kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Подвиг новомучеников и исповедников белгородских».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по православной культуре в 10 классе: «Подвиг новомучеников и исповедников белгородских».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Подвиг новомучеников и исповедников белгородских».»

Тема урока по православной культуре в 10 классе: «Подвиг новомучеников и исповедников белгородских».

Цель урока: формирование целостного представления о значении и содержании подвига новомучеников и исповедников белгородских.

Задача: Формировать чувство сопричастности с историческим прошлым и настоящим православной церкви.

Оборудование: технические средства обучения, презентация «Новомученики и исповедники белгородские».

Ход урока:

1. Сообщение темы и задач урока.

Ученик 1: Анна Селезнёва «Это было недавно в России».


 Я смотрю календарь: имена исповедников наших!

И невольно душа содрогнется, скорбя о былом.

Этот белый листок именами Страдальцев украшен:

Тот, кто верен Христу, был гоним, не смирившись со злом!

 

Это было… услышь! Это было недавно в России!

Даже век не прошел, недалёки те злые года.

Это родственник наш был расстрелян, сожжен за Мессию!

Это родственник наш заморожен, распят за Христа!

 

И замолкли тогда на Руси колокольные звоны.

Раны этих годов до сих пор по России видны.

Но теперь в наших храмах вам пишут с любовью иконы.

И сердца наши к вам благодарной молитвы полны!

 Учитель: В 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа (т.е. вся система образования – от начальной школы до высшей) – от церкви. В соответствии с этим духовенство рассматривалось как «чуждый, враждебный Советской власти элемент». В 20-е –30-е гг. ХХ в. проводилась политика тотального геноцида, церковное имущество подвергалось конфискации и уничтожению, храмы и монастыри закрывались, а их здания были переоборудованы под склады, клубы, избы-читальни и т.д. или разрушены.

Ученик 2: «В 20-30-е гг. ХХ в. в городе Белгороде было разрушено 11 храмов. 2 монастыря (Свято-Троицкий мужской и Рождество-Богородицкий женский), 3 часовни, несколько кладбищ, духовное училище и епархиальное женское училище. В 1922 г. в Белгороде были ограблены все храмы и монастыри. Из них было вывезено 126 тонн серебра, 800 граммов золота и 459 граммов драгоценных камней, изымались также иконы. В 1923 г. из монастырей Белгорода было выселено 800 монахинь и 300 монахов. Бывший Рождество-Богородицкий женский монастырь стал именоваться Соцгородок, он стал жилым районом (ныне на этом месте расположен БГАДТ им. М.С. Щепкина). Территория Свято-Троицкого мужского монастыря, где в Свято-Троицком соборе хранились мощи Святителя Иоасафа Белгородского, после всех разрушений и надругательств над православными святынями стала именоваться Детским городком – там разместили приют для беспризорников.

За 10 лет (с 1917 по 1937 гг.) количество действующих храмов на Белгородчине сократилось с 620 до 170. Были закрыты все монастыри (уже упоминаемые выше белгородские Свято-Троицкий мужской и Рождество-Богородицкий женский), а также Валуйский Успенский мужской и женские обители: Борисовская Богородицко-Тихвинская и Волоконовская Николо-Тихвинская. К 1937 г. на Белгородчине было закрыто 480 храмов, из них изъято 1 т серебра, 2 кг золота и 1200 драгоценных камней. Большинство икон было уничтожено, лишь некоторые из них (как, например, икону Пресвятой Богородицы «Смоленскую» (Одигитрию), ныне находящуюся в Смоленском соборе города Белгорода) верующим удалось сохранить.

В 1937г., ставшем апогеем политики репрессий в стране, тоталитарный ре-жим уничтожил десятки тысяч представителей духовенства. На Белгородчине в число арестованных органами НКВД попали «духовенство и монашествующие контрреволюционные элементы» - 245 человек. В Белгороде за 10 лет (1917-1937 гг.) число представителей духовенства сократилось в 10 раз (с 3400 чел. до 380 чел.).

Репрессии против духовенства проводились на Белгородчине вплоть до на-чала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

2. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, взгляните на экран.

Слайд 2. Расшифруйте слова: ВМОЧНКОЕИИНУ (НОВОМУЧЕНИКИ). ДИСИПКОВНЕИ (ИСПОВЕДНИКИ).

Определение темы и задач урока.

Учитель. Ребята, получив определённую информацию, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученик: Тема урока: «Новомученики и исповедники белгородские».

Учитель. Слайд 1. Сегодня на уроке мы должны узнать об новомучениках и исповедниках белгородских.

Научиться сопоставлять: 1.Жизнь новомучеников и исповедников белгородских с веком гонения на христиан. 2.Понимать значение их подвига в современной жизни.

3.Актуализация опорных знаний.

Задание. Дать краткое определение следующим понятиям: Мученики. Великомученики. Священномученики. Новомученики . Исповедники.

Проверка полученных знаний. Слайд 4

Задание: Сопоставьте ваши ответы с ответами презентации.

Физкультминутка.

4. Изучение нового материала.


Учитель. Слайд 5. Православные празднуют Собор новомучеников и исповедников Белгородских 1 июня. Вы видите икону этого праздника. От Белгородской и Старооскольской епархии в него включены имена 17 святых.

Ребята, сейчас вы заслушайте сообщения ваших одноклассников о жизненном пути (основные этапы), а также духовном подвиге и прославление новомучеников Российских епископа Никодима (в миру Александра Кононова, 1871 – 1919 гг.) и архиепископа Онуфрия (в миру Антония Гагалюка, 1889 – 1936 гг.).о новомучениках и исповедниках белгородских, священниках Корочанского благочиния.

Ученик 3. Слайд 6. Епископ Никодим (в миру Александр Михайлович Кононовродился 18 [30] июня 1871года в селе Тельвиска, Мезенского уезда Архангельская губерния в семье священника Михаила и Клавдии Кононовых.

Александр в 1892 году окончил Архангельскую духовную семинарию, а в 1896 году Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен в иеромонаха. С 1896 года является смотрителем Александро-Невского духовного училища. 30 августа 1901 года он был возведён в сан архимандрита, а с 1904 года назначен ректором Калужской духовной семинарии. С 1909 года — ректор Олонецкой Духовной семинарии.

В 1909—1910 годы архимандрит Никодим занимался просветительской и миссионерской деятельностью среди карел и финнов. С 9 января 1911 года он был назначен епископом Рыльским, вторым викарием Курской епархии, а с 15 ноября 1913 года — епископом Белгородским, первым викарием Курской епархии.

После Октябрьского переворота иерарх не побоялся открыто встать на защиту Православия и не скрывал своего отрицательного отношения к новой власти.

В 1919 году, во второй день праздника Рождества Христова, был арестован ЧК. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него — арестовали. Через 2 дня после ареста, по приказу комиссара Саенко, епископ Никодим (Кононов) был тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом.

Слайд 7. Позже епископа погребли в Свято-Троицком мужском монастыре и близ раки святителя Иоасафа Белгородского.

1 ноября 1981 года решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 10 ноября.

Слайд 8. 2 ноября 2012 года на месте бывшего Свято-Троицкого мужского монастыря были обретены мощи священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского. Рака с мощами святителя в настоящее время находится в храме Белгородской митрополии РПЦ.

29 октября 2017 года митрополит Иоанн (Попов) совершил чин великого освящения и первую литургию в храме в честь священномученика.

Ученик 4. Слайд 9. Архиепископ Онуфрий (Антон Максимович Гагалюк) родился 2 апреля 1889 года в посаде Ополе Люблинской губернии в семье бедных и простых людей: отец его крестьянин, бывший солдат – ефрейтор крепостной артиллерии, работал лесником в Люблинской губернии. Мать- Екатерина, из бедных мещанских девушек, домашняя хозяйка.

Антон окончил Холмское духовное училище, затем Холмскую духовную семинарию. 5 октября 1913 года принял монашеский постриг с именем Онуфрий в честь Онуфрия Великого, был рукоположён в сан иеродиакона, а затем в иеромонаха. В 1915 году окончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Пастырско-миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковском монастыре Херсонской епархии. В 1922 году был возведён в сан архимандрита и переведен в Кривой Рог настоятелем Никольского храма. С 4 февраля 1923 года служит епископом Елизаветоградским, викарием Херсонской епархии, но спустя всего шесть дней после хиротонии, епископ Онуфрий был арестован, а 2 мая его освободили с подпиской о выезде из Одесской губернии. В октябре 1923 года вновь арестован, отправлен в Харьковскую тюрьму. и в январе 1924 года освобождён под подписку о невыезде из Харькова. В декабре 1926 года вновь арестован и выслан на Север, в село Кудымкар, где владыке было запрещено читать церковные молитвы в храме во время богослужений и петь на клиросе. В ссылке он продолжал писательскую деятельность. В октябре 1928 года был арестован и заключён в тюрьму города Тобольска, откуда его по этапу его отправили в ссылку в город Сургут на Оби, а затем в дальнее село Уват.

В конце 1929 году переведён в Центральную Россию и проживал в городе Старый Оскол. После того как митрополит Сергий учредил там новую епархию, он назначил владыку епископом Старо-Оскольским. Власти разрешили ему совершать богослужения только в одном храме Старого Оскола и запретили выезжать в районы епархии. Епископ Онуфрий был очень любим своей паствой за благочестие, молитвенно-истовое служение.

В марте 1933 году был арестован, три месяца находился в тюрьме города Воронежа, а с 11 августа назначен епископом Белгородским, управляющим Курской епархией. С 22 ноября 1933 года — епископ Курский, а с 30 января 1934 года — архиепископ Курский и Обоянский. В этой епархии ему было разрешено служить только в одном храме.

Слайд 10. Антон Максимович Гагалюк был арестован в июле 1935 года по обвинению в создании контрреволюционной группировки, и 4 декабря 1935 приговорён к лишению свободы сроком на десять лет. Архиепископ был отправлен отбывать наказание на Дальний Восток и находился в совхозе НКВД на станции Средне-Белая Амурской области.

27 февраля 1938 года против него было возбуждено новое уголовное дело. Антон Максимович был отправлен в тюрьму в Благовещенск Хабаровского края. 17 марта приговорён к смертной казни, а затем расстрелян 1 июня 1938 года. Погребен в общей безвестной могиле.

В 1995 году, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архиепископ Онуфрий был причислен к лику местночтимых святых Курской епархии. С 2003 года его имя входит в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; новомучеников и исповедников Белгородских, Екатеринославских (Украина.) и Слободского края; Воронежских, Одесских, Курских и Херсонских (Украина.) святых. Поминается святой 19 мая.

Ученик 5. Слайд 11.Антоний, епископ Белгородский (в миру Панкеев Василий Александрович) родился 1 января 1892 года в селе Садовое Херсонского уезда и губернии в семье священника. В 1912 году окончил Одесскую духовную семинарию по первому разряду и поступил в Киевскую духовную академию. 10 января 1915 года принял монашеский постриг с именем Антоний и 17 января того же года был рукоположен во иеродиакона. В феврале 1915 иеродиакон Антоний был направлен на фронт для совершения богослужений, а в мае 1915 года он вернулся в Петроград, где 24 мая был рукоположен во иеромонаха епископом Анастасием (Александровым) в храме Рождества Пресвятой Богородицы при Василеостровском городском начальном училище. Сразу же после рукоположения иеромонах Антоний уехал на фронт в качестве настоятеля одной из походных церквей Всероссийского национального союза.

В 1917 г. окончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был направлен на служение в Одессу, где вскоре возведен в сан игумена. Преподавал в Одесской духовной семинарии до ее закрытия в 1920 году.

27 августа 1924 Антоний был назначен епископом Мариупольским, викарием Екатеринославской епархии. Хиротонию совершили патриарх Тихон (Беллавин) с сонмом православных архиереев. В конце 1924 года епископ Антоний был арестован и сослан в Харьков, откуда продолжал управлять викариатством.

В сентябре 1926 года был арестован в Харькове и переправлен в Москву, где был помещен в Бутырскую тюрьму. Был приговорён к 3 годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения и в 1929 году был сослан на 3 года в Енисейск. В ссылку был отправлен этапом через Ленинград. В Ленинградской пересыльной тюрьме заболел туберкулезом легких, что задержало дальнейшую отправку. По окончании ссылки в 1932 году обратился к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой о назначении на кафедру.

21 ноября 1933 года назначен на Белгородскую кафедру, преобразованную из викариатства Курской епархии, и 25 февраля 1935 года был арестован по обвинениям обновленцев и григорианцев.

11 сентября того же года, специальной коллегией Курского областного суда был приговорен к 10 годам заключения в Дальлаге Хабаровского края. В начале марта был перевезен из лагеря в Благовещенскую тюрьму и 17 марта 1938 года тройкой при УНКВД по Хабаровскому краю был приговорен к расстрелу.

Слайд 12. Приговор был приведен к исполнению 1 июня 1938 года в городе Благовещенске Амурской области. Похоронен в общей безвестной могиле.

7 декабря 1996 года был реабилитирован. В августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Память 19 мая, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Белгородских, Соловецких и Екатеринославских (Украина), а также в Соборах Курских и Одесских святых.

Отчёт ученика о поисковой работе. Слайд 12. В городе Короча стоит уже многие годы, закрытый полуразрушенный Покровский храм. Последним настоятелем здесь был новомученник протоиерей Пётр Маккавеев. О его жизни я узнал из книги священника Владимира Русина «Виноградник владыки Онуфрия».

Протоиерей Петр Алексеевич Маккавеев родился 20 августа 1878 года в селе Малый Крупец Трубчевского уезда Красносельской волости Орловской губернии По словам исследователей, его отец, священник Алексей Маккавеев, был «непроходимо беден». Умер он, когда мальчику было всего 5 лет. Хорошее образование Петр Маккавеев получил «благодаря живой глубокой религиозности и отличным способностям». Учился он в духовном училище, Орловской духовной семинарии, а затем и в Казанской духовной академии, которую окончил в 1904 году со званием кандидата богословия и правом преподавания в семинарии. Далее служил по духовно-учебному ведомству: в родной Орловской губернии; на западе Российской империи Значительный период жизни протоиерея Петра Маккавеева связан с Крымом. В 1911 году он перешел на службу в Министерство народного просвещения, переехал в город Феодосию и был назначен в Феодосийское реальное училище на должность преподавателя Закона Божия. С 1919 года отец Петр стал настоятелем Свято- Николаевской военной церкви в Феодосии. Осенью 1923 года причиной ареста отца Петра Маккавеева и других священников была верность православию. Их обвинили в открытой агитации за «бывшего Патриарха Тихона. По истечении срока ссылки на Кавказе, протоиерею Петру Маккавееву запретили вернуться в Феодосию. Он обратился за помощью к бывшему своему ученику, а с 1933 года епископу Курскому Онуфрию (Гагалюку). Они встретились в конце февраля 1934 года в Курске.

Владыка Онуфрий помог бывшему ссыльному священнику устроиться в Корочу, находившуюся под омофором епископа Белгородского Антония (Панкеева). Из Курска отец Петр отправился в Белгород для официального назначения. С собой он вез от владыки Онуфрия на имя епископа Антония сопроводительный пакет.

Владыка Анатолий (Панкеев) предложил протоиерею Петру Алексеевичу Маккавееву, 1887 года рождения, стать благочинным Корочанского округа, но священник Петр вынужден был отказаться из-за физической слабости и болезни (туберкулез). В следственном деле 1935 г. есть информация о том, что священник Пётр был кандидатом на архиерейскую кафедру в Крым, но этому с одной стороны препятствовали болезни, с другой стороны – власти.

Слайд 13. Поначалу священник Пётр был назначен в главный храм Корочи, но уже 1 апреля 1934 г. был передан в слободскую Покровскую церковь Белгородской области города Корочи, где служили до февраля 1935 года.

Слайд 14. Священник Пётр служил по монастырскому уставу, совершая службы ежедневно и утром, и вечером, делая лишь небольшой перерыв в середине дня. Эти службы, несмотря на них продолжительность, привлекали многих верующих и из Корочи, и из окрестных сёл. Особенно раздражало власти то, что к священнику Петру тянулись дети. Протоиерей Пётр обладал поэтическим талантом, писал стихотворения на религиозно-нравственные темы. Стихи священник Пётр отправлял своим духовным чадом. Архивные документы свидетельствуют, что спецколлегия Курского облсуда от 11/09/1935 обвинила священника в «антисоветской деятельности». Статья 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор – 10 лет ИТЛ.

Священник Пётр, судя по документам, проходил по новому делу с Владыкой Антонием (Панкеевым), а также с другими священнослужителями Курской области, в числе которых были жители Корочанского района.

Судебное заседание Спецколлегии Курского облсуда состоялось 10-11 сентября 1935 г. Священник Пётр не признавал себя виновным, однако признался, что был недоволен антирелигиозной политикой государства.

После суда священник Петр подал кассационную жалобу, но 1 июля 1936 г. на нее последовал отказ.

Слайд 15. Согласно существующим документам, (особая тройка УНКВД Ленинградской обл. 30/06/1938. Статья ст.58-10 УК РСФСР. Приговор – высшая мера наказания – расстрел). П.А.Маккаевеев был направлен в Ленинградскую область, Лодейно-Польский ИТЛ (Свирьлаг) и был расстрелян 10 июля 1938 года. Похоронен в общей безвестной могиле.


Знаю, многое стерпит бумага,

Но немногое стерпит гранит.

Камнем строчка на сердце лежит,

Комом памяти в горле стоит –

Здесь покоятся жертвы Свирьлага!


Собираю всю волю в кулак.

Свирь, ответь, как же так своевольно

Кто-то чёрной рукой недостойной

Приписал тебе горькое ЛАГ?


Как звенящее имя твоё

Стало жутким синонимом смерти?

Вы попробуйте в это поверьте?!

Но не верится. А вороньё


Учит каркать птенцов молодых

Над гектаром могил безымянных.

Вот он, край наш сосновый, духмяный –

Край писателей, урок, святых!


Знаю, многое стерпит бумага,

Но немногое стерпит гранит.

Камнем строчка на сердце лежит,

Комом памяти в горле стоит –

Здесь покоятся жертвы Свирьлага!


Автор: Алексей Гушан.

Петр Алексеевич Маккавеев был реабилитирован 12 июля 1996 года.

Отчёт ученика о работе с документами школьного музея об исповеднике села Ломово священнослужителе Слюнине Александре Алексеевиче.

Слайд 16. Слюнин Александр Алексеевич, родился в 1884 году в селе Ломово в семье священника, о котором известно лишь то, что « Алексей Николаевич Слюнин в службе с 1867; диакон Порфирий Михаил Федорович; псаломщик Максим Семенович Колонутов. (3;114). (Белгородский областной архив). По переписи 1885 г. В селе Ломово Ново-Слободской волости Корочанского уезда было 328 дворов, 2009 жителей (1035 мужчин и 974 женщины). В селе было 16 «промышленных заведений» и 2 торговые лавки. (Белгородская энциклопедия. Стр.234).Учился Александр в местной школе, которая открылась в 1876 году. Деревянное школьное здание было построено на средства местного общества и располагалось на выгоне, около церкви. Занятия вела учительница, окончившая прогимназию. Школа была трехлетняя, её посещали только дети из села Ломово. В их числе были и дети священника. Где в дальнейшем Слюнины получили образование неизвестно.

Слайд 16. На фотографию архивной записи Корочансого благочиния значилось: «Список священно – церковных служителей благочинного округа Корочанского уезда Курской Епархии за 1919 год.

Священник-благочинный Александр Алексеевич Слюнин – 35лет, окончил три курса Казанского университета, работал дьяком, а затем священником в селе Ломово. Женат. Жена – Елена Ивановна, 30лет. Дети: Зинаида-10лет, Ольга-5лет,

Имеет награду – скуфью».

Как свидетельствует запись в истории села Ломово, в 1930 году в селе вспыхнуло восстание, причиной которого явилось недовольство жителей начавшейся коллективизацией. Местные коммунисты заставили священника прочитать лекцию для жителей села о вреде религии, в конце которой он сказал - "Но все, что сейчас происходит несовместимо с религией". Ночью пришли, его арестовали, а его жену Слюнину Елену Ивановну с пятью детьми (Зина, Лариса, Ольга, Евгений, и одна приемная дочь) выгнали из дома.

Слайд 18-19. Некоторых ломовчан сослали на Соловецкие острова, в их числе был и священник Слюнин Алексей Александрович.

Уезжая, он оставил Стрябковой (Городовой) Ксении Герасимовне свой деревянный сундук. В этом сундуке находились книги, среди которых были и сочинения В. И. Ленина. Слюнин А. А., оказывается, учился в Казанском университете с будущим вождем Октябрьской революции. По окончанию университета, он должен был работать юристом в Казани, но тут умирает его отец. Александр Алексеевич был обязан бросить Казань и принять чин умершего отца и переехав в село Ломово.

После ссылки священника начальные классы из здания школы перевели в его дом – «Попов дом». Позже там жила семья Головковых: Ивана Петровича и Нины Егоровны. Остальные учащиеся учились в старой школе около церкви.

В это время детей учила дочь священника Слюнина Ольга Алексеевна, красавица, умница. Не жалея своих сил и времени, несла она знания сельским ученикам. Потом Ольга Алексеевна переехала в г. Белгород, вышла замуж и поддерживала связь со своим деверем Мелешковым Николаем Александровичем, учителем физкультуры Алексеевской школы Корочанского района. Тот факт, что она - дочь священника, Ольга вынуждена была скрывать, потому что в то время религия преследовалась, и она не смогла бы работать в советской школе. Умирая, Ольга призналась присутствующим женщинам, что она – дочь священника и попросила похоронить ее по-христиански.

В школьном музее сохранились воспоминания жительницы села Ломово Антоненко Клары Сергеевны: «В селе Ломово, в конце улицы ныне имени А. И. Мозгового, стоял дом священника, в котором до войны учились дети. Во время войны, до оккупации села, наши воины ночевали в этом здании, а мирные жители укрывались от бомбежек в подвале этого здания. Они часто поминали добрым словом семью священника Слюнина Александра Алексеевича. Все они были добрыми, отзывчивыми людьми и поэтому народ сокрушался о постигшем их горе…»

Как свидетельствует запись в истории села Ломово, в 40-м году священник вернулся из Соловков совершенно больной и жил в доме недалеко от храма. Какое то время он совершал службу. В 1943 году немцы оккупировали село. Но 7 февраля 1943 года село Ломово и прилегающие хутора Хрящевое и Гремячье были освобождены от фашистов. Погибших красноармейцев похоронили в нескольких местах. Одна из могилок находилась недалеко от полуразрушенного храма, пострадавшего от бомбёжки. Жители разобрали иконы по домам, а батюшка вскоре умер. Его похоронили у апсиды с правой стороны храма, поставив деревянный крест. Дата его смерти не сохранилась, но многие жители рассказывали своим малолетним детям о нем и его семье много хорошего: об их доброте и отзывчивости, заботливом отношении к бедствующим и больным, об их участии в обучении грамоте детей крестьян».

Слайд 20. Шли годы. Село обустраивалось, а полуразрушенный храм покрыли крышей и стали использовать как колхозный склад, а сердобольные жительницы села приходили ухаживать за могилкой батюшки, поминали имя его в храме Параскевы Пятницы села Заячье, куда ходили на службу. (Из воспоминаний старосты Свято – Никольского храма Оспищевой П.Е.)

В книге «Жертвы политического террора в СССР» было указано, что Слюнин Алексей Александрович арестован 13 апреля 1930 г. Приговорен: ТРОЙКА ПРИ ПП ОГПУ ПО ЦЧО 23 июня 1930 г., обв.: по ст. 58-10, 11 УК Приговор: на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 30 декабря 1999 г.».

(Источник: Книга памяти Белгородской обл. ttp://lists.memo.ru/d30/f307.htm).

В мае 2009 года были начаты работы по реконструкции храма по установленным церковным канонам

Слайд 21. 22 мая 2010 года, в день перенесение мощей святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил чин освящения отреставрированного храма. По окончании чина освящения храма, архиепископ Иоанн в сослужении благочинного Корочанского округа протоиерея Михаила Усатого, протоиерея Димитрия Карпенко, секретаря Белгородского епархиального управления, священника Владимира Кузнецова настоятеля храма Параскевы Пятницы села Заячье Корочанского района, священника Александра Кагарлыкского, настоятеля Успенского храма села Алексеевка Корочанского района, священника Александра Костюка, настоятеля Никольского храма села Ломово Корочанского района, совершил первую Божественную литургию в освященном храме. По окончании Литургии во дворе при большом стечении жителей и гостей состоялся торжественный акт передачи нового храма Белгородской и Старооскольской епархии».

Слайд 22. К этому дню была обновлена и могила священника Слюнина А.А. Настоятель храма и прихожане с любовью ухаживают за ней. Она утопает в цветах.

Слайд 23. В 2012 году батюшка Александр (Костюк) нашел внука Александра Алексеевича - Хорошуна Михаила Васильевича, который с женой приехал в мае в село Ломово для участия в мероприятиях, посвящённых 200 – летию Свято – Никольского храма. Он рассказал о том , что жена священника умерла в 1967 году и похоронена в селе Мантурово Курской области. Из детей был жив только Евгений Александрович Слюнин 1925 года рождения, ветеран Великой Отечественной войны, но он уже слаб и болен. Сожалеет о том, что не сможет посетить могилку отца и храм, в котором его отец верой и правдой служил много лет за что и понёс наказание властей.

Учитель: Слайд 24. Итак, подведем краткие итоги: в начале урока мы узнали о страшных страницах истории, когда разрушались храмы и монастыри. О временах гонения на христиан в Святом Белогорье, о священниках нашего благочиния, которые служили Христу и пострадали за Христа. Подобно воплотившемуся Сыну Божию, закончили свою земную жизнь мученической смертью. Как Иисус Христос был послушен Отцу даже до смерти, и смерти крестной, так и святые мученики явили верность Богу даже до смерти. Хотя казнь (страдания, жертвенность) их была иной по форме и совершалась в другом месте, но по сути - это сораспятие Христу - является христианским подвигом.

Почему же православная церковь чтит новомучеников Российских?

Ученик: Почитание – это не просто память. Мы соедины с теми кто в вечности, кто у Бога, у которого все живы. Я хочу, чтобы то, о чем мы сегодня узнали, никогда бы не повторилось в будущей истории православия России. Однако мы не должны жить и без исторической памяти. Народ, не почитающий своих предков, и в особенности своих святых предков, не может иметь будущего. Почитание новомучеников и исповедников XX века - это наш сыновний долг.

Учитель: Пусть «в память вечную будет праведник», а наше вера, надежда и любовь к Богу, добрые дела, милосердие и миролюбие станут достойным примером подражания для многих. Вспоминая героический христианский подвиг наших соотечественников, каждый из нас, по православной традиции, мог сказать: «Святые мученики, исповедники Российские, молите Бога о нас!».

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по главе «Святость земли Русской». Повторить § 19.4.

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Подвиг новомучеников и исповедников белгородских».

Автор: Краснокутская Людмила Алексеевна

Дата: 15.01.2018

Номер свидетельства: 450075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Новомученники и исповедники белгородские."
    ["seo_title"] => string(46) "novomuchienniki_i_ispoviedniki_bielghorodskiie"
    ["file_id"] => string(6) "450078"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1516017735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства