kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Политическая система СССР в 1930-е гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная технологическая карта урока "Политическая система СССР в 1930-е гг.", соответствующая ФГОС СОО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Политическая система СССР в 1930-е гг."»

Технологическая карта конструирования урока __комбинированного__ ___10___ класс

(укажите тип урока) (с 5 по 10)

Учитель: _Кондрашкина Лениза Рашидовна________________________


Предмет


История России

Класс


10

Тема урока




Политическая система СССР в 1930-е гг.

Цель урока



Охарактеризовать политическую систему СССР в 1930-е гг.

Задачи урока



  • Дидактические:

  • Определить суть понятий «Сталинский социализм», Сталинская диктатура, Культ личности, Враг народа, Массовые репрессии, «Пятая колонна»;

  • Выявить причины возникновения тоталитарного режима в СССР в 1930-е гг.;

  • Проанализировать основные положения Конституции 1936 г.;

  • Рассмотреть процесс формирования партийного государства в 1930-е гг.;

  • Охарактеризовать репрессивную политику в 1930 – е гг.;

  • Сформировать представление о массовых общественных организациях СССР в 1930-е гг.;

  • Критически оценить особенности внутренней политики СССР в 1930-е гг.;

  • Прогнозировать следствия политической системы СССР в 1930-е гг.

  • Развивающие:

  • Развитие умения работать с тестовыми заданиями;

  • Развитие умения формулировать цель обучения;

  • Закрепить умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую информацию, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

  • Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;

  • Развитие умения анализировать информацию из исторических источников;

  • Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально;

  • Развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • Развитие умения систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе.


  • Воспитательные:

  • Сформировать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся идеологических доктрин;

  • Показать значимость социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;

  • Сформировать уважение к демократическим ценностям современного общества, правам и свободам человека;

  • Развивать чувство ответственности за совершаемые действия.


Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные УУД

Личностные

  •  Определяют суть понятий «Сталинский социализм», Сталинская диктатура, Культ личности, Враг народа, Массовые репрессии, «Пятая колонна», Пионерия;

  • Знают причины возникновения тоталитарного режима в СССР в 1930-е гг.;

  • Могут проанализировать основные положения Конституции 1936 г.;

  • Могут охарактеризовать процесс формирования партийного государства в 1930-е гг.;

  • Могут охарактеризовать репрессивную политику в 1930 – е гг.;

  • Сформировано представление о массовых общественных организациях СССР в 1930-е гг.;

  • Критически оценивают особенности внутренней политики СССР в 1930-е гг.;

  • Прогнозируют следствия политической системы СССР в 1930-е гг.



  • Умеют работать с тестовыми заданиями;

  • Умеют работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую информацию, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

  • Могут использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • Умеют формулировать цель обучения;

  • Умеют логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;

  • Анализируют информацию из исторических источников;

  • Могут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально;

  • Развиты умения и навыки поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • Могут систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе.


  • Сформированы мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся идеологических доктрин;

  • Осознают значимость социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;

  • Сформировано уважение к демократическим ценностям современного общества, правам и свободам человека;

  • Понимают необходимость ответственности за свои деяния.


Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

Видеоролик «Поиск «врагов народа»: политические репрессии в СССР»

История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3ч. Ч. 1 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.: ил., карт.


Доска, раздаточный материал:

Тест по теме:

«Индустриализация и коллективизация» (Приложение 1), компьютер, проектор

Основные понятия

«Сталинский социализм». Сталинская диктатура. Культ личности. Враг народа. Массовые репрессии. «Пятая колонна».

Основные даты

1936 г. — принятие новой Конституции СССР. 1937—1938 гг. — пик массовых политических репрессий

Персоналии

Л. Д. Троцкий. М. Н. Тухачевский. Н. И. Бухарин. Н. И. Ежов. Г. Е. Зиновьев. Л. Б. Каменев. С. М. Киров. А. И. Рыков. И. В. Сталин

Форма проведения урока

 Беседа


Этап урока

(с хронометражем)

Действия

учителя

Действия

учеников

Формирование

УУД

I. Организационный момент.

30 секунд

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


II. Проверка домашнего задания

10 минут

Предлагает выполнить задания в тестовой форме, контролирует время и процесс выполнения заданий.

Раздаточный материал: тест по теме:

«Индустриализация и коллективизация» (Приложение 1)

Выполняют тестовые задания разной степени сложности

Развитие умения работать с тестовыми заданиями;


Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

III. Актуализация знания, целеполагание, мотивация


2 минуты


Учитель: На прошлых уроках мы с вами охарактеризовали экономическую политику СССР в 1920-е – 1930-е гг., рассмотрели индустриализацию и коллективизацию. А сегодня нам нужно охарактеризовать политическую систему СССР в 1930-е гг. Попробуйте самостоятельно сформулировать проблемные вопросы:

  • Какие отличительные черты имела политическая система СССР в 1930-е гг.?

  • Почему в СССР стало возможным становление тоталитарного режима?

Внимательно слушают, осмысливают цели и задач урока. Самостоятельно формулируют проблемные вопросы.

Развитие умения формулировать цель обучения

IV. Изучение нового материала


25 минут

Учитель: Вспомните уроки обществознания и назовите основные признаки тоталитарной системы.

Отвечают на вопрос учителя.

Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Учитель: Процесс формирования тоталитарного политического режима в СССР был длительным. Факты свидетельствуют, что с момента прихода к власти большевиков начинают проявляться черты единовластия. Вспомните эти факты.

Отвечают на вопрос учителя (Примерный ответ: запрет партии кадетов, разгон Учредительного собрания, «Красный террор», показательные судебные процессы над эсерами и меньшевиками, принятие резолюции X-го съезда РКП(б) «О единстве в партии».)

Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Учитель: в 1936 г. была принята Конституция СССР. Давайте рассмотрим основные положения данного документа. Для этого вам нужно прочитать 1 пункт 17 параграфа учебника на страницах 142 – 143 и тезисно выписать в тетради основные положения Конституции 1936 г.


Далее совместное обсуждение результатов работы.

Внимательно читают прочитать 1 пункт 17 параграфа учебника на страницах 142 – 143 и тезисно выписывают в тетради основные положения Конституции 1936 г. Далее озвучивают результаты работы, делают выводы.

Закрепить умение работать с учебной информацией (анализировать текстовую информацию, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

Учитель: Напомню, что в ходе внутрипартийной борьбы 1920-х гг. Сталину удалось отстранить от руководства в партии и государстве Троцкого, Каменева, Зиновьева, Рыкова, Бухарина и др., и к концу 1920- х гг. он оказался на вершине власти. Прочитайте 2 пункт 17 параграфа и выясните роль партии в советской политической системе.


Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Читают 2 пункт 17 параграфа, ищут ответ на вопрос.

Закрепить умение работать с учебной информацией;


Беседа по прочитанному материалу:

  • В чьих руках сосредоточилась вся власть в СССР к 1930-м гг.?

  • Какими методами коммунистическая партия добилась полного подчинения граждан СССР своей воле, решениям?

  • Как назывался партийный орган, без одобрения которого не принимался ни один закон, ни одно решение государственных вопросов?


В 1930-е гг. появился тезис: «Сталин — это Ленин сегодня». Как вы считаете, правомерно ли связывать сталинизм и ленинизм или это разные системы взглядов и идей? Сравните сталинскую и ленинскую политику построения социализма в стране по следующим признакам: экономическая основа системы (форма собственности); принцип и метод осуществления власти; цели государства, его идейно-теоретические основы, методы реализации задач.

Ответы на вопросы учителя.











Определяют роль партии в политической системе государства.


Сравнивают политические идеи, течения и делают выводы.

Осуществляют сравнительный анализ по заданным критериям

Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;


Развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;


Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально;




Учитель: как вы думаете, какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина?

Своего апогея репрессии достигают в 1935-1938 гг.

Показ видеоролика «Поиск «врагов народа»: политические репрессии в СССР».

Вопросы:

  • Назовите причины репрессивной политики

  • Охарактеризуйте процесс данной политики.

  • Перечислите последствия репрессивной политики.

Внимательно смотрят видеоролик и отвечают на вопросы учителя.

Развитие умения анализировать информацию из источников;


Развитие умений и навыков систематизации и комплексного анализа исторической информации;


Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально;



Учитель: Прочитайте пункт 4 17 параграфа на страннице 146 и назовите массовые общественные организации, действующие в СССР. Какова была их роль в жизни страны, советского народа?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Читают 2 пункт 17 параграфа, ищут ответ на вопрос.

Закрепить умение работать с учебной информацией;


Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;


V. Закрепление изученного

3 минуты

Повторяет проблемные вопросы, сформулированные в начале урока

Отвечают на проблемные вопросы

Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;

VI. Подведение итогов

1 минута

Подводит итог урока

Слушают учителя


VII. Информация о домашнем задании

1 минута

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.


§ 17 учебника. Письменно: используя дополнительные источники информации, приведите примеры сопротивления режиму власти И. В. Сталина в 1930-е гг.

Записывают домашнее задание



Приложение 1


Тестовые задания по теме «Экономическая политика СССР в 1920-е – 1930-е гг.: индустриализация и коллективизация».


1. «Съездом индустриализации» называют: а) II съезд Советов б) II съезд РСДРП (б) в) XIV съезд ВКП (б) г) VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР.

2. Цель форсированной индустриализации в СССР а) развитие рыночных отношений б) повышение уровня жизни населения в) восстановление разрушенного в Гражданскую войну хозяйства г) ликвидация технико-экономической отста­лости страны

3. Массовое соревнование за повышение производительности труда в 1930-е гг. получило название а) стахановское движение б) движение «сменовеховцев» в) движение «двадцатипятитысячников» г) движение ударников коммунистического труда.

4. Особенность индустриализации в СССР состояла в том, что она а) проходила в условиях господства командно-административной системы б) способствовала созданию многоукладной эко­номики в) интегрировала экономику России в мировой рынок г) началась в лёгкой промышленности.

5. В результате индустриализации СССР а) вступил в полосу экономического кризиса б) превратился в страну с рыночной экономикой в) вышел на 2-е место в мире по объёму промышленного производства г) превратился в мирового лидера по производ­ству товаров народного потребления.

6. Речь Сталина: «Наступать на кулачество – это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс», – была произнесена в а) 1917 г. б) 1921 г. в) 1929 г. г) 1935 г.

7. Проведение политики раскулачивания объяс­нялось а) отказом кулацких хозяйств от производства хлеба б) мощным крестьянским восстанием, начав­шимся в России в) голодом на Украине и в Центральной России г) стремлением власти уничтожить рыночные отношения в деревне.

8. Как называется статья, о которой идёт речь в отрывке из воспоминаний? «Перегибы с массовой коллективизацией повлекли за собой статью … не только расширяло число виноватых... но и подталкивало людей вроде меня, далеких от понимания всех происходивших в деревне процессов, всей их сложности, к однозначному и полезному для авторитета Сталина решению: именно
на том уровне, о котором он писал, и происходили эти ошибки. И если бы он не остановил, не спас от дальнейших ошибок, то они нарастали бы. Он выступал для нас в роли спасителя от ошибок...» а) «Письмо к съезду» б) «Апрельские тезисы» в) «Год великого перелома» г) «Головокружение от успехов».

9. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Валовой сбор и посевная площадь зерновых


1929 г.

1932 г.

1934 г.

Валовой сбор (млн. ц.)

717

699

894

Посевная площадь (млн. га)

96

100

104



Начала суждений

Варианты завершения суждений

А) Сокращение урожая при росте посевных площадей было замечено

  1. в 1929 г.

  1. сокращались

Б) Размеры посевных площадей увеличивались

  1. в 1932 г.

  1. увеличивались

В) Наибольшие показатели по сбору зерновых были достигнуты

  1. в 1934 г.



Ключи: 1) в; 2) г; 3) а; 4) а; 5) в; 6) в; 7) г; 8) г; 9) А3, Б4, В5.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Политическая система СССР в 1930-е гг."

Автор: Кондрашкина Лениза Рашидовна

Дата: 12.12.2021

Номер свидетельства: 594414


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства