Просмотр содержимого документа
«Урок-вернисаж Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева»
Урок-вернисаж в 7-м классе "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"
Цель: познакомить школьников с крупнейшим социальным выступлением XVIII века.
Задачи:
Учебные (ЗУНы):
знания: показать отличительные особенности крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева;помочь ученикам в определении собственного отношения к участникам исторической драмы.
умения: умение сравнивать с другими крестьянскими восстаниями;
навыки: коллективная и экскурсионная работа;
Развивающие: развитие слуховой и зрительной памяти, развитие исторической речи, внимания, аналитического мышления.
Воспитательные: воспитать в учениках чувство справедливости.
Тип урока: комбинированный.
Понятия: самоуправление, «прелестные грамоты».
Даты: 1773-1775 г.г. – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Средства обучения:
Наглядность:
Карта «Российская империя во 2-ой половине XVIII века»;
ХРОНОС – Всемирная история в Интернете www.hronos.km/.ru
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня мы изучаем новую тему: Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Историки по-разному называют это событие.Одни называют «восстание», другие – «бунт», третьи – «крестьянская война». Мы будем придерживаться понятия «крестьянская война».
Запись темы в тетрадь:
План:
Причины восстания;
Начало и ход:
а) Емельян Пугачёв – его характеристика;
б) участники и программа Пугачева;
в) особенности крестьянской войны;
Значение и последствия крестьянской войны.
Задачи:
Все восстания в XVII и XVIII веках заканчивались поражением. Даёт ли это основание говорить об их бесполезности?
Как развивались бы события в России в случае успеха войны Е. Пугачёва?
Проведем урок-вернисаж: посетим картинную галерею, где узнаем о событиях тех ужасных лет и встретимся с персонажами XVIII века. С нами будут экскурсоводы.
1. Итак, мы находимся в зале «Жизнь населения страны XVIII века» (Презентация, 1 зал). Экскурсовод в этом зале ...
Экскурсовод: Перед нами картины: «Наказание крестьянина богатами в присутствии помещика». Гравюра начала XIX века; «Крестьянский обед». Художник И. А. Ерменев. /Работа с картинами/. В правлении Екатерины II крестьянское право в своём развитии достигло апогея. Личные взгляды монарха и социальных слоёв не совпадали. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика. Интенсивно росли повинности крестьян. Барщина достигала до 4-5 дней в неделю. Барин применял карательные меры. Безнравственной практикой была продажа крестьян на рынке как товар. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян семьями и в одиночку. Были ликвидированы вольности казакам. Екатерина II чувствовала социальную напряжённость и грозившую от неё беду. Она писала генерал-прокурору: «…итак прошу быть весьма осторожну в подобных случаях, дабы ускорить и без того грозящую беду».
Учитель: Но грозящая беда уже стояла на пороге. Это восстание Яицких казаков. Это антифеодальное выступление переросло в крестьянскую войну.
Учитель классу: А почему крестьяне подхватили казаков? Каковы причины восстания?
Ответы учеников:
Ученик: Причины крестьянской войны:
ликвидация правительственных казачьих вольностей и самоуправления на Дону и Яицке;
усиление помещичьей власти;
бесправие крестьян;
крепостническое угнетение;
тяжёлое положение работных людей и приписных крестьян на Урале
угнетение народов Поволжья и Приуралья.
Учитель: т.е. эти выступления происходили в период разложения феодально-крепостнических отношений. Возглавил это выступление Емельян Пугачёв.
Запись в словарь: самоуправление – страница в учебнике 184.
2.
а) Мы с вами переходим в зал «Личности XVIII века» (Презентация, 2 зал).
Мы видим портреты Екатерины II, Петра III, Емельяна Пугачёва. Наш экскурсовод ... Подумайте, какова связь между этими людьми?
Ответы учеников:
Экскурсовод: Перед вами картина «Емельян Пугачев» неизвестного автора. /Работа с картиной/. Пугачёв – донской казак, родился в 1742 г. в станице Зимовейская. Отец – Иван Михайлович. Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» /филин/, позднее Емельян стал Пугачёвым. Мать – Анна Михайловна, брат – Дементий, сестра – Ульяна, Феодосья. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, от золотухи на левом виску был шрам. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт.
б) Учитель: хорошо бы этот портрет оживить! (выходит из-за кулис ученик в костюме Пугачёва).
Пугачёв: А вот и я, здорово хлопцы.
Хор: Ой, Емеля, атаман, здорово! Откуда ты?
Пугачёв: Я только что вернулся с южных мест Яика, бунтуют там казаки.
Хор:
1. – Знамо, слышали. И у нас не лучше!
2.– Лишили наших вольностей. Сами охраняй границу, сами корми себя!
Пугачёв: А пойдём на Яик добиваться своего всем вместе! У меня есть карта, по ней отправимся на Яик. Но прослушайте мой манифест от 17 сентября 1773 г.
Из манифеста: «Казаки будут награждаться рекой с вершин до устья, сенокосными угодьями, свинцом и порохом, денежным и хлебным жалованиям».
Хор: Значит, наша цель: добиться своих вольностей: земля, богатство, свобода и оружие!
Учитель: так Пугачев привлекал «прелестными грамотами» на свою сторону.
Пугачёв: Идём на Оренбург. Да, трудно взять Оренбург. Пока мы осаждаем город, мы составим военную коллегию, у нас будет штаб, т.к. наше войско пополнилось людьми, нас около 30 тысяч, не только состоящее из казаков, но и из крестьян. К нам присоединился Салават Юлаев. Войско разделим на отряды, ими будут командовать генералы.
Учитель: Это первый этап войны. Пока они готовятся к новому захвату, я вам посоветую прочитать об осаде Оренбурга повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Ученик: Атаман, силы не равные, Екатерина II сюда прислала новые силы, командует генерал Кара. Идём на Урал, где живут башкиры и работные люди, пополним нашу армию войском и оружием.
Пугачёв: Идём. Но прослушайте манифест от 1 декабря 1773 г.:
«Пришедшие крестьяне награждаются рыбными ловлями, бортями, бобровыми гонами и прочими угодьями. А кто против воли моей, императорской лишать их всех жизни, т.е. казнить их смертью, а дома их, все их лишения брать себе в вознаграждение».
Учитель: Пока они шли на север, они потерпели поражение под Татищевым и Уфой. С апреля по июль 1774 г. – второй этап войны. И мы переходим в следующий зал «Экономические районы Урала XVIII в.» (Презентация, 3 зал). Экскурсовод...
Экскурсовод: Перед нами картина Авилова М.И. «Уральские рабочие привозят Пугачёву пушки». /Работа с картиной/. По приходу на Урал, где были построены металлургические мануфактуры, работные люди стали переходить на сторону Пугачёва, т. к. положение работных людей и приписных крестьян было тяжёлым. В результате, совместными усилиями изыскали заводскую казну, грабили заводское население, убивали, сжигали дома. Создавались отряды самообороны, но всё же население 64 заводов поддержало Пугачёва. На картине изображено, что рабочие привезли Пугачёву оружие и пушки. Но не долго пришлось заниматься разбоем. Против армии Пугачёва выступила армия Михельсона.
Учитель: В середине июля 1774 г. армия Пугачёва двинулась на запад, для захвата Казани. Гарнизон укрылся в крепости.
Пугачёв: Жаль, мы не удержали Казань, против нас выступил Михельсон, а одним из отрядов командовал русский полководец Суворов. А мы идём на север, мой отряд – в Кокшайск, на правом берегу Волги, второй – на Илеть, третий – в Морки, один – в Чувашию.
Учитель классу: А почему на север?
Ответы учеников:
Учитель: Об отходе Пугачёва на правый берег Волги, сказано в книге А. Воздвиженского «Шёл Пугачёв через Кокшайск».
Следующий зал «Марийский край в годы Пугачёвского восстания» (Презентация, 4 зал). Экскурсовод ...
Экскурсовод: /Работа с картиной/. В отряды Пугачёва входили чуваши, марийцы. О грозных годах того времени говорит уникальное дерево, дуб Пугачёва, расположенный на Зелёном ключе, на территории парка «Марий чодра». По преданию один из отрядов отдыхал у Дуба 15-16 июля 1774 г.
Учитель: По легенде другой отряд отдыхал у нас, в Морках на Пугачёвских горах, что в 1 км от Морков на юго-восток. Не раз они приходили в Морки и бывали в церкви. Об этом поведёт рассказ экскурсовод ...
Экскурсовод: (Презентация, 4 зал). /Работа с картиной/. Церковь Богоявления была построена в 1752 г. Первоначально церковь – деревянная, в XIX в. – построили из камня. По легенде, пугачёвцы подарили церкви пушку, которая стреляла 1 раз в Пасхальную ночь и икону Богоявления, отсюда название церкви Богоявления.
Пугачёв: Хлопцы, казаки, кто со мной остались, слушаем новый манифест от 31 июля 1774 г. Он у вас есть. Читаем, находим цели дальнейших действий (чтение манифеста и обсуждение. (Приложение 1)
Хор:
Цель – освободить крестьян от крепостной неволи.
Если все крестьяне награждаются казачьими вольностями и освобождаются от всех государственных повинностей, то из каких источников будут изысканы средства для снабжения нам хлеба, денег, пороха?
Пугачёв: Будем заниматься разбоем.
Учитель: Третий этап был самым массовым по составу участников. Это был «крестьянский» этап. Пугачев занял ряд волжских городов, но под напором правительственных войск был вынужден их оставить. Для пополнения своего войска Пугачев устремился на юг. Жестокостью он стремился укрепить в окружающих веру, что перед ними не самозванец, а царь. В результате возник заговор, во главе стояли Творогов и Чумаков. 15 сентября 1774 г. он оказался в руках Яицкого коменданта, Пугачёва отправили в Москву. 10 января 1775 г. указом Екатерины II его казнили путём четвертования.
в) Итак, выступление крестьян потерпело поражение и имело свои особенности. Какие особенности? Каковы причины поражения?
Ответы учеников:
Особенности:
Триумфальное шествие в начале войны;
Охват большой территории;
Многоликость национального состава;
Высокая организованность;
Решительные требования;
Стихийное возмущение;
Создание штаба;
Поэтапное выступление.
Причины поражения:
Стихийный характер движения;
Локальный характер;
Недостаточность вооружения;
Положительная организация царского войска.
3. чтение текста в учебнике п. 5 страница 182-183;
беседа:
В чем состоит значение крестьянской войны?
Каковы последствия крестьянской войны?
Вывод: Не зря Екатерина II в последствии назвала события 1773-1775 г. «Ужасом XVIII столетия».
3. Решение проблемного задания: «Восстания – бесполезны»?
4. Закрепление изученного материала:
Опрос:
годы восстания;
сколько этапов, какие;
из манифеста, какие цели восставших.
Цели восставших:
возвратить правительственные казачьи вольности;
ликвидировать крепостнические порядки.
Запись в словарь: 1773-1775 г.г. – Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва.
Если останется время (работа по карточкам) «Емельян Пугачёв» (отметить на карте географические пункты, в которых Пугачёв одерживал победы) (Приложение 2).
5. Рефлексия:
Манифест и указы Пугачёва (выбрать требования, выдвинутые в манифестах и указах Пугачёва) (Приложение 3).
6. Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение: «Как развивались бы события в России, в случае успеха Е. Пугачёва?»