2.Актуализация знаний | Раздает карточки с диктантом-шифром, объясняет задание. Дублирует каждый вопрос на экране и озвучивает его. Н – Наше мнение, что распад Древнерусского государства в 12 веке был неизбежен. О – Ослабление обороноспособности – одно из отрицательных последствий государственной раздробленности В – Всеволод Большое Гнездо получил свое прозвище из-за того, что имел большую семью Г – Город Москва впервые упоминается в летописи в 1280 году О – Отдельным княжеством легче и удобнее управлять Р – Раздробленность мешала экономическому и культурному подъему отдельных княжеств О – Отрицательным последствием государственной раздробленности были продолжающиеся междоусобные войны Д – Даже в условиях политической раздробленности сохранилось единство православной церкви на Руси и культурное единство Руси | Отвечают на вопросы, выписывают первые буквы каждого вопроса и заполняют таблицу. Проверяют работу своего соседа по парте. | Коммуникативные: строят монологические высказывания, работают в паре. |
3. Постановка учебной задачи | Задает вопрос: какое слово мы получили? Выводит на экран зашифрованное слово и предлагает его отгадать -Ребят, посмотрите, нам дано еще одно слово, но оно запуталось, и я никак не могу его прочитать. (ЕСПИЛРУАКБ) -Помогите мне, пожалуйста Предлагает сформулировать тему урока. -Ребята, смотрите, мы с вами отгадали 2 слова: НОВГОРОД и РЕСПУБЛИКА. Попробуйте догадаться, куда мы с вами сегодня отправимся в путешествие? Ответы детей -Правильно, молодцы. В Новгородскую республику. Открываем тетради и записываем тему урока: НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА Задает вопрос: -Ребят, скажите, а как вы думаете, что мы с вами должны выяснить, о чем узнать? Раз мы с вами отправляемся в республику? - Это будет нашим ключевым вопросом на сегодняшнем уроке. | Учащиеся называют полученное в диктанте-шифре слово: Новгород; Учащиеся пытаются расшифровать второе слово, называют его: Республика. Записывают тему урока в тетрадь. Ставят проблемный вопрос. | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. Познавательные: закрепляют пройденный материал. |
4. Изучение нового материала | Координирует работу учащихся в парах. -Раздает карты, задания по ним; -Скажите, вот мы с вами отправляемся в путешествие, да? А что в первую очередь нужно путешественнику? (карта) -Правильно. А вы умеете пользоваться картой? У вас на партах лежат карты. Посмотрите на них и найдите Новгородскую землю. Кто пойдет к доске и покажет нам, где располагалась Новгородская земля. Куда будет лежать наш путь. -Организовывает работу со словарями; -А пока мы с вами добираемся до нашего места назначения, нам нужно узнать, что такое республика? Откройте словари, которые у вас на партах и найдите, что же такое республика. Кто нашел? Учащийся зачитывает 1. Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным предста вительным органам. - Записываем в тетрадь определение. -Объясняет суть работы с картой путешественника; - Смотрите, у вас на столах есть Карты путешественника. Нашли? Положите их перед собой. Чтобы у нас осталась память о нашем путешествии, мы с вами должны будем ее сегодня заполнить. -Задает вопросы по документам; Господин Великий Новгород возник еще в IX веке. Располагался он в северо-западной части Руси. Климат там умеренно-холодный. Земли были заболоченные, непригодные для земледелия. Так же наблюдается удаленность от степей, благодаря чему Новгород практически не видел монгольского нашествия. Но при этом новгородская земля постоянно подвергалась нашествию со стороны шведов, немецких рыцарей. Тем самым именно новгородские земли были щитом Руси, который охранял ее с севера и запада. -Так, спасибо. Скажите, а мы можем из этого документа что-то заполнить в нашей карте путешественника? - Знакомит учащихся с новыми определениями; -Проводит игру: «Торговля в Новгороде»; У вас на столах есть отрывок из новгородской летописи «Торговля в Новгороде». Давайте прочитаем этот документ. Из товаров, которые привозились в Новгород, на первом месте были сукна разных сортов, особенно в ходу у русских были красные сукна. Привозили также немцы в большом количестве вино и пиво, металлические вещи, шелк, стекло, пряности, соль и прочее. Новгородцы же главным образом продавали меха и шкуры, которые составляли главное богатство Новгорода. Меха получал Новгород из своих отдаленных северных владений. Кроме того, скупали немцы в Новгороде лен, сало, кожу, коноплю, мед, воск. Земля новгородская не могла производить хлеба в достаточном количестве для пропитания местного населения, поэтому Новгород постоянно нуждался в подвозе хлеба из других русских земель. Новгородские купцы прислали вам задание. Смотрите, перед вами список товаров. Нам нужно определить, что же покупали на Новгородском торгу, а что продавали. Поработайте в парах. А два человека пойдут к доске. - Дает задание по тексту учебника; Откроем страницу 117 в учебнике. Найдите во втором пункте, во втором абзаце основные занятия жителей новгородской земли. | Учащиеся работают с картой в парах и у доски; Находят в словарях новое определение и записывают его в тетрадь; Работают с документами и отвечают на вопросы учителя; Заполняют карту путешественника; Работают у доски, распределяя товары в 2 группы; Отгадывают слова, вставляя пропущенные буквы; Отвечают на проблемный вопрос. | Познавательные: получают информацию о новой теме через разные источники. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала, учатся работать в паре. Коммуникативные: отстаивают точку зрения, учатся вести конструктивный диалог. |
5. Закрепление материала | - Учитель организует работу в парах и у доски. Работа с грамотой: На правом низменном и на левом всхолмленном берегах реки _____________ раскинулся город_______________. Решает город на _________________ вопросы войны и мира, а также кому избранным быть на должности_______________, который говорит «путь чист»; ________________________, который управлять будет государством; собирать налоги будет_________________, а казна будет в руках______________________. Слова для справок: Новгород, князь, владыка, волхов, посадник, тысяцкий, вече . Учитель обращает внимание, что в Российской Федерации республиканская форма правления. | - Вставляют слова в пропуски | Коммуникативные: высказывают собственное мнение, допускают существование у людей различных точек зрения. Личностные: выявляют причины современного устройства мира на основе анализа исторических событий |
6. Итоги и рефлексия. | Ребята, а помните ту задачу, которую мы поставили перед собой в начале урока? (Почему Новгородское государство называлось республикой?) - Потому что там власть была не в руках князя, как в остальных землях, а в руках вече. Вводились выборные органы власти. Князя выбирали на вече, но реальной власти он не имел. Он лишь исполнял приказы старших бояр – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? Выставление отметок. Задание на дом: 1)для всех: Прочитайте § 14, завершите заполнение таблицы по разделу культура. 2) по желанию: а) написать сочинение на тему: «Новгород глазами иностранного купца» | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Записывают домашнее задание | Регулятивные: Оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |