Технологическая карта урока по теме: «Петр Великий. Личность и характер»
Технологическая карта урока по теме: «Петр Великий. Личность и характер»
Данная методическая разработка представлена в виде технологической карты урока по теме «Петр Великий. Личность и характер» для среднего профессионального образования по учебному предмету ОУП.05 История.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
для специальности 10.02.05. Обеспечение информационной безопасности
автоматизированных систем
по теме: «Петр Великий. Личность и характер»
Составил преподаватель ГПБОУ РО
«Таганрогский механический колледж»
Скляренко Татьяна Васильевна
Таганрог
2022
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представлена в виде технологической карты по теме «Петр Великий. Личность и характер» для среднего профессионального образования по учебному предмету ОУП.05 История. Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
Настоящая методическая разработка включает в себя пояснительную записку, цели занятия, тип занятия, используемые педагогические технологии, место проведения.
В последнее время тема является актуальной, а именно в этом году празднуется 350 лет со дня рождения Петра, также, не стоит забывать неоценимый вклад Петра I, так как он основал наш город.
Межпредметные связи можно проследить со следующими предметами: Литература, география, обществознание, биология.
Данная тема является пятым уроком в календарно-тематическом планировании, на которую рассчитано два часа, на уроке реализуются следующие компетенции:
Личностные результаты:
ЛР 04 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ЛР 08 Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты:
МР 03 Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
МР 04 Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные результаты:
ПРб01 Сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире.
ПРб02 Владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе.
Общие компетенции:
ОК2.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач.
Вид занятия: лекция с элементами беседы, работа с литературой
Методы и методические приемы проведения занятия: репродуктивный, поисковый, словесный
Цели занятия:
образовательная: формировать у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли, формировать представление о личности Петра, его характере.
воспитательная: содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей, материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей.
развивающая: развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, корректно вести дискуссию, сравнивать и анализировать, делать выводы, умение работать с картой, документами, логически последовательно излагать материал
Работа над понятиями:
Вновь вводимыми:
Абсолютизм - (лат. - неограниченный, безусловный )- форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху. Также используется для обозначения особой социально-политической системы в условиях перехода от средневековья к Новому времени.
Ассамблеи - (фр) - бал, общественное собрание в эпоху Петра I.
Генерал-прокурор Сената – высшее лицо в центральной администрации, учрежденное Петром I в 1722 г. Глава Сената - "око государево". Стоял во главе прокуроров и фискалов.
Коллегия –
1) Группа должностных лиц, образующих административный, совещательный распорядительный орган.
2) Объединение лиц некоторых профессий.
3) Название некоторых учебных заведений в Европе и России.
4) Центральное правительственное учреждение в России в XVII в.
Кунсткамера - (нем. - кабинет редкостей, музей) в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллеккций редкостей и места их хранения.
Мануфактура - (лат. - рука+изготовление) - капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике. Существовали с середины XVI в.
Меркантилизм - (лат. - торговец, купец) - экономическая политика раннего периода становления индустриального общества. Она представляла собой активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, была основана на преобладании вывоза товаров над ввозом, на поощрении развития отечественной промышленности, защите ее от иностранной конкуренции, расширении зоны отечественного капитала за границей.
Петровское барокко - (ит. - вычурный) - архитектурный стиль эпохи с характерной для него типичностью, торжественностью, причудливостью форм.
Подушная подать - основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста.
Посессионные крестьяне - государственные крестьяне, переданные властями купцам в условное владение для работы на частных предприятиях.
"Потешные войска" - военные отряды, созданные Петром в селах Семеновском и Преображенском, составившие позднее основу русской регулярной армии.
Приписные крестьяне - дворцовые и государственные крестьяне, которые вместо уплаты подати должны были работать на казенных или частных заводах, то есть были прикреплены (приписаны) к ним.
Протекционизм - (лат. - прикрытие) - экономическая политика государства, имеющая целью ограждение национального хозяйства от иностранной конкуренции путем введения новых пошлин на ввозимые товары. Используется также ограничение или полный запрет ввоза определенных товаров, другие меры. Система протекций, покровительства при устройстве чьих-либо дел.
Святейший Синод - (гр. - собрание)(Духовная коллегия) - высший орган управления церковью в Российской Империи, учрежденный в 1718 г.
Сенат - (лат. - старик) - в России в 1711 - 1917 г. - Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром как высший орган по делам законодательства и государственного управления.
Фискал - (лат. - казенный) государственный чиновник в России в начале XVIII в., осуществлявший надзор за административно-финансовой и судебной деятельностью правительственных учреждений и должностных лиц.
Обеспечение занятия
Дидактический раздаточный материал:
Лекционный материал по теме «Петр Великий», карта «Российская империя при Петре I»(Приложение А); набор анаграмм по теме урока; видеоматериал; образцы таблиц для заполнения в Задании 1 и Задании 3; примерный перечень вопросов для обсуждения; опережающие задание; сообщения обучающихся по теме урока.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор, телевизор
Учебные места (для практических и лабораторных занятий)
На данном учебном занятии не используются
Основная литература:
1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 352 с., с.288-299
Личностные результаты освоения (ЛР): ЛР 04, ЛР 08.
Метапредметные (МР): МР 03, МР 04.
Предметные (ПРб): ПРб 01, ПРб 02.
Ход занятия
№ п/п
Структурные элементы занятия, их содержание, формы и методы их проведения
Время
Добавления, замечания, исправления
1
2
3
4
I
Оргмомент .
Приветствие
Проверяется списочный состав группы по журналу, отмечаются в журнале отсутствующие обучающиеся, и проверяется их готовность к учебному занятию. Определяются цели и задачи занятия
3-5 мин.
Актуализация знаний
Преподаватель проводит разминку: предлагает обучающимся анаграммы, Обучающиеся должны восстановить слова. Примерный набор понятий:
На доске каким-то образом перепутались буквы, и нам нужно понять что-же за понятия там записаны:
(Яримипе)-Империя
(Ромиперат)- Император
(Фарорем)-Реформа
(Гонатар)- Таганрог
(Рямиа) – Армия
После выполнения задания преподаватель ставит перед обучающимися проблему:
Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на занятии?
Обучающиеся высказывают предположения, после чего озвучивается тема урока:
Сегодня тема нашего урока: «Петр Великий. Личность и характер».
Преподаватель проводит актуализацию:
на прошлом занятии мы с вами изучили тему: «Волим под царя восточного православного».
Предлагается обучающимся ответить на вопросы: (примерные вопросы):
Как вы думаете Петр продолжил политику присоединения земель к русскому царству?
Как вы считаете, какие качества личности позволили Петру добиться головокружительных успехов?
до 25 минут
III
Основная часть
Преподаватель кратко сообщает обучающимся биографическую сводку:
- Биография Петра I начинается 9 июня 1672 года в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. Петр был младшим из 13 детей в большой семье Алексея Михайловича. С одного года воспитывался няньками. Характер первого русского императора.
-Петр – сложная и противоречивая историческая фигура. Своим знаменитым вспыльчивым и в то же время рассудительным характером царь России обязан не только воспитанию, полученному в детские и юношеские годы, но и той исторической эпохе, в целом. Как бы исследователи биографии императора не относились к нему, можно сказать одно – только такая яркая личность могла решиться сломить стены, отделяющие государство от опыта развитых стран Европы и ввести его в быт русского народа.
-Современники будущего царя отмечают, что основные черты его характера, такие как: самозабвенная страстная одержимость играми, переходящая в дело, а также неугомонность, чрезмерная энергичность и живость восприятия обыденных вещей, проявились еще в ранние годы государя. Чего только стоят только его игры с собранными им «потешными полками», старым английским ботом и астролябией, которые стали основой грандиозных дел в будущем, без которых не было бы современной России.
Преподаватель предлагает обучающимся подборку видеороликов о жизни и деятельности Петра I. Группа разбивается на 3 подгруппы – каждая подгруппа просматривает свой фрагмент ролика.
Задание1: Просмотреть видефрагмент, подгруппой обсудить просмотренный материал и обосновать свою точку зрения по вопросу: Личностные качества Петра I. Заполнить таблицу1 (Образец таблицы в Приложении)
Таблица 1- Личностные качества Петра I;
Задание 2. Работа с учебником:
Проработать текст учебника с. 288-299. На основе текста учебника заполнить таблицу 2 «Преобразования Петра I».
Ответить на вопросы преподавателя:
Примерные вопросы –
Как вы думаете, благодаря чему великий император смог повысить авторитет Русского государства?
Какие личностные качества способствовали этому?
Задание 3: Составление синквейна по пройденной теме.
Преподаватель инструктирует обучающихся по выполнению задания, делает пояснения.
Преподаватель определяет время на выполнение каждого задания.
Преподаватель наблюдает за работой каждой подгруппы, при необходимости консультирует, даёт подсказки.
После истечения времени: каждая подгруппа по очереди представляет свой вариант. Проводится обсуждение, обучающиеся могут внести корректировки в высказывания каждой подгруппы, сделать дополнения, указать на ошибки.
Преподаватель и остальные подгруппы заслушивают каждую подгруппу. Преподаватель помогает сформулировать вывод, исправляет допущенные ошибки.
Оценивает активность каждой подгруппы и каждого члена подгруппы индивидуально.
до 50 мин.
IV
Домашнее задание и его разъяснение.
[1]. с.175-181. Ответить на вопросы с.181 №1,2,6,7.
5 мин.
V
Преподаватель подводит итоги урока и ставит перед обучающимися проблему, над которой группа будет работать на следующем занятии.
5 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Опережающее задание:
Петр I Великий – последний русский царь и первый российский император из династии Романовых, взошедший на престол в десятилетнем возрасте. В истории остался, как великий реформатор и человек, «прорубивший окно в Европу».
Подготовить сообщения по темам:
«Биография Петра Великого»;
«Великое посольство»;
«Роль Франца Лефорта в жизни императора».
Примерное сообщение: «Биография Петра Великого»
О том, что Петр I внес огромный вклад в развитие страны и «прорубил окно в Европу», известно каждому российскому школьнику. Будучи сыном царя, крестником царя и братом царя, Петр Алексеевич и сам стал правителем страны уже в десятилетнем возрасте. Основав Российскую империю, великий реформатор стал последним русским царем и первым российским императором. Поначалу страной формально правил брат Иван V, а фактическим руководителем была их сестра Софья Алексеевна, взявшая на себя функции регента. Однако уже в возрасте 17 лет Петр взял бразды правления в свои руки и стал единоличным правителем государства.
В годы правления Петра Великого Россия изменилась до неузнаваемости: границы страны расширились, экономика существенно поднялась, а на берегу Невы вырос город Санкт-Петербург, который и сегодня считается одним из красивейших в мире. Энергичный правитель сделал ставку на развитие отечественных производственных предприятий, постепенно вытеснив из страны товары заграничного происхождения. Однако опыт иностранцев Петр перенимал охотно, понимая, что их технический прогресс намного опережает российский.
Император имеет непосредственное влияние и на наш с вами город, ведь именно он основал Таганрог в 1698 году. Он – один из старейший городов на юге России. Его рождение непосредственно связано с деятельностью Петра I по превращению России в морскую державу и созданию русского флота.
Он был основан императором после его первой военной победы - взятия турецкой крепости Азов. В ней решающую роль сыграла первая русская флотилия, осадившая Азов со стороны моря. В июле 1696 года молодой царь выбрал мыс Таган - Рог на побережье Азовского моря, недалеко от устья Дона, для строительства первой военно-морской базы создававшегося российского флота.
12 сентября 1698 года Московский Пушкарский приказ, ведавший строительством крепостей, законодательно закрепляет начало строительства крепости на Азовском море. Этот день считается официальной датой основания города Таганрога.
А что бы понять, благодаря чему великий император добился таких успехов, обратимся к его характеру и способностям.
Особую роль в формировании характера будущего императора сыграл стрелецкий бунт:
Из «Курса русской истории» В. О. Ключевского. «Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твердостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце подле матери, он, говорят, не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и других его сторонников. Но майские ужасы 1682 г. неизгладимо врезались в его памяти. Он понял в них больше, чем можно было предполагать по его возрасту: через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей... С тех пор Московский Кремль ему опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы со своими древностями, запутанными дворцовыми хоромами и доживавшими в них свой век царевнами, тетками и сестрами».
События 1682 г. имели последствия не только для личности Петра, но и для его здоровья. Иностранец Юст Юль, видевший Петра в 1710 г., писал: «(Конвульсии) случаются с ним часто, преимущественно когда он сердит, получил дурные вести, вообще, когда чем-нибудь недоволен или погружен в глубокую задумчивость. Нередко подобные подергивания в мускулах рук находят на него за столом, когда он ест, и если при этом он держит в руках вилку и ножик, то тычет ими по направлению к своему лицу, вселяя в присутствующих страх, как бы он не порезал или не проколол себе лица». Современные врачи не могут объяснить, чем болел Петр, но с уверенностью говорят, что события 15 мая 1682 г. оказали сильное воздействие на психику ребенка, ставшего очевидцем кровавых убийств ближайших родственников.
Для того, что бы более детально рассмотреть личность и характер, нам с вами нужно разделиться на три подгруппы. Каждая группа просмотрит видеофрагмент и определит, о каком качестве личности в просмотренном видеофрагменте идет речь. Каждая подгруппа заполняет таблицу, к которой фиксируются результаты:
Таблица 1- Личностные качества Петра I
подгруппа №__
1.Просмотрите видеофрагмент №1.
2. Запишите личностные качества правителя, которые на ваш взгляд являются главными в жизни и деятельности Петра I.
Личностные качества Петра I
Как личностные качества влияют на деятельность Петра?
Видеофильм для просмотра:
Четырехсерийный фильм «Петр I» — первая часть исторического документально-игрового цикла «Империя» — расскажет об Императоре, ставшем одной из самых знаковых фигур российской истории.
Просмотр главы 1. В 17 лет будущий император Петр Первый отстранил от власти сестру Софью и начал самостоятельное правление. Вскоре он отправился в Европу в составе Великого посольства, где вместе со своими подданными обучался строить корабли, изучал промышленность и государственное устройство.
Задания для подгрупп:
Первая подгруппа получает отрывок с 00.00 по 5.00 мин (Детство Петра) (Любознательность и упорство)1
Вторая группа получает отрывок 20.00 по 23.00 мин (Занятия Петра за границей) (Целеустремленность и желание учиться всему новому)2
Третья группа получает отрывок с 39.00 по 42.00 мин (Смерть друга и его переживания) (привязанность и верность своему делу)3
Обучающиеся анализируют фрагменты.
Первая подгруппа высказывает свое мнение. Остальные внимательно слушают.
Пояснения преподавателя: Говоря о ранних годах императора известный русский историк В. О. Ключевский отмечал:
«Не раз можно слышать мнение, будто Петр I воспитан не по-старому, иначе и заботливее, чем воспитывались его отец и старшие братья. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия. Так в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками». Даже иностранные послы везли в подарок царевичу игрушечное и настоящее оружие. «На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с кунштами (картинками)».
Вторая подгруппа и аргументация ответа.
Пояснения преподавателя:
Говоря о великом посольстве можно упомянуть следующее: Петр в Германии. В 1697 г. 25-летний Петр увидел, наконец, Западную Европу, о которой ему так много толковали его друзья и знакомые из Немецкой слободы, куда съездить уговаривал его Лефорт. Впрочем, мысль о поездке на Запад рождалась сама собою из всей обстановки и направления деятельности Петра. Он был окружен пришельцами с Запада, учился их мастерствам, говорил их языком, в письмах своих, даже к матери, уже в 1689 г. подписывался «Petius», лучшую галеру воронежского флота, им самим построенную, назвал «Principium». Проходя сухопутную и морскую службу, он принял за правило первому обучаться всякому новому делу, чтобы показать пример, и обучать других. Командируя десятки молодежи в заграничную выучку, он, естественно, должен был командировать и себя самого туда же. Он ехал за границу не как любознательный и досужий путешественник, чтобы полюбоваться диковинами чужой культуры, а как рабочий, желавший спешно ознакомиться с недостававшими ему надобными мастерствами: он искал на Западе техники, а не цивилизации.
На заграничных письмах его явилась печать с надписью: «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую». На эту цель рассчитана была обстановка поездки. Он зачислил себя под именем Петра Михайлова в свиту торжественного посольства, отправлявшегося к европейским дворам по поводу шедшей тогда коалиционной борьбы с Турцией, чтобы скрепить прежние или завязать новые дружественные отношения с западноевропейскими государствами. Но это была открытая цель посольства. Великие послы – Лефорт, Головин и думный дьяк Возницын – получили еще негласную инструкцию сыскать за границей на морскую службу капитанов добрых, «которые б сами в матросах бывали, а службою дошли чина, а не по иным причинам», таких же поручиков и кучу всевозможных мастеров, «которые делают на кораблях всякое дело».
Волонтерам, посланным в чужие края, предписывалось «знать чертежи или карты морские, компас и прочие признаки морские». Также они должны были владеть судном как в бою, так и в простом шествии, знать все снасти или инструменты, к тому надлежащие, искать всяческого случая быть на море во время боя, непременно запастись от морских начальников свидетельством о достаточной подготовке к делу. При возврате в Москву, привести с собою по два искусных мастера морского дела с уплатой расходов из казны по исполнении подряда. Кто из дворян обучит морскому делу за границей своего дворового человека, получит за него из казны 100 рублей (около тысячи рублей на наши деньги). Отправляя 19 дворян в Венецию, московская грамота 1697 г. извещала дожа, что их царское намерение «во Европе присмотреться новым воинским искусствам и поведениям». Но из дневника князя Б. И. Куракина, бывшего в числе этих дворян, видим, что они учились там математике, части астрономии, навтике, механике, фортификации, оборонительной и наступательной, и много плавали. Великое посольство со своей многочисленной свитой под прикрытием дипломатического поручения было одной из снаряжавшихся тогда в Москве экспедиций на Запад с целью все нужное там высмотреть, вызнать, перенять европейское мастерство, сманить европейского мастера.
Волонтер посольства Петр Михайлов, как только попал за границу, принялся доучиваться артиллерии. В Кенигсберге учитель его, прусский полковник, дал ему аттестат, в котором, выражая удивление быстрым успехам ученика в артиллерии, свидетельствовал, что означенный Петр Михайлов всюду за осторожного, благоискусного, мужественного и бесстрашного огнестрельного мастера и художника признаваем и почитаем быть может. На пути в Голландию, в городке Коппенбурге, ужин, которым угостили знатного путника курфюрстины Ганноверская и Бранденбургская, был, как бы сказать, первым выездом Петра в большой европейский свет.
Сначала растерявшись, Петр скоро оправился, разговорился, очаровал хозяек, перепоил их со свитой по-московски, признался, что не любит ни музыки, ни охоты, а любит плавать по морям, строить корабли и фейерверки. Он показал свои мозолистые руки, участвовал в танцах, причем московские кавалеры приняли корсеты своих немецких дам за их ребра, приподнял за уши и поцеловал 10-летнюю принцессу, будущую мать Фридриха Великого, испортив ей всю прическу. Испытательные смотрины, устроенные московскому диву двумя звездами немецкого дамского мира, сошли довольно благополучно, и принцессы потом, конечно, не скупились на россказни о вынесенном впечатлении. Они нашли в Петре много красоты, обилие ума, излишество грубости, неуменье есть опрятно и свели оценку на двусмыслицу: это-де государь очень хороший и вместе очень дурной, полный представитель своей страны. Все это можно было написать, не выезжая из Ганновера в Коппенбург или недели за две до коппенбургского ужина.4
Третья подгруппа и аргументация ответов.
Выступление с сообщением «Роль Франца Лефорта в жизни императора».
Задание 2. Работа с учебником: на основе текста электронного учебника5 с.175-181, заполнить таблицу «Преобразования Петра I»
Таблица 2. Преобразования Петра I
Реформа
Год
Результаты
1.
2.
3.
Вопросы преподавателя:
Как вы думаете, благодаря чему великий император смог повысить авторитет Русского государства?
Какие личностные качества способствовали этому?
Как вы думаете, Россия нуждалась в реформах Петра I?
Задание 3. Составить синквейн.
Преподаватель даёт краткую инструкцию по составлению синквейна (Поясняет: что такое синквейн).
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Подведение итогов урока. Выводы. Обобщение изученного материала. Оценивание работы каждой подгруппы на уроке и каждого участника подгруппы. Целевая установка на следующий урок.
Домашнее задание. Комментирование порядка выполнения домашнего задания.
Приложение Б
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Артемов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 448 с.
Ключевский, В. О. Курс новой русской истории В.О. Ключевского : Лекции, чит. орд. проф. Моск. ун-та В.О. Ключевским в 1883-84 акад. г.:М.: 1884, 182с.