Участие казахов в восстании под руководством Е.Пугачёва
Участие казахов в восстании под руководством Е.Пугачёва
в разработке урока представлены краеведческие материалы по истории кая об участии казахов в восстании под руководством Е.Пугачева. Имеются сведения об исторических местах, посещении А.С.Пушкина по сбору сведений о восстании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Участие казахов в восстании под руководством Е.Пугачёва»
Тема: Участие казахов в крестьянской войне под руководством Е.И.Пугачева (1773 – 1775 гг)
Цель урока: Определить причины и значение участия казахов Младшего и Среднего жузов в восстании Е.Пугачёва
Цели обучения: выявить предпосылки и причины участия казахов в восстании,
-развитие навыков исследовательской деятельности, работы с картой,
-формирование умений анализировать, выделять главное, находить причинно-следственные связи.
Критерии оценки: объясняют причины участия казахов Младшего и Среднего жузов в восстании Е.Пугачёва.
-знают основные даты и события восстания,
-определяют причины поражения и историческое значение восстания.
Языковые цели: Навыки говорения и слушания – выступление учащихся.
Навыки чтения - работа с текстом, составление вопросов.
Привитие ценностей: Уважение, открытость, казахстанский патриотизм и гражданская ответственность
Межпредметные связи: История Казахстана, всемирная история, география, русская литература.
Ход урока:
Психологический настрой. Приветствие.
Актуализация знаний и умений:
Каково было положение казахского ханства во второй половине XVIII века? Покажите на карте территории казахских жузов.
Мозговой штурм: Показ видеофильма «Е. Пугачёв»
Какие вопросы у вас возникли по новой теме?
Учащиеся записывают вопросы на стикерах и помещают на доску.
Формирование знаний и навыков.
Сегодня мы изучаем новую тему: участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачёва. Историки по-разному называют это событие. Одни называют «восстание», другие – «бунт», третьи – «крестьянская война». Мы определили основные задачи, вопросы по данной теме, теперь изучим тему глубже.
А) Работа в группах.
Деление на группы
«Аналитики», «Краеведы»,«Историки», «Эксперты».
Каждой из групп предварительно были даны задания, подготовить выступления, презентации по темам. Содержание выступлений заранее учителем просмотрены и обсуждены с учениками, даны памятки по подготовке презентаций.
1 группа: Почему казахи Младшего и Среднего жузов приняли участие в восстании Е.Пугачёва»
2 группа: «Путешествие по местам Пугачёвского восстания»
3 группа: В каких сражениях участвовали отряды Младшего и Среднего жузов, указать на карте, последовательность событий.
4 группа: Каковы были последствия восстания?
Выступление групп: (приблизительные ответы)
1 группа: нехватка пастбищ, строительство военных укреплений, захват территорий.
2 группа: Образ Пугачёва в произведениях писателей, поэтов
Музей Е.И.Пугачёва. Сообщение, презентация.
3 группа: Отношение хана Нуралы к восстанию.
Осенью 1773 года казахи держали в постоянной осаде все укрепления от Оренбурга до Гурьева, оттягивая на себя значительные силы царских войск. Часть казахской знати сразу же поддержала восстание. Так, султаны Ералы, Досалы, Айшуак, Сейдалы выступили на стороне восставших. Казахские отряды выступали в осаде и штурме не только мелких, но и крупных укрепленных крепостей: Яицкого городка, Гурьева, Орска, Саратова и Пензы.
4 группа: Царское правительство, закончив войну с Турцией, направило против восставших значительные силы. В августе 1774 г. под Царицыным Е.Пугачёв потерпел поражение.
После подавления основных очагов восстания в казахских степях антиколониальное движение получило продолжение. Оно получило название «Движение Невидимки» (Коктемира).
Взаимооценивание групп. Светофор.
Закрепление темы: «Своя игра».
Каждой группе предоставляются вопросы.
Даты и события.
Термины, определения.
История и личность.
Исторические памятники Уральска.
1) Даты и события:
1.Годы крестьянского восстания под руководством Е.Пугачёва.(1773-1775гг)
2. В каком году в Уральск прибыл А.С. Пушкин, собирая сведения о Пугачевском восстании? (1833г)
3. В каком году правительственным указом тюркское название реки Яик (Жайык) переименовали в Урал? (1775)
4. В каком году отряды казахов Среднего жуза разгромили Алабугский редут? ( июнь 1774г)
2) Термины, определения.
Манифест, крепостное право, казачество, барымта.
3) История и личность.
1.Зарекомендовал себя как искусный дипломат, военачальник и умелый организатор в ходе крестьянского восстания Е.Пугачёва?
2.Передал письмо Е.Пугачёву о своей готовности служить руководителю восстания, но впоследствии занял нейтральную позицию, формально обещая помощь и царским отрядам?
3. Кто из казахской знати поддержал восстание Е.Пугачёва?
4.Кому принадлежал дом, где в современное время находится музей Е.Пугачёва?
4) Исторические памятники Уральска.
С каким историческим событием связан этот дом?
В какой части города находится этот собор?
Каким событием известен этот храм?
Чем известен этот дом?
Рефлексия: Ребята! Теперь посмотрите на вопросы, на которые вы хотели узнать ответы. Если вы нашли ответы на них, то можете забрать стикеры, если нет, на следующем уроке мы попробуем ответить.
Заключение: Речь учителя. Участие казахов в одном из крупнейших крестьянских восстаний России имело огромное историческое значение. В ходе восстания была продемонстрирована попытка совместного выступления многонационального населения Волжско-Яицкого региона: русских, башкир, казахов и калмыков против колониальной политики царского правительства. Участие казахов в данном восстании показало стремление кочевников восстановить независимость, остановить военную экспансию в Казахстан.