Цели для ученика 1. закрепить навыки работы с исторической картой и историческим источником; 2. сформировать представление о внешних условиях, в которых существовала Россия; 3. научиться выявлять причинно-следственные связи между различными сферами жизни ; | Цели для учителя: познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале ХХ века Образовательные – подвести учащихся к пониманию причин, повода, последствий Русско-японской войны; Развивающие – продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы; Воспитательные – воспитание уважения к героям русско-японской войны; |
Тип урока: Урок отработки навыков и умений | Форма урока: комбинированный |
Опорные понятия, термины: Военный флот, воинский набор; | Новые понятия: Крейсер, броненосец, флагманский корабль |
Формы контроля: Работа с исторической картой, историческим источником, историческими характеристиками, воспоминаниями, историческими оценками, беседа; | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»: § 4+составьте хронологическую таблицу «Основные события Русско-японской войны» 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» - § 4+ выполните задания на контурной карте (№ 3 на стр.33 учебника) 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» - § 4+ выполните задание № 1 на стр. 33 учебника+ подготовить характеристику исторического деятеля (вице-адмирал С.О.Макаров, А.Н.Куропаткин, Р.И.Кондратенко, А.М.Стессель) |
Оборудование урока: Компьютер, проектор, презентация, учебник, папка индивидуальных дополнительных заданий |
1.Особенности договора об аренде Ляодунского полуострова 3. Гибель «Варяга» 5. Цусимское сражение
2.Падение Порт-Артура: причины и итоги 4. Битва при Мукдене 6. Русско-японская война в литературе ХХ века.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Обучающие и развивающие задания | Диагностирующие задания |
I 1-2 мин. | Организационный момент: Добрый день, ребята! Сегодня нам предстоит изучить одну из трагических страниц русской военной истории. Естественно, что в связи с этим нам необходимо будет поработать с исторической картой и источником. | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Запишите тему урока: «Внешняя политика России. Русско- японская война 1904 -1905 гг.» | -Что необходимо сделать еще до начала работы по теме урока? | Развитие навыков концентрации внимания, развития активновсти в познавательной деятельности | Созданы предпосылки для самостоятельного создания алгоритма /плана/ изучения темы. |
II. 5-7 мин | Проверка домашнего задания: | Решают учебные задачи; Пересказывают текст параграфа, отвечают на дополнительные вопросы Работают с понятийным аппаратом Дают краткую характеристику историческим личностям | 3.Дать характеристику исторического деятеля: Николай II. 4.В чем причины и особенности борьбы в верхних эшелонах власти. 6.Расскажите о нарастании противоречий между властью и обществом 7.Что такое «зубатовский социализм»? 8.Расскажите о создании РСДРП. 10.Рассказать о создании партии социалистов-рево-люционеров 11.Расскажите о создании либеральных организаций 12.Какие либеральные проекты предлагал П.Д. Святополк - Мирский | 1.Выполните тест «Про-верка домашнего задания» 2. Выполните задания для повторения в папке ИДЗ (по вариантам 1,2,3) 5. Дать краткую характе-ристику исторического деятеля: С.Ю. Витте, В.К. Плеве. 9. Дать краткую характе-ристику исторического деятеля: В.И.Ленин | Развитие навыков концентрации внимания, закрепление различных учебных навыков и умений | Проведен контроль учебной деятельности учащихся, закреплены основные учебные навыки, созданы предпосылки для изучения новой темы |
III. 3 мин | Актуализация опорных знаний: | Записывают вопрос в тетрадь | - На какие вопросы нам необходимо ответить для того добиться успеха? - Какие материалы понадо-бятся нам для успешной работы? | | Анализировать и обобщать, делать выводы, определять виды деятельности, выдвигать версии | Определены цель и проблема в учебной деятельности |
IV. 3 мин | Постановка учебных задач и целей. | Записывают задание в тетрадь | 1.Выполните все задания на исторической карте 2.Наметьте тезисы для создания характеристики исторического события | - Составьте план работы на уроке - Определите методы работы (2 ученика выполняют зада-ние у доски, остальные в тетради) | Планировать учебную деятельность | Поставлены учебные задачи, определены методы их решения |
V. 20 мин | Изучение нового материала: 1.Основные направления и задачи внешней политики России на рубеже XIX-XXвв. 2.Особенности Дальневосточной политики 3.Причины русско-японской войны 4.Начало военных действий 5. Падение Порт-Артура 6. Ход военных событий в 1905г. 7. Окончание войны. Сближение России и Англии. | Работают над созданием опор-ного конспекта Работают с исто-рическим источ-ником Работают над созданием опор-ного конспекта Составляют осно-ву для характери-стики Работают с поня-тийным аппара-том Работают с хроно-логической табли-цей и видеофиль-мом Работают с историческим источником | Проработайте схему № 1 «Внешняя политика России на рубеже XIX –XX вв.» Проработайте историчес-кий документ №1 «Союзный договор между Россией и Китаем» Проработайте историчес-кий документ № 2 «Конвенция об аренде Ляодунского полуострова» Заполните хронологическую таблицу Проработайте историчес-кий документ № 3 «Портсмутский мирный договор» | Выполните задания на контурной карте Вопросы и задания к видеофильму:(на доске) 1.Расставьте в хронологиче-ской последовательности военные события 1904-1905 2.Перечислите русских военачальников, принимав-ших участие в военных действиях в 1904 -1905гг. 3.В чем причины пораже-ния России в войне с Японией? Перечислите не менее трех пунктов с пояснениями. Вопросы для беседы: 1.Установите взаимосвязи между событиями Русско-японской войны и Революцией 1905года 2. Как повялияла война на внутреннюю политику России? | Навыки состав-ления опорного конспекта; раз-витие памяти; навык индиви-дуальной рабо-ты; навыки анализа и сис-тематизации знаний; Формирование понятийного аппарата Навыки выде-ления главного, систематизации и сравнения Навык поиска главного в тексте | Отработаны основные учеб-ные навыки, най-дены ответы на основные вопро-сы урока, обеспе-чено усвоение материала Обеспечено усвоение новых понятий Закреплены умения работы с историческим источником |
VI. 5 мин | Первичное закрепление: | Решают учебные задачи | Выполните задание повторения в папке ИДЗ (задание выполняется по рядам 1,2,3) | | Навык систематизации материала | Контроль и коррекция развития учебных навыков и умений |
VII. 5 мин | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Самостоятельно решают учебные задачи | | Работают над составлением аналитической справки по плану | Навыки самоконтроля успешности деятельности | Контроль и коррекция развития учебных навыков и умений |
VIII. 3 мин | Рефлексия | Отвечают на вопросы | | 1.На мой взгляд, самым активным на уроке был… 2.Я бы поставил оценку «отлично» следующим ученикам… 3. На мой взгляд, эта тема … (важна, неважна, слишком сложна для понимания) | Навыки самоконтроля успешности деятельности | Самоконтролль деятелльности на уроке |
IX. 1-2 мин. | Подведение итогов урока и работы | Сообщают о результатах, проделанной работы | Составьте характеристику исторического события: «Русско-японская война» | | Самоанализ деятельности учащихся | Создание ситиуции успешности |
IX. 3 мин. | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» | § 4+составьте хронологическую таблицу «Основные события Русско-японской войны» § 4+ выполните задания на контурной карте (№ 3 на стр.33 учебника) § 4+ выполните задание № 1 на стр. 33 учебника+ подготовить характеристику исторического деятеля (вице-адмирал С.О.Макаров, А.Н.Куропаткин, Р.И.Кондратенко, А.М.Стессель) |