kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Общественная мысль, публицистика, литература, пресса XVIII века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной задачей данного урока  осознавать влияние идей Просвещения на общественную мысль в России; называть и характеризовать литературные стили и жанры, популярные в данный период; понимать значение идей «просвещенного абсолютизма» в развитии российской культуры второй половины XVIII в.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Общественная мысль, публицистика, литература, пресса XVIII века»

Общественная мысль,
публицистика, литература, пресса

Цель: называть и характеризовать особенности развития отечественной художественной культуры в XVIII в.

Задачи: осознавать влияние идей Просвещения на общественную мысль в России; называть и характеризовать литературные стили и жанры, популярные в данный период; понимать значение идей «просвещенного абсолютизма» в развитии российской культуры второй половины XVIII в.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять и применять понятия: классицизм, сентиментализм', описывать литературные произведения; объяснять причины обмирщения культуры; анализировать художественное произведение с исторической точки зрения; устанавливать факторы, способствующие развитию художественной культуры; метапредметные УУД:

  1. коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования и регуляции своей деятельности; работая в группе, аргументировать свою точку зрения, выступать публично; 2) регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; выстраивать алгоритм действий; представлять результаты своей деятельности; 3) познавательные: на основе текстового и графического материала характеризовать художественную культуру XVIII в.; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; опираясь на текст исторического документа, анализировать духовные ценности наших предков; личностные УУД: выражать личностное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять уважение к культурному наследию страны.

Оборудование: учебник; слайды с портретами писателей и публицистов XVIII в., самостоятельно подготовленные учителем в программе PowerPoint; дополнительный материал.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Вопросы к классу

  • Какие проблемы поднимались и обсуждались в российском обществе XVIII в.?

  • В чем была их новизна?

  • Какие достижения западноевропейской общественной мысли XVIII в. вы можете назвать?

  • Как они могли влиять на развитие русской культуры? (Ответы учеников.)

  1. Мотивационно- целевой этап

XVIII столетие было интереснейшим периодом российской истории. Реформы Петра I, «просвещенный абсолютизм» Екатерины II повлияли на развитие общественно-политической мысли. Какие же проблемы поднимали российские общественные деятели?

Тема урока: «Общественная мысль, публицистика, литература, пресса».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • Какие вопросы (круг вопросов) мы должны обсудить? (Ученики высказывают свои предположения и формулируют

цель и задачи урока.)

План урока

  1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России.

  2. Особенности развития отечественной художественной культуры.

  3. Литература.

  4. Общественная мысль, политическая литература, публицистика.

  5. Мемуары.

  6. Пресса.

Проблемный вопрос: Можно ли утверждать, что достижения русской культуры XVIII в. были не менее значимы для развития страны, чем реформы и военные победы?

  1. Работа по теме урока

1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России

На формирование идеологии Просвещения оказала большое влияние научная революция конца XVIII в. Развитие точных наук породило веру в способности человеческого разума и привело к распространению идей рационализма. Все, что не может быть признано разумным, причислялось к суевериям. Просветители считали, что безграничное познание изменит судьбу человечества. В их трудах человек — это свободный, обладающей врожденной моралью индивид, а все его пороки лишь следствие заблуждений и предрассудков. Главным средством улучшения общества многие просветители считали образование и воспитание в соответствии с природными склонностями ребенка.

Эпоха Просвещения — это время формирования современных представлений о государстве как объединении людей на основе взаимных обязательств (теория общественного договора), где все граждане имеют равные права (теория естественного права) и должны обладать демократическими свободами (свобода совести и т. д.).

Человеком, способным осуществить преобразования, направленные на установление политического единства нации, по мнению многих идеологов этой эпохи, должен стать просвещенный монарх. Однако некоторые просветители (например, Жан-Жак Руссо) отстаивали идею народного суверенитета и демократической республики.

Как известно, Екатерина II поддерживала переписку с Вольтером и Дидро, основала Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, а когда во Франции издание Энциклопедии было под запретом, она предлагала Дидро закончить свою работу в России. При этом российская императрица, проповедующая в «Наказе» принципы освобождения крестьян, расширила права помещиков, разрешив им ссылать крестьян в Сибирь и разлучать с семьями.




Особенности развития отечественной художественной культуры

— Работая с п. 2 § 26, выделите основные особенности развития отечественной художественной культуры и графически их отобразите.

(В ходе выполнения задания ученики составляют схему (см. с. 240).)

  1. Литература

(В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.)

Автор

Жанр

Наиболее известное произведение

Антиох Дмитриевич Кантемир

Сатиры, басни

«На хулящих учение»

Василий Кириллович Тредиаковский

Оды, элегии, басни


Александр Петрович Сумароков

Трагедии,

комедии

«Димитрий

Самозванец»


Михаил Васильевич Ломоносов

Оды, басни


Денис Иванович Фонвизин

Комедии

«Недоросль»

Гавриил Романович Державин

Оды, басни

«Фелица»

Николай Михайлович Карамзин

Повести, элегии

«Бедная Лиза»



Дополнительный материал

Ястреб, павлин и сова

Говорят, что некогда птичий воевода

Убит быв, на его чин из воздушна рода

Трое у царя орла милости просили,

Ястреб, сова и павлин, и все приносили,

Чтобы правость просьбы явить, правильны доводы.

Ястреб храбрость представлял и многие годы,

В которых службы на ся военной нес бремя;

Сова сулила не спать век в ночное время;

Павлин хвастал перьями и хвостом пригожим.

Кто, мнишь, казался царю в воеводск чин гожим? —

Сова; ястребу отказ, отказ и павлину.

Орел, своего суда изъяснив причину,

Сказал, что ястреб, хоть храбр, хоть и многи леты

В военной службе служил, достойно приметы

Ничего не учинил, почему уж мало

И впредь плода ожидать: в ком бо славы жало

С младых лет не действует — седина бесплодна;

Что павлину перья так, как и гордость, сродна;

А сова нравом тиха, ссор она напрасно

Не ищет, знает себя защищать согласно

Своим силам, когда кто вредить ей желает;

Недремно та бодрствует, пока унывает

Прочее племя во сне. Таков воевода

Годен к безопасности целого народа.

А.Д. Кантемир (1731 г.) ***

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

Но в самой истине ты перед нами царь;

Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,

Что видишь, все твое; везде в своем дому,

Не просишь ни о чем, не должен никому.

М.В. Ломоносов

  1. Общественная мысль, политическая литература, публицистика

(В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.)

Автор

Идеи

Произведение

Примечание

Василий

Никитич

Татищев

Самодержавное правление — естественный способ управления для России

Записка, поданная Сенату в 1730 г.


Артемий

Петрович

Волынский

Право дворян участвовать в управлении государством

«Проект о поправлении государственных дел»


Александр Николаевич Радищев

Осуждение самодержавия и крепостного права

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Обвинен в призывах к свержению самодержавия и сослан в Сибирь (1790 г.). При Павле I возвращен из Сибири, отбывал ссылку в своем имении

Николай Иванович Новиков

Издание произведений, обличающих коррупцию, злоупотребления помещиков и другие социальные язвы


Арестован и без суда заключен в Шлиссель- бургскую крепость (1792 г.). Освобожден Павлом I



  1. Мемуары

(Рассказ учителя с привлечением дополнительного материала.)



Дополнительный материал

Отрывок из записок Екатерины II

Помню, что как-то раз, на одном из этих публичных маскарадов, узнав, что все делают себе новые и прекраснейшие платья, и потеряв надежду превзойти всех женщин, я придумала надеть гродетуровый белый корсаж (у меня тогда была очень тонкая талия) и такую же юбку на очень маленьких фижмах; я велела убрать волосы спереди как можно лучше, а назади сделать локоны из волос, которые были у меня очень длинные, очень густые и очень красивые; я велела их завязать белой лентой сзади в виде лисьего хвоста и приколола к ним одну только розу с бутонами и листьями, которые до неузнаваемости походили на настоящие; другую я приколола к корсажу; я надела на шею брыжжи из очень белого газу, рукавчики и маленький передник из того же газу и отправилась на бал. В ту минуту, как я вошла, я легко заметила, что обращаю на себя все взоры. Я прошла, не останавливаясь, через всю галерею и вошла в покои, которые составляли другую половину; я встретила императрицу, которая мне сказала: «Боже мой, какая простота! как! даже ни одной мушки?» Я засмеялась и ответила, что это для того, чтобы быть легче одетой.

Она вынула из своего кармана коробочку с мушками и выбрала из них одну средней величины, которую прилепила мне на лицо. Оставив ее, я вскоре вернулась в галерею, где показала мушку самым близким, а также фавориткам императрицы, и так как мне было очень весело, то в этот вечер я танцевала больше обыкновенного. Не помню, чтобы когда-либо в жизни я получала столько от всех похвал, как в тот день. Говорили, что я прекрасна, как день, и поразительно хороша; правду сказать, я никогда не считала себя чрезвычайно красивой, но я нравилась, и полагаю, что в этом и была моя сила. Я вернулась домой очень довольная тем, что придумала такую простоту, в то время как остальные наряды были редкой изысканности. В таких развлечениях окончился 1750 год.

«Собственноручные записки императрицы Екатерины II»

Отрывок из записок Е.Р. Дашковой

Примите историю моей жизни, грустную историю, из которой легко было бы составить увлекательный роман... Я писала ее без приготовления, так, как я. говорю, и с полной откровенностью, устоявшей против всех горьких уроков опыта. Правда, я обошла молчанием или только слегка коснулась тех душевных потрясений, которые были следствием неблагодарности людей, обманувших мое безграничное доверие им. Это единственные факты, обойденные мной; одно воспоминание о них еще доселе приводит меня в трепет.

Из моего рассказа будет видно, как опасно плыть на одном корабле с «великими мира сего» и как придворная атмосфера душит развитие самых энергических натур; за всем тем совесть, свободная от упрека, может дать нам достаточно сил — чтобы обезоружить твердостью души свирепость тирана и спокойно перенести самые несправедливые гонения. Здесь же мы найдем пример, как зависть и ее верная подруга — клевета — преследуют нас на известной степени славы.



Когда мне было уже шестьдесят лет, когда я вынесла много несчастий, болезней, жестокое изгнание и в уединении посвятила себя благу своих крестьян, мой взор в первый раз обратился к прошедшему; и я увидела всю ложь и пристрастные обвинения, распространенные некоторыми французскими писателями против Катерины большой [Екатерины II], но вместе с тем они не пощадили по дороге своего злословия и ее друга; Катерину маленькую [Е.Р. Дашкову]. В этих памфлетах ваша Дашкова очернена всеми пороками, совершенно чуждыми ее характеру; у одних она является женщиной самого преступного честолюбия, у других — грубой развратницей.

«Записки княгини Е.Р. Дашковой»

  1. Пресса

(Изучение материала с помощью приема «комментированное чтение».)

  1. Первичный контроль и закрепление знаний

(Для проверки уровня усвоения нового материала учитель использует вопросы и задания для работы с текстом параграфа и задания рубрики «Работаем с картой».)

Домашнее задание

  1. Прочитать § 26.

  2. Выполнить задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» (на выбор).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Общественная мысль, публицистика, литература, пресса XVIII века

Автор: Осипов Алексей Петрович

Дата: 20.03.2021

Номер свидетельства: 576026

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства