Просмотр содержимого документа
«Разроботка урока "Героическая Русь в борьбе с иноземными завоевателями"»
ПЛАН УРОКА
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
В 7-А КЛАССЕ
АМВРОСИЕВСКОЙ ОШ I-III СТУПЕНЕЙ № 2
«БОРЬБА НАРОДОВ РУСИ
С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ»
УЧИТЕЛЯ САМСОНОВОЙ Г.М.
Дата урока:
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: проследить основные этапы героической борьбы народов Руси с иноземными завоевателями (ХІІІ-XIV века).
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о завоевательной политике монголо-татар, о походах Чингисхана, Батыя и Мамая на Русь; раскрыть особенности борьбы северорусских земель с крестоносцами и шведами; определить роль личностей Александра Невского и Дмитрия Донского в истории Руси.
Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений: работать в заданном темпе, вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; работать с картой; работать в парах, группах; выполнять проблемные задания; работать с различными источниками, видеоматериалом, раскрывать смысл понятий и терминов, развивать коммуникативную культуру, способствовать развитию у школьников интереса к истории.
Воспитательные:воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому своего народа, чувство сострадания к наших предкам, ответственности перед будущим, содействовать воспитанию патриотов, мужественных и смелых личностей.
Ожидаемые результаты освоения материала урока:
Личностные результаты:
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции;
• формирование целостного мировоззрения;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• освоение гуманистических традиций и ценностей предшествующих поколений;
• формирование у учащихся собственных образовательных запросов и интересов, умение их удовлетворять.
Метапредметные результаты:
• умения работать с вещественными и изобразительными источниками;
• соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими историческими данными;
• умения локализации объектов в пространстве, работа с картой;
• давать развернутый ответ на вопрос, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;
• владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями;
• называть хронологические рамки исторических процессов, выделять основные даты для прочного усвоения;
• определять синхронность событий и явлений в разных странах;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в масштабах страны;
• сравнивать деятельность лиц, исторические события на основе самостоятельно выделенных линий сравнения;
• относить новые факты и явления к известному понятию;
• давать оценку фактов, явлений прошлого;
• выражать отношение к деятельности людей в прошлом с позиции духовных ценностей общества в изучаемую эпоху;
• выполнять художественно-творческие задания;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах);
• развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
• умение формировать и реализовывать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.
Предметные результаты:
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества;
• расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
• приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
• формирование у учащихся исторической памяти, критического и творческого мышления;
• приобретение школьниками умений и навыков осуществлять перспективный исторический анализ, историческую критику, историческое прогнозирования и интерпретацию исторических фактов; подбирать историческую информацию и ориентироваться в ней;
• знание хронологии, работа с хронологией;
• знание исторических фактов, работа с фактами;
• навыки работы с историческими источниками;
• развитие аналитического мышления.
Методы:
1.Составление опорного конспекта (ОК) по ходу изучения нового материала.
Учитель на доске, ученики в тетрадях.
2. Работа с картой.
Аппликации: стрелы походов, даты битв.
3.Работа с понятиями. (Словарная работа СР).
Группа «Справочное бюро».
4.Использование художественной литературы.
Группа «Литераторов».
5.Игровые ситуации для закрепления.
«Поймай дату»,
«Убери лишнее»,
«Узнай предводителя»,
«Историческое лото».
Оборудование:
1. Карта – «Борьба народов Руси с иноземными завоевателями в ХІІІ веке».
2. Меловой опорный конспект на классной доске.
3.Аппликация (стрелы, показывающие походы иноземных завоевателей, даты основных сражений).
4. Учебный фильма «Александр Невский».
5. Презентация «Борьба народов Руси с иноземными завоевателями в ХІІІ- XIV вв.».
6.Таблицы с творческими заданиями: хронология, исторические личности.
7. Аудио запись «Обращение из прошлого».
8. Отрывки из литературных произведений, посвященных событиям данной темы.
ХОД УРОКА
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему соседу чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу, опустите ладошки.
Начинаем работу. Историческая дуэль «Русь в 5-12 веках» между командами «Рюриковичи» и «Киевичи».
(Подведение итогов на доске и выставление баллов за личное участие в карточках «Самооценивания» учеников)
Мы вспомнили основные события 5-12 века. Наступил (Слайд №2) страшный 13 век…Погибнет огромное количество людей, множество будет уведено в плен, навсегда исчезнут с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...
Звучит аудио запись «Остановись прохожий».
И тема нашего урока «Борьба народов Руси с иноземными завоевателями в ХІІІ – XIV вв.». (Слайд №3)
Открыли тетради, записали дату и тему нашего урока (ОК№ ).
Включаем микрофон. Закончите фразу: На уроке я ожидаю узнать…
Цель нашего урока… (Слайд №4)
Монгольские войска под предводительством коварного, беспощадного хана Чингисхана (Слайд №5), завоевав большие территории, направились в половецкие степи, за которыми находились земли населенные народами Руси…Первая встреча состоялась на реке Калке (маленькой речке, впадающей в Азовское море). (Слайд №6) + ОК (1блок)
І блок
1223
Битва на р. Калке (наш край) →М-Т орды
(войска) СР под предв. Темучжина- Ченгисхана (великий, Небесный хан) СР и русск. и половецие войска → полное поражение русск. и половецких войск, ослабление орды → возвращение домой.
Но перед тем как уйти М-Т устроили пир на костях побежденных. (Слайд №7)
٧Информация «Справочного бюро».
٧Закрепление І блока фронтально согласно ОК.
Через 14 лет в 1237 году его внук Батый, привел свою армию к границам Руси. (Слайд №8)
Первый удар был нанесен в декабре 1237 года по Рязани. (Слайд №9)
Используя текст учебника (стр.12-13) - 1группа и документа (стр. 13 учебника) - 2 группа сформулируйте главную мысль этих источников и подтвердите ее словами текстов, работаем в парах.
(Ответы детей)
Благодарные потомки воздвигли памятник Евпатию Коловрату, на нем слова «…Тебя, герой мы не забыли. Живи в веках наш Коловрат». (Слайд №10)
Среди героев того времени были и женщины. Слово нашим литераторам.
(Рассказ об Авдотье Рязаночке)
1литераторИз народных сказаний мы узнаем о героическом поступке, совершенном храброй, отважной и мудрой женщиной – Авдотьей из Рязани, прозванной в народе Рязаночкой. (Слайд №11)
Она всю жизнь пряла, ткала, мыла и стирала, а когда пришёл грозный час, показала великую силу духа.
Были у нее муж, брат и сын которые не входили в дружину, а занимались ремеслами.
Зимой 1237 года Авдотья отлучилась в Муром – купить ткани, чтобы сшить одежду для семьи. Шла пешком больше месяца, а когда вернулась домой, обнаружила на месте города дымящееся пепелище и руины каменного собора.
Авдотья осмотрела всех убитых рязанцев. Ее родных среди них не было. Тогда женщина решилась на поступок, на который до нее не отваживался никто. В одиночку она пошла пешком за две с половиной тысячи километров к татарскому хану, чтобы выручить из плена своих родных.
2 литератор Только следующей осенью Авдотья достигла ханской ставки. Рязаночку провели к хану в шатер.
Вот стоит она перед страшным царём татарским — маленькая, в лапотках, — а кругом воины, мечи, копья. На устах её не страх, а уверенное слово: «Я пришла за своими родными!»
Услышав ее просьбу освободить родных, хан сказал, что пленных у него много и не будет он среди них искать родственников Авдотьи, но предложил ей сорвать любой цветок, растущий перед шатром, и искать своих близких, пока цветок не завянет в руке Авдотьи. Если завянет – ее ждет казнь. Женщина выбрала невзрачный желтый бутон и отправилась к пленным русичам. Почти три дня ходила она среди тысяч пленников, а маленький цветочек только расцвел и не вял. К вечеру третьего дня поисков Авдотья вдруг увидела в толпе своих. Муж, сын и брат – живые – стояли перед ней. С тех пор желтый цветочек, сорванный Авдотьей, называют бессмертником.
3 литератор Но коварный хан заявил, что может отпустить только одного из троих. О том, что ответила Авдотья хану, сложили былины. Женщина сказала, что замуж можно выйти во второй раз, можно и детей родить себе еще, а вот если потерять брата, он не вернется и попросила отпустить с нею брата. Во время осады Рязани хан сам потерял брата. Вспомнив об этом и поражённый мудростью и мужеством Авдотьи, которая шла к нему целый год одна-одинёшенька по страшной дороге, терпела голод и холод, он отпустил вместе с ней всю ее семью и весь рязанский полон. (Слайд №12)
Есть легенда, что все они не вернулась на пепелище Старой Рязани, а поднялись выше по Оке и там основали новый город, который унаследовал то самое название – Рязань.
ОК (2 блок)
ІІ блок
1237-1239
Батый – внук Чингисхана разорил земли С-В Руси (Ій Рязань).
Подобное сопротивление врагу оказывали и другие города. Среди них Владимир, Новгород, Киев.
1240
Разорил земли Ю Руси (Ій Киев). (Слайд №13)
Батый планировал идти дальше - в Западную Европу, но сопротивление народов Руси ослабило его войско и он отказался от своих планов. Прав был А.С. Пушкин, который писал: «Западную Европу спасла растерзанная, но мужественная Русь».
1242
Батый основал гос-во Золотая Орда со сталицей Сарай (Слайд №14) (название Золотая орда в начале означало позолоченную юрту-ставку хана, потом перешло к его армии, к населению и государству)подчинил земли С-В и Ю Руси → установлено м-т иго (власть) СР.
٧Информация «Справочное бюро».
٧Закрепление ІІ
блока игровая ситуация «Поймай дату» (использование литературных строк – см. приложение № 1).
А у нас гости.
Физкультминутка.
Продолжаем работу. А сейчас вам будет предложен видеоматериал. После его просмотра вам необходимо будет ответить на следующие вопросы:
Когда? Где? С кем происходили сражения? Под чьим руководством? Каков их результат?
(Вопросы прикрепляются на магнитную доску).
Фильм «Александр Невский».
(После просмотра фильма дети отвечают на ранее поставленные вопросы, идет заполнение ОК (3 блок). (Слайд №15)
ІІІ блок
июль 1240
Наступление шведов → битва на р. Неве → победа русских под. руководством Новгородского князя Александра (Невский). Ополчение – отряды мирных жителей, которые создаются в период военных действий для поддержки основного войска СР.
5.04.1242
Наступление немцев → битва на Чудском озере (Ледовое побоище) → победа А. Невского. ↓
Эти победы сорвали планы немцев и шведов подчинить С-З Русь.
٧Информация «Справочного бюро».
٧ Об ордене А. Невского.
(Слайд №16, 17)
٧Закрепление ІІІ блока (использование литера-турных строк см. прило-жение №2).
Удачно, как видим, сложилась в этот период история СЗ Руси, а в это время на СВ и Ю территориях Руси продолжало господствовать М-Т иго.
Пройдет еще более века… В Золотой Орде будет господствовать хан Мамай (Слайд №18), а в Московском княжестве князь Дмитрий I Иванович (Слайд №19) и в 1380 году на Куликовом поле состоялась очень страшная, но важная для Руси битва. (Слайд №20)
ОК (4 блок)
ІV блок
1380
Куликовская битва (Мамаево побоище). Ордынцы (Мамай) → Русские (князь Дмитрий).
↓
Победа Дмитрия (Донской).
↓
Положила начало освобождению Руси от Ордынцев.
↓
1480
Падение м-т ига.
٧Использование литературных строк (см. приложение № 3).
٧ Об ордене Д. Донского.
(Слайд №21, 22)
٧Закрепление IV блока - сообщение литераторов.
4 литератор Хотя победа на поле Куликовом не привела к свержению ордынского владычества, она имела огромное значение.
Впервые русским войскам удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.
Эта победа восстановила в народе веру в свои силы. Она также доказала, что единственным способом избавления от ненавистного владычества является объединение всехрусских земель и их совместная борьба под единым руководством. Победа на Куликовом поле подняла дух русского народа, его веру в свои силы, показала значимость единства людей в решении важных вопросов.
Обоих Великих князей православная церковь за огромный вклад по защите Отечества и христианской веры причислила к лику святых. (Слайд №23, 24)
Д/з:(Слайд №25)
I. Знать материал ОК.
II. Пользуясь материалом учебника,
дополнительной литературы и Интернет ресурсов подготовить :
- 1 ряд репортажи участника сражений на реке Калке (как сторонника русских) из §15;
- 2 ряд репортажи участника сражений на реке Неве (как сторонника вражеской стороны) из §17;
- 3 ряд интервью с одним из предводителей сражений по выбору (Александр Невский, Дмитрий Донской) из §17, 21.
Закрепление
Сейчас Вы услышите «обращение из прошлого» по содержанию постарайтесь определить кто?, когда?, в связи с какими событиями, мог произнести эти слова?
Аудио запись «Обращение из прошлого - А. Невский».
«Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом».
(А. Невский, 1240 г., Невская битва)
Аудио запись «Обращение из прошлого – Д. Донской».
«Братья и князья русские!
Не рождены мы на обиду ни соколу,
ни ястребу, ни черному ворону,
ни поганому Мамаю!
Присоединяйтесь постоять
за землю Русскую, за веру христианскую!»
(Д. Донской, 1380 г., Куликовская битва)
2. Историческое лото. Поставить даты относительно событий.
На карточках
На планшете
1223
Битва на Калке
1237
Взятие Рязани м-т
1240
Взятие Киева
1240
Невская Битва
1242
Ледовое побоище
1380
Куликовская Битва
1480
Падение м-т ига
3. Один из ученых записал известные исторические имена, по его мнению имеющие отношение к нашему сегодняшнему уроку. Допустил при этом ошибки. Исправьте их, убрав лишнее.
На планшете.
Тэмучжин-Чингисхан
Хлодвиг
Батый
Святослав «воин храбрый»
Дмитрий Донской
Мамай
Владимир Великий
Александр Невский
Выставление оценок
Подведение итогов урока
Через несколько минут наш урок уйдет в пршлое. Значит станет ИСТОРИЕЙ.
Вы имеете возможность оставить след истории, оставив свои впечатления от урока в виде отпечатков: (Слайд №26)
Красный - Урок для Вас прошел плодотворно, с пользой. Вы узнали много нового.
Зеленый - На уроке Вам было интересно.
Синий - На уроке Вам было трудно и не все понятно.
Получился у нас ЩИТ – символ защиты. Растите и ВЫ умными, сильными, смелыми, умеющими защитить себя, своих родных, близких, свою родную землю.
Я довольна вашей работой считаю ее плодотворной. (Ставлю отпечаток красного цвета).