II. Актуализация знаний | 7 | Беседа фронтальный опрос работа с картой занятия славян, религия. Беседа | 1. Учитель обобщает ответы обучающихся, помогая сформулировать тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения - С какими племенами мы познакомились на прошлом уроке? - Кто такие праславяне? - Когда и где проживали праславяне? - К какой языковой группе относились народы Восточной Европы? - Когда и на кого разделились балтославянские племена? - Какую территорию занимали славяне? - На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе? - Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э. - Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы. | 1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают. Восточные славяне Древние предки славян В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад Балтославянская индоевропейская языковая группа В V веке до н.э. на балтов и славян Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток | Фронтальная работа. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы Записи в тетради |
III. Изучение нового материала | 17 | Работа с документами по группам Чтение документа № 1 Работаем с картой Чтение документа № 2 Чтение документа № 3 Вывод: Работа с картой Читаем документ №4 Работа с картой Читаем документ № 5 Вопросы к документу Работа с терминами | Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5) Знакомство с соседями славян мы начнем с жителей лесной полосы Восточной Европы, которые обитали на севере и северо-востоке от славян. Вот что об этом говорится в «Повести временных лет» - письменном источнике XII века: Вопросы к документу: - Назовите народы, перечисленные в документе? Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор. «Расселение славян», находим перечисленные народы. На доску прикрепляем название языковой группы, к которой принадлежали эти народы – Финноугорские племена Вопросы к документу: - О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов? - Чем они занимались? - Почему эти слова поздно попали в письменные источники? (В основном в летописях содержались церковные сведения, исторические события, а не хозяйственная жизнь) Вопросы к документу: - Какие сведения мы можем получить из этого документа о занятиях соседей славян? - Почему славяне не заимствовали у финноугорских народов слова: «кирвез», «ядр», «ягез»? Жители лесной зоны жили в суровом климате, не получали большие урожаи. Поэтому занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, собирательством, а долгие зимние дни занимались ремеслом. Жили они в полуземлянках. Рядом с поселением строили городище – территория защищенная рвом и земляным валом – сюда в случае опасности сгоняли скот, приносили зерно и имущество. Религия – язычество. На северо-западе проживали балты (балтийские народы). На доску прикрепляем термин. На карте находим племена: литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы. Вопросы к документам: - О каких контактах славян с балтами говорят источники? Вывод: Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов. Религия – язычество. Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля. Прикрепляем на доску термин. В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс». - Чем занимались скифы? Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур, слов | Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь) а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян. б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания. в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье. Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение У славян уже были вои названия – топор, соха, борона а) Охота (зубр) б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин. в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши. не Перун, а Перкунас, Перкунь На юге соседями славян были ираноязычные племена. К ним принадлежали скифы. Они занимали территорию Северного Причерноморья и Крымский полуостров. На карте находим места проживания скифов. Скотоводством, земледелием, ремеслом бог, богатырь, хата, топор, собака Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план | Устные ответы. Устные ответы. Устное задание Записи в тетради Устные ответы. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах Работа по карте | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Организация работы в парах или в группах. На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя. Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв. При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания. Учитель: Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития? | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство | 1.Индивидуальная работа. 2.Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |