Конспект урока по истории России в 7 классе. Урок изучения нового материала с использованием презентации. Можно использовать для учащихся обычных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В преддверии Смуты»
Урок в 7 классе.Тема урока В преддверии Смуты
Цели урока:
Развивать умение работать с учебной информацией, видеть причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать деятельность политических деятелей данного исторического периода, давать им характеристику .
Определить историческое значение избрания Бориса Годунова на царство.
Выявить какие события явились прологом Смутного времени, какими причинами была вызвана Смута.
Прививать у учащихся личностный взгляд, оценку событий периода Смутного времени.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности
Основные понятия: Смутные времена или Смута
Важнейшие личности: Иван Грозный, Феодор Иоанович, Царевич Дмитрий, боярин Василий Иванович Шуйский, Борис Федорович Годунов, атаман Хлопка Косолапа, Федор Никитович Романов – Филарет.
Вводное слово учителя. Мы завершили первый раздел курса истории России-Создание Московского царства. Теперь мы можем вспомнить имя первого русского царя - Иван Грозный. Знаете, каким был Иван Грозный. При нем развивалась культура в 16 веке. Появились первые книги. Развивалось строительство и литейное дело.
Но в конце 16 и в начале 17 века в истории России появляется новое время. Этот период истории назвали Смутные времена. Новое понятие, Нам нужно выяснить, что означает слово Смута т.е значение этого слова в русском языке
Итак, Смут а- по Ожегову Смута - Мятеж, народное волнения.
Значит Смутные времена - это период, когда происходили народные волнения.
О наступлении Смутного времени и поговорим сегодня на уроке. Напишем число и тему. Отметим проблемные вопросы темы:
Что такое Смута?
Каковы её причины?
Какое историческое событие считается началом Смуты?
Что происходило в стране во время Смуты?
Подготовка к изучению нового материала
Учитель: Почему же наступили такие времена в истории России?
Открываем учебник, работая с учебной информацией на странице 60 учебника, попробуем заполнить таблицу, показанную на слайде:
Заполнение таблицы в тетрадях учащихся. «Причины Смуты».
Экономические.
Политические
Социальные
Хозяйства пришли в упадок
Затяжная и неудачная Ливонская
Война
Рост недовольства различных категорий
Хаос и упадок
Династический кризис,
Опричная политика
Бунтарский дух
3. Изучение нового материала
Задание1.Теперь попробуем сформулировать определение Смуты, используя текст учебника,
Ответ: Смута, Смутное время – период в истории государства, во время которого наблюдается кризис во всех сферах жизни.
Задание2.А что характеризует Смуту?
Ответ:Смута сопровождается народными восстаниями, правлением самозванцев, разрушением государственной власти, иностранным вторжением, разорением страны.
Отметим временные рамки: конец 16 и начало17 веков.
Как отметили предпосылками Смутного времени стали экономический, политический и
и династические кризисы. Наступил конец 600-летнему правлению царской династии Рюриковичей. Причем это была непросто смена династий – во многом сменился и характер государственной власти. Пробежимся по слайдам. (с10 по 19 слайдам)
Важнейшие даты:
1584-1598 гг.- правление Федора Иоановича
15 мая 1591 г.- смерть царевича Дмитрия.
1598-1605 гг .- правление царя Бориса Федоровича (Годунова).
1601-1603 гг.- неурожайные годы в стране.
1603 -1604 гг.- Восстание казаков под предводительством атамана Хлопка Косолапа.
Теперь попробуем ответить на вопросы, работая с учебником:
1.Вопрос: Почему фигура Бориса Годунова после пресечения царствующей династии Рюриковичей так и не смогла сплотить вокруг себя разные слои русского общества?
Работа учащихся с учебником:
Ответы:1.Пытался привлечь на свою сторону как можно больше народу;
2.Обещал,что никто не будет голодать;
3. Жестоко расправился с родственниками царя Федора
2.Вопрос: Какую характеристику можно дать Борису Годунову как правителю?
Ответы: 1. У него были далекоидущие планы: развитие образования, масштабное строительство. Однако неурожай трехгодичный привел к голоду и скитаниям, народным волнениям. В результате недоверие царю. Люди ждали нового доброго царя.
4. Закрепление учебного материала
Тест 1) Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года? а) был убит царевич Дмитрий
б) Борис Годунов был провозглашен царем;
в) умер Иван IV. 2) Расположите в хронологической последовательности следующие исторические лица. а) Федор Иоаннович;
б) Лжедмитрий I;
в) Борис Годунов; 3) Вставьте пропущенное слово. Прекращение династии Рюриковичей является __________причиной Смутного времени. 4) Смутным временем в России называют:
а) конец XVI в.
б) конец XVI — начало XVII в. в) начало XVII в.
г) первую половину XVII в.
5. Подведение итога
Ответ на целевой вопрос: Какие события явились прологом Смутного времени?