Предмет | История России | Класс | 10 |
Тема урока | Политическая система СССР в 1930-е гг. |
Цель урока | Охарактеризовать политическую систему СССР в 1930-е гг. |
Задачи урока | Определить суть понятий «Сталинский социализм», Сталинская диктатура, Культ личности, Враг народа, Массовые репрессии, «Пятая колонна»; Выявить причины возникновения тоталитарного режима в СССР в 1930-е гг.; Проанализировать основные положения Конституции 1936 г.; Рассмотреть процесс формирования партийного государства в 1930-е гг.; Охарактеризовать репрессивную политику в 1930 – е гг.; Сформировать представление о массовых общественных организациях СССР в 1930-е гг.; Критически оценить особенности внутренней политики СССР в 1930-е гг.; Прогнозировать следствия политической системы СССР в 1930-е гг. Развитие умения работать с тестовыми заданиями; Развитие умения формулировать цель обучения; Закрепить умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую информацию, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли; Развитие умения анализировать информацию из исторических источников; Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально; Развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; Развитие умения систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе. Сформировать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся идеологических доктрин; Показать значимость социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами; Сформировать уважение к демократическим ценностям современного общества, правам и свободам человека; Развивать чувство ответственности за совершаемые действия. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные |
Определяют суть понятий «Сталинский социализм», Сталинская диктатура, Культ личности, Враг народа, Массовые репрессии, «Пятая колонна», Пионерия; Знают причины возникновения тоталитарного режима в СССР в 1930-е гг.; Могут проанализировать основные положения Конституции 1936 г.; Могут охарактеризовать процесс формирования партийного государства в 1930-е гг.; Могут охарактеризовать репрессивную политику в 1930 – е гг.; Сформировано представление о массовых общественных организациях СССР в 1930-е гг.; Критически оценивают особенности внутренней политики СССР в 1930-е гг.; Прогнозируют следствия политической системы СССР в 1930-е гг. | Умеют работать с тестовыми заданиями; Умеют работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую информацию, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); Умеют логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли; Анализируют информацию из исторических источников; Могут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально; Развиты умения и навыки поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; Могут систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе. | Сформированы мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся идеологических доктрин; Осознают значимость социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами; Сформировано уважение к демократическим ценностям современного общества, правам и свободам человека; Понимают необходимость ответственности за свои деяния. |
Условия реализации урока |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование |
Видеоролик «Поиск «врагов народа»: политические репрессии в СССР» | История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3ч. Ч. 1 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.: ил., карт. | | Доска, раздаточный материал: Тест по теме: «Индустриализация и коллективизация» (Приложение 1), компьютер, проектор |
Основные понятия | «Сталинский социализм». Сталинская диктатура. Культ личности. Враг народа. Массовые репрессии. «Пятая колонна». |
Основные даты | 1936 г. — принятие новой Конституции СССР. 1937—1938 гг. — пик массовых политических репрессий |
Персоналии | Л. Д. Троцкий. М. Н. Тухачевский. Н. И. Бухарин. Н. И. Ежов. Г. Е. Зиновьев. Л. Б. Каменев. С. М. Киров. А. И. Рыков. И. В. Сталин |
Форма проведения урока | Беседа |
Этап урока (с хронометражем) | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД |
I. Организационный момент. 30 секунд | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | |
II. Проверка домашнего задания 10 минут | Предлагает выполнить задания в тестовой форме, контролирует время и процесс выполнения заданий. Раздаточный материал: тест по теме: «Индустриализация и коллективизация» (Приложение 1) | Выполняют тестовые задания разной степени сложности | Развитие умения работать с тестовыми заданиями; Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
III. Актуализация знания, целеполагание, мотивация 2 минуты | Учитель: На прошлых уроках мы с вами охарактеризовали экономическую политику СССР в 1920-е – 1930-е гг., рассмотрели индустриализацию и коллективизацию. А сегодня нам нужно охарактеризовать политическую систему СССР в 1930-е гг. Попробуйте самостоятельно сформулировать проблемные вопросы: Какие отличительные черты имела политическая система СССР в 1930-е гг.? Почему в СССР стало возможным становление тоталитарного режима? | Внимательно слушают, осмысливают цели и задач урока. Самостоятельно формулируют проблемные вопросы. | Развитие умения формулировать цель обучения |
IV. Изучение нового материала 25 минут | Учитель: Вспомните уроки обществознания и назовите основные признаки тоталитарной системы. | Отвечают на вопрос учителя. | Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
Учитель: Процесс формирования тоталитарного политического режима в СССР был длительным. Факты свидетельствуют, что с момента прихода к власти большевиков начинают проявляться черты единовластия. Вспомните эти факты. | Отвечают на вопрос учителя (Примерный ответ: запрет партии кадетов, разгон Учредительного собрания, «Красный террор», показательные судебные процессы над эсерами и меньшевиками, принятие резолюции X-го съезда РКП(б) «О единстве в партии».) | Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
Учитель: в 1936 г. была принята Конституция СССР. Давайте рассмотрим основные положения данного документа. Для этого вам нужно прочитать 1 пункт 17 параграфа учебника на страницах 142 – 143 и тезисно выписать в тетради основные положения Конституции 1936 г. Далее совместное обсуждение результатов работы. | Внимательно читают прочитать 1 пункт 17 параграфа учебника на страницах 142 – 143 и тезисно выписывают в тетради основные положения Конституции 1936 г. Далее озвучивают результаты работы, делают выводы. | Закрепить умение работать с учебной информацией (анализировать текстовую информацию, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); |
Учитель: Напомню, что в ходе внутрипартийной борьбы 1920-х гг. Сталину удалось отстранить от руководства в партии и государстве Троцкого, Каменева, Зиновьева, Рыкова, Бухарина и др., и к концу 1920- х гг. он оказался на вершине власти. Прочитайте 2 пункт 17 параграфа и выясните роль партии в советской политической системе. | Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Читают 2 пункт 17 параграфа, ищут ответ на вопрос. | Закрепить умение работать с учебной информацией; |
Беседа по прочитанному материалу: В чьих руках сосредоточилась вся власть в СССР к 1930-м гг.? Какими методами коммунистическая партия добилась полного подчинения граждан СССР своей воле, решениям? Как назывался партийный орган, без одобрения которого не принимался ни один закон, ни одно решение государственных вопросов? В 1930-е гг. появился тезис: «Сталин — это Ленин сегодня». Как вы считаете, правомерно ли связывать сталинизм и ленинизм или это разные системы взглядов и идей? Сравните сталинскую и ленинскую политику построения социализма в стране по следующим признакам: экономическая основа системы (форма собственности); принцип и метод осуществления власти; цели государства, его идейно-теоретические основы, методы реализации задач. | Ответы на вопросы учителя. Определяют роль партии в политической системе государства. Сравнивают политические идеи, течения и делают выводы. Осуществляют сравнительный анализ по заданным критериям | Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли; Развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально; |
Учитель: как вы думаете, какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина? Своего апогея репрессии достигают в 1935-1938 гг. Показ видеоролика «Поиск «врагов народа»: политические репрессии в СССР». Вопросы: Назовите причины репрессивной политики Охарактеризуйте процесс данной политики. Перечислите последствия репрессивной политики. | Внимательно смотрят видеоролик и отвечают на вопросы учителя. | Развитие умения анализировать информацию из источников; Развитие умений и навыков систематизации и комплексного анализа исторической информации; Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально; |
Учитель: Прочитайте пункт 4 17 параграфа на страннице 146 и назовите массовые общественные организации, действующие в СССР. Какова была их роль в жизни страны, советского народа? | Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Читают 2 пункт 17 параграфа, ищут ответ на вопрос. | Закрепить умение работать с учебной информацией; Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли; |
V. Закрепление изученного 3 минуты | Повторяет проблемные вопросы, сформулированные в начале урока | Отвечают на проблемные вопросы | Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли; |
VI. Подведение итогов 1 минута | Подводит итог урока | Слушают учителя | |
VII. Информация о домашнем задании 1 минута | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. § 17 учебника. Письменно: используя дополнительные источники информации, приведите примеры сопротивления режиму власти И. В. Сталина в 1930-е гг. | Записывают домашнее задание | |
1. «Съездом индустриализации» называют: а) II съезд Советов б) II съезд РСДРП (б) в) XIV съезд ВКП (б) г) VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР.
2. Цель форсированной индустриализации в СССР а) развитие рыночных отношений б) повышение уровня жизни населения в) восстановление разрушенного в Гражданскую войну хозяйства г) ликвидация технико-экономической отсталости страны
3. Массовое соревнование за повышение производительности труда в 1930-е гг. получило название а) стахановское движение б) движение «сменовеховцев» в) движение «двадцатипятитысячников» г) движение ударников коммунистического труда.
4. Особенность индустриализации в СССР состояла в том, что она а) проходила в условиях господства командно-административной системы б) способствовала созданию многоукладной экономики в) интегрировала экономику России в мировой рынок г) началась в лёгкой промышленности.
5. В результате индустриализации СССР а) вступил в полосу экономического кризиса б) превратился в страну с рыночной экономикой в) вышел на 2-е место в мире по объёму промышленного производства г) превратился в мирового лидера по производству товаров народного потребления.
6. Речь Сталина: «Наступать на кулачество – это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс», – была произнесена в а) 1917 г. б) 1921 г. в) 1929 г. г) 1935 г.
7. Проведение политики раскулачивания объяснялось а) отказом кулацких хозяйств от производства хлеба б) мощным крестьянским восстанием, начавшимся в России в) голодом на Украине и в Центральной России г) стремлением власти уничтожить рыночные отношения в деревне.
8. Как называется статья, о которой идёт речь в отрывке из воспоминаний? «Перегибы с массовой коллективизацией повлекли за собой статью … не только расширяло число виноватых... но и подталкивало людей вроде меня, далеких от понимания всех происходивших в деревне процессов, всей их сложности, к однозначному и полезному для авторитета Сталина решению: именно
на том уровне, о котором он писал, и происходили эти ошибки. И если бы он не остановил, не спас от дальнейших ошибок, то они нарастали бы. Он выступал для нас в роли спасителя от ошибок...» а) «Письмо к съезду» б) «Апрельские тезисы» в) «Год великого перелома» г) «Головокружение от успехов».
9. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.