kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемные методы при изучении темы "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный кейс-метод (обсуждение учащимися Приказа №227 "Ни шагу назад") рассчитан на плюрализм мнений и является реализацией системно-деятельностного подхода в образовании

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемные методы при изучении темы "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны""»

Проблемные методы обучения, направленные на развитие критического мышления

Тема занятия: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Учащимся предлагается кейс-изложение с рассказом о конкретной проблеме и её решении. Кейс сопровождается структурированными вопросами для обсуждения.

- Изучите документы и ответьте на вопросы.

ДОКУМЕНТ 1

Выдержки из «Приказа наркома обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года. О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПОРЯДКА В КРАСНОЙ АРМИИ И ЗАПРЕЩЕНИИ САМОВОЛЬНОГО ОТХОДА С БОЕВЫХ ПОЗИЦИЙ».

(В истории этот приказ известен под названием «Ни шагу назад»).

«После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории. Стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 800 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Из этого следует, что пора кончать отступление».

«Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять Родину.

Нельзя терпеть дальше командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникёров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу. Паникёры и трусы должны истребляться на месте.

Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование — ни шагу назад без приказа высшего командования».

http://tass.ru/info/4443634



ДОКУМЕНТ 2

Историческая справка: Обстановка на фронте в июле 1942 года

Весна и лето 1942 года для Советского Союза оказались не менее катастрофическими, нежели первые недели войны. Наступление на Харьков обернулось полным разгромом группировки советских войск. Убитыми, ранеными и пленными Красная Армия потеряла около 500 000 человек. Гитлеровцам удалось захватить Крым, в начале июля 1942 года пал Севастополь. Немецкие войска устремились к Волге, захватывая всё новые территории. 7 июля гитлеровцы ворвались в Воронеж, 23 июля пал Ростов-на-Дону.

Уступив Волжские берега, Советский Союз лишился бы стратегических ресурсов и коммуникаций. На Кавказе противник мог завладеть нефтепромыслами Грозного и Баку. В Великобритании уже рассматривали возможность нанесения массированных бомбовых ударов по советским нефтепромыслам, дабы они не достались нацистам. Кроме того, решающий успех гитлеровцев на Волге и на Кавказе был чреват вступлением в войну с СССР Японии и Турции.

http://tass.ru/info/4443634

ДОКУМЕНТ 3

Факты:

  • Потери в штрафбатах и штрафных ротах были выше, чем в линейных подразделениях, примерно в 3–6 раз.

  • Штрафные роты и батальоны вооружались таким же стрелковым оружием, что и линейные части.

  • Численность штрафных подразделений колебалась от 2,7 процента в 1943 году, до 1,3 процента в 1945 году от общей численности советских войск на фронте.

  • Пребывание в штрафбате или в штрафроте не было бессрочным, имело четко оговоренный в приговоре срок: три или шесть месяцев.

  • Специальный пункт из «Положения о штрафных батальонах действующей армии» гласит: «За боевое отличие штрафник может быть освобождён досрочно по представлению командования штрафного батальона, утверждённому военным советом фронта. За особо выдающееся боевое отличие штрафник, кроме того, представляется к правительственной награде».

  • Сводка НКВД СССР о деятельности заградительных отрядов Донского фронта с 1 августа по 1 октября 1942 года. Всего за этот период заградотрядами было задержано 36 109 солдат и офицеров, сбежавших с передовой. Из них возвращено в свои части и на пересыльные пункты 32 993 человека, направлено в штрафные роты — 1056 человек, направлено в штрафные батальоны — 33 человека, арестовано — 736 человек, расстреляно — 433 человека.

Аргументы и Факты 2016-07-28 09:58



ДОКУМЕНТ 4

Эдуард Яковлевич ВОЛОДАРСКИЙ родился 3 февраля 1941 года в Харькове. В 1967 окончил сценарный факультет ВГИКа. Автор романа «Штрафбат» и сценария к одноименному фильму.

- Картина о том, какой ценой было за эту Победу заплачено. Немцы поражались нашей кровожадности! Бросать тысячи солдат на заведомую смерть… Мы устрашали их жестокостью к своему народу!

Мы сегодня максимально стремимся к правде. К тому, о чем молчат советские фильмы. …Не было тех романтизированных отношений между солдатами. Люди всегда собирались разные. Из лагерей набирали уголовников. С их легкой руки процветали картежничество, воровство… По приказу №227, который вышел 12 августа 1942 года, пленный объявлялся врагом народа. Солдат обвинили в трусости, глупости. А генералы, которые прошляпили всю эту войну и заплатили за нее кровью человеческой, оказались ни при чём!

https://foma.ru/eduard-volodarskij-o-chem-molchali-sovetskie-filmyi.html



На вопросы «ЛГ» отвечает писатель, командир роты офицерского штрафбата во время Великой Отечественной войны, ныне генерал-майор Вооружённых сил СССР в отставке Александр Пыльцын.

– В фильме (и романе) «Штрафбат» всё перевёрнуто с ног на голову! Умышленное смешивание провинившихся офицеров, рядовых дезертиров и разного рода уголовников в одно понятие «штрафбат» характерно для многих, не желающих знать истину. Никаких врагов народа или уголовников-рецидивистов к фронту близко не подпускали…

- В 1989 году, вышел «документальный» фильм Льва Данилова «Штрафники (Сюжеты из приказа № 227)». Слово «документальный» я взял в кавычки— достаточно упомянуть, что обычный кадр, когда станковый пулемёт поддерживает наступление пехоты, истолковывался автором фильма как «штрафников гонит в атаку пулемёт заградотряда»…

- В 2005 году на экранах ТВ режиссёр Фуад Шабанов показал документальный фильм «Подвиг по приговору». Этот фильм базируется на истинных свидетелях того времени. Один из персонажей этого фильма, бывший штрафник, полковник в отставке Николай Чернов, по-моему, очень точно выразил мысль, думаю, всех фронтовиков: «Чтобы судить о штрафных батальонах, надо пройти самому войну, быть военным человеком… На войне идёт речь о жизни и смерти не только человека, но и всей страны. Штрафбаты были созданы своевременно и принесли большую пользу, укрепив дисциплину в армии вообще и предотвратив многие необдуманные поступки или решения военных разных рангов. Я был офицером-штрафником и считаю, что невиновные там если и были, то единицы. Офицер, командир, всегда ответствен за дела и поступки своих подчинённых. Я понёс наказание за своих подчинённых, это было уроком и для других»…

- В Рогачёвско-Жлобинской операции в феврале 1944 года, когда наш 8-й штрафбат в полном составе 5 дней дерзко действовал в тылу врага, из более чем 800 штрафников почти 600 были освобождены от дальнейшего пребывания в штрафбате без «пролития крови», то есть не будучи раненными. Все эти 600 человек были полностью восстановлены в офицерских правах досрочно, не пройдя установленного срока наказания (от 1 до 3 месяцев), даже если в боях многие из них участвовали только эти пять дней…

- Буквально за неделю до 60-летия Победы меня в Санкт-Петербурге навестила съёмочная группа ТК «Останкино»,. Цель приезда – записать на видео рассказ о нашем штрафном батальоне как свидетельство человека, прошедшего штрафбатовскую школу. Запись состоялась, мне даже назвали дату выхода её в телеэфир... Но прошло назначенное время, прошёл и День Победы, а моё интервью так и не появилось.

http://lgz.ru/article/8-6543-24-02-2016/shtrafnye-udary-po-falsifikatoram/



Доктор исторических наук, профессор-историк Виктор Король, приоткрыл «ФАКТАМ» некоторые детали этой стороны войны.

 — По документам слово «штрафник» нигде не проходило. Официальным обращением к солдату было «боец-переменник». Это вызвано тем, что рядовой состав постоянно изменялся...

— Какими были шансы «переменников» пережить войну?

 — Служба в штрафбате оставляла мало шансов выжить. Солдат посылали на самые опасные участки. Штрафники несли потери примерно вшестеро большие, чем регулярные части. Один офицер-фронтовик рассказывал, что средний солдат переживал 2-3 атаки, после чего погибал.

Во время атаки штрафники засовывали себе за пояс саперную лопатку  так, чтобы металл прикрывал грудь. Немцы их очень боялись. «Штрафирен! Штрафирен!» — кричали они. Вот как описывал в своем письме домой атаку «переменников» один из немецких солдат в сентябре 1943 года: «Большие плотные массы людей двигались плечом к плечу по минному полю. Люди в гражданской одежде и бойцы штрафных батальонов шли вперед, как автоматы. Бреши в их рядах появлялись только тогда, когда кого-нибудь убивало или ранило взрывом мины. Казалось, эти люди не испытывали страха или замешательства. Мы заметили, что они находились под огнем небольшой цепи комиссаров и офицеров, которые стреляли сзади фактически рядом с жертвами наказания. Нам не было известно, что совершили эти люди, чтобы быть подвергнутыми такой каре. Однако среди тех, кого мы взяли в плен, оказались офицеры, не сумевшие выполнить поставленные задачи, старшина, потерявший в бою пулемет, и солдат, чье преступление состояло в том, что он оставил строй на марше».

— По приказу № 227 создавались и заградотряды…

 — Сюда набирались только идеологически проверенные бойцы. Не каждый ведь сможет ежедневно расстреливать своих. Столь «щепетильная» работа давала солдатам свои преимущества. С одной стороны, заградотрядовцы редко вступали в бой с противником, а с другой — имели много возможностей мародерничать. Частым явлением было повальное пьянство офицеров заградотрядов. Знакомый фронтовик рассказал о случае, когда пьяный офицер заградотряда убил двух солдат из-за того, что один не захотел расстрелять другого за то, что тот якобы струсил. Мне лично пришлось общаться с ветераном подобного соединения. В конце 80-х я встретил Самуила Ушерова, щедро увешанного орденами и медалями. Будучи подвыпившим, он признался мне, что служил в расстрельной команде. На вопрос «Сколько же вы расстреляли?», гордо ответил: «По-разному. Бывало, в день по десять-двадцать человек, бывало меньше. Я тогда молодой был, нервы имел крепкие»…

http://blog.i.ua/user/3661818/757949

Задания к кейсу:

1. Сталин аргументировал свой приказ? Аргументы соответствовали действительности?

2. Какие меры для обеспечения коренного перелома в войне были приняты руководством страны?

3. Приказ Сталина №227 адекватен сложившейся на тот момент в стране ситуации или же это чрезмерная жестокость?

4. Красная Армия одержала победу под Сталинградом «благодаря» или «вопреки» принятому приказу? Или вы не согласны ни с одной из этих формулировок? Аргументируйте ответ.

5. Почему цена Победы советского народа в Великой Отечественной войне продолжает раскалывать общественное мнение на современном этапе?

6. Сформулируйте различные точки зрения на приказ Сталина №227 и в целом на методы командования в годы Великой Отечественной войны.

7. Какая точка зрения шире представлена в информационном поле? Почему?

8. Какая точка зрения кажется вам более достоверной? Докажите.




Анализ ситуации проходит методом разбора деловой корреспонденции. После проработки документов уместно организовать дискуссию.

Работа над кейсом включает в себя два уровня сложности. Первый: знакомство с документами 1-3, ответ на вопросы 1-4. Второй: знакомство с документами 1-4, ответ на вопросы 1-8. Успешная работа со вторым уровнем сложности, аргументированные, логичные ответы и соблюдение правил проведения дискуссии предполагают оценку «отлично».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Савушкина Маргарита Викторовна

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495006


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства