Цели для ученика 1. познакомиться с особенностями политической системы Российской империи; 2. закрепить навыки работы с планом, конспектом, историческими документами, схемами; 3. научиться составлять харктеристику исторического деятеля | Цели для учителя: углубить знания учащихся ополитических деятелях начала ХХ века; Образовательные – познакомить учащихся с политической системой Российской империи ХХ века; Развивающие – продолжить формирование умений работать с историческими документами, схемами; научить составлять характеристику исторического деятеля; Воспитательные – воспитывать глубокое уважение к человеку как к личности и формировать умение объективно оценивать роль личности в истории. |
Тип урока: Урок систематизации изученного материала | Форма урока: комбинированный |
Опорные понятия, термины: Модернизация, структура, система | Новые понятия: Русификация, федеративное государство |
Формы контроля: Работа с текстом параграфа, работа с историческими документами, составление аналитических схем, составление характеристики исторического деятеля, практикум | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»: § 3+ составить характеристику личности: В.И.Ленин 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» - § 3+ составить характеристику личности: С.Ю.Витте, М.Т.Лорис - Меликов 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» - § 3+ составить характеристику личности:В.К.Плеве, Л.Д.Троцкий |
Оборудование урока: Компьютер, проектор, презентация, учебник, индивидуальные дополнительные материалы |
1. Памятка по составлению характеристики личности исторического деятеля
2. Образцы материалов ФИПИ
| Название | Год основания | Политическая направленность | Лидер | Методы борьбы | Будущее страны | Рабочий вопрос | Крестьянский вопрос | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Обучающие и развивающие задания | Диагностирующие задания |
I 1-2 мин. | Организационный момент: История – это люди, это характеры, это бесчисленные необыкновенные происшествия и необычайные подробности. Это удивительная цепь событий – трагических, героических, анекдотических. Для того чтобы по-настоящему полюбить историю ее надо изучать как живого человека, а не как музейный скелет… | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Запишите тему урока: «Внутренняя политика 1894 – 1904гг.» | -Что необходимо сделать еще до начала работы по теме урока? | Развитие навыков концентрации внимания, развития активновсти в познавательной деятельности | Созданы предпосылки для самостоятельного создания алгоритма /плана/ изучения темы. |
II. 5-7 мин | Проверка домашнего задания: | Решают учебные задачи: Пересказывают текст параграфа, Работают с понятийным аппаратом, отвечают на вопросы | 1.Дайте характеристику развития российской экономики на рубеже ХХ в. 3.Какова была роль российского государства в развитии экономики? 4.Каковы причины широкого привлечения в страну иностранного капитала? Какое значение для развития российской экономики имели иностранные инвестиции? 6.Охарактеризуйте особенности развития сельского хозяйства. | 2. Выполните задание № 2 (для слабых учеников) ИДЗ 5. Работа с понятийным аппаратом: монополия, картель, синдикат, трест, концерн (1 ученик – у доски) | Развитие навыков концентрации внимания, закрепление различных учебных навыков и умений | Проведен контроль учебной деятельности учащихся, закреплены основные учебные навыки, созданы предпосылки для изучения новой темы |
III. 3 мин | Актуализация опорных знаний: | Записывают вопрос в тетрадь | - На какие вопросы нам необходимо ответить для того добиться успеха? - Какие материалы понадо-бятся нам для успешной работы? | | Анализировать и обобщать, делать выводы, определять виды деятельности, выдвигать версии | Определены цель и проблема в учебной деятельности |
IV. 3 мин | Постановка учебных задач и целей. | Записывают задание в тетрадь | Составьте характеристику исторического деятеля | - Составьте план работы на уроке - Определите методы работы (2 ученика выполняют зада-ние у доски, остальные в тетради) | Планировать учебную деятельность | Поставлены учебные задачи, определены методы их решения |
V. 20 мин | Изучение нового материала: 1.Николай II. Характеристика личности. 2.Борьба в верхних эшелонах власти а)С.Ю.Витте б)В.К.Плеве 3. Нарастание противоречий между властью и обществом 4. «Зубатовский социализм» 5. Создание РСДРП 6.Партия социалистов - революционеров 7.Либеральные организации | Работают над созданием опор-ного конспекта Работают над составлением аналитической справки Работают с исто-рическим источ-ником Работают над созданием опор-ного конспекта Составляют осно-ву для характери-стики Работают с поня-тийным аппара-том Работают с пре-зентацией Работают с исто-рическим источ-ником Работают с конс-пектом урока и историческим источником Работают с табли-цей | Вопросы для беседы: 1.Какие основные момен-ты его жизни нам понадобились для состав-ления данной характе-ристики? 2.Какими чертами харак-тера обладал молодой царь? 3.Как повлияли события, произошедшие в жизни Николая II, на его личность и государственную поли-тику? 4.Почему стала возможным подобная борьба в верхах? 5. Есть ли отличая в составлении характерис-тик исторических деяте-лей? 6.В чем причины подобного обращения власти с населением империи? 7.Как воспринимали подоб-ную политику подданные? Почему? Почему внутри партии наметились столь глубокие разногласия по самым важным вопросам? | Задание: 1.По ходу урока самос-тоятельно выпишите важ-нейшие данные биогра-фии исторических деяте-лей, необходимые для составления в последу-ющем характеристики. 2.Составляем сравнитель-ную таблицу «Политичес-кие взгляды и идеи» 3.Выпишите определение: русификация, черта оседлости Проработайте историчес-кий документ № 1 в папке ИДЗ Выполните задание № 2 проверки домашнего задания Составьте таблицу сравнения политических партий России *(см. 1 лист техн.карты) | Навыки состав-ления опорного конспекта; раз-витие памяти; навык индиви-дуальной рабо-ты; навыки анализа и сис-тематизации знаний; Навыки выде-ления главного, систематизации и сравнения Формирование понятийного аппарата Навык поиска главного в тексте Навык самос-тоятельного поиска ответа Навык систематизации материала | Отработаны основные учеб-ные навыки, най-дены ответы на основные вопро-сы урока, обеспе-чено усвоение материала Обеспечено усвоение новых понятий Закреплены умения работы с историческим источником Отработан поиск причинно-следственных связей |
VI. 5 мин | Первичное закрепление: | Решают учебные задачи | Выполните задание № 4 Проверки домашнего задания | | Навык систематизации материала | Контроль и коррекция развития учебных навыков и умений |
VII. 5 мин | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Самостоятельно решают учебные задачи | | Самостоятельно используя учебник и справочные материалы, составьте хара-ктеристику исторического деятеля: Николай II | Навыки самоконтроля успешности деятельности | Контроль и коррекция развития учебных навыков и умений |
VIII. 3 мин | Рефлексия | Отвечают на вопросы | | 1.На мой взгляд, самым активным на уроке был… 2.Я бы поставил оценку «отлично» следующим ученикам… 3. На мой взгляд, эта тема … (важна, неважна, слишком сложна для понимания) | Навыки самоконтроля успешности деятельности | Самоконтролль деятелльности на уроке |
IX. 1-2 мин. | Подведение итогов урока и работы | Сообщают о результатах, проделанной работы | Составьте характеристику исторического деятеля | | Самоанализ деятельности учащихся | Создание ситиуции успешности |
IX. 3 мин. | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» | § 3+ составить характеристику личности: В.И.Ленин § 3+ составить характеристику личности: С.Ю.Витте, М.Т.Лорис - Меликов § 3+ составить характеристику личности:В.К.Плеве, Л.Д.Троцкий |