Цели для ученика 1.уметь выделять и анализировать отдельные факты, сопоставлять и выявлять их значение; 2. сформировать представление о системе получения знаний и умений на уроках 3. закрепить умения работы с историческим документом; навыки анализа деятельности 4. сформировать собственное представление о личности Николая I | Цели для учителя Образовательные – выявление качеств личности императора, и их влияния на его деятельность Развивающие – продолжить формирование навыков критического анализа, выделения главного, поиска причинно-следственных связей, умений самостоятельной работы. Воспитательные – воспитывать ответственность, патриотизм, стремление к получению положительного результата. |
Тип урока: урок активизации знаний | Форма урока: урок-практикум |
Опорные понятия, термины: Исторический источник - это носитель исторической информации, возникший как продукт развития природы и человека, отражает ту или иную сторону человеческой деятельности. Виды исторических источников - /см. схема 1 – классификация С.О.Шмидта/ Лента времени – условная шкала времени, позволяющая проследить хронологию событий | Новые понятия: «русский Дон Кихот», «случайный император», «барашек Павла I» |
Формы контроля Беседа, решение учебных задач, составление опорного конспекта | Домашнее задание: Составьте мини-характеристику императора Николая I (по алгоритму) Найдите и выпишите мнения об императоре Николае I его современников и историков Напишите мини-сочинение на тему: «Император Николай I: русский «Дон Кихот», «случайный император», «барашек Павла I» или…?» |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. (1 мин) | Организационный момент: Добрый день! Сегодня мы завершаем изучение темы «Правление Николая I». Нам предстоит подвести итоги деятельности этого российского императора и выяснить каково влияние личности правителя на политическую жизнь государства; сформировать собственное отношение к императору. | Подготовка учащихся к работе на уроке. | | Формирование навыков синхронизации, Активизация познавательной деятельности | Намечены действия по проверке домашнего задания Охвачена опережающим зданием группа активных учащихся и группа риска |
III. (3 мин) | Актуализация знаний: Ознакомьтесь с мнениями об императоре Николае I. Какое мнение вы считаете наиболее верным? Свою позицию обоснуйте, опираясь на соответствующие факты. «Человек узких мыслей. Ум небольшого кругозора, всегда непреклонный, почти упрямый и никогда ни в чем не сомневающийся; монарх, смотревший на всю жизнь как на службу: человек, который знал, чего он хотел, хотя хотел иногда слишком многого; мощный властитель…, непреклонный, повелительный, непомерно честолюбивый, император во всем, что он делал…». Врангель Н.Н. «…В его царствование были достигнуты значительные успехи в области государственного строительства, культуры, экономики. Верховная власть провела ряд крупных, полезных и давно ожидаемых обществом мер...» Ю. Миронов, историк | Запись темы урока в тетрадь. «Николай I: русский «Дон Кихот», «случайный император», «барашек Павла I» или…?» Работа с индивидуальным листом / доской Совместная постановка главной цели урока, выявление задач и построение плана работы на уроке | Работа с цитатами, характеризующими личность Николая I, составление плана работы на уроке | Формирование навыков познавательной деятельности | Совместно с учащимися сформулирована тема урока. Созданы предпосылки для самостоятельного создания алгоритма /плана/ изучения темы. |
IV. (5-7 мин) | Постановка учебных задач и целей. Определите, какие черты личности императора Николая I повлияли на его политическую деятельность | Начинают готовиться к выполнению задания на повторение дат у доски | Проблемный диалог; контроль знания дат; самоконтроль | Формирование навыков самостоятельной работы | Первичная систематизация знаний |
V. 17 мин | Изучение нового материала: Какие наиболее важные исторические события произошли в правление Николая I и составим ленту времени/исторический квадрат (в зависимости от готовности класса) Восшествие на престол. Попытка государственных изменений Краткая характеристика личности Николая I современниками и историками Придворный образ жизни императора: работа с историческими источниками Работа в группах: поиск аргументов для ответа на вопрос урока Оценки современников и потомков личности Николая I | Заполняем ленту времени на доске: 1722, 1725, 1727, 1730, работа с историческими датами Работа с историческими источниками Составление характеристики по плану Работа с историческими источниками / Работа с индивидуальным листом/ решение проблемных задач/ Работа с дополнительным материалом | Беседа, работа с историческими источниками, проверка опережающего задания, решение проблемных задач | Формирование навыков совместной и индивидуальной поисковой работы, решения индивидуальных задач. | Решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом и текстом дополнительного материала. |
VI. | Первичное закрепление: Представьте свое мнение о российском императоре Николае I. Какое мнение вы считаете наиболее верным? Свою позицию обоснуйте, опираясь на соответствующие факты. | Аргументы в подтверждение мнения | | Закрепление и систематизация материала | Коррекция знаний /при необходимости/ |
VIII. 3 мин | Рефлексия: Разгадайте мини-кроссворд и вы узнаете, пропущенное в цитате слово! «…Мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире.... А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг!» Николай I. Задания кроссворда: Месяц восшествия Николая I на престол (декабрь) В 1830 году именно в этой части Российской империи произошло освободительное восстание (Польша) Это имя носили и старший брат и старший сын Николая I (Александр) До восшествия на престол Николай носил этот чин в 1-м Конном полку. | Кроссворд оформлен на доске Подведение итогов и самоконтроль | Ответы на простые вопросы | Анализ и построение выводов по теме | Закрепление навыков и знаний |
IX. 3 мин. | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» | Составьте мини-характеристику императора Николая I (по алгоритму) Найдите и выпишите мнения об императоре Николае I его современников и историков Напишите мини-сочинение на тему: «Император Николай I: русский «Дон Кихот», «случайный император», «барашек Павла I» или…?» |