kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок с использованием технологии шести шляп Боно " Тыл во время Великой Отечественной Войныы""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет рассмотреть помощь тыла во время ВОВ во всех категориях и ракурсах. Подробнее изучить данную тему

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием технологии шести шляп Боно " Тыл во время Великой Отечественной Войныы""»

Урок в 11 классе «Тыл в годы Великой Отечественной войны»

(урок изучения нового материала с использованием технологии «Шесть шляп мышления Де Боно)


Цели:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с героической страницей истории страны - трудовым подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны.

  • создать условия для изучения жизни советского тыла в годы Великой Отечественной войны, его роли как одного из факторов победы над Германией.

  • помочь учащимся осознать меры ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело Великой Победы.

  • актуализировать, обобщить и систематизировать теоретический материал раздела

Цели:

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа.

  • содействовать воспитанию любви и гордости за свою Родину

  • воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему

  • воспитание чувства коллективизма

  • научить давать моральную оценку участникам исторического события

Цели:

Развивающие:

  • Развитие умений учащихся: анализа исторического документа, обобщения, исследовательской деятельности, коммуникативных навыков речевого взаимодействия,

  • использовать при систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображать информацию в различных знаковых системах - текст, таблица, схема; представлять результаты групповой деятельности в форме публичной презентации и защиты.

  • сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по созданию интерактивных средств посредством использования технологии «Шести шляп»

  • развить устойчивый интерес к предмету;

  • развитие исследовательских навыков у учащихся с выходом на прогностический уровень;

  • оценить историческое событие с помощью средств метода ТРКМ


Тип урока: изучение нового материала, проблемный урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» и технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Методы обучения: 

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический;

  • поисковый;

  • самостоятельной познавательной деятельности;

  • интерактивный

  • метод «Зигзаг»

Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая.

Оборудование и оснащение урока:

  • демонстрационные материалы:

    • презентация «Тыл в годы ВОВ», составленная с использованием учебной литературы (учебник истории для 11 класса под ред. А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С. В. Мироненко, 2013), Интернет-сайтов, выполненная  в программе PowerPoint

    • видеоролик «Детям, труженикам тыла посвящается» (Интернет)

  • дидактический раздаточный материал:

    • индивидуальные листы обучения «Тыл в годы войны.» (Приложение 3)

    • документы, информация с Интернет-сайтов (1 вариант проведения урока. Приложения 1абвгд) или компьютеры (ноутбуки с подключенным Интернетом, 2 вариант проведения урока)

    • бумажные шляпы (для создания лучшего перевоплощения, образа)

    • чистые листы для выполнения итоговых графических заданий (Приложение 2)

    • 5 бейджиков красного цвета, 5 бейджиков черного цвета,5 бейджиков желтого цвета, 5 бейджиков зеленого цвета и 5 бейджиков белого цвета (всего 25)

    • Сканы копии газет военного времени (распечатать)

Литература и интернет ресурсы:

1. Скан копии газет времён Великой Отечественной войны.

2.История России, XX – начало XXI века.11класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень /А.А. Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко.—3-е изд.-М.:Просвещение,2013 г.

3.Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «История»/ Сост. С.И. Дегтев и др.: - М.: Просвещение, 1991. - 544 с.

4. «Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых.» Изд. «Полигон-АСТ» серия «Военно-историческая библиотека»

5.Алещенко Н.М. Во имя победы. М.: 1985

6. Всё для фронта под ред. Н.В. Свиридова. М.: 1989, Т.9.

7. Великая Отечественная война. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. М.: 1990

8. Интернет-ресурс: http://wikipediya.ru «Свободная энциклопедия», Статья: «Труженики тыла»

9. Интернет-ресурс: http://istmira.com «История мира»

Статья: «Советский тыл в годы войны».

10. Интернет-ресурс: http://memorial.krsk.ru «Общество Мемориал, История Великой Отечественной войны»

11.Статья: «Танковые заводы СССР в годы войны».

12.Л. М. Лопатюк Поурочные планы по истории России XIX века в 2 частях Волгоград, «Учитель», 2006;

13.Е. В. Тайкова, Л. А. Степанова История .5-11 классы: инновационные формы уроков. Волгоград. «Учитель», 2010;

14.Н. С. Кочетов История России. Методическое обеспечение уроков. Волгоград.

«Учитель», 2003


Время проведения: 1 час 20 минут (2 урочных часа)

Ход урока

1. Организация урока

  • готовность класса к уроку;

  • психологический настрой учащихся на уроке;

  • мотивация;

  • цели и задачи урока

1.Приветствие, поверка принадлежностей для урока. Класс заранее поделен на 5 групп

2.Подведение учащихся к теме урока, формулировка целей и задач:


Учитель: Ребята, у вас на столах –газеты далекого военного времени. Посмотрите внимательно, изучите. Что их объединяет? Что общего в заголовках статей? Давайте послушаем стихотворение в исполнении Кирьяковой Натальи

(ученица читает)

Вспомним, товарищ, как в годы военные

Ушли из деревни на фронт мужики.

 Остались подростки да женщины бедные.

Старухи убогие и старики.

 

Трудились упорно с одним утешением,

И верой в Победу так были сильны!

И знали мы твёрдо: в большое сраженье.

Вносим свой вклад в окончанье войны.

 

Мы землю пахали, косили и сеяли.

Из последних силёнок метали стога.

Да, трудно нам было, но всё же мы верили -

Сокрушим, одолеем врага!

Декламацию стихотворения можно совместить с прослушивание песни «Священная война» (см. Приложения)


Учитель: Сформулируйте тему урока и обозначьте круг задач, которые необходимо решить в ходе изучения темы (обучающиеся отвечают)

Обобщаю: Сегодня на уроке мы познакомимся с героической страницей истории страны - трудовым подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны. Запишите тему урока. (прописана на слайде). Так как метод изучения материала с помощью Шести шляп мышления вам знаком, предлагаю обозначить круг вопросов в соответствие с цветом шляпы. (учащиеся высказываются):

  • Синяя (организация) – координатор-учитель

  • Белая (информация) – основные события, даты, основные линии создания слаженного военного хозяйства

  • Красная (эмоции, чувства, интуиция) – культура, искусство в тылу

  • Зеленая (творчество, новые идеи) – наука в годы войны

  • Желтая (оптимизм, успех) – итоги самоотверженного труда в тылу, героизм тружеников тыла

  • Черная (критика) – тяготы и лишения людей

Учитель: Круг вопросов, которые нам предстоит изучить, вы обозначили. Они представлены на слайде. (Слайд:)

Ставлю учебную проблему: «Почему тыл — это половина Победы, даже больше?» Г. К. Жуков (слайд)


1 вариант проведения урока (Прием «Зигзаг». Заранее весь класс, должно быть не менее 25 человек делится на 5 групп. У каждого обучающегося -бейджик соответствующего цвета. Вначале урока школьники перемешиваются, так, чтобы получилось 5 групп и в каждой представитель разного цвета)

Учитель: Вы разделились на 5 групп, куда входят все пять цветов шляп, т.е. вы- представители каждой шляпы. На столах пакет документов, учебник по истории и пустой рабочий лист (Приложение 1), который вы заполните по окончанию работы уже вместе с представителями своей шляпы. Но сначала в течение 10 минут вы изучаете документы, параграф в учебнике № 27, необходимый для заполнения листа именно вашей шляпы, выделяете главное и по очереди рассказываете в группе в форме краткого тезисного плана содержание материала. Через 10 минут представители каждой шляпы собираются уже за свой стол (столы обозначены наличием на каждом бумажной модели шляпы) и заполняют рабочий лист. А также еще через 10 минут представляют отчет своей группы в форме устного ответа (может один представитель или несколько) и письменно на доске или в программе Power Point в форме презентации. Я беру на себя функции организатора и надеваю синюю шляпу.

2 вариант проведения урока: Вы разделились на группы по цветам шляп, на столах ноутбуки с подключенным интернетом (можно использовать USB модемы). Необходимую информацию, соответствующую цвету вашей шляпы вам необходимо найти и оформить в виде презентации в программе PowerPoint (2-5 слайдов) Я беру на себя функции организатора и надеваю синюю шляпу. Выберите, пожалуйста, координатора группы, прикрепите бейджик. Через 15 минут вы представите отчет, используя метод мышления, который представлен вашей шляпой.

Для создания эмоционального фона в середине урока вместо физминутки целесообразно показать видео «Детям, труженикам тыла посвящается»( см Приложение)

2. Активизация знаний, умений, навыков

  • Презентация «Тыл во время Великой Отечественной Войны» (в помощь обучающимся для 1 варианта)

  • Отчеты обучающихся о проделанной работе (в 1 варианте представление рабочих листов (см. Приложение) и комментарии к ним, во 2варианте – показ слайдов и комментарии к ним). Возможные ответы обучающихся:

Белая шляпа: обучающиеся последовательно называют основные события, этапы мобилизации экономики, мероприятия и даты перехода ее на военные рельсы, статистические данные

Красная шляпа – обучающиеся рассказывают о вкладе деятелей культуры в подъем патриотизма народа во время войны. Называют жанры искусства, произведения, авторов. Возможно прослушивание одного из музыкальных произведений.

Зеленая шляпа – для ответа обучающиеся используют информацию о развитии науки во время войны. Называют ученых- конструкторов, создавших новое вооружение (танки, самолёты, артиллерийские установки, и т. п.), медиков (создание способов и препаратов для лечения раненых), биологов, химиков и т. д и их открытия

Черная шляпа – обучающиеся рассказывают о тяжелом положении людей в тылу: скудное снабжение, голод, тяжелый женский и детский труд. Подчеркивают существование т.к называемых «шарашек», в которых трудились на благо победы наши ученые. Репрессии накануне войны.

Желтая шляпа – учащиеся справедливо замечают, что несмотря на трудности быта и труда советские граждане плодотворно трудились, снабжая фронт всем необходимым, умудрялись собирать средства для производства оружия, организовывали сверхурочно рабочие смены. Рассказывают о подвиге ленинградских ученых- биологов и т.д.

Обучающиеся и учитель делают вывод о неоднозначности исторических событий и необходимости рассматривать событие с разных сторон для лучшего знакомства с ним.

3. Проверка и закрепление изученного материала

Работа учащихся с листами ИЛО (Приложение 3)

4. Подведение итогов, рефлексия

Решаем учебную проблему: обучающиеся объясняют цитату Г. К. Жукова «Тыл – это половина Победы. Даже больше»

Учитель: Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора. Родина высоко оценила подвиг тружеников тыла, 199 тысячи из них было присвоено звание героев Советского Союза, более 204 тыс. награждены орденами и медалями. Специальной медалью за добросовестный труд в ВОВ было награждено 16 млн. рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

Призыв компартии «Всё для фронта, всё для победы!» был активно поддержан всем советским народом. События ВО войны оставили в душе наших людей такой след, который вот уже многие годы не стирается. И чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче перед нами предстаёт Великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость своей Родины, избавившего человечество от фашистского рабства,

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский народ победил во второй мировой войне И об этом надо помнить всегда.

Каждый из нас после сегодняшнего урока прочувствовал, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни. И совершенно прав поэт писавший:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она как правда нам нужна.

Учащиеся делают выводы, одевая свою или меняя шляпу на другую по цвету, по формуле (слайд) ПОПС:

П–положение (Я думаю…. Я считаю…Одевая красную(зеленую, желтую, черную шляпу….))

О – обоснование (Потому что….)

П–пример (Например,…..)

С–суждение (Таким образом…. Итак ….)

Выставление оценок

5. Домашнее задание (разноуровневое, на выбор)

1. Написать письмо своему ровеснику, жившему во время войны в тылу

2. В программе Publisher приготовить буклет «Искусство в годы войны»


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сельцова Юлия Владимиповна

Дата: 04.02.2024

Номер свидетельства: 645128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства