Тема урока | Внешняя политика России во второй половине XVI в. Присоединение Поволжья. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Класс | 7 |
Педагогические цели | Образовательные: определить основные направления внешней политики России во второй половине XVI в.; дать представление о причинах присоединения Астраханского и Казанского ханств; определить значение присоединения Поволжья к Русскому государству; сформировать представление об организации дозорной службы на пограничных территориях Русского государства в XVI в., сформировать у учащихся понятие «засечная черта», дать представление о засечных чертах Пензенского края в XVI в. Развивающие: продолжать развивать навыки работы с основной и дополнительной литературой, исторической картой, схемой; умения анализировать, обобщать, структурировать и извлекать информацию из разных источников; аргументировать выводы и суждения. Воспитательные: воспитание патриотизма и уважения к прошлому своего народа; формирование уважения к культуре и традициям других народов, понимания важности взаимодействия их друг с другом. |
Планируемые результаты (предметные) | Называть основные направления внешней политики России во второй половине XVI в.; раскрывать причины и называть даты присоединения Казанского и Астраханского ханства; опираясь на карту, описывать основной ход событий походов на Казанское и Астраханское ханства; раскрывать значение вхождения Поволжья в состав Русского государства; давать определение понятия «засечная черта», раскрывать особенности организации дозорной службы на пограничных территориях в XVI в., давать краткую характеристику засечных черт Пензенского края XVI в. |
Метапредметные результаты | Осуществлять постановку учебной задачи, и планировать способы её решения; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также осуществлять их поиск самостоятельно; анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; извлекать необходимую информацию из разных источников (текст, карта, схема,); давать определения понятий; определять причинно-следственные связи исторических процессов; использовать ранее изученный материал при решении учебной задачи; |
Личностные результаты | Формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к определению своей позиции, понимают значение собственной работы; уважение и принятие культурного многообразия России, понимание важности взаимодействия народов. |
Основное содержание темы, понятия, термины | Засечная черта, острог, засека, сторожи, станицы, 1552 г. осада и взятие Казани, 1556 г. присоединение Астраханского ханства к России. |
Образовательные ресурсы | Учебник, анимированная карта «Внешняя политика Ивана IV ", исторические документы для групповой работы. |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД |
1.Организационный этап. 2 мин. | Фронтальная, словестный, слово учителя. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм. | |
2.Постановка учебной задачи. 3 мин. | Фронтальная. Словестный, наглядный. Слово учителя, работа с картой, схемой. | Сообщает тему урока, записывает её на доске. Предлагает учащимся с помощью карты определить основные направления внешней политики Ивана IV. Рисует на доске схему, которая будет заполняться по ходу изучения темы (Приложение 1). - Сегодня мы рассмотрим внешнюю политику Ивана IV, проводившуюся на юго-западном направлении. - В связи с этим, какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке? План урока. 1.Присоединение Казанского ханства 1552 г. 2.Присоединение Астраханского ханства 3. Организация дозорной службы на пограничных территориях Русского государства XVI в. Засечные черты на территории Пензенского края в XVI в. Проблемный вопрос: Какое значение имело присоединение Поволжья для развития Русского государства? | Слушают сообщение учителя, записывают в тетрадь тему уроку. Работают с картой, вместе с учителем определяют основные направления внешней политики Ивана IV. Составляют схему. С помощью учителя формулируют задачи урока. | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем. Коммуникативные: формулируют свою точку зрения, слушают и понимают речь других. | Беседа по вопросам, схема (Приложение 1) |
3.Усвоение новых знаний и способов действий. 25 мин Присоединение Казанского ханства. | Индивидуальная, фронтальная. Словестный, наглядный. Работа с картой, текстом, беседа. | Организует работу с анимированной картой «Внешняя политика России во второй половине XVI в.». Предлагает учащимся, используя анимированную карту и текст учебника на стр. 59-61, составить план рассказа о походе русских войск на Казань под предводительством Ивана IV . | Используя анимированную карту «Внешняя политика России во второй половине XVI в.» и текст учебника на стр. 59-61, составляю план рассказа о походе русских войск на Казань. | Познавательные: составляют план рассказа; извлекают информацию из разных источников (карта, учебник). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. | План рассказа о походе русских войск на Казань. |
Присоединение Астраханского ханства | Фронтальная, индивидуальная. Словестный. Работа с текстом, беседа. | Предлагает прочитать текст в учебнике на стр. 62-63 и ответить на вопросы: - В каком году русские войска впервые заняли Астрахань? - Что стало причиной для этого? - Каковы были итоги? -Что послужило причиной для повторного похода? -Когда Астраханское ханство окончательно было присоединено к Русскому государству? | Читают текст учебника на стр. 62-63. Формулируют ответы на поставленные вопросы. | Познавательные: умеют работать с текстом учебника, выделять главное. | Беседа по вопросам |
Организация дозорной службы на пограничных территориях Русского государства XVI в. Засечные черты на территории Пензенского края в XVI в. | Фронтальная, групповая. Словестный, частично-поисковый. Сообщение учителя, работа с текстом, беседа. | - Как вы думаете, удалось ли до конца обезопасить границы государства после присоединения Поволжья? Предлагает учащимся, используя предложенные исторические документы (Приложение 3)выполнить задания в группах. Делит класс на 2 группы. Задание. 1 группа: на основе исторических документов составить краткий рассказ об особенностях формирования дозорной службы на территории Поволжья в XVI в. 2 группа: на основе исторических документов составить краткий рассказ о засечной черте XVI в. на территории Пензенского края. Организует проверку выполненного задания. Формулирует понятие «засечная черта», записывает на доске. Засечная черта – это система оборонительных сооружений, состоящая из засек (завалов из порубленных деревьев в лесах), полевых сооружений (земляных валов и рвов), городков сторожевых башен, острогов и крепостей. | Формулируют ответ на поставленный вопрос, высказывают своё мнение. Выполняют работу в группах. Используя дополнительный материал и предложенный план, характеризуют засечные черты Пензенского края XVI в. Представляют результаты групповой работы. Дают определение новому понятию «засечная черта», записывают его в тетрадь. | Коммуникативные:умеют работать в группе; воспринимают текст с учётом поставленной задачи. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск решения учебной задачи. | Беседа по вопросам. |
4.Закрепление знаний и способов действия. 5 мин | Фронтальная, индивидуальная. Словестный, наглядный. Работа с картой, беседа. | Предлагает показать на карте территорию Астраханского ханства, Казанского ханства, крепость Свияжск, территорию Русского государства после присоединения Поволжья. Комментирует задание (Приложение 2). Осуществляет проверку выполнения задания. | Показывают на карте Астраханское, Казанское ханство, крепость Свияжск, территорию русского государства после присоединения Поволжья. Выполняют задание ( Приложение 3) | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят на карте изучаемые объекты. | Работа с картой. Задание (Приложение 2) |
5. Подведение итогов урока. 5 мин. | Фронтальная. Словестный, наглядный. Беседа, работа со схемой. | Предлагает учащимся внести записи в схему «Внешняя политика Ивана IV» (Приложение 1). Предлагает учащимся ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Вместе с учащимися подводит итоги урока, заполняет схему «Значение присоединения Поволжья к Русскому государству» (Приложение 4) | Вносят записи в схему (Приложение 1). Формулируют ответ на поставленный вопрос, высказывают своё мнение. Вместе с учителем подводят итоги урока, заполняют схему «Значение присоединения Поволжья к Русскому государству» (Приложение 4) | Познавательные: используют знаково-символические средства; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания | Беседа по вопросам, схема «Значение присоединения Поволжья к Русскому государству» (Приложение 4) |
6. Информация о домашнем задании. 3 мин. | Фронтальная. Словестный. Слово учителя. | Комментирует, записывает на доске домашнее задание. § 7-8, стр.58-62 Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте сообщение о героизме и военном искусстве участников Казанских походов. | Воспринимают задание, уточняют, записывают в дневник. | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют её выполнение. | Задание 1рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» Сообщение о героизме и военном искусстве участников Казанских походов. |
Приложение 1. Основные направления внешней политики Ивана IV
Признание Ногайской ордой вассальной зависимости от Москвы (1557 г.).
Поход Ермака. Начало покорения Сибири (1581-1582 гг.)
1582 г. – Ям-Запольское перемирие с Польшей.
1583 г. – Плюсский мир со Швецией.
1551 г. – мирное вхождение Чувашии
1552 г. – присоединение Казанского ханства
1556 г. – присоединение Астраханского ханства
1557 г. – присоединение Башкирии
Приложение 2. Укажите, какие утверждения верны, а какие нет.
Приложение 3.
Документы для работы в группах.
Для 1 группы.
«… первой голове стояти на Волге под Караманским лесом из Казани, а другой голове стояти из Шатцкого на Дону на нагайской стороне в Вежках выше Медведицы и Хопра, а третьей голове стояти с Дедилова на Осколе… , а четвёртой главе стояти со Орла на поле на Семи,уусть Хопу».
«А разъездом быти от голов: которой голове стояти под Караманским лесом из Казани, и оттое головы ездити на гору по Волге до Тетюшского города, а проезду днища с четыре, а на подол к Волге до верх Болыклея, а проезду днища с три или меньши. А которой голове стояти на на Дону в Вежках, выше Медведицы и Хопра, и от тое головы переезжати гряды направо за Дон кверху Айдару, а проезду до тех мест два дня, а налево к Волге до усть Балыклея, а проезду до тех мест четыре дня».
«А людем с теми головами быти из разных украинных городов детем боярским и казаком по росписи под Караманским лесом с головами из Казани да из Свияжского десять человек детей боярских, да десять человеком мордвы, из Шатцкого ж двадцать человек казаков из Рязского шесть человек детей боярских, десять человек казаков. И всего изо всех городов с тою головою людей… детей боярских, и казаков, и татар, и чуваш, и мордвы сто тридцать пять человек».
Для 2 группы.
« 1 – я сторожа на речке Коргонаеве, а та речка впала в Барыш речку, а Барыш речка впала в Суру ниже Баранчеева городища в правую сторону; а беречи им меж речки Барыша и Сурского лесу на пяти верстах, а сторожем на ней стояти из Олаторяшти человеком; 2 – я сторожа на речке на Шокше меж Суры и Мокшанского лесу, а сторожем на ней стояти из Кадомы, да из Темникова, да из Олаторя двунадцати человеком, по четыре человека из города, а быти на сторожах из Кадомы, да из Темникова татаром да мордве, а из Олатора казаком, а беречи им и разъезжати направо до Мокшанского лесу до речки до Киси верст с двадцать, а налево к устьШокше речки к Суре верст с сорок»; 3 – я сторожа вверх Ваду; а сторожем на ней стоятишти человеком из Кадомы да из Темникова, из города по три человека, а беречи им разъезжати налево до Мокшанского лесу верст с шестьдесят, а направо разъезду нет; 4 – я сторожа вверх Ваду: а сторожем на ней стояти из Кадомы да из Темникова шти человеком, из города по три человека, а беречи им и разъезжати налево через Вадовскую и Идовскую дорогу до Ломовских сторожей верст с шестьдесят. И всего на те сторожи тридцать человек , по десяти человека из города».
Приложение 4.
После присоединения , населённого многочисленными народами, Поволжья Русское государство стало многонациональным
1. Данилов, А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6 – 9 классы (Основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлёва, И. Е. Барыкина. – М. : Просвещение, 2017. – 77 с.
2. Журавлёва, О. Н. Поурочные рекомендации. История России. 7 класс / О. Н. Журавлёва. – М. : Просвещение, 2017. – 115 с.
3. История Пензенского края: Учеб. для осн. шк. / Под ред. Г. Н. Белорыбкина. – Пенза, 1996. – 300 с.
4. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 Ч. Ч. 1. / под ред. А. В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016. – 112 с.