи и страдания.

Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.

И сегодня будем говорить о концлагерях, в которых погибали Советские люди… . Вспомним о тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей….Узникам фашистких лагерей посвящается. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.

11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей.

Учитель: Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая "12 заповедей в обращении с русскими", в которой, в частности, говорилось: "Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка" События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти.

Концлагеря - это жутко… Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно.

(Музыка «Бухенвальдский набат).

Работа с документом и обсуждение:

(чтение вслух)

1. Свидетельство очевидца:"...примерно в середине октября нас, более 2000 человек, погрузили в железнодорожные вагоны и повезли в неизвестном направлении. Мы не получали никакой пищи. В вагонах было тесно и душно. Многие товарищи умерли от недостатка воздуха, тесноты и голода. ... Нас выгрузили в Веймаре, и оттуда эсэсовцы погнали нас по дороге в лес, на гору. По пути нас поносили и били дубинками. На нас натравливали собак. Товарищей, которые отставали, немедленно расстреливали. Обочины дороги были устланы трупами. ... К вечеру мы подошли к концлагерю Бухенвальд. ... нас разместили в деревянных бараках, которые были отделены от остальной территории лагеря изгородью из колючей проволоки. Но в бараках не было ни стульев, ни кроватей; нам не дали ни матрацев, ни одеял".

Вопросы:

  1. О чем говорится в данном документе? Ваше отношение?

Учитель: Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти.

Выступление ученика:

Бухенвальд (пауза). Немецко-фашисткий лагерь. Создан в 1937 году в окрестностях города Веймара. За 8 лет около 239 тысяч человек были узниками этого лагеря. Всего в Бухенвальде было замучено 56 тысяч человек. Цель лагерной системы было наибольшее уничтожение количества заключенных путем доведения их до смерти. В лагере человек терял свое имя и фамилию. Он получал порядковый номер, арестантскую полосатую одежду. Одним из способов уничтожения узников была система так называемого лагерного питания. Узники не всегда получали даже мизерную порцию пищи. Их постоянно обкрадывали. Узники работали по 16 часов в сутки. Запрещались любые перерывы. Смерть витала повсюду, о ней напоминало буквально всё: удушливый дым крематория, выстрелы, пытки и издевательства. Крематорий – был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключенных, под предлогом осмотра у врача, когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким образом, в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников.

Учитель. Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. На сотнях квадратных метров всего несколько построек. Санчасть, где нацисты проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная мастерская и крематорий - вот все, что осталось от лагеря смерти. На месте бараков, где жили тысячи узников, теперь поле и камни с номерами: блок 3, блок 5, блок 17. Концентрационные лагеря - это место, где массовое убийство было поставлено на конвейер. Крематорий был самым страшным местом в лагере.

Работа с документом и обсуждение:

(чтение вслух)

2. Свидетельство очевидца:

« Через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам — и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие. Они медленно все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. «Наполнить до отказа!»—командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся ждут своей очереди. Ждут голыми зимой.. Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач… Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы — это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы — им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи—они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии…» Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников.

Вопросы:

  1. Разве это должно происходить в нашем мире? Ответ обоснуйте.

Учитель. Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных. Для этого часто перед строем заключенных фашисты устраивались пытки и издевательства над красноармейцами.

Работа с документом и обсуждение:

(чтение вслух)

3 Свидетельство очевидца:

«Главный палач под улюлюканье и звериный гогот соучастников преступления вывел на плац красноармейца женщину-майора. Он многократно отдавал женщине по-русски строевые воинские команды: «направо», «кру-гом», «нале-во», требуя их немедленного и четкого выполнения. Ожидая, что женщина будет умалять о пощаде, нас всех заставляли на это смотреть, под страхом смерти нельзя было даже отвести взгляд. Явно насытившись своими издевательствами, он затем обратился к своей жертве с вопросом: «Зачем ты это сделала?». Что именно она совершила мы так и не узнали, но в ответ она громко сказала, что действовала в интересах своей Родины. Услышав такое, взбесившийся эсэсовец наотмашь ударил женщину в лицо, цинично сказав: «Это за твою Родину!» Сохраняя поразительную стойкость, майор приблизилась к палачу, плюнула ему в лицо, заявив при этом: «А это за твою родину!». Палач был в бешенстве. Женщину-майора сожгли заживо».

Вопрос: О чем повествует этот документ? (О подвиге народа, о сохранении чести и достоинства, несмотря ни на что)

Учитель: В концлагерях совершались различные насилия и истязания над людьми: проводили над ними опыты, например, "эксперименты" по изготовлению мыла из человеческого тела. Известны случаи, когда фашисты, работавшие в лагере, сами душили женщин и детей; мужчин зимой замораживали в бочки с водой; подвешивали заключённых за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по "движущимся мишеням". Уничтожали фашисты и детей, уничтожали с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Вот далеко не полный список лагерей и тех зверств, которые совершались за их колючей проволокой …Лагеря смерти: Освенцим, Равенсбрюк, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Треблинка, Силаспилс , Лидице, Бабий Яр, Хатынь.

(Просмотр фильма)

Работа с документом и обсуждение:

(чтение вслух)

4 Свидетельство очевидца:

В Саласпилском лагере военнопленных тысячи людей находились прямо под открытым небом. Когда мороз сковал землю, люди стали прятаться в вырытых в земле ямах , тесно прижимаясь друг к другу. Многие умирали от голода… На территории концлагеря были построены стационарные виселицы, которые находились недалеко от здания комендатуры, из которой можно было смотреть «спектакль», что и делали не только представители «высшей расы» в блестящих кожаных сапогах, но и дамы в шляпах и белых перчатках. Последнее судорожное содрогание тел, раскачивание трупов на ветру – варвары наблюдали за всем этим, словно за выступлением гимнастов в цирке. За что их вешали? На мемориальном камне, который стоит там, где была виселица, читаем:«Здесь людей казнили за то, что они были невиновны… Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил Родину…». Так же безжалостно и хладнокровно гитлеровцы уничтожали заключенных в душегубках.

Работа с документом и обсуждение:

(чтение вслух)

5. Из воспоминаний советских воинов.

Много ужасного пришлось повидать. Только фашисты могли так надругаться над человеком. Война есть война, и гибель воинов неизбежна, но видеть истерзанных стариков, женщин, детей, - страшное зрелище. Сколько погибло от рук фашистов детей, подсчитать невозможно. И невозможно забыть маленькие изуродованные тела… Видеть трупы детей разных возрастов среди расстрелянных стариков и женщин, причем маленькие дети не были расстреляны – они были прижаты к груди матерей и задохнулись уже в могиле.

Учитель: Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации. Фашисты рассчитывали, что бесчеловечные условия сломят заключенных не только физически, но и духовно, надеялись превратить узников в покорных рабов гитлеровского режима.

Этого не произошло. Обреченные не склонили головы перед палачами, не пали духом. Они верили, что Советская Армия разорвет цепи неволи и принесет свободу. Эта вера звала в бой. Заключенные – поляки и чехи, немцы и французы, югославы и русские, литовцы и белорусы, эстонцы и латыши – понимали, что их сила в дружбе и солидарности, и как один участвовали в жестокой борьбе не на жизнь, а на смерть.

Работа с документом и обсуждение:

(чтение вслух)

5. Из воспоминаний очевидца.

«Я вместе с группой заключенных пытался бежать, но не удалось - поймали, посадили в карцер. Почему не расстреляли? А карцер был, по сути, тот же смертный приговор. Девять суток в камеру никто не заходил. На десятый день поставили бак с водой. Все, кто смог, бросились пить. До сих пор не могу забыть, как жадно они пили, а затем громко вскрикивали и в муках умирали. Вы бы видели их глаза... В открытую дверь смотрели надзиратели и смеялись, показывая пальцем на заключенных, скрюченных в смертельной агонии. Я понял, что накидываться на воду нельзя – она отравлена, поэтому отрывал клочки пропитанной потом рубахи, мочил их и высасывал влагу».

Учитель: Выжившим в застенках фашистских лагерей трудно и невыносимо вспоминать все это. Каторжный до изнеможения труд, избиения, издевательства, казни …

Вопрос классу:

Как они выжили, выстояли, не погибли? (Думается, что просто любили Родину, имели человеческое достоинство).

Почтим память узников концлагерей минутой молчания, прошу всех встать.

(звучит музыка реквием)

На территории концлагерей были созданы мемориалы, где до сих пор встречаются бывшие узники. С каждым годом их становится всё меньше. Многие из них отказываются делиться воспоминаниями, не позволяют нервы и больное сердце. Мы узнали сегодня об ещё одной стороне той жестокой войны - беспощадном истреблении людей. Через все эти испытания прошёл русский народ . День. когда был поднят флаг над рейхстагом, стал победой над смертью. Об этом нельзя забывать! Победа в Великой Отечественной - это результат героизма и мужества всего нашего народа. Мы должны гордиться этой победой и сохранять благодарную память о тех, кто завоевывал эту победу в жестоких боях. В заключение я хочу прочитать слова А.С. Пушкина, которые он писал П.Я. Чаадаеву: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя... но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал. Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости... Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие... Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Мне кажется, что эти слова поэта звучат сейчас очень современно.

Исполнение песни, стоя

(Звучит фонограмма песни «День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.) 

- На этом наш классный час окончен.


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"... ад по колючей прволокой"

Автор: Мещерякова Любовь Валерьевна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228891


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства