Развитие культуры единого Русского государства: летописание и житийная литература
Развитие культуры единого Русского государства: летописание и житийная литература
Тема данной разработки охватывает культуру Руси XV в. и играет важную роль в формировании национальной идентичности через познание литературы в период становления единого государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие культуры единого Русского государства: летописание и житийная литература»
Тема урока. Развитие культуры единого Русского государства: летописание и житийная
литература.
Тип урока. Комбинированный
Цель урока. Сформировать представление обучающихся об особенностях развития культуры в период формирования русского государства в XV в. выявить основные факторы, повлиявшие на ее формирование и познакомить с важнейшими достижениями. Развивать навыки анализа исторических источников, умение выделять главное. Учить анализировать литературные стили на примерах новых жанров; показать, как объединение государства отразилось на восстановлении единого летописного свода;
Планируемые результаты.
Предметные- группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематической таблицы); объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной теме отечественной истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
Метапредметные:
Познавательные УУД-раскрывать причинно-следственные связи событий и их отражение в литературных произведениях; извлекать информацию из источника; составлять самостоятельно таблицы, работать с понятиями; определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала.
Коммуникативные УУД- планировать и осуществлять совместную работу, выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании
Регулятивные УУД- осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
Личностные УУД- Осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений, проявление интереса к познанию истории России
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные, работа в парах,
Методы обучения: рассказ, беседа, методы критического мышления, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: История России: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х частях/Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович; под ред. А.В. Торкунова – 2-е изд., -Москва: Просвещение, 2022 (ч.2); презентация, раздаточный материал, обучающие видеоролики (использованы материалы урока № 42 ЦОК)
Ход урока.
Организационный момент
Путь к успеху лежит через ТРУД – тетрадь, ручка, учебник, дневник
II.Актуализация знаний
Тестирование.
1. Большую роль в формировании национальной русской культуры XV в. сыграло:
1) открытие большого количества школ в городах и в сельской местности 2) появление вотчинного землевладения 3) освобождение от ордынской зависимости 4) установление дипломатических отношений с Византией.
2. Грановитая палата в Москве была построена по проекту
1) Андрея Рублева 2) Сафония Рязанца 3) Аристотеля Фиораванти 4) Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари;
3. Творения Дионисия, в отличие от работ византийских иконописцев
1) написаны красками 2) посвящены сценам из народной жизни 3) украшали дома людей из простонародья 4) пронизаны настроением праздничности и радости
4. Большую роль в формировании национальной русской культуры XV в. сыграло
1) принятие христианства 2) создание единого Российского государства во главе с Москвой 3) проникновение католицизма на русские земли 4) ослабление влияния Русской православной церкви на духовную жизнь страны
5. Создание теории «Москва – Третий Рим» способствовало
1) распространению ересей 2) распространению на Руси античной культуры 3) возвеличиванию Московского княжества и формированию культуры и идеи национальной исключительности. 4) обоснованию необходимости организации военной помощи Восточной Римской империи (Византии)
Ответы: 1-3; 2-4; 3-4; 4-2; 5-3.
Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач.
Садко — увлекательная история о молодом новгородском гусляре. Герой былины Садко пережил множество приключений, покорил своей игрой на музыкальном инструменте морского царя, благодаря чему стремительно разбогател. Иногда самоуверенный и не всегда предусмотрительный, богатырь-гусляр с достоинством выдерживает все уготованные ему испытания, возвращаясь в итоге к супруге и друзьям.
Предлагаю посмотреть фрагмент оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» (1896 г.) по мотивам новгородских былин в постановке Б. Покровского, в роли Садко — В. Атлантов. Большой театр, 1980 г. видеофрагмент.
(Перед просмотром раздаю тексты либретто и былины)
Сравни фрагменты текстов записанной былины и либретто оперы, докажи, что фольклорный текст не отражает какую–то одну эпоху, а вбирает в себя реалии разных временных пластов.
Текст либретто( В. И. Бельский) из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, в котором Садко говорит о том, что
Былина «Садко»
«…кабы была у меня золота казна»:
Кабы была у меня золота казна,
Кабы была дружинушка хоробрая,
Я не сидел бы сиднем в Новгороде,
Не стал бы жить по старине, по пошлине,
Не пировал бы день и ночь, не бражничал,
А на злату казну свою повыкупил
Я б все товары ваши новгородские,
Я снарядил бы тридцать и един корабль,
Товары красные я б понагруживал.
Уж коли не дал нам Господь большой реки
Да заказал путь на море Варяжское,
Поплыл я б по Ильмень-озеру,
Проволок корабли я бы волоком
И прошел по великим рекам
Я б ко синему морю далекому.
Пробегали б мои бусы-корабли,
Объезжали б моря, моря синие.
Погулял бы в странах я неслыханных,
Насмотрелся б чудес я невиданных.
Накупил бы я там скатна жемчуга,
Самоцветных камней, дорогой камки.
На бессчётну казну в Новогороде
Понастроил бы я церквей божиих.
Я б повызолотил кресты, маковицы чистым золотом,
Усадил бы иконы я жемчугом да каменьями,
Дорогими бы все, самоцветными.
По далеким морям, по раздолью земли
Пронеслася бы слава Новгорода!
А и вы бы тогда, гости знатные,
За то во пояс мне поклонилися.
Говорят настоятели новогородские: - Все мы на пиру наедалися, Все на почестном напивалися, Похвальбами все похвалялися. Что же у нас Садко ничем не похвастает? Что у нас Садко ничем не похваляется? Говорит Садко-купец, богатый гость: - А чем мне, Садку, хвастаться, Чем мне, Садку, пахвалятися? У меня ль золота казна не тощится, Цветно платьице не носится, Дружина хоробра не изменяется. А похвастать - не похвастать бессчетной золотой казной: На свою бессчетну золоту казну Повыкуплю товары новогородские, Худые товары и добрые!
Не успел он слова вымолвить, Как настоятели новогородскке Ударили о велик заклад, О бессчетной золотой казне, О денежках тридцати тысячах: Как повыкупить Садку товары новогородские, Худые товары и добрые, Чтоб в Нове-граде товаров в продаже боле не было. Ставал Садко на другой день раным-рано, Будил свою дружину Хоробрую, Без счета давал золотой казны
(Хор славит молодого гусляра. Но кто же прославит Новгород? Тут появляется новгородский гусляр Садко. Садко поёт степенно, на былинный лад. Организуйте беседу по предложенным вопросам. Обобщите: каково значение устного народного творчества в русской культуре, истории, науке?
Дайте ответы на вопросы.
Кто такой Садко?
Каковы цели Садко? Почему возник конфликт Садко и гостей — купцов новгородских?
Сравните фрагменты текстов записанной былины и либретто оперы
Как вы понимаете, речь на уроке пойдет о летописании и литературе.
Обучающиеся записывают тему урока.
Слайд 1. Тема урока. Развитие культуры единого Русского государства: летописание и
житийная литература.
Поставьте перед собой цель: узнать, понять, выяснить.
Первичное усвоение знаний
Предлагаю вам посмотреть еще один видеофрагмент (РЭШhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/7922/main/289072/) и записать особенности русской культуры XV-начала XVI в.
Задание. В ходе просмотра видео, запишите:
1.Главные черты русской культуры XV –первой половины XVI вв.
2. Процессы, способствовавшие рождению русской нации.
Работа с учебником § 27, п.3-4. (составление таблицы)+ видеофрагмент
Литературные произведения
Жанр литературы
название
автор
жития
Московских святых:
«Житие Стефана Пермского»,
«Сергия Радонежского»
Епифаний Премудрый, стиль-«плетение словес»
былины
«Садко»
летописи
Хронографы (1512 г.)*;
Летописная повесть о битве на поле Куликовом.
Авт. неизв.
повести
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его Владимире Андреевиче»;
Авт. неизвестен
Поэмы** работа с учебником
«Задонщина»
Сафоний Рязанец
хождения
«Хождение за три моря»
Афанасий Никитин
Новые жанры письменных произведений
Учетные документы
Писцовые книги, хозяйственные записи
Описания явлений природы
«Шестоднев»
Громовник
Иоанна
Галена
Христианская топография, путевой очерк
«Хождение за три моря»
Козьма Индикоплов,
Афанасий Никитин
Занимательное чтение
Сборник афоризмов «Пчела»
Медицинские трактаты
Сборник XV в Кирилло-Белозёрского монастыря Галена и Гиппократа
Хронограф – особый жанр летописного творчества, посвящённый всеобщей истории, иногда с включением истории русской. Значительная часть хронографов излагалась на основе Ветхого Завета, поэтому эти произведения близки к библейским книгам.
Задание. Рассмотри изображения. Определите особенности литературы XV — начала XVI века.
Слайд 2
На трех боковых стенках Царского места (Мономахова трона) в Успенском соборе Московского Кремля помещены двенадцать барельефных композиций на текст «Сказание о князьях Владимирских».
«Сказание о князьях Владимирских»
«Сказание о Владимирских» — литературно-публицистический памятник начала XVI века, использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета власти. В основе «Сказания» легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа. Вторая легенда повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха. Время появления этих легенд не установлено, и о существовании их до начала XVI века ничего не известно.
Работа с учебником § 32, п. 3
Слайд 3
Памятная монета, посвящённая 525–летию путешествия в Индию тверского купца Афанасия Никитина в 1468–1474 годах.
«Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Важнейшей особенностью этого памятника следует считать его совершенно неофициальный характер — это записки русского человека, попавшего на чужбину, не имевшие определённого адресата. Мы ничего не знаем об Афанасии Никитине, кроме сведений, содержащихся в «Хожении», и заметки, предшествуюшей ему в летописной редакции. Путевые записки Никитина были, в сущности, дневником, только без разбивки на даты. «Хожение за три моря» дошло до нас в трёх редакциях в составе летописей.
Слайд 4
Начальная страница труда историка М. Д. Приселкова, сделавшего попытку реконструировать Троицкую летопись.
Троицкая летопись (нач. XV в.)
Троицкая летопись — первый общерусский летописный свод, сгорела в пожаре Москвы 1812 года и реконструирована историком М. Д. Приселковым. Одним из источников для реконструкции летописи стали выписки Н. М. Карамзина, которые историк включил в свою «Историю государства Российского».
Слайд 5
Житие Стефана Пермского, миниатюра с изображением Стефана Пермского. Российская государственная библиотека.
«Житие Стефана Пермского»
«Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа» — один из наиболее ярких памятников русской агиографии (житийной литературы). Он был создан Епифанием Премудрым вскоре после смерти Стефана Пермского. «Слово о житии и учении…» представляет интерес и как ценнейший исторический источник. В нём содержатся сведения не только о жизни Стефана Пермского, а также важнейшие исторические, экономические, этнографические сведения о Пермской земле и народах, её населявших во второй половине XIV века.
Первичное понимание
(раздаю листы с текстом)
Задание. Прочитайте фрагмент «Хожения за три моря» — первого произведения русской литературы, запечатлевшего путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели. Купец Афанасий Никитин спустился по Волге из Твери в Астрахань, пересёк Каспийское море, проехал Персию и через Индийский океан достиг Индии, где прожил три года. Обратный путь лежал снова через Индийский океан, Персию, а затем по Чёрному морю и Крыму.
*Перечислите, что удивило купца в путешествии.
*Составьте рассказ о путешествии Афанасия Никитина.
«ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА
Путевые записки (жанр хождения) тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию в 1468—1474 годах.
…И шли мы морем до Маската десять дней, а от Маската до Дега четыре дня, а от Дега до Гуджарата, а от Гуджарата до Камбея. Тут родится краска да лак. От Камбея поплыли к Чаулу, а из Чаула вышли в седьмую неделю после Пасхи, а морем шли шесть недель в таве до Чаула. И тут Индийская страна …И мужчины, и женщины все нагие да все чёрные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бёдрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бёдрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бёдрах.
Из Чаула пошли… до Джуннара. Правит тут индийский хан — Асад-хан джуннарский… Ездит же Асад-хан на людях. А слонов у него много, и коней у него много добрых, и воинов, хорасанцев, у него много. А коней привозят из Хорасанской земли, иных из Арабской земли, иных из Туркменской земли… а привозят их всё морем в тавах — индийских кораблях.
И я, грешный, привёз жеребца в Индийскую землю, и дошёл с ним до Джуннара, с божьей помощью, здоровым, и стал он мне во сто рублей. Зима у них началась с Троицына дня. Зимовал я в Джуннаре, жил тут два месяца. Каждый день и ночь — целых четыре месяца — всюду вода да грязь. В эти дни пашут у них и сеют пшеницу, да рис, да горох, да всё съестное. …В Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы — на них ездят и товар и иное возят, всё делают.
Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: всё товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дёшево. Те, кто возят волов за море, те пошлин не платят. А нам провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много. Разбойничают кафары, не христиане они и не бесермены: молятся каменным болванам и ни Христа, ни Мухаммеда не знают.
Первичное закреплениеслайд 6
Рассуждение. Анализ представленных изображений
1
2
3
4
5
Литературные произведения
Каменное зодчество
Путевой очерк
житие
Героическая поэма, рассказ
лаконичный новгородский храм — церковь Спаса Преображения на Ильине улице ;
белокаменный Кремль построен при Дмитрии Донском;
Втор. полов. XV в
Нач. XV в.
Втор полов XII в.
1185 г.
Втор. полов ХIV в.
Втор. полов. ХIV в.
Решение задания 1. (рассуждение)
Проанализировав все представленные изображения, вспомнив факты, которые с ними связаны, становится понятно, что 1 — вторая половина XV века; 2 — начало XV века; 3 — вторая половина XII века; 4 и 5 — вторая половина XIV века.
Решение задания 2. (рассуждение)
Епифаний Премудрый — писатель. То есть выбор ограничивается позициями 1—3. «Хожение» написано самим купцом. Автор «Слова» неизвестен. Епифаний Премудрый — ученик и сподвижник Сергия Радонежского.
Информация о домашнем задании. Инструктаж о его выполнении. Слайд 7
§ 27, выучить новые понятия, составить конспект или таблицу по § 27