kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Российская империя на рубеже XVIII-XIX веков: особенности экономического и политического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение к уроку - текстовый документ. Истрические документы позволяют углубить знание по теме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Российская империя на рубеже XVIII-XIX веков: особенности экономического и политического развития.»

Урок № 3. Российская империя на рубеже XVIII-XIX веков:

особенности экономического и политического развития.


Задание № 1. Работа с исторической картой /дополнительный текст/


«К началу XIX века территория России раскинулась на тысячи верст – от Балтийского моря до Тихого океана. На этом пространстве проживало 43,7 млн. человек. Из них на долю Сибири приходилось 3 млн. человек. Наиболее плотно были заселены центральные губернии. Плотность населения составляла здесь около 8 человек на 1 кв. версту (в большинстве европейских стран в это время – 40-49 человек). К югу, северу и востоку от центра страны плотность населения резко падала. В Заволжье и на Дону она составляла не более 1 человека на 1 кв. версту. Еще меньше плотность населения была в Сибири. Дальний Восток представлял собою огромные незаселенные территории.

В России, стране многонациональной, бок о бок с русским народом, самым многочисленным, жили другие народы, связанные с ним общностью исторических судеб. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским. На огромных просторах от Волги до Восточной Арктики расселились тюркоязычные народы (татары, чуваши, башкиры, якуты и др.) Область распространения финно-угорских народов (мордвы, мари, коми, удмуртов) охватывала Поволжье, север Европейской России, Урал.

В религиозном отношении Россия тоже была неднородна. Большинство населения придерживалось православной веры. От официального православия отделилось старообрядчество. В западных губерниях было распространено католичество, в Прибалтике – протестантство. Значительная группа народов (татары, башкиры, большинство горцев Кавказа) придерживалась ислама. Калмыки, кочевавшие в низовьях Волги, и буряты в Забайкалье исповедовали буддизм. Многие поволжские, северные и сибирские народы сохраняли традиционные родоплеменные (языческие) верования…»

А.Н. Сахаров. История России с начала XVIII до конца XIX века.


Вопросы к тексту:

  1. Выделите территории Российской империи, входившие в её состав к концу XVIII века.

  2. Подпишите на карте названия народов, живших в России в конце XVIII века.

  3. Выделите, основные особенности развития территории Российской империи на рубеже XIX века.


Задание № 2. Работа с исторической картой.


Используя знания по географии и истории, заполните таблицу «Соседи Российской империи в начале XIX века».

Государства – соседи Российской империи

Взаимоотношения с Россией






Задание № 3. Работа с историческим источником.

«…Хотя двигалась я с большой быстротой, но мне казалось, что стою на месте: настолько природа страны разнообразна. Песчаные равнины, редкие березовые леса да крестьянские поселки, находящиеся на большом расстоянии один от другого, с их деревянными, построенными по одному образцу избами, - вот все, что встречала я на пути…

Бесконечною казалась мне эта страна, и целая вечность нужна, чтобы ее пройти…

Суровость климата, болот, леса и пустыни, покрывающие значительную часть страны, заставляют человека бороться с природой… Обстановка жизни, в которой находится французский крестьянин, возможна в России лишь при больших затратах…»

Д Баронесса де Сталь. 1812г.


«…Своенравна… природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания…

В одном уверен великоросс – что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда… Это заставляет великоросского крестьянина спешить усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму…»

В.О. Ключевский. Курс русской истории. Ч.1.


Вопросы к тексту:

  1. На какие природно-климатические особенности России обратили внимание авторы?

  2. Предположите, как природно-климатические условия государства повлияют на основной вид деятельности населения – земледелие.

  3. На контурной карте выделите особым цветом территории где основными занятиями населения являлось: а) земледелие; б) мануфактурное производство; в) торговля; г) народные промыслы.


Задание № 4. Работа со статистическими данными


Ознакомьтесь с данными статистической таблицы и выполните задания.

год

территория

Численность(чел)

1719

14,5


1795

16,6

37 414 248

1811


42 705 638

1850


56 880 732

1857


59 266 252

1867

19,8


  1. Сформулируйте не менее трех самостоятельных выводов на основе данных таблицы

  2. С чем связаны наращивание территории и прирост численности населения? Приведите не менее трех поясняющих фактов.

Задание № 5. Работа со статистическими данными



Ревизия (1812г)

Общее число производящего класса, из них:

18 965 000 мужс.пола

Купцов

119 000

Мещан

750 000

Вольных людей

137 000

Казенных крестьян

6 700 000

Удельных крестьян

570 000

Помещичьих крестьян

10 500 000

Разных ведомств крестьян (дворцовых, конюшенных и др.)

180 000

Непроизводящего класса жителей… более из них:

2 000 000

Дворянство

225 000

Духовенство

215 000

Военных

1 000 000

Разночинцев и служащих всякого рода

750 000


Вопросы:

  1. Сформулируйте не менее трех самостоятельных выводов на основе данных таблицы

  2. Выясните разницу между казенными, удельными и помещичьими крестьянами.


Задание № 6. Работа с историческим источником


«…До десяти лет жила я в своей родной крестьянской семье, счастливая, беззаботная, бегала по улице босая, в одной рубашонке. Однажды вся наша большая семья собралась в избу обедать. Отец, почтенный старичок, и дети, окружая его, усердно помолились Богу и сели за стол. Мать хлопотала у печи. Вдруг отворяется дверь, и входит староста. Помолясь на иконы, он кланяется хозяевам и, почесывая затылок, говорит: «Ну, дядя Григорий, недобрую весть принес я тебе. Сейчас получен мною от барина приказ: немедленно привести к нему твою Дуняшку. Там, слышь, бают, что он проиграл ее в карты другому барину». Одно мгновение все смотрят на него, разинув рты. Потом поднимается горький плач, сбегается вся деревня, и начинают причитать надо мной как над покойницей. Судьба сразу дала мне понять, что я не батюшкина и не матушкина, но барская…»

«Воспоминания» Авдотья Хрущова, крестьянка

Вопросы:

  1. Как относились к крестьянам помещики? С чем это связано?

  2. Какими правами обладали частные владельцы по отношению к крестьянам?

  3. Какую оценку крепостничеству дает автор воспоминаний?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кононова Лариса Владимировна

Дата: 02.02.2020

Номер свидетельства: 538199


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства