Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока "Культура России в первой половине девятнадцатого века"»
САМОАНАЛИЗ УРОКА (преимущество использования КТ)
Уроки по теме “Культура России” являются наиболее сложными для учителя по причине отсутствия наглядного материала: иллюстрации в учебнике или отсутствуют, или невзрачны и, как правило, малочисленны. Не случайно итоги абитуриентских экзаменов в вузах ежегодно фиксируют наиболее низкие знания именно по данной теме. Вместе с тем, посредством изучения этих разделов на уроках истории выполняется задача совершенствования эстетических представлений учащихся, формируется интерес к предмету, чувство уважения к её выдающимся деятелям, расширяется их кругозор. Большие возможности для повышения эффективности выполнения этих задач предоставляют медиаресурсы.
Для проведения данного урока были использованы материалы, предварительно отобранные на образовательных сайтах Интернет а также разделы электронного учебного пособия “История искусства” ООО “Кирилл и Мефодий” (Методическая поддержка on-line www SCHOL .ru)
Помимо вышеназванных задач, решалась ещё одна: развитие навыков работы с компьютером. Исходя из вышесказанного, работа на уроке строилась так, чтобы учащиеся максимально использовали все предложенные возможности.
Этапы урока
Деятельность учащихся
Преимущество использования КТ
Проверка и применение знаний
10-12 минут
Работа с 16 иллюстрациями картин художников первой половины 19 века, представленных на компьютере; выполнение заданий №1-3
Возможность видео-экскурсии по залам известных музеев
Новый материал
15 минут
Работа с электронным пособием. Выполнение заданий №5. Учащиеся работают с электронным пособием “История искусств” (раздел “Конструктор энциклопедий). Цель- поиск и присвоение информации по вопросу “Театр России в первой половине 19 века”
Поиск и использование информации в справочных разделах электронных пособий. Дополнительная наглядность.
Проверка усвоения информации
5 минут
Учащиеся выполняют тест по самостоятельно изученному материалу. Вопросы представлены на экране. Цель- проверка усвоения знаний
Экономия времени на уроке
Ещё одно важное преимущество использования компьютера на всех этапах данного урока - индивидуальный ритм работы на этапах урока: возможность вернуться к фрагменту, задержаться на нём.
Самоанализ урока истории.
Урок по теме «Русская культура конца XIX – XX века» завершает изучение периода истории с начала ХХ века по 1916 год, каждый период истории заканчивается изучением культуры с целью подвести итог не только политическим, экономическим, социальным переменам, но и культурным ценностям, приобретенным в этой эпохе. Урок завершающий в разделе 1, «Россия на пороге ХХ века», теме 3 «Накануне краха», следующие уроки знакомят учащихся с переломными этапами истории России: революции 1917г, отречение царя от престола, гражданской войне красных и белых и т.д.
На данном уроке подведена черта - сложная историческая ситуация в стране: участие России в Первой мировой войне, революционные настроения масс, предчувствие неизбежности, тревоги и противоречивые направления в искусстве, порой диаметрально противоположные друг другу – и отмечен девиз той эпохи, как никогда отвечающий веяниям времени, «искусство должно не только «отображать», но и «преображать» окружающую действительность.
Первой этап урока – проверка и актуализация полученных ранее знаний учащихся - опирается на предыдущие уроки, так как, начинается с подведения итогов о политическом развитие России в начале ХХ века в ходе проверки домашнего задания: в работе с картой, восстановление хронологической последовательности событий, повторении дат, проверочном тестировании.
Завершая тему раздела урок дает представление о дальнейшем развитие страны и то, как это развитие отражено в русской культуре.
Урок построен с учётом межпредметных связей, так как полученные знания могут быть использованы при изучении других дисциплин: биологии, химии, физике, литературы.
Урок соответствовал структуре программного планирования, по которому параграфы 22 и 23 объединены в один урок по изучению культуры.
По типологии уроков данный урок относится к комбинированному типу урока, так как содержал следующие этапы:
проверка знаний,
формирование, закрепление и совершенствование новых знаний, умений, навыков (ЗУН), здесь соблюдались следующие этапы:
- организационный
- постановка целей, задач
- проверка, контроль ЗУН (проверка домашнего задания)
- введение новых знаний ( изучение нового материала)
- формирование умений и навыков (умение выделять главное из увиденного видеофрагмента, умение работать с терминами, определениями, умение слушать товарищей, вести опорные записи в тетради)
- развитие навыков учащихся самостоятельно работать с различными источниками информации (сообщения учителя, учащихся, видеосюжеты, наглядность, использование музыки на уроке)
- домашнее задание и его инструктаж (помимо параграфа даны вопросы для детального закрепления материала)
Урок дает общее представление об этапе эпохи, развивает кругозор учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Данная форма была выбрана с целью обобщения и систематизации знаний по истории России начала ХХ века, с тем чтобы проследить как эти события нашли отражение в культуре, науке, искусстве того времени; умение самостоятельно анализировать, делать выводы соответствующие возрастным особенностям старшеклассников, а так же умение выделять главное из услышанного на уроке, применять полученные знания на практике.
В данном классе всего пять учащихся со средним уровнем развития. В работу на уроке все были задействованы с учетом индивидуальных и психологических особенностей: наиболее сильным, двум девочкам, давалось опережающее задание на дом для подготовки сообщения они использовали материал из энциклопедии, справочников, дополнительной литературы, более слабым учащимся были даны карточки для подготовки с конкретизацией вопросов, дат, событий.
Главными развивающими задачами на уроке являлись - совершенствование, развитие, углубление ЗУН по теме данного урока (при проверке домашнего задания, использовалась связь с жизненным опытом при выражении взгляда на музыкальный фрагмент);
- развитие познавательной активности: занимательность материала, парадоксальность (акмеисты и футуристы, импрессионисты и авангардисты);
- развитие творческой деятельности: смекалка, пространственное воображение при анализе содержания картин, развитие воображения при использование музыки во фрагменте лекции на ПК;
- развитие речи (сообщения);
-развитие памяти (при работе с хронологической последовательностью, датами).
На уроке использованы следующие методы и методические приёмы: метод эвристической беседы (при обсуждении просмотренного видеофрагмента, выступления учащихся);
Проблемный метод (при постановке проблемного вопроса в начале урока, и акцентирование внимания к нему в конце урока) от общего к частному;
Наглядный метод (при обращение к репродукциям, книгам , портретам, видеосюжет);
Словесные методы (рассказ, сообщение);
Устный фронтальный опрос;
Средства обучения, карта, учебник, использование ТСО, компьютера, наглядности.
Темп урока соответствовал уровню развития учащихся, поэтому переутомляемости у учащихся не наблюдалось, о чем свидетельствует проведенная позже рефлексия – все учащиеся отметили радостное настроение от урока в виде улыбающегося солнышка.
Используемые на уроке формы контроля: работа с хронологической последовательностью и датами на доске, тестирование по принципу «выберите правильное утверждение», где с обратной стороны листка были даны нормы оценок и правильные ответы, устная викторина по новой теме, предварительные вопросы перед просмотром фрагмента, нацеливающие на внимательность и дальнейшее воспроизведение услышанного позволили быстро и наглядно проверить, оценить и провести коррекцию знаний учащихся.
Уроки такого типа я использую часто в своей практике, оцениваю его как рабочий, но с привлечением ПК, опережающее задание дается учащимся на трех уроках из пяти, так как материал учебника зачастую дается в виде анализа, сравнения, не всегда имеются документы, особенно в школьных учебниках. Учащиеся занимающиеся на 4 и 5 (1девочка), готовят домашнее задание, используя дополнительную литературу, всегда консультируясь с учителем.
На следующем уроке провести тестовую проверку знаний, повторить основные направления в искусстве, литературе, науке. Обратить особое внимание на закрепление изученного, решение проблемного вопроса.