Урок по истории «РОССИЯ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРАРА III (1881 – 1894)»
Урок по истории «РОССИЯ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРАРА III (1881 – 1894)»
Проведенные в 1860- 1870-е годы реформы имели прогрессивный характер. Логическим их продолжением могло стать утверждение царём умеренных конституционных предложений министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова. Но 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен народовольцами. После потрясшего страну цареубийства на российский престол вступил сын погибшего императора – Александр III.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по истории «РОССИЯ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРАРА III (1881 – 1894)»»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Ступинский техникум им. А. Т. Туманова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА дистанционного урока истории
«РОССИЯ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРАРА III (1881 – 1894)»
преподавателя ГБПОУ МО «Ступинский техникум им. А. Т. Туманова» АЛЕКСАНДРОВОЙ М. В.
2022
« РОССИЯ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРАРА III» (1881 – 1894)
Задание. 1. Просмотрите видеоурок Александр III. Личность. Внутренняя и внешняя политика России в 1881 - 1894 гг.: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1881-1894-gg/aleksandr-iii-lichnost-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-rossii-v-1881-1894-gg
2. или презентацию: https://uchitelya.com/istoriya/165878-prezentaciya-aleksandr-iii-reformy-i-kontrreformy-10-klass.html
3. Ответьте на вопросы теста «Россия во времена Александра III»
Тест. Россия во времена Александра III
1. Укажите годы правления Александра III а) 1881-1894 б) 1881-1917 в) 1881-1896 г) 1881-1895
2. За что современники прозвали Александра III Миротворцем? а) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России б) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене в) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии
3. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров? а) Россия, Англия и Франция б) Россия, Австро-Венгрия и Германия в) Россия, Франция и Турция
4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.): а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев б) предписывал открывать в городах детские дома в) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста
5. Кто такие земские начальники? а) представители земских собраний б) председатели земских управ в) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль
6. По Университетскому уставу 1884г. собрания и выступления студентов: а) разрешались при участии ректора или попечителя университета б) разрешались только в Татьянин день в) строго воспрещались
7. Основой Российской империи, по мнению Александра III, должны быть только: а) Народовластие, спокойствие, развитие б) Свобода, равенство, братство в) Самодержавие, православие, народность г) Сила, разум, мощь
Задачи занятия Образовательная: расширить знания учащихся о внутренней и внешней политике Александра III Развивающая: продолжить развитие умений оценивать деятельность и личность исторического деятеля в соответствии с его временем, самостоятельно работать с историческим документом, с текстом, выделять главное, анализировать их, аргументированно высказывать свое мнение, делать выводы, работать в группе. Воспитательная: воспитывать интерес к личности Александра III, формирование активной жизненной позиции, воспитание толерантности, совершенствование коммуникативных свойств личности.
Основные понятия и термины занятия: контрреформа, миротворец, рабочее законодательство.
Основные даты: 1881 – 1894 гг. – годы правления Александра III 1881 г. – издание «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» 1884 г. – издание нового Университетского устава 1890 г. – издание нового Земского положения 1891 – 1892 гг. – голод в России 1894 г. – заключение союза с Францией 1897 г. – введение золотого рубля
Персоналии: Лорис-Меликов, Александр III, К.П. Победоносцев, Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте
План занятия.
1. Александр III как человек и политик 2. Контрреформы 1889 – 1892 гг. и их содержание Социально-экономическая политика правительства 3. Внешняя политика Александра III 4. Рефлексия
1. Александр III как человек и политик
Проведенные в 1860- 1870-е годы реформы имели прогрессивный характер. Логическим их продолжением могло стать утверждение царём умеренных конституционных предложений министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова. Но 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен народовольцами. После потрясшего страну цареубийства на российский престол вступил сын погибшего императора – Александр III. Александр III родился в 1845 году, являлся вторым сыном Александра II; правил с 1881 по 1894 год; как и его отец, вступил на престол в возрасте 36 лет. Известен в истории как «Миротворец» (за годы его правления Россия ни разу не воевала). Во время поездок по России останавливался в домах незнатных людей, поражал всех своей простотой и знанием народной жизни, удивлял «мужицким» складом характера. Не уступил давлению либеральной части общества и настоял на повешении убийц своего отца, а через несколько дней отменил навсегда публичную сметную казнь в России. Уважая проведенные отцом реформы, укреплял самодержавие. В правление Александра III в Москве был освящён храм Христа Спасителя, открыт исторический музей, успешно развивались просвещение и наука, творили известные художники, писатели, музыканты. На жизнь Александра III была предпринята попытка покушения ( террористическая группа Александра Ульянова и др.) На годы царствования Александра III приходится деятельность ярких представителей реформаторской мысли России. Воспитанием наследника руководил генерал Б.А. Перовский, историю читал С.М. Соловьев, законоведение – К.П. Победоносцев, экономические знания передавал Н.Х. Бунге. Эти занятия оставили глубокий след: уже будучи взрослым человеком, АлександрIII питал слабость к военным наукам; увлекаясь историей, собрал и передал Историческому музею свою коллекцию; перенял у Соловьева мысль, которой впоследствии всегда и придерживался, о необходимости для России сильной центральной власти. Что касается экономики, то Александр назначал на ключевые экономические должности только профессионалов.
С.Ю. Витте: «…император … был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности-походил на большого русского мужика…; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно, импонировал… ». «Об императоре Александре 3 все знали, что, не желая никаких военных лавров, император никогда не поступиться честью и достоинством вверенной ему Богом России». И далее: «Об императоре Александре III все знали, что, не желая никаких военных лавров, император никогда не поступиться честью и достоинством вверенной ему Богом России».
С.С. Ольденбург: «Император повел русский государственный корабль иным курсом, чем Его отец. Он не считал, что реформы 1860–70-х годов — безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России». (С.С. Ольденбург)
2. Контрреформы 1889 – 1892 гг. и их содержание =Внутренняя политика Александра III (таблица)
Некоторые пояснения к таблице.
• Земская контрреформа. С 1889 года в России вводятся так называемые земские начальники, назначаемые министром внутренних дел из дворянских кандидатур, которые осуществляли полицейский и административный контроль над крестьянами. Такая власть практически вернула права помещиков, утраченные ими из-за реформы 1861 года. (Земская (1864) и городская реформы (1870), создавшие первые органы народною представительства на местном уровне, проект Лорнс-Меликова о Всероссийском совещании земств)
• Городская контрреформа. С 1892 года число избирателей из-за увеличения имущественного ценза сокращается, а все постановления думы одобрялись губернским начальством. Также было ограничено количество заседаний думы. Городское управление, таким образом, осуществлялось правительством.
• Судебная контрреформа. С 1887 года повысился образовательный и имущественный ценз для присяжных заседателей. Это смогло увеличить количество дворян в суде. Были ограничены гласность и публичность, а из судебного ведения были изъяты политические дела.
• Контрреформы печати и образования. Был существенно ужесточён контроль над учебными заведениями. Университетским уставом от 1884 года упразднялась вся автономия университетов. Профессора и сам ректор назначались правительством, а плата за обучение была поднята в два раза. Кроме того, была сформирована специальная инспекция, которая осуществляла надзор за учащимися.В 1887 году принимается «циркуляр о кухаркиных детях», запрещающий принимать в детей, которые не относятся к дворянскому сословию. При этом, открыто было заявлено, что запрещается принимать в гимназии детей лавочников, прачек, лакеев, кучеров и пр.Ужесточается цензура. Ряд либеральных и все радикальные издания закрываются.
•Циркуляр о «кухаркиных детях» (1887), запрещал приём в гимназию лиц неблагородных сословии, широкое строительство церковноприходских школ для крестьян
Задание. Используя таблицу, охарактеризуйте внутреннюю политику Александра III . Каким образом реформы Александра III пересматривали либеральные реформы 60-70гг.? Какие продолжили политику Александра II?
3. Внешняя политика Александра III
«У России есть только один союзник из всех возможных. Это ее армия и флот» – Александр III.
Основные задачи внешней политики:
1. Уклонение от войны на Балканах. Абсурдные и предательские действия Болгарии буквально втягивали Россию в новую войну, не выгодную для нее. Ценой сохранения нейтралитета стала потеря контроля над Балканами.
2. Поддержание мира в Европе. Благодаря позиции Александра III удалось избежать сразу несколько войн.
3. Решение проблем с Англией по разделу сфер влияния в Средней Азии. В результате между Россией и Афганистаном удалось установить границу.
З адание. Ниже приведены две из существующих точек зрения на характер политики Александра III: 1) Г.В. Плеханов писал об эпохе 1880-х-начале 1890-хгг. «Целых тридцать лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась».
2) Политика Александра III была направлена на стабилизацию общества, укрепление Российского государства, она опиралась на исторические традиции. И хотя акцент был сделан на ограничение реформ 60-70 –х годов, проводились и либеральные мероприятия. Он вошел в историю как царь-миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами.
Укажите, какая из точек зрения вам представляется более убедительной и предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Рукой железной правя твердо, Ты порождал любовь и страх, И Флаг Российский реял гордо В нам чуждых странах и морях. Таких Царей, как Ты, не будет, Вот почему Ты мог сказать: «Когда Царь Русский рыбу удит – Европа может подождать!» (Отрывок из стихотворения Елены Семёновой)
4. Рефлексия. СЕГОДНЯ НА ЗАНЯТИИ:
1.На занятии я работал 2.Своей работой на занятии я 3.Занятие для меня показалось 4.За занятие я 5.Мое настроение 6.Материал занятия мне был
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен