kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В преддверии Смуты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по истории России в 7 классе. Урок изучения нового материала с использованием презентации. Можно использовать для учащихся обычных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В преддверии Смуты»

Урок в 7 классе. Тема урока В преддверии Смуты

Цели урока:

  1. Развивать умение работать с учебной информацией, видеть причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать деятельность политических деятелей данного исторического периода, давать им характеристику .

  2. Определить историческое значение избрания Бориса Годунова на царство.

  3. Выявить какие события явились прологом Смутного времени, какими причинами была вызвана Смута.

  4. Прививать у учащихся личностный взгляд, оценку событий периода Смутного времени.

Планируемые результаты:

  1. Личностные  воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

  2. Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями.

  3. Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности

Основные понятия: Смутные времена или Смута

Важнейшие личности: Иван Грозный, Феодор Иоанович, Царевич Дмитрий, боярин Василий Иванович Шуйский, Борис Федорович Годунов, атаман Хлопка Косолапа, Федор Никитович Романов – Филарет.

Оборудование: презентация учителя. (схема правления, причины, Смуты, хронология Смутного времени)

Ход урока:
  1. Организационный момент.

Вводное слово учителя. Мы завершили первый раздел курса истории России-Создание Московского царства. Теперь мы можем вспомнить имя первого русского царя - Иван Грозный. Знаете, каким был Иван Грозный. При нем развивалась культура в 16 веке. Появились первые книги. Развивалось строительство и литейное дело.

Но в конце 16 и в начале 17 века в истории России появляется новое время. Этот период истории назвали Смутные времена. Новое понятие, Нам нужно выяснить, что означает слово Смута т.е значение этого слова в русском языке

Итак, Смут а- по Ожегову Смута - Мятеж, народное волнения.

Значит Смутные времена - это период, когда происходили народные волнения.

О наступлении Смутного времени и поговорим сегодня на уроке. Напишем число и тему. Отметим проблемные вопросы темы:

  1. Что такое Смута?

  2. Каковы её причины?

  3. Какое историческое событие считается началом Смуты?

  4. Что происходило в стране во время Смуты?

  1. Подготовка к изучению нового материала

Учитель: Почему же наступили такие времена в истории России?

Открываем учебник, работая с учебной информацией на странице 60 учебника, попробуем заполнить таблицу, показанную на слайде:

Заполнение таблицы в тетрадях учащихся.  «Причины Смуты».

Экономические.

Политические

Социальные

Хозяйства пришли в упадок

Затяжная и неудачная Ливонская

Война

Рост недовольства различных категорий

Хаос и упадок

Династический кризис,

Опричная политика


Бунтарский дух

3. Изучение нового материала

Задание1.Теперь попробуем сформулировать определение Смуты, используя текст учебника,

Ответ: Смута, Смутное время – период в истории государства, во время которого наблюдается кризис во всех сферах жизни.

Задание2. А что характеризует Смуту?

Ответ: Смута сопровождается народными восстаниями, правлением самозванцев, разрушением государственной власти, иностранным вторжением, разорением страны.

Отметим временные рамки: конец 16 и начало17 веков.

Как отметили предпосылками Смутного времени стали экономический, политический и

и династические кризисы. Наступил конец 600-летнему правлению царской династии Рюриковичей. Причем это была непросто смена династий – во многом сменился и характер государственной власти. Пробежимся по слайдам. (с10 по 19 слайдам)

Важнейшие даты:

  • 1584-1598 гг.- правление Федора Иоановича

  • 15 мая 1591 г.- смерть царевича Дмитрия.

  • 1598-1605 гг .- правление царя Бориса Федоровича (Годунова).

  • 1601-1603 гг.-  неурожайные годы в стране.

  • 1603 -1604 гг.-  Восстание казаков под предводительством атамана Хлопка Косолапа.

Теперь попробуем ответить на вопросы, работая с учебником:

1.Вопрос: Почему фигура Бориса Годунова после пресечения царствующей династии Рюриковичей так и не смогла сплотить вокруг себя разные слои русского общества?

Работа учащихся с учебником:

Ответы:1.Пытался привлечь на свою сторону как можно больше народу;

2.Обещал,что никто не будет голодать;

3. Жестоко расправился с родственниками царя Федора

2.Вопрос: Какую характеристику можно дать Борису Годунову как правителю?

Ответы: 1. У него были далекоидущие планы: развитие образования, масштабное строительство. Однако неурожай трехгодичный привел к голоду и скитаниям, народным волнениям. В результате недоверие царю. Люди ждали нового доброго царя.

4. Закрепление учебного материала

Тест
1) Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года?
а) был убит царевич Дмитрий

 б) Борис Годунов был провозглашен царем; 

в) умер Иван IV.
2) Расположите в хронологической последовательности следующие исторические лица.
а) Федор Иоаннович;

б) Лжедмитрий I;

в) Борис Годунов;
3) Вставьте пропущенное слово.
Прекращение династии Рюриковичей является __________причиной Смутного времени.
4) Смутным временем в России называют:

а) конец XVI в.

б) конец XVI — начало XVII в.
в) начало XVII в.

г) первую половину XVII в.

5. Подведение итога

Ответ на целевой вопрос: Какие события явились прологом Смутного  времени?

Ответ: Династический кризис

Но мы попробуем составить синквейн на

Смутное время

Опасная, губительная

Разоряет, ослабляет, разрушает

Опасно для страны

Плохо.

6. Дом.задание. П. 9, вопросы к параграфу

Подготовить сообщение о Борисе Годунове- вопрос6,




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В преддверии Смуты

Автор: Кондратьев Владислав Иванович

Дата: 12.03.2022

Номер свидетельства: 602064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства